Определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 20 ноября 2013 г. N 78-АПГ13-19
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе
председательствующего Хаменкова В.Б.,
судей Ксенофонтовой О.А. и Борисовой Л.B.
при секретаре Акулове Д.Г.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционным жалобам Правительства Санкт-Петербурга и Православной местной религиозной организации Приход храма святых апостолов Петра и Павла на Пискаревском пр. г. Санкт-Петербурга Санкт-Петербургской Епархии Русской Православной Церкви (Московский Патриархат) на решение Санкт-Петербургского городского суда от 22 июля 2013 года, которым частично удовлетворено заявление Гринберг Е.Е., Илларионова А.А., Колочкова С.А., Рискова В.А., Щевьёвой Е.Н. и Эрдманис М.Н. о признании недействующим с момента принятия постановления Правительства Санкт-Петербурга от 17 августа 2011 г. N 1273 "Об утверждении проекта планировки с проектом межевания территории, ограниченной пр. Энтузиастов, Индустриальным пр., пр. Косыгина, ул. Передовиков, в Красногвардейском районе".
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Хаменкова В.Б., объяснения представителей Правительства Санкт-Петербурга - Водовозова С.В. и Курганова С.В., Православной местной религиозной организации Приход храма святых апостолов Петра и Павла на Пискаревском пр. г. Санкт-Петербурга Алтабаева А.Г., Медведевой Н.В. и Брезгулевской Л.К., поддержавших доводы апелляционных жалоб, возражения против удовлетворения апелляционных жалоб Колочкова С.А. и представителя заявителей Малышевой Е.Н., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Селяниной Н.Я., полагавшей, что решение суда подлежит оставлению без изменения, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации установила:
17 августа 2011 года Правительством Санкт-Петербурга принято постановление N 1273 "Об утверждении проекта планировки с проектом межевания территории, ограниченной пр. Энтузиастов, Индустриальным пр., пр. Косыгина, ул. Передовиков, в Красногвардейском районе" (далее - Постановление), текст которого был опубликован в издании "Информационный бюллетень Администрации Санкт-Петербурга" 12 сентября 2011 г., N 34.
Пунктом 1 постановления утвержден проект планировки территории, ограниченной пр. Энтузиастов, Индустриальным пр., пр. Косыгина, ул. Передовиков, в Красногвардейском районе в составе:
1.1. Чертежа планировки территории, ограниченной пр. Энтузиастов, Индустриальным пр., пр. Косыгина, ул. Передовиков, в Красногвардейском районе (красные линии, линии связи) согласно приложению N 1.
1.2. Чертежа планировки территории, ограниченной пр. Энтузиастов, Индустриальным пр., пр. Косыгина, ул. Передовиков, в Красногвардейском районе (линии, обозначающие дороги, улицы, проезды; границы зон планируемого размещения объектов капитального строительства) согласно приложению N 2.
1.3. Положения о размещении объектов капитального строительства, характеристиках планируемого развития территории и характеристиках развития систем транспортного обслуживания и инженерно-технического обеспечения, необходимых для развития территории, ограниченной пр. Энтузиастов, Индустриальным пр., пр. Косыгина, ул. Передовиков, в Красногвардейском районе согласно приложению N 3.
Пунктом 2 постановления утвержден проект межевания территории, ограниченной пр. Энтузиастов, Индустриальным пр., пр. Косыгина, ул. Передовиков, в Красногвардейском районе в составе:
2.1. Чертежа межевания территории, ограниченной пр. Энтузиастов, Индустриальным пр., пр. Косыгина, ул. Передовиков, в Красногвардейском районе (красные линии, границы зон с особыми условиями использования территории) согласно приложению N 4.
2.2. Чертежа межевания территории, ограниченной пр. Энтузиастов, Индустриальным пр., пр. Косыгина, ул. Передовиков, в Красногвардейском районе (границы застроенных земельных участков, границы формируемых земельных участков, планируемых для предоставления физическим и юридическим лицам для строительства) согласно приложению N 5.
Гринберг Е.Е., Илларионов А.А., Колочков С.А., Рисков В.А., Щевьёва Е.Н. и Эрдманис М.Н. обратились в суд с заявлением о признании Постановления недействующим с момента принятия, ссылаясь на его противоречие части 10 статьи 45 Градостроительного кодекса Российской Федерации, пунктам 2 и 8 статьи 49 главы 2 приложения N 3 к Закону Санкт-Петербурга от 16 февраля 2009 г. N 29-10 "О Правилах землепользования и застройки Санкт-Петербурга". По мнению заявителей, утвержденная документация по планировке и межеванию территории нарушает их права на благоприятную окружающую среду, на благоприятные условия жизнедеятельности, поскольку планируемое строительство православного храма в рекреационной зоне угрожает расположенному на этой территории парку "Малиновка".
Решением Санкт-Петербургского городского суда от 22 июля 2013 года заявление Гринберг Е.Е., Илларионова А.А., Колочкова С.А., Рискова В.А., Щевьёвой Е.Н. и Эрдманис М.Н. удовлетворено частично, оспариваемое Постановление признано недействующим с момента вступления решения суда в законную силу.
В апелляционных жалобах Правительства Санкт-Петербурга и Православной местной религиозной организации Приход храма святых апостолов Петра и Павла на Пискаревском пр. г. Санкт-Петербурга Санкт-Петербургской Епархии Русской Православной Церкви (Московский Патриархат) ставится вопрос об отмене решения и принятии по делу нового решения об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционных жалоб, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации считает решение суда неправильным и подлежащим отмене по следующим основаниям.
В соответствии с частью 10 статьи 45 Градостроительного кодекса Российской Федерации подготовка документации по планировке территории осуществляется на основании документов территориального планирования, правил землепользования и застройки в соответствии с требованиями технических регламентов, нормативов градостроительного проектирования, градостроительных регламентов.
Правила землепользования и застройки Санкт-Петербурга установлены Законом Санкт-Петербурга от 16 февраля 2009 г. N 29-10, пунктами 7 и 8 статьи 49 главы 2 приложения N 3, которыми предусмотрено, что земельные участки условно разрешенных видов использования могут быть сформированы на территории отдельно взятой части территориальной зоны ТР2 в замкнутых границах в пределах элемента планировочной структуры (квартала, микрорайона), если максимальная доля таких участков от площади этой территории не превысит: при площади территории от 1 до 5 га - 0,5%, при площади территории от 5 до 20 га - 1%; а площадь земельного участка, выделяемого для условно разрешенных видов использования на территории ТР2 в пределах элемента планировочной структуры, не должна превышать при площади этой территории до 20 га - 0,5%.
Согласно указанной выше норме Закона Санкт-Петербурга территориальная зона ТР2 является зоной рекреационного назначения - зеленых насаждений общего и зеленых насаждений ограниченного пользования, с включением объектов инженерной инфраструктуры, целью выделения которой является сохранение и обустройство открытых озелененных пространств при их активном использовании (пункты 1, 2). При этом в данной территориальной зоне допускается такой условно разрешенный вид использования земельных участков, как размещение религиозных объектов (пункт 5).
Как следует из материалов дела, предоставленный местной религиозной организации под строительство религиозного объекта земельный участок площадью 2,13 га расположен на указанной территории ТР2 в 15,4 га.
Установив, таким образом, что размеры формируемого земельного участка значительно превышают допустимые пределы, установленные Законом Санкт-Петербурга "О Правилах землепользования и застройки Санкт-Петербурга", суд пришёл к выводу о противоречии оспариваемого постановления акту, имеющему большую юридическую силу.
Данный вывод не основан на фактических обстоятельствах дела, что привело к неправильному применению судом норм материального права.
Согласно части 2 статьи 41 Градостроительного кодекса Российской Федерации подготовка документации по планировке территории осуществляется в отношении застроенных или подлежащих застройке территорий.
При этом в соответствии с подпунктами в) и г) пункта 1 части 3 статьи 42 Кодекса основная часть проекта планировки территории включает в себя чертеж или чертежи планировки территории, на которых отображаются:
границы зон планируемого размещения объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения, иных объектов капитального строительства;
границы зон планируемого размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения.
В чертежах межевания территории проектов межевания территории в силу пунктов 3, 4 и 5 части 5 статьи 43 Кодекса отображаются:
границы застроенных земельных участков, в том числе границы земельных участков, на которых расположены линейные объекты;
границы формируемых земельных участков, планируемых для предоставления физическим и юридическим лицам для строительства;
границы земельных участков, предназначенных для размещения объектов капитального строительства федерального, регионального или местного значения.
В соответствии со статьей 30 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию:
без предварительного согласования мест размещения объектов;
с предварительным согласованием мест размещения объектов.
Предоставление земельных участков для строительства с предварительным согласованием мест размещения объектов осуществляется религиозным организациям для строительства зданий, строений, сооружений религиозного и благотворительного назначения - в безвозмездное срочное пользование на срок строительства этих зданий, строений, сооружений.
Предоставление земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта осуществляется в следующем порядке:
1) выбор земельного участка и принятие решения о предварительном согласовании места размещения объекта;
2) выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ, осуществление его государственного кадастрового учета;
3) принятие решения о предоставлении земельного участка для строительства.
Судом установлено, что ко дню принятия оспариваемого постановления все этапы формирования земельного участка, предоставленного местной религиозной организации под строительство религиозного объекта, были завершены. Следовательно, относить данный земельный участок к формируемым, планируемым для предоставления физическим и юридическим лицам для строительства, у суда не было оснований.
Отображение же в проектах планировки и межевания территории зон и границ сформированного земельного участка как зон и границ участков, предназначенных для размещения объектов капитального строительства, полностью отвечает требованиям указанных выше положений статей 41-43 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
При таких обстоятельствах вывод суда о том, что предельно допустимые значения, соблюдение которых предусмотрено Правилами землепользования и застройки Санкт-Петербурга при формировании земельного участка, нарушены оспариваемыми проектами планировки и межевания территории, представляется неправильным.
Неправомерно оставлена судом без внимания и такая важная составляющая справедливого судебного разбирательства, как соблюдение органом государственной власти, осуществляющим правовое регулирование в рассматриваемой сфере общественных отношений, баланса публичных и частных интересов.
Действительно, согласно статье 2 Градостроительного кодекса Российской Федерации законодательство о градостроительной деятельности и изданные в соответствии с ним нормативные правовые акты должны основываться на принципах осуществления градостроительной деятельности с соблюдением требований технических регламентов.
Однако, с другой стороны, такие акты должны обеспечивать при осуществлении градостроительной деятельности сбалансированность учета экологических, экономических, социальных и иных факторов, участие в ней граждан и их объединений, обеспечение свободы такого участия.
При этом в целях сохранения баланса публичных и частных интересов федеральный законодатель допускает возможность использования земельных участков или объектов капитального строительства, предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры и предельные параметры которых не соответствуют градостроительному регламенту, без установления срока приведения их в соответствие с градостроительным регламентом, за исключением случаев, если использование таких земельных участков и объектов капитального строительства опасно для жизни или здоровья человека, для окружающей среды, объектов культурного наследия.
В случае, если использование таких земельных участков и объектов капитального строительства продолжается и опасно для жизни или здоровья человека, для окружающей среды, объектов культурного наследия, в соответствии с федеральными законами может быть наложен запрет на использование таких земельных участков и объектов (части 8 и 10 статьи 36 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Как установлено судом, до утверждения Правительством Санкт-Петербурга оспариваемых проектов планировки и межевания территории по результатам публичных слушаний было подготовлено положительное заключение. Данными о том, что указанные проекты создают угрозу жизни или здоровью заявителей, суд не располагал. Акты органов исполнительной власти Санкт-Петербурга, касающиеся формирования земельного участка для строительства религиозного объекта, были оспорены в судебном порядке, однако в удовлетворении требований о признании их недействующими было отказано.
В связи с этим решение суда о признании оспариваемого Постановления недействующим является незаконным и подлежит отмене.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 327, 328, 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации определила:
решение Санкт-Петербургского городского суда от 22 июля 2013 года отменить, принять по делу новое решение, которым в удовлетворении заявления Гринберг Е.Е., Илларионова А.А., Колочкова С.А., Рискова В.А., Щевьёвой Е.Н. и Эрдманис М.Н. о признании недействующим постановления Правительства Санкт-Петербурга от 17 августа 2011 г. N 1273 "Об утверждении проекта планировки с проектом межевания территории, ограниченной пр. Энтузиастов, Индустриальным пр., пр. Косыгина, ул. Передовиков, в Красногвардейском районе" отказать.
Председательствующий |
Хаменков В.Б. |
Судьи |
Ксенофонтова О.А. |
|
Борисова Л.B. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 20 ноября 2013 г. N 78-АПГ13-19
Текст определения официально опубликован не был