Определение ВК Верховного Суда РФ от 24 декабря 2013 г. N 201-КГ13-32
Военная коллегия Верховного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего Крупнова И.В.,
судей Коронца А.Н., Шалякина А.С.
при секретаре Балакиревой Н.А. рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по кассационной жалобе заявителя Януковича В.И. на решение Ивановского гарнизонного военного суда от 31 января 2013 г. и апелляционное определение Московского окружного военного суда от 25 апреля 2013 г. по заявлению Януковича В.И. об оспаривании решения начальника территориального отделения в Ивановской области - г. Иваново Федерального государственного казенного учреждения "Западное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации (далее - территориальное отделение ФГКУ "ЗРУЖО") о снятии с учета нуждающихся в жилом помещении и об отказе в предоставлении жилого помещения по договору социального найма.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Крупнова И.В., изложившего обстоятельства гражданского дела, содержание решения и последующих судебных постановлений, мотивы кассационной жалобы и вынесения определения о возбуждении кассационного производства, объяснения заявителя Януковича В.И. в обоснование доводов кассационной жалобы, Военная коллегия установила:
решением Ивановского гарнизонного военного суда от 31 января 2013 г., оставленным без изменения апелляционным определением Московского окружного военного суда от 25 апреля 2013 г., Януковичу В.И. отказано в удовлетворении за явления, в котором он просил признать незаконными два решения начальника территориального отделения ФГКУ "ЗРУЖО" от 14 ноября 2012 г. об отказе в предоставлении ему по месту военной службы в г. Иваново распределенных жилищной комиссией воинской части от 15 января 2007 г. двух квартир общей площадью жилого помещения 39,75 и 82,12 квадратных метра соответственно и снятии его с жилищного учета, и возложить на начальника территориального отделения ФГКУ "ЗРУЖО" обязанность по заключению с ним договора социального найма на указанные жилые помещения.
Определением судьи Московского окружного военного суда от 19 июня 2013 г. заявителю отказано в передаче кассационной жалобы для рассмотрения в судебном заседании суда кассационной инстанции.
В кассационной жалобе Янукович В.И., указывая на признание его в сентябре 2003 г. нуждающимся в жилых помещениях с составом семьи 7 человек на основании действовавших в тот период на территории Ивановской области норм обеспечения жильем, распределение ему в 2007 году квартир, фактическое вселение в них с разрешения командования без заключения договора социального найма ввиду длительности передачи дома застройщиком Минобороны России и сдачу установленным порядком прежнего жилья, просит судебные постановления отменить.
Определением судьи Верховного Суда Российской Федерации Жудро К.С. от 2 декабря 2013 г. по кассационной жалобе заявителя возбуждено кассационное производство и дело передано для рассмотрения по существу в Военную коллегию Верховного Суда Российской Федерации.
Рассмотрев материалы гражданского дела, и обсудив доводы кассационной жалобы, Военная коллегия находит жалобу подлежащей удовлетворению.
Согласно ст. 387 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в кассационном порядке являются существенные нарушения норм материального или процессуального права, повлиявшие на исход дела, без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов.
Судами при рассмотрении дела были допущены существенные нарушения норм материального права, что выразилось в следующем.
Из материалов дела следует, что в 2001 г. Януковичу В.И. и членам его семьи (жена, трое детей) была предоставлена по месту военной службы в г. Иваново четырехкомнатная квартира общей площадью 73,9 квадратных метра и жилой площадью 52,7 квадратных метра. 20 августа 2003 г. в связи с увеличением семьи Янукович В.И. установленным порядком обратился с рапортом о включении в очередь на улучшение жилищных условий, указав состав семьи 7 человек: он, жена, четверо детей и теща. При этом мать супруги заявителя была вселена в указанную квартиру и зарегистрирована 15 августа 2003 г., а в сентябре того же года приказом командира воинской части она внесена в личное дело Януковича В.И. как член семьи, находящийся на иждивении военнослужащего.
Решением жилищной комиссии воинской части от 5 сентября 2003 г. заявитель с указанным составом семьи поставлен в очередь военнослужащих, нуждающихся в улучшении жилищных условий.
15 января 2007 г. та же жилищная комиссия распределила Януковичу В.И. трехкомнатную и однокомнатную квартиры общей площадью 82,12 и 39,75 квадратных метра соответственно, расположенные по адресу: г. ..., на которые заявитель не смог своевременно заключить договор социального найма и вселиться в них ввиду того, что дом, в котором они находятся, не был передан застройщиком Министерству обороны Российской Федерации и право собственности Российской Федерации на эти помещения не было зарегистрировано.
В сентябре 2011 года Янукович В.И. с согласия командования вселился в выделенные ему квартиры без заключения договоров социального найма. При этом он заключил договоры о предоставлении жилищно-коммунальных услуг.
Однако 14 ноября 2012 г. начальник территориального отделения принял два решения (N 09-23/0010 и N 09-31/0020) о снятии заявителя с учета нуждающихся в жилых помещениях и об отказе в предоставлении распределенных ему жилых помещений.
Отказывая в удовлетворении заявления Януковича В.И., суды первой и второй инстанций посчитали, что признание заявителя и членов его семьи в 2003 г. нуждающимися в улучшении жилищных условий было незаконным, поскольку обеспеченность каждого из них составляла более 6 квадратных метров жилой площади. Признав правомерным снятие заявителя с жилищного учета, суды пришли к выводу, что с ним не могут быть заключены договоры социального найма на распределенные ему в 2007 г. квартиры.
Такие выводы противоречат нормам жилищного законодательства, регулирующим вопросы обеспечения жилыми помещениями военнослужащих и членов их семей, признанных нуждающимися до 1 марта 2005 г.
Инструкцией о порядке обеспечения жилыми помещениями в Вооруженных Силах Российской Федерации, утвержденной приказом Министра обороны Российской Федерации от 15 февраля 2000 г. N 80 и действовавшей до 9 ноября 2010 г. (далее - Инструкция), было установлено, что постановка военнослужащих на жилищный учет, а также предоставление им жилых помещений относились к компетенции соответствующих жилищных комиссий, действовавших под руководством командования. Проведение ежегодной перерегистрации военнослужащих, состоящих на жилищном учете, и непосредственный административный контроль за деятельностью жилищных комиссий, в том числе по принятию ими конкретных решений, находились в ведении КЭЧ района (гарнизона) (п.п. 26, 28, 30, 37 Инструкции).
При принятии Януковича В.И. на жилищный учет жилищная комиссия и командование руководствовались п. 25 Инструкции, согласно которому для определения уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения на одного члена семьи военнослужащих применяются учетные нормы площади жилого помещения, установленные по месту их жительства органами местного самоуправления, а также письмом начальника Ивановской КЭЧ района, сообщившего, что военнослужащие, имеющие общую продолжительность военной службы 10 лет и более, признаются нуждающимися в улучшении жилищных условий по тем же правилам, что и рабочие (служащие), добросовестно проработавшие на предприятии (организации) не менее 10 лет.
Согласно подп. "а" и "г" п. 7 Правил учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления жилых помещений в Ивановской области, утвержденных решением Исполнительного комитета Ивановского областного совета народных депутатов и Президиума областного совета профсоюзов от 12 марта 1985 г. N 80, нуждающимися в улучшении жилищных условий признавались граждане, имеющие обеспеченность жилой площадью менее 6 квадратных метров на одного члена семьи. При этом рабочие и служащие, добросовестно проработавшие на предприятии (организации) не менее 10 лет, проживающие в отдельных квартирах, признавались нуждающимися в улучшении жилищных условий при обеспеченности жилой площадью менее 8 квадратных метров на одного члена семьи.
Поскольку в сентябре 2003 г. семья Януковича В.И. в составе 7 человек проживала в квартире жилой площадью 52,7 квадратных метра, то есть на одного члена семьи приходилось менее 8 квадратных метров, а общая продолжительность его военной службы составляла более 20 лет, то у жилищной комиссии имелись основания для признания их нуждающимися в улучшении жилищных условий.
Материалы дела не содержат сведений о том, что при проведении КЭЧ района в соответствии с п. 30 Инструкции ежегодных перерегистраций очередников выявлялись какие-либо нарушения жилищного законодательства в отношении заявителя.
Не вызывало никаких сомнений у жилищных органов и соответствующих должностных лиц законность нахождения Януковича В.И. на жилищном учете и при принятии решения о предоставлении ему двух квартир в 2007 г. Решение жилищной комиссии от 15 января 2007 г. о распределении ему жилых помещений в г. ... утверждено командиром воинской части.
В соответствии с п. 37 Инструкции Янукович В.И. включен в список распределения жилой площади, который 20 февраля 2007 г. согласован с начальником Ивановской КЭЧ района и 15 марта того же года утвержден начальником строительства, инженерно-технического обеспечения и расквартирования Военно-воздушных сил.
Указанный список являлся основанием для оформления ордера (до 1 марта 2005 г.) на заселение жилого помещения, а после вступления в силу Жилищного кодекса РФ - для заключения договора социального найма, поскольку он представлял собой решение уполномоченного органа о предоставлении жилого помещения.
В связи с тем, что в ноябре 2010 г. система и компетенция органов, ответственных за обеспечение жильем военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации изменилась, приказом Министра обороны Российской Федерации от 3 ноября 2010 г. N 1455 уполномоченными органами в этой области были определены Департамент жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации, а также специализированные организации - Региональные управления жилищного обеспечения и их структурные подразделения.
По делу не установлено, что каким-либо из этих органов принималось решение об отмене утвержденного 15 марта 2007 г. списка распределения жилых помещений Януковичу В.И.
Этот факт, на что обращено внимание в жалобе, подтверждается сведениями из единого реестра данных по жилью военнослужащих общедоступного информационного ресурса, размещенного Минобороны России в сети Интернет, согласно которым заявитель по-прежнему состоит на жилищном учете.
Кроме того, 22 августа 2011 г. начальник 2 отдела Западного регионального управления жилищного обеспечения разъяснил Януковичу В.И., что при отсутствии права собственности Российской Федерации на жилые помещения военнослужащий, согласный с предоставлением и заселением распределенных ему помещений, вправе обратиться с заявлением о заключении договора пользования. Как усматривается из материалов дела, после этого разъяснения командованием было предложено Януковичу В.И. получить ключи и вселиться в распределенные квартиры, что им и было сделано в сентябре 2011 г. Согласие командования с проживанием заявителя в предоставленных ему квартирах подтверждено и заявлением этого военнослужащего от 2 августа 2012 г., заверенным врио командира воинской части.
При таких данных вселение семьи Януковича В.И. в жилые помещения не являлось самовольным и было произведено с согласия органов военного управления, в том числе жилищных органов Минобороны России.
Согласно п. 10 Инструкции о предоставлении военнослужащим - гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту в Вооружённых Силах Российской Федерации, жилых помещений по договору социального найма, утвержденной приказом Министра обороны Российской Федерации от 30 сентября 2010 г. N 1280, военнослужащие, принятые на учет нуждающихся в жилых помещениях до 1 марта 2005 г., сохраняют право состоять на учете до получения ими жилых помещений по договорам социального найма. Указанные военнослужащие не могут быть сняты с данного учета в случае утраты оснований, дающих право на получение жилого помещения по договору социального найма.
Поэтому принятое Ивановской городской Думой решение от 24 мая 2005 г. N 513 об установлении учетной нормы для принятия граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях - 10 кв.м общей площади не могло служить основанием для снятия заявителя с жилищного учета.
Предусмотренных п. 10 Инструкции, утвержденной приказом Министра обороны Российской Федерации от 30 сентября 2010 г. N 1280, оснований снятия заявителя с жилищного учета, в том числе вследствие неправомерных действий должностных лиц при принятии на учет, по делу не установлено.
Таким образом, Янукович В.И. в 2003 году в соответствии с действовавшим жилищным законодательством был обоснованно признан нуждающимся в улучшении жилищных условий уполномоченным на это органом и в соответствии с ч. 2 ст. 6 Федерального закона "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" сохраняет право состоять на данном учете до получения жилых помещений по договору социального найма.
По этим же основаниям заявитель и члены его семьи имеют право на заселение по договору социального найма в распределенных им в 2007 году жилых помещениях по адресу: г. ...
Для правильного разрешения дела имеет значение и то обстоятельство, что после решения жилищной комиссии о предоставлении Януковичу В.И. двух квартир этой же комиссией 15 января 2007 г. принято решение о распределении ранее занимаемого его семьей жилого помещения майору Коринь В.А.. Из объяснений Януковича В.И. в судебном заседании суда апелляционной инстанции следует, что в феврале 2012 г. Коринь В.А. обратился в суд с заявлением о выселении его семьи из этой квартиры. 18 января 2013 г. Янукович В.И. вместе с членами семьи снялся с регистрационного учета по прежнему месту жительства и 7 февраля 2013 г. сдал ранее занимаемое жилое помещение.
Таким образом, решения начальника территориального отделения ФГКУ "ЗРУЖО" от 14 ноября 2012 г. об отказе Януковичу В.И. в предоставлении по месту военной службы распределенных жилых помещений и снятии его с жилищного учета противоречат закону, а вывод судов о правомерности таких решений основан на неправильном применении норм материального права.
Допущенные нарушения повлияли на исход дела и без их устранения невозможно восстановление нарушенных жилищных прав заявителя, а также защита охраняемых законом публичных интересов.
Это обстоятельство является основанием для отмены в кассационном порядке состоявшихся по делу судебных постановлений и в связи с установлением Военной коллегией законности требований заявителя - принятия по делу нового решения об удовлетворении заявления.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 386-388, п. 2 ч. 1 ст. 390 ГПК РФ, Военная коллегия определила:
решение Ивановского гарнизонного военного суда от 31 января 2013 г. и апелляционное определение Московского окружного военного суда от 25 апреля 2013 г. по заявлению Януковича В.И. в связи с существенным нарушением норм материального права отменить и принять по делу новое решение:
признать незаконным решение начальника территориального отделения в Ивановской области - г. Иваново Федерального государственного казенного учреждения "Западное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации о снятии Януковича В.И. с учета нуждающихся в жилом помещении и об отказе в предоставлении двух жилых помещений по договору социального найма по адресу: г. ...
обязать начальника территориального отделения в Ивановской области - г. Иваново Федерального государственного казенного учреждения "Западное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации рассмотреть вопрос о предоставлении Януковичу В.И. двух жилых помещений по договору социального найма по адресу: г. ..., ...
Председательствующий |
И.В. Крупнов |
Судьи |
А.Н. Коронец |
|
А.С. Шалякин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение ВК Верховного Суда РФ от 24 декабря 2013 г. N 201-КГ13-32
Текст определения официально опубликован не был