Распоряжение Правительства РФ от 2 января 2014 г. N 2-р
1. Утвердить прилагаемую Концепцию федеральной целевой программы "Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации на 2016-2020 годы".
2. Определить государственным заказчиком федеральной целевой программы "Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации на 2016-2020 годы" (далее - Программа) Минспорт России.
3. Установить, что предельный (прогнозный) объем финансирования Программы за счет средств федерального бюджета составляет 73976,9 млн рублей (в ценах соответствующих лет).
4. Минспорту России обеспечить разработку проекта Программы и внесение его в установленном порядке в Правительство Российской Федерации.
Председатель Правительства |
Д. Медведев |
Москва
2 января 2014 г.
N 2-р
Концепция
федеральной целевой программы "Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации на 2016-2020 годы"
(утв. распоряжением Правительства РФ от 2 января 2014 г. N 2-р)
См. Федеральную целевую программу "Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации на 2016 - 2020 годы", утвержденную постановлением Правительства РФ от 21 января 2015 г. N 30
I. Обоснование соответствия решаемой проблемы и целей Программы приоритетным задачам социально-экономического развития Российской Федерации
В Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. N 1662-р, отмечается, что переход от экспортно-сырьевой к инновационной модели экономического роста связан с формированием нового механизма социального развития, основанного на развитии человеческого потенциала. Среди основных приоритетов социальной и экономической политики на 2-м этапе инновационного развития российской экономики (2013-2020 годы) указывается распространение стандартов здорового образа жизни. Важный вклад в формирование здорового образа жизни должно внести создание условий для занятий физической культурой и спортом различных групп населения.
В связи с определением направлений реализации государственной политики, обеспечивающих создание условий для граждан страны, позволяющих вести здоровый образ жизни, систематически заниматься физической культурой и спортом, получить доступ к развитой спортивной инфраструктуре, и повышением конкурентоспособности российского спорта распоряжением Правительства Российской Федерации от 7 августа 2009 г. N 1101-р утверждена Стратегия развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2020 года (далее - Стратегия).
Распространение здорового образа жизни предполагает внедрение в жизнь общества и закрепление в ней физической культуры и спорта, формирование у населения стремления к здоровому образу жизни через занятия физической культурой и спортом.
Приоритетные вопросы развития физической культуры и спорта закреплены также в стратегиях социально-экономического развития федеральных округов.
Решение поставленных в этих документах задач возможно только на основе развитой спортивной инфраструктуры с применением современных методологических решений. При этом область физической культуры и спорта многогранна, охватывает различные сферы деятельности, отличающиеся содержанием реализуемых внутри них мероприятий и целевыми аудиториями.
Сферы деятельности, охватывающие массовую физическую культуру и спорт, детский спорт, формирование и подготовку спортивного резерва, а также подготовку спортсменов спортивных сборных команд Российской Федерации, образуют единое целое. Нерешенность проблем отдельных направлений приводит к отсутствию стабильного результата во всей отрасли. Соответственно, комплексное решение проблем возможно только на основе инфраструктурных решений по всем соответствующим направлениям. При этом спортивные школы нуждаются не только в строительстве и реконструкции своих спортивных объектов, но и в обновлении спортивно-технологического оборудования, развитии и внедрении современных научных методик подготовки спортсменов. Профильные научные организации и образовательные организации высшего образования должны располагать современными спортивными объектами и учебной и научной инфраструктурой. В образовательную деятельность должны активно и оперативно внедряться результаты научных работ по совершенствованию тренировочных процессов. Спортсмены спортивных сборных команд Российской Федерации для достижения высоких результатов должны проводить подготовку в современных спортивно-тренировочных центрах и в том числе иметь возможность проходить этапы акклиматизации и соответствующей специальной подготовки в различных природно-климатических условиях. Объекты массового спорта должны быть ориентированы на массовый охват населения и строиться по экономически выгодным проектам.
Спортивная инфраструктура, имеющаяся единовременная пропускная способность спортивных объектов по отдельным видам спорта, а также быстро устаревающая методическая база подготовки спортсменов не позволяют в полной мере обеспечить комплексное решение указанных проблем в соответствии с утвержденными распоряжением Правительства Российской Федерации от 3 июля 1996 г. N 1063-р социальными нормативами и нормами в сфере физической культуры и спорта.
Таким образом, нерешенность вопросов инфраструктурного и методического обеспечения в части отдельных видов спорта на сегодняшний день является существенным фактором ограничения распространения стандартов здорового образа жизни.
Концепция федеральной целевой программы "Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации на 2016-2020 годы" разработана в целях практической реализации целей и задач Стратегии, государственной программы Российской Федерации "Развитие физической культуры и спорта", утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 20 марта 2013 г. N 402-р (далее соответственно - Программа, государственная программа), и стратегий социально-экономического развития федеральных округов.
II. Предварительный анализ итогов реализации федеральной целевой программы "Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации на 2006-2015 годы"
Анализ хода реализации федеральной целевой программы "Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации на 2006-2015 годы", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 11 января 2006 г. N 7 "О федеральной целевой программе "Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации на 2006-2015 годы" (далее - Программа на 2006-2015 годы), показывает, что поставленные задачи в основном удастся решить. Однако устойчивость системы отрасли физической культуры и спорта будет обеспечена не в полной мере.
Уровень обеспеченности Российской Федерации по итогам 2012 года спортивными залами составляет 55,5 процента норматива обеспеченности, спортивными плоскостными сооружениями - 26,7 процента норматива обеспеченности, бассейнами - 8,5 процента норматива обеспеченности. При этом наблюдается существенная дифференциация этой обеспеченности в различных субъектах Российской Федерации.
В ходе реализации Программы на 2006-2015 годы будет создана инфраструктура для тренировочного процесса спортсменов спортивных сборных команд России по видам спорта, входящим в программы Олимпийских и Паралимпийских игр, в минимальном объеме. Однако созданные спортивно-тренировочные центры не будут обеспечены инфраструктурой технического, реабилитационного и вспомогательного назначения в необходимом объеме. Задача создания условий для адаптации спортсменов в условиях различных природно-климатических зон и часовых поясов будет также решена в минимальном объеме. Спортсмены спортивных сборных команд России по наиболее массовым, но не входящим в программы Олимпийских и Паралимпийских игр видам спорта, не будут обеспечены инфраструктурой.
Реализация Программы на 2006-2015 годы осуществляется по направлениям, связанным с массовым спортом и спортом высших достижений. Объем финансирования Программы на 2006-2015 годы за счет средств федерального бюджета составит 97972,8 млн рублей (в том числе расходы на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы - 232,65 млн рублей, на прочие нужды - 4593,09 млн рублей).
В результате удастся решить стратегические задачи и добиться значимых результатов:
увеличить уровень привлечения населения к систематическим занятиям физической культурой и спортом;
повысить уровень материальной базы и инфраструктуры физической культуры и спорта в субъектах Российской Федерации;
укрепить систему подготовки профессиональных тренерских кадров;
продолжить и поднять на новый уровень традиции российского спорта высших достижений;
реализовать на государственном уровне активную пропаганду занятий физической культурой и спортом как составляющей здорового образа жизни.
Эти результаты приведут к созданию основных условий для развития физической культуры и спорта как составной части государственной социальной политики.
Целесообразность и эффективность реализации Программы на 2006-2015 годы подтверждаются достигнутыми значениями показателей и индикаторов:
по направлению, связанному с массовым спортом:
доля граждан Российской Федерации, систематически занимающихся физической культурой и спортом, в том числе обучающихся (учащихся, воспитанников и студентов), в общей численности населения увеличилась с 12,5 процента в 2005 году до 22,5 процента в 2012 году. К 2015 году показатель составит 30 процентов (то есть прирост составит более 60 процентов);
доля женщин, систематически занимающихся физической культурой и спортом, в общей численности этой категории населения Российской Федерации составила в 2012 году 15,6 процента;
доля обучающихся, систематически занимающихся физической культурой и спортом, в общей численности этой категории населения Российской Федерации достигла в 2012 году 52,7 процента;
количество квалифицированных тренеров и тренеров-преподавателей физкультурно-спортивных организаций, работающих по специальности, увеличилось с 250 тыс. до 324,2 тыс. работников с учетом задействованных в коммерческом секторе, что соответствует социальным нормативам и нормам обеспеченности и требованиям рынка;
единовременная пропускная способность объектов спорта, введенных в эксплуатацию в рамках Программы на 2006-2015 годы, по направлению, связанному с массовым спортом, увеличилась с 6840 человек в 2010 году до 11223 человек в 2012 году. При сохранении темпов строительства спортивной инфраструктуры этот показатель в 2015 году составит около 28030 человек и установленный показатель будет перевыполнен на 20 процентов;
количество физкультурно-спортивных организаций и центров для занятий спортом, прошедших добровольную сертификацию, увеличилось с 10 объектов на 100 тыс. человек населения в 2006 году до 211 объектов на 100 тыс. человек населения в 2012 году;
введено в эксплуатацию 476 объектов массового спорта;
по направлению, связанному со спортом высших достижений:
доля детей, занимающихся в специализированных спортивных учреждениях, в общей численности детей 6-15 лет возросла к началу 2012 года до 19 процентов;
доля спортсменов, прошедших процедуру допингового контроля, составила в 2012 году 100 процентов в общем количестве спортсменов, включенных в список подлежащих тестированию в соревновательный и во внесоревновательный период;
доля выявленных случаев нарушения антидопинговых правил спортсменами, включенными в список спортсменов, подлежащих тестированию в соревновательный и во внесоревновательный период, в общем количестве прошедших процедуру допингового контроля составляет менее одного процента (0,57 процента);
результаты научно-исследовательских работ положены в основу многих практических разработок в сфере физической культуры и спорта и организации тренировочного процесса;
введен в эксплуатацию 41 объект спорта высших достижений.
По подпрограмме "Развитие футбола в Российской Федерации на 2008-2015 годы" Программы на 2006-2015 годы:
к началу 2012 года доля лиц, занимающихся футболом в детско-юношеских спортивных школах, составила 12,5 процента в общем количестве учащихся, систематически занимающихся физической культурой и спортом;
всего введено в эксплуатацию 178 футбольных полей с искусственным покрытием.
По итогам 2012 года достигнуты следующие значения других целевых показателей:
доля инвалидов, систематически занимающихся физической культурой и спортом, в общей численности инвалидов - 3,5 процента;
доля спортсменов, прошедших процедуру допингового контроля, в общем количестве спортсменов, подлежащих тестированию в соревновательный и во внесоревновательный период - 100 процентов;
доля граждан, занимающихся в системе спортивных школ на этапах подготовки по зимним видам спорта, в общей численности населения Российской Федерации - 0,24 процента;
количество тренеров-преподавателей по футболу детских юношеских спортивных школ, прошедших подготовку и повышение квалификации в соответствии с требованиями УЕФА - 3021 человек;
количество футболистов, зарегистрированных в единой информационной аналитической системе Российского футбольного союза - 352 тыс. человек.
Эти результаты привели к созданию в Российской Федерации базовых условий для активного использования инструментов физической культуры и спорта в социально-экономической жизни страны.
Работа по привлечению граждан к занятиям физической культурой и спортом приводит к результатам, проявляющимся в различных аспектах социально-экономической жизни страны.
Число преступлений, совершенных несовершеннолетними и при их участии, ежегодно сокращается. Если в 2006 году этот показатель (по данным Министерства внутренних дел Российской Федерации) составлял 150264 преступления, то по итогам 2012 года - 64270 преступлений.
Результаты профилактических осмотров детей в возрасте до 14 лет (по данным Министерства здравоохранения Российской Федерации) показывают, что с 2006 года наблюдается прекращение увеличения, а с 2009 года отмечается уменьшение выявленных случаев сколиоза (с 1,6 процента до 1,4 процента) и нарушения осанки (с 7,7 процента до 7 процентов).
Численность больных, взятых на учет в отчетном году, с установленными впервые диагнозами "наркомания" и "алкоголизм" снизилась до следующих показателей:
|
2006 год |
2007 год |
2008 год |
2009 год |
2010 год |
2011 год |
2012 год |
наркомания (человек, на 100 тыс. человек населения) |
19 |
20,7 |
18,6 |
17,7 |
17,4 |
15,3 |
13,9 |
алкоголизм (человек, на 100 тыс. человек населения) |
135,3 |
123,1 |
122,2 |
112,5 |
108,5 |
96,7 |
85,8 |
Число дней временной нетрудоспособности граждан в Российской Федерации в 2006 году составляло 365,9 млн дней. К 2008 году этот показатель достиг 409 млн дней. По итогам 2012 года указанный показатель снизился до 350 млн дней.
К прямым доходам бюджета вследствие развития сферы физической культуры и спорта следует отнести вклад сегмента торговли спортивными товарами, который оценивается примерно в 40 млрд рублей, ежегодно поступающих в бюджет только в виде налога на добавленную стоимость. Ежегодный прирост этого рынка составляет 15-17 процентов. В 2006 году от торговли спортивными товарами в федеральный бюджет поступило в виде налога на добавленную стоимость около 27 млрд рублей.
В рамках Программы на 2006-2015 годы по итогам 2012 года профинансировано строительство 815 различных спортивных объектов, из них по направлению, связанному с массовым спортом, осуществлено софинансирование строительства 564 объектов в регионах (включая 35 региональных спортивно-тренировочных центров), из которых 476 объектов введены в эксплуатацию. По направлению, связанному со спортом высших достижений, создается инфраструктура для тренировок спортсменов спортивных сборных команд Российской Федерации по видам спорта, включенным в программы Олимпийских и Паралимпийских игр. В 2008 году условиями для проведения тренировок были частично обеспечены 11 летних и 3 зимних олимпийских вида спорта. В настоящее время насчитывается 52 олимпийских вида спорта. Из них 38 обеспечены спортивной инфраструктурой федеральных спортивно-тренировочных центров ("Озеро Круглое", "Новогорск", "Ока", "Руза", "Юг-Спорт", "Токсово", "Парамоново", "Чайковский") с учетом того, что конькобежный спорт развивается на базе регионального объекта, а гольф - на базе частного объекта, создание федеральной инфраструктуры для них не планируется. Качество создаваемой инфраструктуры подтверждается результатами проведенных тестовых спортивных мероприятий, в том числе в рамках этапов международных соревнований.
Программой на 2006-2015 годы не обеспечивается создание федеральных тренировочных центров для академической гребли, бадминтона, бокса, борьбы (греко-римская, вольная), велоспорта (шоссейные гонки, трековые гонки, маунтинбайк, велоспорт-BMX), конного спорта, современного пятиборья, стрельбы из лука.
Вместе с тем в ходе реализации Программы на 2006-2015 годы выявились принципиальные проблемы, затрудняющие создание устойчивой системы развития физической культуры и спорта в регионах, выравнивание в обеспеченности объектами спорта субъектов Российской Федерации, создание условий для достижения стабильных и долгосрочных результатов в спорте высших достижений и формирование спортивного резерва.
Значения 4 из 16 целевых индикаторов Программы на 2006-2015 годы в 2012 году не достигнуты, что создает значительные риски недостижения целевых значений и к 2015 году.
Показатель, касающийся доли граждан, занимающихся в специализированных спортивных учреждениях, в общей численности детей 6-15 лет по итогам 2012 года отстает от планового значения на 27 процентов, а показатель, касающийся доли граждан, занимающихся в системе спортивных школ на этапах подготовки по зимним видам спорта, в общей численности населения Российской Федерации - на 10 процентов. Указанные показатели характеризуют подготовку спортивного резерва, начиная с детско-юношеских спортивных школ.
Для обеспечения стабильных условий для дальнейшего развития сферы физической культуры и спорта требуется разработка и реализация новой федеральной целевой программы, направленной на совершенствование условий, в том числе на формирование стабильного спортивного резерва, развитие методической базы.
Разрабатываемая Программа базируется на опыте реализации Программы на 2006-2015 годы и усиливает созданные содержательный, методологический и организационный заделы.
III. Обоснование целесообразности решения проблемы программно-целевым методом
Опыт реализации Программы на 2006-2015 годы доказал эффективность применения программно-целевого метода для рационального использования выделенных ресурсов и обеспечения комплексного решения проблемы.
Учитывая масштабность поставленных целей и задач, решение которых требует реализации комплексной системы мер, мероприятия целесообразно осуществлять с использованием программно-целевого метода, поскольку эти мероприятия:
входят в число приоритетных для формирования целевых программ, а их реализация позволяет обеспечить возможность улучшения качества жизни населения;
относятся к вопросам федерального уровня и (или) совместного ведения;
не могут быть проведены в пределах одного года и требуют значительных объемов бюджетного финансирования;
носят комплексный характер, при этом их успешная реализация окажет существенное положительное влияние на социальное благополучие населения, общее развитие экономики, а также на обеспечение долгосрочной стабильности результатов спорта высших достижений.
Эффективность программно-целевого метода обусловлена его системным и интегрирующим характером, что позволяет концентрировать ресурсы и комплексно решать вопросы по следующим приоритетным направлениям:
развитие массового спорта с учетом необходимости повышения обеспеченности объектами спорта субъектов Российской Федерации;
развитие спорта высших достижений с учетом особенностей различных составляющих этого процесса, включающих развитие инфраструктуры спортивно-тренировочных центров в соответствии с поставленными целями и инфраструктуры научных организаций и образовательных организаций спортивной направленности;
создание условий для подготовки спортивного резерва в виде спортивно-тренировочных региональных центров, поддержка материально-технического обеспечения детских спортивных школ;
совершенствование методического сопровождения организации и реализации мероприятий Программы;
обеспечение пропагандистского сопровождения реализации мероприятий Программы.
Отказ от применения программно-целевого метода означает, что реализация каждого мероприятия потребует отдельного решения Правительства Российской Федерации либо обособления в рамках текущей деятельности, что лишит эти мероприятия единства.
IV. Характеристика и прогноз решения проблемы без использования программно-целевого метода, включающие сведения о расходных обязательствах Российской Федерации, а также о расходных обязательствах субъектов Российской Федерации и муниципальных образований в рассматриваемой сфере
Реализация Программы без использования программно-целевого метода может привести к следующим последствиям:
отсутствие системности в решении стоящих перед государством задач в этой области;
снижение уровня и отсутствие стабильности результатов в спорте высших достижений;
разобщенность усилий федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в деле формирования стремления к занятиям физической культурой и спортом и, следовательно, спортивного резерва;
ущемление прав личности российских граждан, касающихся дискриминации по доступности физкультурно-спортивных услуг в зависимости от региона проживания;
снижение активности использования потенциала спорта при позиционировании Российской Федерации на международном уровне;
снижение социальной эффективности физкультурно-спортивной деятельности в части воспитания детей и молодежи, формирования положительных примеров и ориентиров в обществе.
Спецификой реализации Программы является то, что мероприятия проводятся на всех уровнях (федеральном, региональном и муниципальном).
Органы местного самоуправления, осуществляющие в соответствии с установленными полномочиями мероприятия по развитию спортивной инфраструктуры, расположенной на их территориях, испытывают ощутимый дефицит средств местных бюджетов на эти цели.
Расходные обязательства в сфере поддержки физической культуры и спорта в 2012 году состояли:
из расходных обязательств Российской Федерации в размере 49757,7 млн рублей, в том числе расходных обязательств по Программе на 2006-2015 годы - 14259,9 млн рублей (без учета средств федерального бюджета, направленных на создание спортивной инфраструктуры XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в г. Сочи);
из расходных обязательств субъектов Российской Федерации, в том числе расходных обязательств муниципальных образований, в размере 124749,8 млн рублей.
V. Возможные варианты решения проблемы, оценка преимуществ и рисков, возникающих при различных вариантах ее решения
В качестве возможных в рамках программно-целевого метода рассматриваются 2 варианта решения проблемы.
Первый вариант решения является интенсивным. В этом случае решение проблемы основывается на новых принципах решения поставленных задач с учетом опыта реализации Программы на 2006-2015 годы. Вариант характеризуется более высокими рисками, так как потребует иного алгоритма взаимодействия федерального центра и субъектов Российской Федерации. Однако при этом ожидаемые результаты могут быть достигнуты меньшими средствами за счет оптимизации проектных решений для объектов массового спорта.
Второй вариант решения проблемы является инерционным. Он заключается в сохранении определенных Программой на 2006-2015 годы направлений создания инфраструктуры. Вариант характеризуется высокой вероятностью реализации мероприятий Программы (наименьшими рисками), так как фактически сводится к естественной пролонгации осуществления уже апробированных мероприятий. Однако этому методу свойственна низкая эффективность, так как дальнейшее повышение значений целевых показателей будет достигаться только при условии линейного роста необходимых финансовых ресурсов.
Поскольку инерционный вариант основывается на продолжении мероприятий, выполняемых по Программе на 2006-2015 годы, без учета новых направлений, то объем финансирования по этому варианту составляет 75 процентов объема финансирования интенсивного варианта.
Одним из рисков является сокращение предусмотренного бюджетного финансирования Программы в процессе ее реализации (финансовый риск). При этом необходимо будет корректировать Программу на 2016-2020 годы в сторону сокращения планируемых мероприятий, что приведет к снижению эффективности Программы. Также к финансовому риску следует отнести невыполнение в полном объеме субъектами Российской Федерации принятых финансовых обязательств. В случае выбора инерционного варианта финансовые риски усугубляются отсутствием разделения вопросов развития инфраструктуры массового спорта и спортивного резерва, что в условиях ограниченности выделяемых средств создает внутреннюю конкуренцию указанных вопросов при определении на региональном уровне приоритетов финансирования и приводит к диспропорции создания в равной степени важных социальных объектов.
К рискам программно-целевого метода следует также отнести административные риски, связанные с неэффективным управлением Программой. В качестве административных рисков могут выступать позднее заключение государственных контрактов, некачественная подготовка обосновывающих материалов при реализации и корректировке программных мероприятий и другое. Минимизация административных рисков будет обеспечиваться наличием дирекции Программы.
Неэффективное управление Программой на 2016-2020 годы может привести к экономическим потерям, негативным социальным последствиям, а также к невыполнению основных задач, предусмотренных Программой на 2016-2020 годы, в среднесрочном и долгосрочном периодах.
Невыполнение отдельных мероприятий Программы, связанное с указанными рисками, может привести к негативным последствиям:
обеспеченность населения объектами спорта для занятий физической культурой и спортом не приблизится к утвержденным государством социальным нормативам и нормам;
отсутствие в полной мере процесса подготовки спортсменов спортивных сборных команд Российской Федерации с учетом необходимости их акклиматизации и адаптации в условиях различных природно-климатических зон;
подготовка профессиональных кадров может столкнуться с проблемой износа и недостатка существующей инфраструктуры;
отсутствие эффективной работы системы формирования и закрепления спортивного резерва может привести к потере уровня подготовки спортивных сборных команд Российской Федерации по отдельным видам спорта;
ухудшение материально-технического состояния спортивных детско-юношеских школ олимпийского резерва и снижение возможности организации спортивных занятий с детьми и подростками.
Для минимизации рисков необходимо наличие своевременной, адекватной и объективной информации о ходе выполнения Программы. При этом отсутствие такой информации также является существенным фактором риска.
Для предотвращения этих рисков необходимо осуществлять мониторинг ситуации, складывающейся при реализации мероприятий Программы, в ходе проведения которого планируется учитывать внешние факторы функционирования всей системы мер, своевременно проводить оценку возникших перемен и адаптировать задачи Программы к меняющимся условиям. При этом указанные мероприятия должны сопровождаться регулярными открытыми публикациями данных о ходе выполнения Программы.
С этой же целью предусматривается открытое обсуждение хода реализации Программы на координационном совете Программы.
Для минимизации возможных отрицательных последствий реализации Программы к ее разработке будут привлечены представители общественности, ученых и экспертного сообщества, а также будет обеспечено широкое обсуждение предлагаемых мероприятий, в том числе в субъектах Российской Федерации.
При оценке указанных рисков учитываются выявленные недостатки Программы на 2006-2015 годы, которые могут сохраниться при применении инерционного варианта, например, изменение принципов регулирования в сфере физической культуры и спорта, а также возможные различия в объемах финансового обеспечения за счет средств федерального бюджета.
Таким образом, оптимальным является интенсивный вариант решения проблемы.
VI. Ориентировочные сроки и этапы решения проблемы программно-целевым методом
Реализацию Программы предлагается осуществить в 2 этапа.
На первом этапе (2016-2018 годы) будут реализованы наиболее приоритетные мероприятия, влияющие на принципиальную возможность достижения поставленных целей и создание устойчивых условий функционирования всей системы, на втором этапе (2019-2020 годы) планируется завершение мероприятий Программы.
При этом планирование размещения (реконструкции) федеральных и региональных спортивно-тренировочных центров будет осуществляться исходя из принципов их полной загрузки и доступности для подготовки региональных сборных команд по базовым видам спорта.
К наиболее приоритетным мероприятиям первого этапа относятся:
завершение строительства центра подготовки молодежного олимпийского резерва по хоккею на базе федерального государственного бюджетного образовательного учреждения среднего профессионального образования "Государственное училище (техникум) олимпийского резерва по хоккею" (г. Ярославль), начатого в рамках Программы на 2006-2015 годы;
реализация инвестиционных проектов создания и реконструкции федеральных спортивно-тренировочных центров для подготовки спортсменов спортивных сборных команд Российской Федерации по видам спорта, включенным в программы Олимпийских и Паралимпийских игр, в условиях различных природно-климатических зон, на Дальнем Востоке и в Прибайкалье;
развитие инфраструктуры для совершенствования подготовки спортсменов и тренеров;
развитие инфраструктуры для занятий физической культурой и спортом;
строительство и реконструкция инфраструктуры спортивно-тренировочных региональных центров для формирования, подготовки и закрепления спортивного резерва, в том числе строительство не менее 2 региональных центров по гребным видам спорта и одного центра по теннису;
развитие инфраструктуры спортивных детско-юношеских школ олимпийского резерва для развития массового детско-юношеского спорта;
реализация комплекса мероприятий по научно-исследовательской поддержке проводимых мероприятий;
повышение информированности общества о результатах реализации Программы, новых возможностях для занятий физической культурой и спортом и об открытии спортивных центров, в том числе в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", для повышения престижа активного образа жизни.
К наиболее приоритетным мероприятиям второго этапа относятся:
реализация инвестиционных проектов создания федеральных спортивно-тренировочных центров для подготовки спортсменов спортивных сборных команд Российской Федерации по наиболее массовым видам спорта, не включенным в программы Олимпийских и Паралимпийских игр;
развитие инфраструктуры для совершенствования подготовки спортсменов и тренеров;
развитие инфраструктуры для занятий физической культурой и спортом;
строительство и реконструкция инфраструктуры спортивно-тренировочных региональных центров для формирования, подготовки и закрепления спортивного резерва, в том числе строительство не менее одного регионального центра по гребным видам спорта;
развитие инфраструктуры спортивных детско-юношеских школ олимпийского резерва для развития массового детско-юношеского спорта;
внедрение в практику разработанных методик и иных результатов научно-исследовательских работ, полученных на первом этапе;
мероприятия по информированию общества о результатах реализации Программы, о новых возможностях для занятий физической культурой и спортом, об открытии спортивных центров, в том числе в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", для повышения престижа активного образа жизни.
VII. Предложения по целям и задачам Программы, целевым индикаторам и показателям, позволяющим оценивать ход ее реализации по годам, на вариантной основе
Целями Программы являются создание условий, обеспечивающих возможность гражданам систематически заниматься физической культурой и спортом, и повышение эффективности подготовки спортсменов в спорте высших достижений.
Цели Программы ориентированы на выполнение следующих задач государственной программы:
обеспечение успешного выступления российских спортсменов на крупнейших международных спортивных соревнованиях и совершенствование системы подготовки спортивного резерва;
развитие инфраструктуры физической культуры и спорта, в том числе для лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов.
При этом настоящая Концепция дополняет и не дублирует иные подпрограммы государственной программы, направленные на решение указанных задач.
Для достижения указанных целей необходимо решить следующие основные задачи:
развитие инфраструктуры физической культуры и спорта, в том числе строительство спортивных объектов по проектам, рекомендованным Министерством спорта Российской Федерации для повторного применения, в том числе обеспечивающим доступность этих объектов для лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов, с определением предельной цены на строительство этих объектов;
развитие материально-технической базы спорта высших достижений для подготовки спортсменов, в том числе по наиболее массовым видам спорта, не включенным в программы Олимпийских и Паралимпийских игр (спортивная аэробика, акробатический рок-н-ролл, единоборства, бейсбол, софтбол), в условиях различных природно-климатических зон (среднегорье, Черноморское побережье, на Дальнем Востоке, в Прибайкалье), и соответствующего научного сопровождения тренировочных процессов;
создание условий для подготовки и совершенствования спортсменов и тренеров с учетом непрерывности процессов обучения и спортивной подготовки;
создание условий для формирования, подготовки и сохранения спортивного резерва (начиная с детско-юношеского спорта).
Решение указанных задач предусматривается осуществлять по следующим направлениям:
совершенствование условий для развития массового спорта;
совершенствование условий для развития спорта высших достижений;
создание условий для формирования молодежного спортивного резерва;
общепрограммные мероприятия.
В рамках направления, касающегося совершенствования условий для развития массового спорта, целевой группой являются граждане Российской Федерации, не являющиеся спортсменами высокого класса.
В рамках направления, касающегося совершенствования условий для развития спорта высших достижений, целевой группой являются спортсмены спортивных сборных команд Российской Федерации и отраслевые кадры.
В рамках направления, касающегося создания условий для формирования молодежного спортивного резерва, целевой группой являются спортсмены спортивного резерва, а также спортсмены детско-юношеских школ олимпийского резерва как основа для формирования спортивного резерва.
В рамках направления, касающегося общепрограммных мероприятий, целевые группы определяются в зависимости от содержания каждого планируемого действия. Такое направление имеет общепрограммный характер, и реализация мероприятий по этому направлению влияет на динамику показателей Программы.
Выполняемые научно-исследовательские работы обеспечат методическое развитие организации занятий физической культурой и спортом. Информационное сопровождение реализуемых мероприятий будет способствовать распространению позитивной информации в обществе, стимулирующей граждан к занятиям физической культурой и спортом. Кроме того, необходимо запланировать проведение социологических исследований, а также разработать систему отчетности, характеризующую экономическую эффективность хода реализации Программы.
Реализация Программы в зависимости от объемов финансирования (2 возможных варианта - интенсивный и инерционный) оценивается с помощью целевых индикаторов и показателей Программы, представленных в приложении N 1.
Объемы финансирования определяют вариантность задач. При уменьшении объемов финансирования масштабность задач создания условий для занятий массовым спортом с применением наиболее эффективных проектных решений и для формирования, подготовки и сохранения спортивного резерва (начиная с детско-юношеского спорта) уменьшается, что отражено в целевых индикаторах и показателях Программы, представленных в приложении N 1 к настоящей Концепции. Также трансформируются задачи развития материально-технической базы спорта высших достижений. Не обеспечивается в полном объеме подготовка спортсменов по наиболее массовым видам спорта, не включенным в программы Олимпийских и Паралимпийских игр, в условиях различных природно-климатических зон.
Целевые индикаторы и показатели соответствуют целям и задачам Программы, запланированы по годам реализации Программы и раскрывают планируемые расходы ресурсов для реализации мероприятий Программы.
Методика сбора исходной информации и формирования отчетной информации о реализации Программы представлена в приложении N 2.
VIII. Предложения по объемам и источникам финансового обеспечения Программы в целом и отдельных ее направлений на вариантной основе
Финансовое обеспечение реализации Программы предполагается осуществлять за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и внебюджетных источников, что обеспечит объединение усилий органов государственной власти, органов местного самоуправления, коммерческих и некоммерческих организаций.
Общий объем расходов федерального бюджета на реализацию Программы определен в ценах соответствующих лет.
Преобладание финансирования мероприятий за счет средств федерального бюджета обусловлено полномочиями Российской Федерации в части формирования социальной политики и обеспечения соответствия реальных возможностей утвержденным социальным нормам и нормативам.
Уровень финансового обеспечения Программы за счет средств консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации и внебюджетных источников различен в рамках планируемых мероприятий.
Рассматриваются 2 возможных варианта реализации Программы, отличающихся объемами финансового обеспечения.
В случае выбора первого варианта (интенсивного) реализации Программы ее финансовое обеспечение составит 100 процентов запланированных объемов финансирования по утвержденным в рамках Программы направлениям (в целом). Реализация всех мероприятий Программы позволит достичь значений целевых индикаторов и показателей в полном объеме.
В случае выбора второго варианта (инерционного) реализации Программы ее финансовое обеспечение составит 75 процентов запланированных объемов финансирования по утвержденным в рамках Программы направлениям (в целом). По этому варианту предполагается организовать работу таким образом, чтобы основные ресурсы в рамках Программы были сконцентрированы на приоритетных для Российской Федерации направлениях. При этом будет сохранена диспропорция обеспеченности субъектов Российской Федерации объектами спорта, а также сокращена поддержка спортивных детско-юношеских школ, что может сказаться в последующие периоды на качестве и количестве спортивного резерва.
Общий объем финансирования мероприятий Программы по первому варианту (интенсивному) составляет 97329,04 млн рублей (в ценах соответствующих лет), в том числе:
средства федерального бюджета - 73976,9 млн рублей;
средства бюджетов субъектов Российской Федерации - 18852,14 млн рублей;
средства внебюджетных источников - 4500 млн рублей.
Общий объем финансирования мероприятий Программы по второму варианту (инерционному) составляет 72996,78 млн рублей (в ценах соответствующих лет), в том числе:
средства федерального бюджета - 55482,68 млн рублей;
средства бюджетов субъектов Российской Федерации - 14139,11 млн рублей;
средства внебюджетных источников - 3375 млн рублей.
Реализацию Программы по направлениям, касающимся совершенствования условий для развития массового спорта, создания условий для формирования молодежного спортивного резерва в части объектов собственности субъектов Российской Федерации, предполагается осуществить путем предоставления в установленном порядке межбюджетных трансфертов, в том числе с учетом возможности применения консолидированной субсидии из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации (местным бюджетам) на софинансирование реализации региональных программ развития физической культуры и спорта (государственных программ субъектов Российской Федерации) на условиях достижения целевых индикаторов и показателей, определения объемов финансирования программ из бюджетов субъектов Российской Федерации с учетом уровня обеспеченности населения региона физкультурно-спортивными объектами, а также уровня бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации и иных сопоставимых показателей в сфере физической культуры и спорта, строительства малобюджетных физкультурно-спортивных объектов и плоскостных сооружений в субъектах Российской Федерации по проектам, рекомендованным Министерством спорта Российской Федерации для повторного применения, в том числе обеспечивающим доступность этих объектов для лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов, стоимость строительства каждого из которых составляет не более 100 млн рублей. При этом указанные региональные программы должны соответствовать целям и задачам Программы, а указанные в них мероприятия удовлетворять условиям и требованиям Программы.
Средства из внебюджетных источников предполагается привлекать в рамках направления, касающегося создания условий для формирования молодежного спортивного резерва.
При недостаточности средств субъектов Российской Федерации и внебюджетных источников расходы на реализацию мероприятий Программы не могут быть осуществлены за счет средств федерального бюджета.
Определение объема финансирования Программы осуществлялось с учетом обработки и содержательного анализа поступивших предложений органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, оценки существующей инфраструктуры, а также с учетом результатов проведенных аналитических исследований и экспертных оценок текущего и прогнозного состояния спортивной инфраструктуры.
Финансовое обеспечение мероприятий, направленных на решение основных задач Программы, по источникам финансирования на вариантной основе представлено в приложении N 3.
Ресурсное обеспечение Программы, осуществляемое за счет средств федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации, подлежит ежегодному уточнению в установленном порядке при формировании проектов федерального бюджета на соответствующие годы.
IX. Предварительная оценка ожидаемой эффективности и результативности предлагаемого варианта решения проблемы
Ожидаемые конечные результаты реализации Программы и показатели ее социально-экономической эффективности основываются на системе целевых индикаторов и показателей.
По прогнозным оценкам, к концу 2020 года реализация мероприятий Программы обеспечит достижение положительных результатов, определяющих ее социально-экономическую эффективность.
В ходе реализации мероприятий Программы планируется обеспечить необходимые условия для достижения следующих значений целевых показателей Стратегии, государственной программы:
количество граждан Российской Федерации, систематически занимающихся физической культурой и спортом, - 40 процентов;
количество лиц с ограниченными физическими возможностями, систематически занимающихся физической культурой и спортом, - 20 процентов;
количество обучающихся, систематически занимающихся физической культурой и спортом, - 80 процентов.
Планируется обеспечить:
строительство малобюджетных физкультурно-спортивных объектов и плоскостных сооружений в субъектах Российской Федерации по проектам, рекомендованным Министерством спорта Российской Федерации для повторного применения, в том числе обеспечивающим доступность этих объектов для лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов, стоимость строительства каждого из которых составляет не более 100 млн рублей и которые обладают совокупной единовременной пропускной способностью не менее 27,74 тыс. человек;
обеспечение сборных команд Российской Федерации по всем видам спорта, входящим в программы Олимпийских и Паралимпийских игр, необходимыми учебно-тренировочными центрами для подготовки спортсменов высокого класса;
создание новых и развитие существующих федеральных спортивно-тренировочных центров для подготовки в условиях среднегорья и Черноморского побережья спортсменов спортивных сборных команд Российской Федерации по видам спорта, включенным в программы Олимпийских и Паралимпийских игр;
создание нового центра подготовки российских спортсменов на Дальнем Востоке, а также центра акклиматизации в Прибайкалье;
создание федерального спортивно-тренировочного центра для подготовки спортсменов спортивных сборных команд Российской Федерации по наиболее массовым видам спорта, не включенным в программы Олимпийских и Паралимпийских игр (спортивная аэробика, акробатический рок-н-ролл, единоборства, бейсбол, софтбол);
строительство региональных спортивно-тренировочных центров, в том числе не менее 3 региональных центров по гребным видам спорта и одного центра по теннису, для подготовки спортсменов субъектов Российской Федерации, в которых эти виды спорта являются базовыми. Региональные центры государственной собственности субъектов Российской Федерации создаются в рамках реализации региональных программ (государственных программ субъектов Российской Федерации) развития физической культуры и спорта;
достижение полной (100 процентов) обеспеченности субъектов Российской Федерации спортивной инфраструктурой, необходимой для подготовки спортивного резерва по базовым видам спорта.
Профессиональные кадры для развития отрасли готовятся в условиях, стимулирующих получение качественного образования и соответствующей подготовки.
Планируется создать условия для стабильной подготовки спортсменов спортивных сборных команд Российской Федерации по видам спорта, включенным в программы Олимпийских и Паралимпийских игр, и наиболее массовым видам спорта, не включенным в эти программы, на высоком качественном уровне, что будет способствовать созданию положительного имиджа Российской Федерации в мире и позиционированию государства как социально ориентированного, формирующего здоровое общество.
В целом созданные в рамках Программы инфраструктурные объекты позволят обеспечить условия для формирования стабильного спортивного резерва спортивных сборных команд Российской Федерации как минимум до 2050 года.
Кроме того, для оценки социально-экономической эффективности реализации Программы используется качественный показатель - экономический эффект от привлечения населения к занятиям физической культурой и спортом, выражающийся в предотвращении ущерба для экономики страны вследствие сокращения числа дней временной нетрудоспособности граждан, занятых в экономике (по сравнению с гражданами, не занимающимися физической культурой и спортом). Увеличение значения этого показателя по сравнению с его значением на начало реализации Программы будет свидетельствовать о положительных результатах ее реализации.
X. Предложения по участию федеральных органов исполнительной власти, ответственных за формирование и реализацию Программы
Ответственным за формирование и реализацию Программы является Министерство спорта Российской Федерации.
XI. Предложения по государственным заказчикам и разработчикам Программы
Государственным заказчиком и разработчиком Программы предполагается определить Министерство спорта Российской Федерации. К разработке Программы предусматривается привлечь научные кадры, представителей общественности и субъектов Российской Федерации.
XII. Предложения по направлениям, срокам и этапам реализации Программы на вариантной основе
Направления реализации Программы определяются ее задачами.
Достижение целей и решение задач Программы предполагается осуществлять путем выполнения взаимосвязанных мероприятий, объединенных в блоки по следующим направлениям:
совершенствование условий для развития массового спорта;
совершенствование условий для развития спорта высших достижений;
создание условий для формирования молодежного спортивного резерва;
общепрограммные мероприятия.
Реализацию Программы предполагается осуществить в течение 5 лет.
Предлагается 2 сценария определения сроков и этапов реализации Программы.
Первый сценарий предусматривает реализацию мероприятий Программы в 2 этапа.
На первом этапе (2016-2018 годы) планируется сконцентрировать усилия на реализации наиболее приоритетных направлений и мероприятий, на втором этапе (2019-2020 годы) - завершить планируемые мероприятия. Таким образом, риск недофинансирования предлагается перераспределить между мероприятиями Программы. Недофинансирование приоритетных направлений может быть компенсировано на втором этапе за счет корректировки мероприятий, что позволит достичь отдельных поставленных целей и создать устойчивые условия функционирования отрасли физической культуры и спорта.
В течение первого этапа (2016-2018 годы) по первому сценарию предусматривается:
строительство и реконструкция инфраструктуры созданных в рамках Программы на 2006-2015 годы федеральных спортивно-тренировочных центров для подготовки спортсменов спортивных сборных команд Российской Федерации по видам спорта, включенным в программы Олимпийских и Паралимпийских игр;
завершение строительства центра подготовки молодежного олимпийского резерва по хоккею на базе федерального государственного бюджетного образовательного учреждения среднего профессионального образования "Государственное училище (техникум) олимпийского резерва по хоккею" (г. Ярославль), начатого в рамках Программы на 2006-2015 годы;
строительство инфраструктуры федеральных спортивно-тренировочных центров (4 центра) для подготовки спортсменов спортивных сборных команд Российской Федерации по видам спорта, включенным в программы Олимпийских и Паралимпийских игр, в условиях различных природно-климатических зон (среднегорье, Черноморское побережье, на Дальнем Востоке и в Прибайкалье);
развитие инфраструктуры для подготовки спортсменов сборных команд Российской Федерации и тренеров в спортивных центрах на базе подведомственных образовательных организаций в сфере физической культуры и спорта;
создание научно-методической базы, повышающей эффективность решения задач Программы;
разработка системы отчетности, характеризующей экономическую эффективность хода реализации Программы;
обеспечение информированности общества о результатах реализации Программы, новых возможностях для занятий физической культурой и спортом, об открытии спортивных центров, в том числе в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", для повышения престижа активного образа жизни;
поддержка реализации региональных программ развития физической культуры и спорта, направленных:
на развитие массового детско-юношеского спорта (закупка спортивно-технологического оборудования и искусственных покрытий футбольных полей для спортивных детско-юношеских школ олимпийского резерва);
на строительство и реконструкцию инфраструктуры спортивно-тренировочных региональных центров (в том числе 2 региональных центров по гребным видам спорта и одного центра по теннису) для формирования, подготовки и закрепления спортивного резерва по видам спорта, включенным в программы Олимпийских и Паралимпийских игр;
на строительство малобюджетных физкультурно-спортивных объектов и плоскостных сооружений в субъектах Российской Федерации по проектам, рекомендованным Министерством спорта Российской Федерации для повторного применения, в том числе обеспечивающим доступность этих объектов для лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов, стоимость строительства каждого из которых составляет не более 100 млн рублей (200 малобюджетных объектов массового спорта).
В течение второго этапа (2019-2020 годы) по первому сценарию предусматривается:
строительство инфраструктуры федерального спортивно-тренировочного центра (один новый центр) для подготовки спортсменов спортивных сборных команд Российской Федерации по наиболее массовым видам спорта, не включенным в программы Олимпийских и Паралимпийских игр (спортивная аэробика, акробатический рок-н-ролл, единоборства, бейсбол, софтбол);
продолжение развития инфраструктуры для подготовки спортсменов сборных команд Российской Федерации и тренеров в спортивных центрах на базе подведомственных образовательных организаций в сфере физической культуры и спорта;
продолжение проведения мероприятий по информированности общества о результатах реализации Программы, новых возможностях для занятий физической культурой и спортом, об открытии спортивных центров для повышения престижа активного образа жизни;
продолжение поддержки реализации региональных программ развития физической культуры и спорта, направленных:
на строительство и реконструкцию инфраструктуры спортивно-тренировочных региональных центров (в том числе одного регионального центра по гребным видам спорта) для формирования, подготовки и закрепления спортивного резерва;
на продолжение развития массового детско-юношеского спорта (закупка спортивно-технологического оборудования и искусственных покрытий футбольных полей для спортивных детско-юношеских школ олимпийского резерва);
на строительство малобюджетных физкультурно-спортивных объектов и плоскостных сооружений в субъектах Российской Федерации по проектам, рекомендованным Министерством спорта Российской Федерации для повторного применения, в том числе обеспечивающим доступность этих объектов для лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов, стоимость строительства каждого из которых составляет не более 100 млн рублей (152 объекта).
Второй сценарий предусматривает реализацию Программы в один этап без определения приоритетности каждого направления Программы относительно других направлений (в том числе равномерное выполнение работ на объектах федеральной собственности), однако не учитывает последствий возможного риска сокращения финансирования Программы. При реализации этого сценария возможное сокращение финансирования Программы может привести к опережающему созданию второстепенных объектов в ущерб приоритетным, что приведет к невозможности достижения целевых индикаторов и показателей.
Из заявленных сценариев определения сроков и этапов реализации Программы логика первого сценария представляется более целесообразной с точки зрения приоритетного распределения мероприятий в рамках определенных временных отрезков.
Финансовое обеспечение мероприятий, направленных на решение основных задач Программы, по источникам финансирования на вариантной основе представлено в приложении N 3 к настоящей Концепции.
Объем и источники финансирования Программы представлены в приложении N 4.
Предельный объем финансирования Программы представлен в приложении N 5. При этом прочие расходы, предусмотренные приложением N 5 к настоящей Концепции, включают в себя расходы на закупку оборудования для детско-юношеских школ олимпийского резерва, субсидии общественно-государственному объединению "Всероссийское физкультурно-спортивное общество "Динамо" (далее - общество "Динамо") на реконструкцию объектов спорта, содержание дирекции Программы и обеспечение информированности общества о результатах реализации Программы, в том числе в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
XIII. Предложения по механизмам формирования мероприятий Программы
Формирование мероприятий Программы осуществляется по следующим направлениям:
совершенствование условий для развития массового спорта;
совершенствование условий для развития спорта высших достижений;
создание условий для формирования молодежного спортивного резерва;
общепрограммные мероприятия.
В рамках направления, касающегося совершенствования условий для развития массового спорта, предусматривается строительство малобюджетных физкультурно-спортивных объектов и плоскостных сооружений в субъектах Российской Федерации по проектам, рекомендованным Министерством спорта Российской Федерации для повторного применения, в том числе обеспечивающим доступность этих объектов для лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов, стоимость строительства каждого из которых составляет не более 100 млн рублей.
Реализация указанного мероприятия предполагает формализацию критериев отбора заявок субъектов Российской Федерации, порядка строительства малобюджетных физкультурно-спортивных объектов и плоскостных сооружений по проектам, рекомендованным Министерством спорта Российской Федерации в субъектах Российской Федерации для повторного применения, в том числе обеспечивающим доступность этих объектов для лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов, стоимость строительства каждого из которых составляет не более 100 млн рублей.
В рамках направления, касающегося совершенствования условий для развития спорта высших достижений, предусматриваются бюджетные инвестиции на строительство и реконструкцию инфраструктуры федеральных спортивно-тренировочных центров для подготовки спортсменов спортивных сборных команд Российской Федерации. Также предусматриваются мероприятия по строительству и реконструкции научно-исследовательской, учебной и спортивной инфраструктуры для подготовки спортсменов сборных команд Российской Федерации и тренеров в спортивных центрах на базе подведомственных образовательных организаций.
Указанные бюджетные инвестиции предполагается направлять на создание инфраструктуры для подготовки спортивных сборных команд Российской Федерации по видам спорта, не обеспеченным действующими спортивными объектами федеральной собственности и собственности субъектов Российской Федерации, с учетом уровня пропускной способности и загруженности созданных в рамках Программы на 2006-2015 годы федеральных спортивных тренировочных центров. Обоснование потребности в новых объектах для подготовки спортивных сборных команд Российской Федерации по видам спорта также должно учитывать программы использования объектов XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в г. Сочи и XXVII Всемирной летней универсиады 2013 года г. Казани, чемпионата мира по футболу в 2018 году в Российской Федерации (в разрезе каждого вида спорта).
Реализация указанного мероприятия предполагает учет требований соответствующих всероссийских спортивных федераций.
В рамках направления, касающегося создания условий для формирования молодежного спортивного резерва, предусматриваются мероприятия по строительству и реконструкции инфраструктуры спортивно-тренировочных региональных центров для формирования, подготовки и закрепления спортивного резерва, в том числе по строительству не менее 3 региональных центров по гребным видам спорта и одного центра по теннису, и мероприятия по закупке спортивно-технологического оборудования, искусственных покрытий для футбольных полей соответствующих спортивных школ.
При этом ряд спортивно-тренировочных региональных центров создается на базе объектов государственной собственности Российской Федерации, переданных по решению Правительства Российской Федерации в безвозмездное пользование обществу "Динамо".
Реализация указанного мероприятия предполагает формализацию критериев отбора заявок субъектов Российской Федерации, разработку проекта правил предоставления соответствующих субсидий обществу "Динамо", утверждение требований к закупаемому оборудованию.
В рамках направления, касающегося общепрограммных мероприятий, предусматриваются следующие мероприятия:
выполнение научно-исследовательских работ по разработке научно-методического обеспечения, повышающего эффективность решения задач Программы, в части учета специфики привлечения к занятиям физической культурой и спортом отдельных целевых групп населения, оптимизации инфраструктурных решений, совершенствования процессов подготовки спортсменов и тренеров;
повышение информированности общества о результатах реализации Программы, новых возможностях для занятий физической культурой и спортом, об открытии спортивных центров;
содержание дирекции Программы.
XIV. Предложения по возможному варианту форм и методам управления реализацией Программы
Предлагается следующий вариант управления реализацией Программы.
Государственный заказчик Программы (далее - государственный заказчик) определяет основное содержание ее направлений и мероприятий, в соответствии с законодательством Российской Федерации несет ответственность за нецелевое и неэффективное использование средств федерального бюджета, а также за несвоевременное представление отчетности.
Министр спорта Российской Федерации является руководителем Программы и отвечает за ее реализацию и конечные результаты, рациональное использование выделяемых финансовых средств, определяет формы и методы управления реализацией Программы.
Для обеспечения мониторинга и анализа хода реализации Программы государственный заказчик согласовывает с Министерством экономического развития Российской Федерации и Министерством финансов Российской Федерации уточненные показатели эффективности на соответствующий год и ежеквартально отчитывается о ходе их достижения. При этом обращается внимание на выполнение сроков реализации мероприятий Программы, на целевое и эффективное использование средств, привлечение средств внебюджетных источников финансирования и бюджетов субъектов Российской Федерации и достижение промежуточных и конечных результатов реализации Программы.
Текущее управление реализацией Программы осуществляется дирекцией Программы.
Дирекция Программы определяется государственным заказчиком на основании соответствующего приказа.
Распределение функций по контролю и надзору за производством строительно-монтажных работ на объектах спортивной инфраструктуры для населения, финансированием и вводом в эксплуатацию объектов, строительство которых осуществлено в рамках Программы, определяется соглашениями, заключаемыми между дирекцией Программы и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Дирекция Программы, действуя в соответствии с законодательством Российской Федерации, осуществляет:
планирование и организацию строительства и реконструкции объектов инфраструктуры спорта высших достижений, находящихся в собственности Российской Федерации, и строительный контроль;
организацию взаимодействия с субъектами Российской Федерации по вопросам формирования проекта перечня спортивных объектов, строительство которых предлагается с софинансированием за счет средств федерального бюджета в рамках Программы, и его дальнейшей корректировки;
организацию сбора отчетной документации субъектов Российской Федерации и подготовку ежеквартальных отчетов;
проведение выборочных проверок соблюдения условий соглашений о предоставлении субсидий на софинансирование государственных программ субъектов Российской Федерации;
организацию проведения всероссийского конкурса на лучший проект спортивного сооружения в порядке, установленном государственным заказчиком;
выполнение функций государственного заказчика по мероприятиям Программы, закрепленным за Министерством спорта Российской Федерации, по проведению научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, а также по мероприятиям, направленным на информационное сопровождение мероприятий Программы;
иные функции по решению государственного заказчика.
Финансирование деятельности дирекции Программы осуществляется в установленном порядке за счет средств федерального бюджета, выделяемых на реализацию Программы по направлению, касающемуся общепрограммных мероприятий.
Объем средств на осуществление дирекцией Программы строительного контроля за строительством и реконструкцией объектов инфраструктуры спорта высших достижений определяется в соответствии с проектной документацией по каждому объекту в пределах средств федерального бюджета, ежегодно выделяемых по направлению, касающемуся совершенствования условий для развития спорта высших достижений, в установленном порядке.
Для обеспечения мониторинга и независимой оценки хода реализации Программы создается координационный совет Программы (далее - координационный совет), который формируется из представителей государственных органов власти (законодательной и исполнительной), общероссийских общественных объединений в области физической культуры и спорта и спортсменов.
Председателем координационного совета является Министр спорта Российской Федерации. Регламент работы координационного совета и его состав утверждаются Министром спорта Российской Федерации.
Основными задачами координационного совета являются:
рассмотрение материалов о ходе реализации мероприятий Программы и предоставление рекомендаций по их корректировке, а также рассмотрение итогов реализации Программы;
выявление научных, технических и организационных недостатков в ходе реализации Программы и разработка предложений по их устранению.
До начала реализации Программы Министерство спорта Российской Федерации разрабатывает и утверждает положение об управлении реализацией Программы, определяющее:
порядок формирования организационно-финансового плана реализации Программы;
механизм корректировки мероприятий и ресурсного обеспечения Программы в ходе ее реализации;
процедуру обеспечения публичности (открытости) информации о значениях целевых индикаторов и показателей реализации Программы, результатах мониторинга ее выполнения.
Приложение N 1
к Концепции федеральной
целевой программы "Развитие
физической культуры и спорта
в Российской Федерации
на 2016-2020 годы"
Целевые индикаторы и показатели
федеральной целевой программы "Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации на 2016-2020 годы" (на вариантной основе)
Приложение N 2
к Концепции федеральной
целевой программы "Развитие
физической культуры и спорта
в Российской Федерации
на 2016-2020 годы"
Методика
сбора исходной информации и формирования отчетной информации о реализации федеральной целевой программы "Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации на 2016-2020 годы"
I. Общие положения
Настоящая методика устанавливает порядок расчета целевых индикаторов и показателей федеральной целевой программы "Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации на 2016-2020 годы" (далее - Программа), которые являются инструментом объективной оценки достижения целей и выполнения основных задач и ключевых мероприятий Программы, позволяющим оценивать ход ее реализации по годам. Показатели и индикаторы запланированы по годам реализации Программы с количественно заданными и измеряемыми значениями.
Результаты мониторинга достигнутых значений целевых индикаторов и показателей Программы являются основой для оценки качества реализации Программы, контроля расходования средств, корректировки ее мероприятий и системы целевых показателей и индикаторов.
II. Исходная информация для выполнения расчетов значений целевых индикаторов и показателей и методика этих расчетов
Целевые индикаторы и показатели |
Единица измерения |
Исходная информация |
Методика расчета |
Единовременная пропускная способность объектов спорта, введенных в эксплуатацию в рамках Программы по направлению, касающемуся совершенствования условий для развития массового спорта |
человек |
адресные перечни объектов строительства Программы, акты ввода объектов капитального строительства в эксплуатацию |
единовременная пропускная способность объектов спорта рассчитывается в соответствии с планово-расчетными показателями занимающихся, утвержденными приказом Государственного комитета Российской Федерации по физической культуре и туризму от 4 февраля 1998 г. N 44 (нарастающим итогом) |
Эффективность использования существующих объектов спорта |
процентов |
статистическая информация (форма N 1-ФК) |
отношение загруженности существующих в Российской Федерации спортивных объектов согласно данным государственной статистики, отражаемым в форме статистической отчетности N 1-ФК, к мощности (пропускной способности) существующих в Российской Федерации спортивных объектов согласно данным государственной статистики, отражаемым в форме статистической отчетности N 1-ФК, умноженное на 100 |
Доля видов спорта, включенных в программы Олимпийских и Паралимпийских игр, и наиболее массовых видов спорта, не включенных в данные программы, по которым спортивные сборные команды Российской Федерации обеспечены тренировочной инфраструктурой на территории Российской Федерации, в общем количестве видов спорта, включенных в программы Олимпийских и Паралимпийских игр, и наиболее массовых видов спорта, не включенных в данные программы |
процентов |
утвержденные Международным олимпийским комитетом и Международным паралимпийским комитетом виды спорта, включенные в программы Олимпийских и Паралимпийских игр; статистическая информация (форма N 1-ФК); перечни спортивной инфраструктуры федеральных спортивно-тренировочных центров |
отношение количества видов спорта, включенных в программы Олимпийских и Паралимпийских игр, и наиболее массовых видов спорта, не включенных в данные программы, по которым спортивные сборные команды Российской Федерации обеспечены тренировочной инфраструктурой на территории Российской Федерации, к общему количеству видов спорта, включенных в программы Олимпийских и Паралимпийских игр, и 10 наиболее массовым видам спорта, не включенным в данные программы, умноженное на 100 (нарастающим итогом по результатам мониторинга выполнения соответствующего направления) |
Доля видов спорта, включенных в программы Олимпийских и Паралимпийских игр, по которым спортивные сборные команды Российской Федерации обеспечены спортивной инфраструктурой для акклиматизации в условиях среднегорья, Черноморского побережья и в Прибайкалье на территории Российской Федерации, в общем количестве видов спорта, включенных в программы Олимпийских и Паралимпийских игр |
процентов |
утвержденные Международным олимпийским комитетом и Международным паралимпийским комитетом виды спорта, включенные в программы Олимпийских и Паралимпийских игр; перечни спортивной инфраструктуры федеральных спортивно-тренировочных центров в условиях среднегорья и Черноморского побережья и в Прибайкалье на территории Российской Федерации |
отношение количества видов спорта, включенных в программы Олимпийских и Паралимпийских игр, по которым спортивные сборные команды Российской Федерации обеспечены спортивной инфраструктурой для акклиматизации в условиях среднегорья и Черноморского побережья и в Прибайкалье на территории Российской Федерации, к общему количеству указанных видов спорта, умноженное на 100 (нарастающим итогом по результатам мониторинга выполнения соответствующего направления) |
Количество квалифицированных тренеров и тренеров-преподавателей физкультурно-спортивных организаций, работающих по специальности |
тыс. человек |
статистическая информация (форма N 1-ФК) |
количество работников физической культуры и спорта, работающих по специальности |
Количество спортивно-тренировочных региональных центров, введенных в эксплуатацию в рамках Программы |
единиц |
адресные перечни объектов строительства Программы, акты ввода объектов капитального строительства в эксплуатацию |
количество спортивно-тренировочных региональных центров, введенных в эксплуатацию в рамках Программы (нарастающим итогом по результатам мониторинга выполнения соответствующего направления) |
Доля граждан, занимающихся в специализированных спортивных учреждениях, в общей численности детей и молодежи в возрасте 6-15 лет |
процентов |
статистическая информация (форма N 5-ФК) |
отношение численности занимающихся в детско-юношеских спортивных школах, специализированных детско-юношеских спортивных школах олимпийского резерва к численности населения Российской Федерации в возрасте 6-15 лет |
Доля спортсменов-разрядников в общем количестве занимающихся в системе спортивных детско-юношеских школ олимпийского резерва |
процентов |
статистическая информация (форма N 5-ФК) |
отношение количества спортсменов-разрядников, занимающихся в системе спортивных детско-юношеских школ олимпийского резерва, к общему количеству занимающихся в системе спортивных детско-юношеских школ олимпийского резерва, умноженное на 100 |
Доля спортсменов-разрядников, имеющих разряды и звания от 1 до "Заслуженного мастера спорта", в общем количестве спортсменов-разрядников в системе спортивных детско-юношеских школ олимпийского резерва |
процентов |
статистическая информация (форма N 5-ФК) |
отношение количества спортсменов-разрядников, имеющих разряды и звания от 1 до "Заслуженного мастера спорта", к общему количеству спортсменов-разрядников в системе спортивных детско-юношеских школ олимпийского резерва, умноженное на 100 |
Формы N 1-ФК "Сведения о физической культуре и спорте" и N 5-ФК "Сведения по детско-юношеским спортивным школам" утверждены приказом Федеральной службы государственной статистики от 23 октября 2012 г. N 562.
III. Методика расчета экономического эффекта от привлечения населения к занятиям физической культурой и спортом
1. Показатель экономического эффекта от привлечения населения к занятиям физической культурой и спортом определяется по формуле:
Э = (КДн - КДз) х Гз х Ст,
где:
КДн - количество дней временной нетрудоспособности по причине общих заболеваний среднестатистических граждан трудоспособного возраста, не занимающихся физической культурой и спортом;
КДз - количество дней временной нетрудоспособности по причине общих заболеваний среднестатистических граждан трудоспособного возраста, систематически занимающихся физической культурой и спортом;
Гз - количество граждан трудоспособного возраста, систематически занимающихся физической культурой и спортом;
Ст - средняя стоимость трудового человеко-дня в Российской Федерации.
2. Средняя стоимость трудового человеко-дня в Российской Федерации определяется по формуле:
Ст = (Д - П)/Г,
где:
Д - доходная часть консолидированного бюджета Российской Федерации в текущем финансовом году;
П - средства, полученные от приватизации государственного имущества в текущем финансовом году;
Г - количество граждан Российской Федерации трудоспособного возраста.
3. Величины КДн и КДз в настоящее время данными статистики не отражаются. Для адекватной оценки экономических последствий реализации Программы на первом этапе ее реализации необходимо выполнить социологические исследования, которые позволят создать соответствующую систему оценки этих данных. Отсутствие подобных исследований может привести к потере объективного контроля изменений в общественной жизни, ожидаемых в результате реализации Программы.
Показатель экономического эффекта от привлечения населения к занятиям физической культурой и спортом характеризует экономический вклад граждан, занимающихся физической культурой и спортом, относительно вклада работников, не занимающихся ими, с учетом уменьшения дней временной нетрудоспособности по причине общих заболеваний.
Оценка показателя экономического эффекта от привлечения населения к занятиям физической культурой и спортом необходима для адекватного отражения отраслевого развития и его влияния на экономику страны в целом. Ее наличие позволит повысить объективность и обоснованность принятия решений о финансировании физической культуры и спорта. При этом Программа позволит апробировать применение показателя экономического эффекта от привлечения населения к занятиям физической культурой и спортом перед массовым внедрением путем утверждения приказом Федеральной службы государственной статистики формы федерального статистического наблюдения.
Приложение N 3
к Концепции федеральной
целевой программы "Развитие
физической культуры и спорта
в Российской Федерации
на 2016-2020 годы"
Финансовое обеспечение мероприятий, направленных на решение основных задач федеральной целевой программы "Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации на 2016-2020 годы", по источникам финансирования на вариантной основе
(млн рублей, в ценах соответствующих лет)
Приложение N 4
к Концепции федеральной
целевой программы "Развитие
физической культуры и спорта
в Российской Федерации
на 2016-2020 годы"
Объем и источники финансирования федеральной целевой программы "Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации на 2016-2020 годы"
(млн рублей, в ценах соответствующих лет)
Приложение N 5
к Концепции федеральной
целевой программы "Развитие
физической культуры и спорта
в Российской Федерации
на 2016-2020 годы"
Предельный объем финансирования федеральной целевой программы "Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации на 2016-2020 годы" (интенсивный вариант)
(млн рублей, в ценах соответствующих лет)
Источник и направление финансирования |
2016-2020 годы - всего |
В том числе |
||||
2016 год |
2017 год |
2018 год |
2019 год |
2020 год |
||
Общий объем финансирования - всего |
97329,04 |
17204 |
18577,2 |
20138,94 |
20854,5 |
20554,4 |
в том числе: |
|
|
|
|
|
|
капитальные вложения |
79688 |
13910 |
14683,2 |
16137,8 |
17265,5 |
17691,5 |
НИОКР |
78,8 |
20 |
20 |
20 |
10 |
8,8 |
прочие расходы |
17562,24 |
3274 |
3874 |
3981,14 |
3579 |
2854,1 |
Средства федерального бюджета - всего |
73976,9 |
13034 |
13907,2 |
14866,8 |
15684,5 |
16484,4 |
в том числе: |
|
|
|
|
|
|
капитальные вложения |
61188 |
10710 |
10983,2 |
11837,8 |
13065,5 |
14591,5 |
НИОКР |
78,8 |
20 |
20 |
20 |
10 |
8,8 |
прочие расходы |
12710,1 |
2304 |
2904 |
3009 |
2609 |
1884,1 |
Средства бюджетов субъектов Российской Федерации - всего |
18852,14 |
3170 |
3670 |
4272,14 |
4270 |
3470 |
в том числе: |
|
|
|
|
|
|
капитальные вложения |
16000 |
2600 |
3100 |
3700 |
3700 |
2900 |
прочие расходы |
2852,14 |
570 |
570 |
572,14 |
570 |
570 |
Внебюджетные источники - всего |
4500 |
1000 |
1000 |
1000 |
900 |
600 |
в том числе: |
|
|
|
|
|
|
капитальные вложения |
2500 |
600 |
600 |
600 |
500 |
200 |
прочие расходы |
2000 |
400 |
400 |
400 |
400 |
400 |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Утверждена Концепция ФЦП "Развитие физкультуры и спорта в России на 2016-2020 гг.".
Предусматриваются 2 этапа.
На первом (2016-2018 гг.) будут реализованы наиболее приоритетные мероприятия, влияющие на принципиальную возможность достижения поставленных целей и создание устойчивых условий функционирования всей системы.
К мероприятиям 1 этапа, в частности, относятся завершение строительства центра подготовки молодежного олимпийского резерва по хоккею (Ярославль), создание и реконструкция федеральных спортивно-тренировочных центров для подготовки олимпийцев и паралимпийцев в условиях различных природно-климатических зон, на Дальнем Востоке и в Прибайкалье, строительство и реконструкция инфраструктуры спортивно-тренировочных региональных центров для формирования, подготовки и закрепления спортивного резерва.
На втором этапе (2019-2020 гг.) планируется завершить мероприятия программы.
Здесь предусматриваются создание федеральных спортивно-тренировочных центров для подготовки сборных по наиболее массовым неолимпийским видам спорта, развитие инфраструктуры для совершенствования подготовки спортсменов и тренеров, для занятий физкультурой и спортом и др.
Госзаказчиком назначен Минспорт России.
Предельный (прогнозный) объем финансирования из федерального бюджета составляет 73 976,9 млн руб. (в ценах соответствующих лет).
Распоряжение Правительства РФ от 2 января 2014 г. N 2-р
Текст распоряжения опубликован на "Официальном интернет-портале правовой информации" (www.pravo.gov.ru) 4 января 2014 г., в Собрании законодательства Российской Федерации от 13 января 2014 г. N 2 (часть II) ст. 229