Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 18 ноября 2013 г. N 681н
"Об утверждении профессионального стандарта "Специалист по реабилитационной работе в социальной сфере"
В соответствии с пунктом 22 Правил разработки, утверждения и применения профессиональных стандартов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22 января 2013 г. N 23 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, N 4, ст. 293), приказываю:
1. Утвердить прилагаемый профессиональный стандарт "Специалист по реабилитационной работе в социальной сфере".
2. Установить, что профессиональный стандарт "Специалист по реабилитационной работе в социальной сфере" применяется работодателями при формировании кадровой политики и в управлении персоналом, при организации обучения и аттестации работников, заключении трудовых договоров, разработке должностных инструкций и установлении систем оплаты труда с 1 января 2015 года.
Министр |
М. Топилин |
Зарегистрировано в Минюсте РФ 19 декабря 2013 г.
Регистрационный N 30658
Настоящий профессиональный стандарт применяется работодателями при формировании кадровой политики и в управлении персоналом, при организации обучения и аттестации работников, заключении трудовых договоров, разработке должностных инструкций и установлении систем оплаты труда с 1 января 2015 г.
См. справку о профессиональных стандартах
См.:
должностную инструкцию руководителя реабилитационного подразделения
должностную инструкцию реабилитолога
Профессиональный стандарт
Специалист по реабилитационной работе в социальной сфере
|
11 |
|
Регистрационный номер |
I. Общие сведения
Предоставление комплексной реабилитационной помощи уязвимым категориям граждан |
|
|
|
03.007 |
|
(наименование вида профессиональной деятельности) |
|
Код |
Основная цель вида профессиональной деятельности:
Социальная реабилитация категорий граждан, которые находятся в ситуации социальной дезадаптации или в ситуации риска ограничения жизнедеятельности и нарушения продуктивного взаимодействия с социальной средой: дети с ограниченными возможностями здоровья и (или) с инвалидностью, психическими расстройствами, пострадавшие вследствие участия в военных конфликтах, террористических актах, после различных типов аварий и катастроф, ставшие жертвами домашнего, сексуального и физического насилия; дети и подростки - сироты; дети и подростки, не имеющие постоянного места жительства, с различными видами тяжелой зависимости (алкоголизм, наркомания и другие зависимости); несовершеннолетние, находящиеся в конфликте с законом, условно осужденные или находящиеся в пенитенциарной системе; трудоспособное население - граждане с инвалидностью, психическими расстройствами, пострадавшие вследствие участия в военных конфликтах, террористических актах, после различных типов аварий и катастроф, ставшие жертвами домашнего, сексуального и физического насилия; не имеющие постоянного места жительства, с различными видами тяжелой зависимости (алкоголизм, наркомания и другие зависимости); пожилые люди с тяжелыми хроническими заболеваниями |
Группа занятий:
Руководители функциональных и других подразделений и служб |
Психологи |
||
Преподаватели в системе специального образования |
Специалисты в сфере социальных проблем |
||
(наименование) |
(код ОКЗ) |
(наименование) |
Отнесение к видам экономической деятельности:
Деятельность в области обязательного социального обеспечения |
|
(наименование вида экономической деятельности) |
II. Описание трудовых функций, входящих в профессиональный стандарт (функциональная карта вида профессиональной деятельности)
Обобщенные трудовые функции |
Трудовые функции |
||||
код |
наименование |
уровень квалификации |
наименование |
код |
уровень (подуровень) квалификации |
А |
Социальная реабилитация уязвимых категорий населения |
6 |
Социально-психологическая и социально-педагогическая реабилитация несовершеннолетних клиентов |
А/01.6 |
6 |
Социально-психологическая и трудовая реабилитация трудоспособных клиентов |
А/02.6 |
6 |
|||
Социальная и трудовая реабилитация пожилых людей с тяжелыми хроническими заболеваниями |
А/03.6 |
6 |
|||
В |
Организация реабилитационной помощи уязвимым категориям населения |
7 |
Организация и управление реабилитационным случаем |
В/01.7 |
7 |
Консультирование специалистов учреждений социальной сферы |
В/02.7 |
7 |
III. Характеристика обобщенных трудовых функций
3.1. Обобщенная трудовая функция
Наименование |
Социальная реабилитация уязвимых категорий населения |
Код |
А |
Уровень квалификации |
6 |
Происхождение обобщенной трудовой функции |
Оригинал X |
Заимствовано из оригинала |
|
|
|
|
Код оригинала |
Регистрационный номер профессионального стандарта |
Возможные наименования должностей |
Специалист по комплексной реабилитации (реабилитолог) |
| |
Требования к образованию и обучению |
Высшее образование Дополнительное профессиональное образование по специальным программам |
Требования к опыту практической работы |
- |
| |
Особые условия допуска к работе |
К работе не допускаются лица, имеющие или имевшие судимость за преступления, состав и виды которых установлены законодательством Российской Федерации |
Дополнительные характеристики
Наименование документа |
Код |
Наименование базовой группы, должности (профессии) или специальности |
Специалисты в сфере социальных проблем |
||
|
Психологи |
|
|
Преподаватели в системе специального образования |
|
|
|
|
Клиническая психология, профиль профессиональной деятельности - специалист по реабилитационной работе в социальной сфере |
||
Специальная психология, профиль профессиональной деятельности - специалист по реабилитационной работе в социальной сфере |
||
220004 |
Социальная структура, социальные институты и процессы, профиль профессиональной деятельности - специалист по реабилитационной работе в социальной сфере |
|
Социальная педагогика, профиль профессиональной деятельности - специалист по реабилитационной работе в социальной сфере |
||
Специальное (дефектологическое) образование, профиль профессиональной деятельности - специалист по реабилитационной работе в социальной сфере |
||
Специальная дошкольная педагогика и психология, профиль профессиональной деятельности - специалист по реабилитационной работе в социальной сфере |
3.1.1. Трудовая функция
Наименование |
Социально-психологическая и социально-педагогическая реабилитация несовершеннолетних клиентов |
Код |
А/01.6 |
Уровень (подуровень) квалификации |
6 |
Происхождение трудовой функции |
Оригинал X |
Заимствовано из оригинала |
|
|
|
|
|
Код оригинала |
Регистрационный номер профессионального стандарта |
Трудовые действия |
Диагностика и оценка психосоциального статуса, педагогической запущенности, реабилитационного потенциала несовершеннолетнего |
Выявление и оценка ресурсов семьи, значимого для реабилитанта окружения | |
Составление прогноза социально-психологической и социально-педагогической реабилитации несовершеннолетнего, согласование его со специалистами реабилитационной команды, при необходимости - корректировка прогноза | |
Разработка социально-психологического раздела индивидуального маршрута реабилитации и согласование его с руководителем подразделения (организатором реабилитационного случая), членами реабилитационной команды, реабилитантом и его законными представителями | |
Доведение до сведения реабилитанта и(или) его законных представителей алгоритма и процедуры реализации социально-психологического и социально-педагогического разделов индивидуального маршрута реабилитации, получение письменного согласия на ведение случая | |
Консультирование реабилитанта, его законных представителей, специалистов образовательных, социозащитных и медицинских организаций по вопросам социально-психологической реабилитации несовершеннолетнего | |
Разработка рекомендаций и оказание помощи реабилитанту-инвалиду в организации реабилитационной среды, обустройстве его жизненного пространства, преодолении психологических барьеров при использовании реабилитационного оборудования; психологическая адаптация к техническим средствам реабилитации | |
Консультирование семьи, формирование группы психологической поддержки для реабилитанта и членов его семьи, в том числе с участием семей других реабилитантов | |
Выбор программы социокультурной реабилитации, реабилитационного досуга и обеспечение реабилитанту доступа к этим программам | |
Мониторинг и оценка результатов социально-психологической и социально-педагогической реабилитации | |
Оценка степени риска нарушений адаптации реабилитанта и разработка рекомендаций по его сопровождению после завершения индивидуального маршрута реабилитации | |
Отслеживание динамики психосоциального статуса реабилитанта | |
Документирование хода социально-психологической и социально-педагогической реабилитации несовершеннолетнего и составление отчета по их результатам для целей аудита и передача их в соответствующие инстанции | |
Необходимые умения |
Анализировать причины, ставшие основанием для направления несовершеннолетнего на реабилитацию |
Определять оптимальный перечень мероприятий социально-психологической и социально-педагогической реабилитации и очередность их выполнения | |
Прогнозировать результаты реабилитации на основании оценки потребностей, личностных ресурсов и рисков реабилитанта, его жизненной ситуации | |
|
Подбирать эффективные методы социально-психологической и социально-педагогической реабилитации несовершеннолетнего в соответствии с его актуальным состоянием, уровнем развития, возрастом, образованием, социальным статусом |
Определять готовность реабилитанта к участию в индивидуальных и групповых программах реабилитации | |
Владеть методами мобилизации личностных ресурсов реабилитанта его социальной сети | |
Взаимодействовать с членами реабилитационной команды, социальной, медицинской и другими службами по вопросам комплексной реабилитации в интересах реабилитанта | |
Обучать родителей (законных представителей), педагогов образовательных организаций, специалистов медицинских, социозащитных учреждений методам психологической поддержки, воспитания, восстановительного обучения реабилитанта, при необходимости консультировать по вопросам обустройства реабилитационной среды для реабилитанта-инвалида и оптимальным способам адаптации к ней | |
Оценивать результаты реабилитационных мероприятий в соответствии с возможностями самого реабилитанта, его ближайшего окружения и средовых ресурсов | |
Применять методы и технологии психосоциального тренинга, ведения групп психологической поддержки, консультирования, сопровождения и другие технологии и методы социально-психологической и социально-педагогической помощи несовершеннолетним с учетом их ментальных, поведенческих, сенсорных, психомоторных и других особенностей | |
Протоколировать ход обследования, оформлять заключения по результатам индивидуального маршрута реабилитации, готовить отчеты, вести соответствующую документацию | |
Развивать и поддерживать обмен профессиональными знаниями с другими специалистами по комплексной реабилитации | |
Взаимодействовать с членами реабилитационной команды, социальной и медицинской службой и другими организациями по вопросам комплексной реабилитации в интересах реабилитанта | |
Проявлять позитивное отношение, терпимость, выражать эмоциональную поддержку реабилитанту, его законным представителям | |
Необходимые знания |
Законодательство по вопросам образования, опеки и попечительства несовершеннолетних, дополнительных гарантиях, социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, социального обслуживания детей-инвалидов и другая нормативная правовая документация в области оказания психологической, педагогической, реабилитационной помощи несовершеннолетним, законодательство в области защиты персональных данных |
Назначение, критерии отбора и способы использования психодиагностических методик, необходимых для обследований, показания и противопоказания к их использованию в соответствии с состоянием здоровья, возрастом, уровнем потенциального и актуального развития, образования, культуры несовершеннолетнего | |
Процедура психодиагностики, организация и осуществление индивидуального маршрута реабилитации, мониторинг и оценка результатов социально-психологической и социально-педагогической реабилитации несовершеннолетних | |
Методы и технологии социально-психологической и социально-педагогической реабилитации несовершеннолетних | |
Основы практики эргономики, эрготерапии, кинезиотерапии, использования технических средств реабилитации | |
Основы практики социокультурной, психологической, медицинской реабилитации | |
Методы мобилизации личностных, семейных ресурсов несовершеннолетнего, ресурсов значимого для него окружения | |
Основные методы и способы медиации, разрешения конфликтных ситуаций | |
Технологии мониторинга и оценки результатов социально-психологической и социально-педагогической реабилитации | |
Типы документации и способы ее ведения, классификация плановых документов, процедура их согласования и принятия | |
Другие характеристики |
Соблюдение правил профессиональной этики и деонтологии |
3.1.2. Трудовая функция
Наименование |
Социально-психологическая и трудовая реабилитация трудоспособных клиентов |
Код |
А/02.6 |
Уровень (подуровень) квалификации |
6 |
Происхождение трудовой функции |
Оригинал X |
Заимствовано из оригинала |
|
|
|
|
|
Код оригинала |
Регистрационный номер профессионального стандарта |
Трудовые действия |
Диагностика и оценка психосоциального, социально-психологического, трудового потенциала реабилитанта, составление письменного заключения по результатам диагностики |
Профессиональная диагностика реабилитанта | |
Выявление и оценка ресурсов семьи, значимого окружения реабилитанта | |
Составление прогноза результатов трудовой и социально-психологической реабилитации, согласование его со специалистами реабилитационной команды, при необходимости корректировка | |
Разработка раздела трудовой и социально-психологической реабилитации, индивидуального маршрута реабилитации, программы профессиональной реабилитации, согласование их с руководителем подразделения (организатором реабилитационного случая) и членами реабилитационной команды, реабилитантом, при необходимости - с ближайшим окружением реабилитанта | |
Доведение до сведения и подробное описание реабилитанту алгоритма и процедуры реализации трудового и социально-психологического разделов индивидуального маршрута его реабилитации, получение письменного согласия на ведение случая | |
Профессиональное и психологическое консультирование реабилитанта | |
Психологическая поддержка реабилитанта в процессе поиска работы и сохранения рабочего места | |
Помощь при необходимости реабилитанту-инвалиду в организации реабилитационной среды, обустройстве его жизненного пространства, преодолении психологических барьеров при использовании реабилитационного оборудования, психологической адаптации к техническим средствам реабилитации | |
Семейное консультирование, формирование группы психологической поддержки для реабилитанта и членов его семьи, в том числе с участием семей других реабилитантов | |
Мониторинг трудовой и социально-психологической реабилитации, отслеживание реабилитационного результата | |
Оценка степени риска нарушений адаптации реабилитанта и разработка рекомендаций по его социально-психологическому сопровождению после завершения индивидуального маршрута реабилитации | |
Необходимые умения |
Владеть методами профессионального консультирования, направленного на формирование адекватного профессионального самоопределения, разработку и реализацию личного карьерного плана, коррекцию неадекватных трудовых установок реабилитанта |
Владеть методами семейного консультирования, направленного на мобилизацию поддерживающих ресурсов семьи | |
Владеть методами диагностики и оценки реабилитационного потенциала клиента, навыками оценки его состояния по данным врачебной медико-физиологической оценки | |
Определять готовность реабилитанта к участию в индивидуальных и групповых программах реабилитации | |
Определять приоритетность и очередность выполнения реабилитационных мероприятий | |
Оценивать индивидуальный прогресс реабилитанта | |
Протоколировать ход обследования, оформлять заключения по результатам, готовить отчеты, вести соответствующую документацию | |
Развивать и поддерживать обмен профессиональными знаниями с другими специалистами по комплексной реабилитации | |
Взаимодействовать с членами реабилитационной команды, социальной и медицинской службой и другими организациями по вопросам комплексной реабилитации в интересах реабилитанта | |
Проявлять позитивное отношение к гражданину, терпимость, выражать эмоциональную поддержку | |
Необходимые знания |
Законодательство в области социальной защиты инвалидов, социального обслуживания населения, охраны здоровья граждан, национальные стандарты в области предоставления реабилитационных услуг инвалидам и другие нормативно-правовые акты в области трудового, гражданского и семейного законодательства, защиты персональных данных |
Критерии оценки индивидуальной нуждаемости гражданина в социально-психологической и трудовой реабилитации | |
Спрос и предложение рабочей силы различных специальностей и квалификации на региональном рынке труда, процесс найма и практика трудоустройства реабилитантов | |
Процедура подачи жалоб, разрешение трудовых споров в суде | |
Цели, формы и методы трудовой экспертизы | |
Технические средства реабилитации | |
Методы профессиональной диагностики, профессионального отбора и подбора | |
Основы теории и практики трудовой, социально-психологической реабилитации | |
Методы индивидуального и семейного консультирования | |
Методы и способы медиации, разрешения конфликтных ситуаций | |
Техники эффективной коммуникации с реабилитантами, в т.ч. с особыми потребностями здоровья (сенсорными, психическими и другими нарушениями) | |
Основы практики эргономики, эрготерапии, кинезиотерапии, использования технических средств реабилитации | |
Технология проведения мониторинга и оценка результатов трудовой и социально-психологической реабилитации | |
Типы и объем документации и способы ее заполнения (ведения), классификация плановых документов, процедуры их согласования и принятия | |
Другие характеристики |
Соблюдение правил профессиональной этики и деонтологии |
3.1.3. Трудовая функция
Наименование |
Социальная и трудовая реабилитация пожилых людей с тяжелыми хроническими заболеваниями |
Код |
А/03.6 |
Уровень (подуровень) квалификации |
6 |
Происхождение трудовой функции |
Оригинал X |
Заимствовано из оригинала |
|
|
|
|
|
Код оригинала |
Регистрационный номер профессионального стандарта |
Трудовые действия |
Диагностика и оценка психосоциального, социально-психологического, трудового потенциала реабилитанта, составление письменного заключения по результатам диагностики |
Выявление и оценка ресурсов семьи, значимого окружения реабилитанта | |
Оценка возможности самостоятельного проживания реабилитанта и получения им реабилитационных услуг в домашних условиях, определение факторов риска | |
|
Прогнозирование результатов социальной и трудовой реабилитации клиента, согласование прогноза со специалистами реабилитационной команды, при необходимости корректировка |
Разработка социального и трудового разделов индивидуального маршрута реабилитации, согласование их с руководителем подразделения (организатором реабилитационного случая) и членами реабилитационной команды, реабилитантом, при необходимости - с членами его ближайшего окружения | |
Доведение до сведения, подробное описание реабилитанту алгоритма реализации социального, психологического и трудового раздела индивидуального маршрута реабилитации, получение письменного согласия на ведение случая | |
Разработка совместно с реабилитантом его личного профессионального плана, направленного на определение оптимальной для него профессиональной деятельности и трудовой занятости, способов его реализации (обучение, переобучение, овладение новыми навыками и т.д.), при необходимости коррекция профессиональных притязаний | |
Формирование у реабилитанта индивидуальных механизмов психологической защиты, психологической толерантности в ситуации постоянно стрессирующего воздействия болезни и (или) социальной среды, повышение эмоциональной стабильности, профилактика деструктивного поведения, направленного на самоизоляцию и одиночество | |
Помощь в подборе технических средств реабилитации, обустройстве жизненного пространства реабилитанта-инвалида, преодолении психологических барьеров в использовании реабилитационного оборудования | |
Психологическое консультирование реабилитанта | |
Семейное консультирование, формирование группы психологической поддержки для реабилитанта и членов его семьи, в том числе с участием семей других реабилитантов | |
Включение реабилитанта в программы творческой и социокультурной реабилитации | |
Мониторинг социальной и трудовой реабилитации и отслеживание реабилитационного результата | |
Документирование хода социальной и трудовой реабилитации и составление отчетов по ее результатам для целей аудита | |
Необходимые умения |
Подбирать достоверные методы диагностики для исследования отношения реабилитанта к своему состоянию, трудовой занятости, лечению, качеству жизни, характеру и способам решения проблем, социальных связей и отношений с семьей (близкими), интересов, хобби и повседневных занятий, мобильности, мотивации на оптимальную независимость, самопомощь и т. д. |
Определять готовность реабилитанта к реализации программ социального и профессионально-трудового раздела индивидуального маршрута реабилитации, участию в индивидуальных и групповых программах реабилитации. Взаимодействовать с членами реабилитационной команды, социальной, психологической и медицинской и другими службами по вопросам комплексной реабилитации в интересах реабилитанта | |
Определять приоритетность и очередность выполнения реабилитационных мероприятий | |
Мобилизовывать личностные ресурсы реабилитанта, направленные на поддержание его социальных связей, интереса к повседневным занятиям или определение новых, требующих доступных усилий и позитивного взаимодействия с микросоциумом | |
Определять совместно с реабилитантом его жизненные стратегии | |
Проводить консультирование реабилитанта, направленное на самоосознание, переосмысление собственной жизни, самоопределение, поддержку его на основных этапах приспособления к мысли о смерти, снижение страха смерти | |
Проводить семейное консультирование, направленное на коррекцию взаимоотношений с реабилитантом, обучение членов семьи оптимальным способам организации его жизни, формированию продуктивных стереотипов взаимодействия в семье | |
Проводить профилактику синдрома эмоционального выгорания у членов семьи, лиц, осуществляющих уход, нивелировать влияние синдрома на отношение к реабилитанту | |
Протоколировать ход обследования, оформлять заключения по результатам, готовить отчеты, вести соответствующую документацию | |
Развивать и поддерживать обмен профессиональными знаниями с другими специалистами по комплексной реабилитации | |
Взаимодействовать с членами реабилитационной команды, социальной и медицинской службой и другими организациями по вопросам комплексной реабилитации в интересах реабилитанта | |
Проявлять позитивное отношение к клиенту, терпимость, выражать ему эмоциональную поддержку | |
Необходимые знания |
Законодательство в области социального обслуживания, социальной защиты населения, граждан пожилого возраста и инвалидов, охраны здоровья граждан, национальные стандарты в области предоставления реабилитационных услуг гражданам пожилого возраста и инвалидам и другие регулирующие документы в области трудового, гражданского и семейного законодательства, защиты персональных данных |
Критерии оценки индивидуальной нуждаемости гражданина в реабилитационной помощи | |
Процесс найма и практику трудоустройства реабилитантов | |
Основы теории и практики геронтологии, геронтопсихологии | |
Основы теории и практики трудовой, социокультурной, психологической, медицинской реабилитации пожилых людей | |
Основы теории и практики паллиативной помощи | |
Реабилитационные ресурсы территории проживания клиента | |
Методы индивидуального и семейного консультирования | |
Технические средства реабилитации | |
Методы и способы медиации, разрешения конфликтных ситуаций | |
Основы практики эргономики, эрготерапии, кинезиотерапии | |
Технологии проведения мониторинга и оценка результатов социальной и трудовой реабилитации | |
Технология организации анализа и составления отчетов | |
Техники эффективной коммуникации с реабилитантами, в том числе с особыми потребностями здоровья (сенсорными, психическими и другими нарушениями) | |
Методы индивидуального и семейного консультирования | |
Правила профессиональной этики и деонтологии | |
Другие характеристики |
Соблюдение правил профессиональной этики и деонтологии |
Нумерация подразделов приводится в соответствии с источником
3.3. Обобщенная трудовая функция
Наименование |
Организация реабилитационной помощи уязвимым категориям населения |
Код |
В |
Уровень квалификации |
7 |
Происхождение обобщенной трудовой функции |
Оригинал X |
Заимствовано из оригинала |
|
|
|
|
|
Код оригинала |
Регистрационный номер профессионального стандарта |
Возможные наименования должностей |
Руководитель реабилитационного подразделения |
| |
Требования к образованию и обучению |
Высшее образование, дополнительное профессиональное образование по специальным программам |
Требования к опыту практической работы |
Стаж работы в социальной сфере в качестве специалиста по комплексной реабилитации, врача, психолога, педагога, специалиста по социальной работе, руководителя подразделения не менее 3 лет |
Особые условия допуска к работе |
- |
Дополнительные характеристики
Наименование документа |
Код |
Наименование базовой группы, должности (профессии) или специальности |
|
Руководители функциональных и других подразделений и служб |
|
Клиническая психология, профиль профессиональной деятельности - специалист по реабилитационной работе в социальной сфере |
||
Социология социальной сферы, профиль профессиональной деятельности - специалист по реабилитационной работе в социальной сфере |
||
040400 |
Социальная работа, профиль профессиональной деятельности - специалист по реабилитационной работе в социальной сфере |
|
Специальная психология, профиль профессиональной деятельности - специалист по реабилитационной работе в социальной сфере |
||
Менеджмент, профиль профессиональной деятельности - специалист по реабилитационной работе в социальной сфере |
||
081100 |
Государственное и муниципальное управление, профиль профессиональной деятельности - специалист по реабилитационной работе в социальной сфере |
|
220004 |
Социальная структура, социальные институты и процессы, профиль профессиональной деятельности - специалист по реабилитационной работе в социальной сфере |
|
Социальная педагогика, профиль профессиональной деятельности - специалист по реабилитационной работе в социальной сфере |
||
Специальное (дефектологическое) образование, профиль профессиональной деятельности - специалист по реабилитационной работе в социальной сфере |
3.3.1. Трудовая функция
Наименование |
Организация и управление реабилитационным случаем |
Код |
В/01.7 |
Уровень (подуровень) квалификации |
7 |
Происхождение трудовой функции |
Оригинал X |
Заимствовано из оригинала |
|
|
|
|
|
Код оригинала |
Регистрационный номер профессионального стандарта |
Трудовые действия |
Первичный прием клиента, оценка его индивидуальной нуждаемости в реабилитационных услугах, подтверждение ее необходимости |
Определение оптимального состава реабилитационной команды в соответствии с реабилитационным случаем клиента, обеспечение ее привлечения к работе в рамках реабилитационного случая | |
Организация и управление работой реабилитационной команды по комплексной квалификации реабилитационного случая и оценка результатов ее деятельности | |
Составление комплексного индивидуального маршрута реабилитации на основании профильных индивидуальных маршрутов, разработанных членами реабилитационной команды | |
Определение оптимального комплекса реабилитационных услуг и их поставщиков | |
Подготовка предложения для составления оптимальной схемы финансового обеспечения реабилитационного случая, привлечения при необходимости ресурсов профильных организаций негосударственного сектора, согласование схемы с соответствующими инстанциями, организациями обязательного государственного и (или) негосударственного страхования, при необходимости ее корректировка | |
|
Организация обеспечения реабилитанта необходимым оборудованием, техническими средствами реабилитации |
Контроль хода, качества и объема предоставляемых реабилитационных услуг их поставщиками | |
Организация обеспечения доступа реабилитанта к реабилитационным услугам | |
Оценка соответствия уровня позитивных (негативных) изменений в состоянии здоровья и (или) жизненной ситуации реабилитанта прогнозным показателям, при необходимости корректировка индивидуального маршрута реабилитации | |
Выяснение удовлетворенности реабилитанта и его ближайшего окружения достигнутыми в ходе реализации индивидуального маршрута реабилитации результатами | |
Выявление и разрешение спорных вопросов, возникающих в ходе работы с реабилитационным случаем | |
Организация переоценки случая, реабилитационных потребностей и возможностей реабилитанта, если не удалось достигнуть прогнозных показателей индивидуального маршрута реабилитации | |
Рассмотрение жалоб реабилитантов и поставщиков реабилитационных услуг | |
Оценка соответствия рекомендаций специалистов реабилитационной команды потребностям реабилитанта для завершения реабилитационного случая | |
Оценка ресурсов различных служб территории проживания клиента для организации его сопровождения по завершении реабилитационного случая, помощь реабилитанту с выбором наиболее продуктивных поставщиков услуг в соответствии с индивидуальной нуждаемостью | |
Организация сопровождения и поддержки реабилитанта по завершении реабилитационного случая | |
Мониторинг результатов реабилитации после завершения реабилитационного случая | |
Обобщение отчетов специалистов реабилитационной команды по квалификации реабилитационного случая, реализации индивидуального маршрута реабилитации, документирование хода и результатов реабилитации для целей аудита | |
Планирование деятельности по развитию реабилитационных услуг в организации | |
Разработка методических документов по внедрению инновационных технологий и методов оказания реабилитационной помощи | |
Необходимые умения |
Получать информацию о гражданине, его жизненном опыте, состоянии здоровья, жизненной ситуации; оценивать и учитывать уровень достоверности и полноты собранной информации в установленном законодательством порядке |
Выявлять провоцирующие факторы (условия), которые могут оказать влияние на ход и результаты реабилитации, нивелировать реакции, не отвечающие целям и задачам работы с реабилитационным случаем | |
Привлекать, аккумулировать, мобилизовывать ресурсы межведомственной реабилитационной инфраструктуры для решения задач реабилитационного случая | |
Вести переговоры и согласовывать главные цели, задачи, мероприятия индивидуального маршрута реабилитации со всеми его участниками, организовывать продуктивное взаимодействие в реабилитационной команде | |
Использовать различные методы наблюдения за состоянием здоровья реабилитанта, изучения его жизненной ситуации либо вести наблюдение за использованием этих методов специалистами реабилитационной команды | |
Оценивать уровень соответствия используемых методов актуальному состоянию гражданина, уровню его реагирования, развития (регресса), возраста, образования, социального статуса | |
Осуществлять мероприятия, соответствующие потребностям здоровья реабилитанта, с соблюдением мер физической, психологической, социальной безопасности, обеспечивать профилактику инфицирования, психических травм и других травмирующих обстоятельств | |
Собирать информацию о ходе процесса реабилитации от всех участников реабилитационного процесса | |
Выяснять мнение реабилитантов о качестве и объеме предоставляемых услуг | |
Проводить рефлексию различных точек зрения на изменения общего состояния и жизненной ситуации реабилитанта и соответствие этих изменений реабилитационным целям для достижения консенсуса между участниками процесса реабилитации и определения оптимальных решений по дальнейшим необходимым действиям | |
Мотивировать реабилитанта (законных представителей) на активное участие в реабилитационном процессе, вырабатывание собственной ответственной позиции | |
Проявлять позитивное отношение к реабилитанту, терпимость, выражать ему эмоциональную поддержку | |
Обсуждать с реабилитантом и значимыми членами его окружения ограничения и ресурсы реабилитанта, владеть способами мобилизации ресурсов | |
Диагностировать уровни риска, связанного с состоянием здоровья, социальной и психологической дезадаптацией гражданина | |
Владеть основными методами и способами медиации и использовать их для урегулирования отношений и согласования индивидуального маршрута реабилитации со всеми его участниками | |
Получать и анализировать информацию, полученную от реабилитанта и поставщиков реабилитационных услуг | |
Применять эффективные методы контроля объема и качества реабилитационных услуг | |
Использовать информационные технологии для автоматизации деятельности организаций, принимающих участие в процессе реабилитации | |
Разрабатывать программы и проекты, направленные на повышение качества оказания реабилитационных услуг | |
Оценивать эффективность деятельности поставщиков реабилитационных услуг | |
Использовать различные виды опросов населения и экспертных опросов, направленных на выявление качества и эффективности предоставляемых реабилитационных услуг | |
Готовить презентационные и информационно-аналитические материалы, справки о деятельности по оказанию реабилитационной помощи | |
Разрабатывать проекты договоров с поставщиками реабилитационных услуг | |
Вести своевременные, точные, полные и разборчивые отчеты | |
Необходимые знания |
Законодательство по вопросам образования, опеки и попечительства несовершеннолетних, дополнительных гарантий, социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, социального обслуживания детей-инвалидов, охраны здоровья граждан, социального обслуживания, социальной защиты граждан пожилого возраста и инвалидов, национальные стандарты в области предоставления реабилитационных услуг уязвимым категориям и другие регулирующие документы в области трудового, гражданского и семейного законодательства, защиты персональных данных |
Основы теории и практики различных видов экспертиз и процедуры их прохождения: временной нетрудоспособности, медико-социальной, военно-врачебной, судебно-медицинской, судебно-психиатрической, судебно-психологической, профессиональной пригодности и экспертизы связи заболевания с профессией, генетической экспертизы, качества медицинской помощи и др. | |
Экономические, правовые, организационные основы различных видов обязательного государственного и негосударственного страхования и процедуры их оформления, возможности использования для целей и задач реабилитации | |
Критерии оценки индивидуальной нуждаемости гражданина в реабилитационной помощи | |
Социальное, эмоциональное и психологическое влияние нарушений развития, приобретенных дефектов, инвалидности, последствий ранней депривации и психологической травматизации на личность | |
Ресурсы реабилитационной инфраструктуры различного уровня (территории проживания реабилитанта, региональные, федеральные) | |
Технология организации реабилитационной команды, методы продуктивного командного взаимодействия | |
Способы проверки достоверности результатов исследований | |
Техники эффективной коммуникации с реабилитантами с особыми потребностями здоровья (сенсорными, психическими и др. нарушениями) | |
Техники эффективного ведения переговоров и разрешения конфликтных ситуаций с реабилитантами, членами их семьей, лицами, осуществляющими уход, специалистами различных служб и организаций, представителями исполнительной, законодательной и судебной власти | |
Способы мотивации реабилитанта на эффективное взаимодействие со специалистами и принятие ответственности за ход и результаты реабилитации | |
Способы мобилизации мотивационной сферы реабилитанта, позволяющие ему сделать выбор здорового образа жизни, социально приемлемого поведения | |
Основные методы консультирования различных категорий реабилитантов | |
Способы изучения изменяющихся потребностей реабилитантов, получения и интерпретации оценки результатов реабилитации | |
Способы эффективного общения в среде разного социального статуса, уровня развития, агрессивности | |
Типы и объем документации, необходимой для работы с реабилитационным случаем | |
Технологии социального проектирования, моделирования и прогнозирования | |
Методы и технологии управления социальными рисками | |
Основы делопроизводства и документооборота | |
Другие характеристики |
Правила профессиональной этики и деонтологии |
3.3.2. Трудовая функция
Наименование |
Консультирование специалистов учреждений социальной сферы |
Код |
В/02.7 |
Уровень (подуровень) квалификации |
7 |
Происхождение трудовой функции |
Оригинал X |
Заимствовано из оригинала |
|
|
|
|
|
Код оригинала |
Регистрационный номер профессионального стандарта |
Трудовые действия |
Проведение обучающих тренингов для специалистов учреждений социальной сферы по вопросам ведения реабилитационных случаев, эффективной организации труда |
Консультирование и супервизия деятельности специалистов учреждений социальной сферы, профессиональная поддержка членов реабилитационных команд, участвующих в реализации индивидуального маршрута реабилитации | |
Ведение соответствующей документации | |
Необходимые умения |
Владеть основными методами супервизии, выстраивать модели ее организации и проведения в соответствии с изменяющимися потребностями специалистов и применять на практике принципы, методы и приемы эффективной супервизии |
Наблюдать и оценивать эффективность деятельности специалиста, правильность выполнения процедур и методов в соответствии с принятыми (действующими) стандартами, регламентами и организационными требованиями | |
Определять уровень квалификации специалиста, уровень владения им практическими навыками, оценивать качество его знаний | |
Отбирать соответствующий инструментарий, средства и методы оценки и контроля качества и безопасности оказания реабилитационных услуг | |
Применять на практике методы обучения взрослых, коучинга, повышения эффективности командного взаимодействия, профилактики профессионального выгорания и т. д. | |
Предоставлять специалисту точную, доступную и понятную информацию, способствующую повышению уровня его квалификации и качества реабилитационной помощи | |
Выделять в работе специалистов малопродуктивные области профессиональной деятельности, аккумулировать усилия специалистов по их совершенствованию | |
Повышать квалификацию | |
Необходимые знания |
Законодательство по вопросам образования, опеки и попечительства несовершеннолетних, дополнительных гарантий, социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, социального обслуживания детей-инвалидов, охраны здоровья граждан, социального обслуживания, социальной защиты граждан пожилого возраста и инвалидов, национальные стандарты в области предоставления реабилитационных услуг уязвимым категориям и другие регулирующие документы в области трудового, гражданского и семейного законодательства, защиты персональных данных и иные нормативные правовые документы в области оказания медицинской помощи, различных видов страхования, соответствующие регламенты, протоколы и другая нормативная правовая документация в области организации реабилитационной помощи населению |
Руководящие принципы, приоритеты социальной политики, которые оказывают влияние на ведение реабилитационной практики | |
Требования к документообороту в области управления персоналом, межведомственного взаимодействия, оказания услуг в социальной сфере | |
Принципы, методы, виды, процедуры и эффективные практики супервизии в психологии, социальной работе, администрировании и смежных областях | |
Современные стандартные требования к отчетности, периодичности, качеству и условиям оказания реабилитационных услуг в психологии, социальной работе, медицине и смежных областях | |
Методы управления рисками (стратегии сведения риска к минимуму или устранения потенциальных рисков) и способы обеспечения безопасности реабилитантов и специалистов в процессе оказания услуг | |
Методы, способы и эффективные практики оценки знаний, умений и ценностного отношения к своей работе специалистов социальной сферы | |
Методологические подходы, методики и эффективные практики обучения взрослых, индивидуального наставничества, повышения эффективности командного взаимодействия, профилактики профессионального выгорания и т.д. | |
Требования к конфиденциальности информации, хранению и оперированию персональными личными данными | |
Основные принципы, типы, стратегии и тактические приемы ведения переговоров | |
Способы поиска профессиональной поддержки и информационных ресурсов в случае, если ситуация выходит за рамки профессиональной компетенции | |
Требования к документообороту в области управления персоналом, межведомственного взаимодействия, оказания услуг в социальной сфере | |
Другие характеристики |
Правила профессиональной этики и деонтологии |
IV. Сведения об организациях - разработчиках профессионального стандарта
4.1. Ответственная организация-разработчик
ГБОУ ВПО города Москвы "Московский городской психолого-педагогический университет", город Москва |
Ректор Виталий Владимирович Рубцов |
4.2. Наименования организаций-разработчиков
_____________________________
*(1) Общероссийский классификатор занятий.
*(2) Общероссийский классификатор видов экономической деятельности.
*(3) Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих.
*(4) Общероссийский классификатор специальностей по образованию.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Утвержден профессиональный стандарт "Специалист по реабилитационной работе в социальной сфере". Он применяется работодателями при формировании кадровой политики и в управлении персоналом, при организации обучения и аттестации работников, заключении трудовых договоров, разработке должностных инструкций и установлении систем оплаты труда с 1 января 2015 г.
Вид профессиональной деятельности - предоставление комплексной реабилитационной помощи уязвимым категориям граждан.
Его основная цель - социальная реабилитация категорий граждан (некоторые дети, трудоспособное население, пожилые люди с тяжелыми хроническими заболеваниями), которые находятся в ситуациях социальной дезадаптации или риска ограничения жизнедеятельности и нарушения продуктивного взаимодействия с социальной средой.
Приведены функциональная карта названного вида профессиональной деятельности и характеристика обобщенных трудовых функций. Отмечены сведения об организациях - разработчиках профессионального стандарта.
В частности, ответственная организация-разработчик - Московский городской психолого-педагогический университет.
Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 18 ноября 2013 г. N 681н "Об утверждении профессионального стандарта "Специалист по реабилитационной работе в социальной сфере"
Зарегистрировано в Минюсте РФ 19 декабря 2013 г.
Регистрационный N 30658
Настоящий приказ вступает в силу по истечении 10 дней после дня его официального опубликования
Текст приказа опубликован в "Российской газете" от 25 декабря 2013 г. N 291
Приказом Минтруда России от 18 июня 2020 г. N 352Н настоящий документ признан утратившим силу с 31 июля 2020 г.