1. В документации недопустимо устанавливать требования, ограничивающие количество потенциальных участников торгов.
Комиссия ФАС России по контролю в сфере размещения заказов, рассмотрев жалобу на положения документации об открытом аукционе в электронной форме на оказание услуг по автотранспортному обслуживанию, установила, что заказчиком в документации установлено требование, ограничивающее количество потенциальных участников торгов, поскольку предметом аукциона является оказание транспортных услуг по всей территории Российской Федерации. Вместе с тем, заказчик самостоятельно устранил указанное нарушение, исключив неправомерное требование, вследствие чего необходимость в выдаче предписания об устранении нарушений отсутствует.
В Федеральную антимонопольную службу поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Заказчиком, Оператором электронной площадки Аукциона. По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены следующими действиями Заказчика:
1. Заказчик включил в документацию об Аукционе противоречивые сведения, не позволяющие определить места оказания услуг. При этом Заказчик неправомерно включил в документацию об Аукционе требование об оказании услуг по автотранспортному обслуживанию по всей территории Российской Федерации, ограничивающее количество участников размещения заказа.
2. Заказчик неправомерно установил в документации об Аукционе требование о наличии у участника размещения заказа трудовых ресурсов.
3. Заказчик утвердил документацию об Аукционе, не соответствующую требованиям Закона о размещении заказов, в частности, в документации об Аукционе Заказчиком указаны товары определенных товарных знаков без указания параметров эквивалентности и без сопровождения словами или "эквивалент".
4. Заказчик неправомерно установил в документации об Аукционе требование о наличии у участника размещения заказа собственной гаражно-ремонтной базы.
Представители Заказчика согласились с доводами Заявителя и сообщили, что Заказчик принял во внимание все замечания Заявителя и внес 06.12.2013 изменения в документацию об Аукционе в соответствии с положениями Закона о размещении заказов.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с частью 5 статьи 17 Закона о размещении заказов внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
1. В соответствии с пунктом 7 части 4 статьи 41.6 Закона о размещении заказов документация об открытом аукционе в электронной форме наряду с предусмотренными частью 3 статьи 41.6 Закона о размещении заказов сведениями должна содержать, в том числе, место оказания услуг. При этом в соответствии с частью 1 статьи 41.6, частью 3.1 статьи 34 Закона о размещении заказов документация об аукционе не может содержать, в том числе, требования к товару, информации, работам, услугам, если такие требования влекут за собой ограничение количества участников размещения заказа.
Пунктом 25 части II "Информационная карта" документации об Аукционе установлено место оказания услуг: подразделения Министерства иностранных дел Российской Федерации: г. Москва, пл. Смоленская-Сенная, 32/34; г. Москва, Гоголевский бульвар, д. 16; г. Москва, 1-й Неопалимовский пер., д. 12; г. Москва, Филлиповский пер., д. 4; другие объекты в г. Москве и Московской области и по всей территории Российской Федерации.
На заседании Комиссии представители Заказчика пояснили, что в соответствии с изменениями от 06.12.2013 N 2, внесенными в пункт 25 части II "Информационная карта" документации об Аукционе, установлено следующее место оказания услуг: подразделения Министерства иностранных дел Российской Федерации: г. Москва, пл. Смоленская-Сенная, 32/34; г. Москва, Гоголевский бульвар, д.16; г. Москва, 1-й Неопалимовский пер., д. 12; г. Москва, Филлиповский пер., д. 4; другие объекты в г. Москве и Московской области, в Центральном Федеральном округе, Северо-Западном Федеральном округе, г. Санкт-Петербурге, Южном Федеральном округе, г. Сочи. При этом представители Заказчика также пояснили, что услуги необходимо оказывать только в г. Москве и Московской области, а также в г. Санкт-Петербурге и г. Сочи.
Действия Заказчика, выраженные в установлении в пункте 25 части II "Информационная карта" документации об Аукционе место оказания услуг: по всей территории Российской Федерации, не соответствуют положениям пункта 7 части 4 статьи 41.6 Закона о размещении заказов и содержат признаки административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Кроме того, на заседании Комиссии установлено, что требование, установленное Заказчиком в части оказания услуг по автотранспортному обслуживанию по всей территории Российской Федерации, ограничивает количество участников размещения заказа.
Таким образом, действия Заказчика, установившего в пункте 25 части II "Информационная карта" документации об Аукционе, в редакции от 28.11.2013 N 2, требование об оказании услуг по автотранспортному обслуживанию по всей территории Российской Федерации, не соответствуют части 3.1 статьи 34 Закона о размещении заказов и нарушают часть 1 статьи 41.6 Закона о размещении заказов и содержат признаки административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 КоАП РФ.
При этом представители Заказчика пояснили, что вышеуказанное требование в соответствии с изменениями от 06.12.2013 N 2, внесенными в документацию об Аукционе, изменено на требование об оказании услуг по автотранспортному обслуживанию в Центральном Федеральном округе, Северо-Западном Федеральном округе, г. Санкт-Петербурге, Южном Федеральном округе, г. Сочи.
2. В соответствии с частью 1 статьи 41.6 Закона о размещении заказов документация об открытом аукционе в электронной форме должна соответствовать требованиям, предусмотренным частями 1 - 3.2, 4.1 - 6 статьи 34 Закона о размещении заказов. При этом в соответствии с частью 2.1 статьи 34 Закона о размещении заказов не допускается включать в документацию об аукционе (в том числе в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работ, услуг, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара) требования к производителю товара, к участнику размещения заказа (в том числе требования к квалификации участника размещения заказа, включая наличие у участника размещения заказа опыта работы), а также требования к его деловой репутации, требования о наличии у участника размещения заказа производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, выполнения работ, оказания услуг, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику размещения заказа предусмотрена Законом о размещении заказов.
В пункте 2 части III Технического задания документации об Аукционе установлено требование о наличии у участника размещения заказа опыта работы, необходимого для оказания услуг: "наличие водителей, имеющих профессиональные навыки персонального обслуживания пассажиров и стаж водительской работы в г. Москве не менее 3 лет, за рубежом - не менее 3 лет (не менее 30% водительского состава), а также не являвшихся виновниками ДТП за последние 3 года".
Таким образом, действия Заказчика, установившего в пункте 2 части III Технического задания документации об Аукционе требование о наличии у участника размещения заказа опыта работы, необходимого для оказания услуг, не соответствуют части 2.1 статьи 34 Закона о размещении заказов и нарушают часть 1 статьи 41.6 Закона о размещении заказов и содержат признаки административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 КоАП РФ.
При этом представители Заказчика пояснили, что описанное выше требование Заказчика о наличии у участника размещения заказа опыта работы, в соответствии с изменениями документации об Аукционе от 06.12.2013 N 2, исключено из пункта 2 части III Технического задания документации об Аукционе.
3. В соответствии с пунктом 1 части 4 статьи 41.6 Закона о размещении заказов документация об открытом аукционе в электронной форме наряду с предусмотренными частью 3 статьи 41.6 Закона о размещении заказов сведениями должна содержать требования к качеству, техническим характеристикам товара, работ, услуг, требования к их безопасности, требования к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, требования к размерам, упаковке, отгрузке товара, требования к результатам работ и иные показатели, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемых работ, оказываемых услуг потребностям заказчика. При этом должны быть указаны используемые для определения соответствия потребностям заказчика или эквивалентности предлагаемого к поставке или к использованию при выполнении работ, оказании услуг товара максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и показатели, значения которых не могут изменяться.
В пункте 1 части III Технического задания документации об Аукционе установлены товары определенных товарных знаков (торговых марок/моделей) без указания параметров эквивалентности и без сопровождения словами или "эквивалент", а именно: АУДИ А8L, АУДИ А8, БМВ 740Li, БМВ 530Xi, БМВ 525iA, Фольцваген Каравелла (гр/пасс), Фольцваген Евраком (гр/пасс), ТОЙОТА Камри, НИССАН Теана, ФИАТ Дукато (пассажирский на 15 мест), ФИАТ Дукато (гр/пасс. 5 мест).
Таким образом, действия Заказчика, установившего пункте 1 части III Технического задания документации об Аукционе товары определенных товарных знаков (торговых марок/моделей) без указания параметров эквивалентности и без сопровождения словами или "эквивалент", не соответствуют части 3 статьи 34 Закона о размещении заказов и нарушают часть 1 статьи 41.6 Закона о размещении заказов и содержат признаки административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 КоАП РФ.
При этом представители Заказчика пояснили, что изменениями от 06.12.2013 N 2 в документацию об Аукционе добавлены параметры эквивалентности товарных знаков к вышеуказанным товарам, а также добавлено сопровождение словами "эквивалент".
4. В пункте 2 части III Технического задания документации об Аукционе установлен ряд следующих требований о наличии у участника размещения заказа ресурсов, необходимых для оказания услуг: "Исполнитель должен оказывать все услуги самостоятельно с помощью собственных ресурсов со следующими качественными и количественными характеристиками: Наличие собственной гаражно-ремонтной базы";
Представители Заказчика пояснили, что описанное выше требование Заказчика о наличии у участника размещения заказа собственной гаражно-ремонтной базы, в соответствии с изменениями документации об Аукционе от 06.12.2013 N 2, исключено из пункта 2 части III Технического задания документации об Аукционе.
Таким образом, действия Заказчика, установившего пункте 2 части III Технического задания документации об Аукционе требование о наличии у участника размещения заказа собственной гаражно-ремонтной базы, не соответствуют части 2.1 статьи 34 Закона о размещении заказов и нарушают часть 1 статьи 41.6 Закона о размещении заказов и содержат признаки административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 КоАП РФ.
На основании изложенного и руководствуясь частями 5, 9 статьи 17, частью 6 статьи 60 Закона о размещении заказов, Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 24.07.2012 N 498, Комиссия решила признать жалобу обоснованной, признать в действиях Заказчика нарушение части 1 статьи 41.6 Закона о размещении заказов, пунктов 1, 7 части 4 статьи 41.6 Закона о размещении заказов, предписание об устранении нарушения законодательства о размещении заказов не выдано, поскольку Заказчиком устранены выявленные нарушения Закона о размещении заказов путем внесения 06.12.2013 изменений в документацию об Аукционе.
(см. решение Федеральной антимонопольной службы от 10.12.2013 N К-2324/13)
2. Требование о наличии у участников размещения заказа лицензии на оказание услуг связи установлено неправомерно, поскольку оказание услуг связи не включено в предмет размещаемого заказа.
Комиссия ФАС России признала обоснованной жалобу, мотивированную тем, что заказчик неправомерно установил требование о наличии у участников размещения заказа лицензии на оказании услуг местной телефонной связи, а также о наличии трудовых ресурсов, обладающих определенной формой допуска.
Комиссия установила, что оказание услуг связи не включено в предмет размещаемого заказа, вследствие чего требование о наличии у участников размещения заказа лицензии на оказание услуг связи - неправомерно. Кроме того, Закон о размещении заказов не допускает возможности установления заказчиком требований о наличии у участника размещения заказа трудовых ресурсов.
В Федеральную антимонопольную службу поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Оператором электронной площадки Аукциона. По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены следующими действиями Заказчика:
1. Заказчиком в документации об Аукционе неправомерно установлено требование к участникам размещения заказа о наличии лицензии Федеральной службы по надзору в сфере связи на оказание услуг местной телефонной связи, за исключением услуг местной телефонной связи с использованием таксофонов и средств коллективного доступа (в части предоставления абоненту абонентской линии в постоянное пользование).
2. Заказчиком в документации об Аукционе неправомерно установлено требование к трудовым ресурсам участника размещения заказа о необходимости оказывать услуги специалистами, имеющими форму допуска к государственной тайне не ниже второй.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с частью 5 статьи 17 Закона о размещении заказов внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
1. В соответствии с частью 4 статьи 11 Закона о размещении заказов заказчик не вправе устанавливать иные требования к участникам размещения заказа кроме требований, указанных в частях 1-3 статьи 11 Закона о размещении заказов и установленных в соответствии со статьей 55.3 Закона о размещении заказов.
Предметом размещаемого заказа является оказание услуг по техническому обслуживанию офисной техники и оборудования связи. При этом пунктом 7 информационной карты документации об Аукционе установлено требование о предоставлении участниками размещения заказа в составе второй части заявки на участие в Аукционе, в том числе лицензии Федеральной службы по надзору в сфере связи на оказание услуг местной телефонной связи, за исключением услуг местной телефонной связи с использованием таксофонов и средств коллективного доступа.
На заседание Комиссии представители Заказчика не представили доказательства того, что в состав работ, предусмотренных предметом контракта входят работы по оказанию услуг местной телефонной связи, требующие наличия вышеуказанной лицензии.
Таким образом, установление Заказчиком требования к участникам размещения заказа о наличии лицензии Федеральной службы по надзору в сфере связи на оказание услуг местной телефонной связи, за исключением услуг местной телефонной связи с использованием таксофонов и средств коллективного доступа, указанной в пункте 7 информационной карты документации об Аукционе, является нарушением части 4 статьи 11 Закона о размещении заказов и содержит признаки административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
2. Согласно части 1 статьи 41.6 Закона о размещении заказов документация об открытом аукционе в электронной форме должна соответствовать требованиям, предусмотренным частями 1 - 3.2, 4.1 - 6 статьи 34 настоящего Федерального закона. В соответствии с частью 2.1 статьи 34 Закона о размещении заказов не допускается включать в документацию об аукционе (в том числе в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работ, услуг, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара) требования к производителю товара, к участнику размещения заказа (в том числе требования к квалификации участника размещения заказа, включая наличие у участника размещения заказа опыта работы), а также требования к его деловой репутации, требования о наличии у участника размещения заказа производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, выполнения работ, оказания услуг, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику размещения заказа предусмотрена Закона о размещении заказов.
Пунктом 3.8 раздела III документации об Аукционе установлено требование об оказании услуги по государственному контракту специалистами, имеющими форму допуска к государственной тайне не ниже 2-ой.
Таким образом, в нарушение части 1 статьи 41.6 Закона о размещении заказов Заказчиком в документации об Аукционе установлены требования о наличии у участника размещения заказа трудовых ресурсов. Указанные действия Заказчика содержат признаки административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании изложенного и руководствуясь частями 5, 9 статьи 17, частью 6 статьи 60 Закона о размещении заказов, Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 24.07.2012 N 498, Комиссия решила признать жалобу обоснованной, признать в действиях Заказчика нарушение части 4 статьи 11, части 1 статьи 41.6 Закона о размещении заказов, выдать предписание об устранении нарушений Закона о размещении заказов - при рассмотрении заявок на участие в Аукционе не учитывать требование о необходимости предоставления вышеуказанной лицензии, а также не учитывать требование о необходимости оказания услуги по государственному контракту специалистами, имеющими форму допуска к государственной тайне не ниже 2-ой.
(см. решение Федеральной антимонопольной службы от 09.12.2013 N К-2313/13)
3. Поскольку в заявке на участие в Аукционе содержатся недостоверные сведения, Аукционная комиссия правомерно приняла решение об отказе Заявителю в допуске к участию в Аукционе.
Комиссия ФАС России признала жалобу на отказ в допуске к участию в открытом аукционе в электронной форме необоснованной, поскольку заявитель в своей заявке указал недостоверные сведения. Документацией об аукционе установлены требования к показателям глубины проникания иглы, температуре размягчения по кольцу и шару, а также индексу пенетрации битума нефтяного. Кроме того, документацией также предусмотрено, что указанные показатели должны соответствовать ГОСТ 22245-90. Вместе с тем, заявителем в заявке указан индекс пенетрации, не соответствующий значениям, указанным в ГОСТе для соответствующих значений глубины проникания иглы и температуре размягчения по кольцу и шару.
В Федеральную антимонопольную службу поступила жалоба Заявителя на действия Аукционной комиссии при проведении Заказчиком, Оператором электронной площадки Аукциона. По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены действиями Аукционной комиссии, принявшей необоснованное решение об отказе Заявителю в допуске к участию в Аукционе.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с частью 5 статьи 17 Закона о размещении заказов внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
В соответствии с частью 3 статьи 41.9 Закона о размещении заказов на основании результатов рассмотрения первых частей заявок на участие в открытом аукционе в электронной форме, содержащих сведения, предусмотренные частью 4 статьи 41.8 Закона о размещении заказов, аукционной комиссией принимается решение о допуске к участию в открытом аукционе в электронной форме участника размещения заказа и о признании участника размещения заказа, подавшего заявку на участие в открытом аукционе, участником открытого аукциона или об отказе в допуске такого участника размещения заказа к участию в открытом аукционе в порядке и по основаниям, которые предусмотрены статьей 41.9 Закона о размещении заказов.
В соответствии с частью 4 статьи 41.9 Закона о размещении заказов участник размещения заказа не допускается к участию в открытом аукционе в электронной форме в случае: 1) непредоставления сведений, предусмотренных частью 4 статьи 41.8 Закона о размещении заказов, или предоставления недостоверных сведений; 2) несоответствия сведений, предусмотренных частью 4 статьи 41.8 Закона о размещении заказов, требованиям документации об открытом аукционе в электронной форме.
В соответствии с подпунктом "б" пункта 3 части 4 статьи 41.8 Закона о размещении заказов первая часть заявки на участие в открытом аукционе в электронной форме при размещении заказа на выполнение работ, оказание услуг, для выполнения, оказания которых используется товар, должна содержать согласие, предусмотренное пунктом 2 части 4 статьи 41.8 Закона о размещении заказов, а также конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным документацией об открытом аукционе в электронной форме, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при его наличии) предлагаемого для использования товара при условии отсутствия в документации об открытом аукционе в электронной форме указания на товарный знак используемого товара.
В соответствии с протоколом рассмотрения первых частей заявок на участие в открытом аукционе от 26.11.2013 N 0301100012713000169-1 Заявителю отказано в допуске к участию в Аукционе в связи с представлением недостоверных сведений в заявке на участие в Аукционе.
В Техническом задании документации об Аукционе установлены требования к битуму нефтяному дорожному для приготовления асфальтобетонных смесей для устройства верхних слоев покрытия, в том числе: "глубина проникания иглы при температуре: 25°С 0,1мм 61-100*", "температура размягчения по кольцу и шару не ниже 45°С", "индекс пенетрации от -1,0 до +1,0*". При этом установлено, что указанные значения показателей должны соответствовать требованиям ГОСТ 22245-90.
Изучив первую часть заявки Заявителя на участие в Аукционе, представленную представителем Заказчика, Комиссия установила, что заявка содержит следующие сведения: "глубина проникания иглы при температуре: 25°С 0,1 мм 61-90", "температура размягчения по кольцу и шару 47°С", "индекс пенетрации от -0,99 до +0,99".
При этом согласно Приложению N 2 к ГОСТ 22245-90 при глубине проникания иглы 0,1 мм при температуре 25°С 61-90 и температуре размягчения по кольцу и шару 47 °С значение индекса пенетрации составляет от -1,6 до -0,5.
Следовательно, в заявке Заявителя содержатся недостоверные сведения. Таким образом, Аукционная комиссия приняла решение об отказе Заявителю в допуске к участию в Аукционе в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о размещении заказов.
На основании изложенного и руководствуясь частью 5 статьи 17, частью 6 статьи 60 Закона о размещении заказов, Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 24.07.2012 N 498, Комиссия решила признать жалобу необоснованной.
(см. решение Федеральной антимонопольной службы от 13.12.2013 N К-2403/13)
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Обзор практики рассмотрения жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, аукционной комиссии, оператора электронной площадки при проведении торгов в соответствии с положениями Федерального закона от 21 июля 2005 года N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (подготовлен Управлением контроля размещения государственного заказа ФАС России, январь 2014)
Материал подготовлен для компании "Гарант" заместителем начальника Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России Гриненко А.В.