Приказ Федерального казначейства от 17 декабря 2013 г. N 297
"О порядке проведения правовой экспертизы документов, поступающих в юридический отдел территориального органа Федерального казначейства"
31 июля 2015 г., 3 августа, 16 декабря 2016 г., 29 марта, 25 октября 2017 г.
В целях совершенствования правовой работы в территориальных органах Федерального казначейства и повышения ее эффективности приказываю:
1. Утвердить Порядок проведения правовой экспертизы документов, поступающих в юридический отдел территориального органа Федерального казначейства.
2. Руководителям территориальных органов Федерального казначейства обеспечить соблюдение сотрудниками юридических отделов территориальных органов Федерального казначейства Порядка проведения правовой экспертизы документов, поступающих в юридический отдел территориального органа Федерального казначейства.
3. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на начальника Юридического управления С.Н. Сауль.
4. Настоящий приказ вступает в силу с 01 января 2014 года.
Руководитель |
Р.Е. Артюхин |
Порядок
проведения правовой экспертизы документов, поступающих в юридический отдел территориального органа Федерального казначейства
(утв. приказом Федерального казначейства от 17 декабря 2013 г. N 297)
31 июля 2015 г., 3 августа, 16 декабря 2016 г., 29 марта, 25 октября 2017 г.
I. Общие положения
Пункт 1 изменен с 1 января 2018 г. - Приказ Казначейства России от 25 октября 2017 г. N 284
1. Настоящий Порядок разработан в целях совершенствования правовой работы в территориальном органе Федерального казначейства (далее - территориальный орган) и повышения ее эффективности при проведении правовой экспертизы проектов приказов, проектов государственных контрактов (договоров, соглашений), извещений, документации об осуществлении закупок товаров, работ, услуг*, проектов служебных контрактов (трудовых договоров), проектов должностных регламентов (должностных инструкций), проектов представлений, проектов предписаний, проектов предупреждений, проектов уведомлений о применении бюджетных мер принуждения, проектов писем, поступающих на визирование в юридический отдел, исполнительных документов, документов, подтверждающих исполнение судебного акта, документов, отменяющих, изменяющих, приостанавливающих или возобновляющих исполнение требований судебного акта, устанавливающих (прекращающих) отсрочку, рассрочку или отложение исполнения судебного акта, решений налоговых органов о взыскании налога, сбора, пени, штрафа, предусматривающих обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, средства бюджетных (автономных) учреждений (далее - решение налогового органа), решений уполномоченных органов о предоставлении (прекращении) отсрочки, рассрочки по уплате налога, сбора, пени, штрафа, решений уполномоченных органов о временном (на период рассмотрения заявления о предоставлении отсрочки или рассрочки) приостановлении уплаты суммы задолженности по налогам, сборам, пеням, штрафам (далее - решение уполномоченного органа), документов, подтверждающих исполнение решений налоговых органов, документов, признающих решения налоговых органов недействительными (незаконными), приостанавливающих (возобновляющих) исполнение решений налоговых органов, отменяющих решения налоговых органов, документов, представленных для заключения Договора о предоставлении бюджетного кредита на пополнение остатков средств на счетах бюджетов субъектов Российской Федерации (местных бюджетов), Дополнительных соглашений к нему (далее - документы для заключения Договора о предоставлении кредита), документов для заключения Генерального соглашения о покупке (продаже) ценных бумаг по договорам репо (далее - документы для заключения Генерального соглашения).
Пункт 2 изменен с 1 января 2018 г. - Приказ Казначейства России от 25 октября 2017 г. N 284
2. Под правовой экспертизой понимается проведение проверки проектов документов, указанных в пункте 1 настоящего Порядка (далее - проект документа), исполнительных документов, документов, подтверждающих исполнение судебного акта, документов, отменяющих, изменяющих, приостанавливающих или возобновляющих исполнение требований судебного акта, устанавливающих (прекращающих) отсрочку, рассрочку или отложение исполнения судебного акта, решений налоговых органов, решений уполномоченных органов, документов, подтверждающих исполнение решений налоговых органов, документов, признающих решения налоговых органов недействительными (незаконными), приостанавливающих (возобновляющих) исполнение решений налоговых органов, отменяющих решения налоговых органов, документов для заключения Договора о предоставлении кредита, документов для заключения Генерального соглашения на соответствие законодательству и нормативным правовым актам Российской Федерации и требованиям настоящего Порядка.
3. Правовую экспертизу в территориальном органе проводят сотрудники юридического отдела территориального органа.
Пункт 4 изменен с 1 января 2018 г. - Приказ Казначейства России от 25 октября 2017 г. N 284
4. При выявлении несоответствия проектов документов, исполнительных документов, документов, подтверждающих исполнение судебного акта, документов, отменяющих, изменяющих, приостанавливающих или возобновляющих исполнение требований судебного акта, устанавливающих (прекращающих) отсрочку, рассрочку или отложение исполнения судебного акта, решений налоговых органов, решений уполномоченных органов, документов, подтверждающих исполнение решений налоговых органов, документов, признающих решения налоговых органов недействительными (незаконными), приостанавливающих (возобновляющих) исполнение решений налоговых органов, отменяющих решения налоговых органов, документов для заключения Договора о предоставлении кредита, Генерального соглашения законодательству или нормативным правовым актам Российской Федерации и иным требованиям настоящего Порядка, правовая экспертиза завершается составлением заключения о наличии замечаний к проекту документа, исполнительному документу, документу, подтверждающему исполнение судебного акта, документу, отменяющему, изменяющему, приостанавливающему или возобновляющему исполнение требований судебного акта, устанавливающему (прекращающему) отсрочку, рассрочку или отложение исполнения судебного акта, решению налогового органа, решению уполномоченного органа, документу, подтверждающему исполнение решения налогового органа, документу, признающему решение налогового органа недействительным (незаконным), приостанавливающему (возобновляющему) исполнение решения налогового органа, отменяющему решение налогового органа, документам для заключения Договора о предоставлении кредита, Генерального соглашения и возможных способах их устранения, которое подписывается начальником юридического отдела территориального органа либо, в период его отсутствия лицом, исполняющим его обязанности.
4.1. Утратил силу. - Приказ Казначейства России от 29 марта 2017 г. N 64.
Пункт 5 изменен с 1 января 2018 г. - Приказ Казначейства России от 25 октября 2017 г. N 284
5. При отсутствии замечаний к проекту документа, исполнительному документу, документу, подтверждающему исполнение судебного акта, документу, отменяющему, изменяющему, приостанавливающему или возобновляющему исполнение требований судебного акта, устанавливающему (прекращаемому) отсрочку, рассрочку или отложение исполнения судебного акта, решению налогового органа, решению уполномоченного органа, документу, подтверждающему исполнение решения налогового органа, документу, признающему решение налогового органа недействительным (незаконным), приостанавливающему (возобновляющему) исполнение решения налогового органа, отменяющему решение налогового органа, документам для заключения Договора о предоставлении кредита, Генерального соглашения, правовая экспертиза завершается составлением положительного заключения о соответствии проекта документа, исполнительного документа, документа, подтверждающего исполнение судебного акта, документа, отменяющего, изменяющего, приостанавливающего или возобновляющего исполнение требований судебного акта, устанавливающего (прекращающего) отсрочку, рассрочку или отложение исполнения судебного акта, решения налогового органа, решения уполномоченного органа, документа, подтверждающего исполнение решения налогового органа, документа, признающего решение налогового органа недействительным (незаконным), приостанавливающего (возобновляющего) исполнение решения налогового органа, отменяющего решение налогового органа, документов для заключения Договора о предоставлении кредита, Генерального соглашения законодательству или нормативным правовым актам Российской Федерации и (или) проставлением виз сотрудников юридического отдела, включая начальника юридического отдела территориального органа либо, в период его отсутствия лица, исполняющего его обязанности
Пункт 5.1 изменен с 1 января 2018 г. - Приказ Казначейства России от 25 октября 2017 г. N 284
5.1. Информация о результатах проведенной правовой экспертизы проекта документа, исполнительного документа, документа, подтверждающего исполнение судебного акта, документа, отменяющего, изменяющего, приостанавливающего или возобновляющего исполнение требований судебного акта, устанавливающего (прекращающего) отсрочку, рассрочку или отложение исполнения судебного акта, решения налогового органа, решения уполномоченного органа, документа, подтверждающего исполнение решения налогового органа, документа, признающего решение налогового органа недействительным (незаконным), приостанавливающего (возобновляющего) исполнение решения налогового органа, отменяющего решение налогового органа, документов для заключения Договора о предоставлении кредита, Генерального соглашения отражается в прикладном программном обеспечении "Федеральное казначейство. Аналитический учет и ведение судебной работы" в срок не позднее 5 рабочих дней со дня завершения правовой экспертизы.
II. Правовая экспертиза проектов приказов по основной деятельности, оперативным, организационным, административным вопросам
6. При проведении правовой экспертизы проекта приказа по основной деятельности, оперативным, организационным, административным вопросам (далее - проект приказа) проверяется:
наличие правовых оснований для издания проекта приказа;
соответствие проекта приказа заявленным правовым основаниям;
соответствие положений проекта приказа законодательным и нормативным правовым актам Российской Федерации;
отсутствие в проекте приказа положений, дублирующих положения действующих приказов территориального органа или противоречащих им;
возможность возникновения пробелов в правовом регулировании в результате отмены приказа;
соблюдение правил юридической техники.
7. Правовым основанием для издания проекта приказа является норма законодательного акта и (или) правового акта Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, нормативного правового или правового акта Федерального казначейства, из которой следует полномочие (право) территориального органа на регулирование определенных отношений.
8. Правовыми основаниями для издания проекта приказа могут также являться служебная необходимость, необходимость совершенствования работы территориального органа необходимость реализации актов высшей юридической силы, вытекающие из общих положений законодательных и нормативных правовых актов Российской Федерации.
9. Проверка на соответствие правовым основаниям предполагает анализ проекта приказа с точки зрения не противоречия нормам соответствующего законодательного акта и (или) правового акта Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, нормативного правового или правового акта Федерального казначейства, корректности исполнения поручения (при его наличии), предусмотренного нормативным правовым или правовым актом Федерального казначейства, соблюдения установленной указанными актами терминологии, отсутствия в проекте приказа некорректного воспроизведения отдельных положений указанных актов, также оценку обоснованности служебной необходимости, необходимости совершенствования работы территориальных органов, необходимости реализации актов высшей юридической силы.
10. С целью проведения проверки проекта приказа на соответствие законодательным и нормативным правовым актам Российской Федерации определяется область регулирования правоотношений и соответствующие законодательные и нормативные правовые акты в установленной сфере.
Далее проводится проверка положений проекта приказа с точки зрения не противоречия нормам соответствующего законодательного акта и (или) нормативного правового акта Российской Федерации, соблюдения установленной указанными актами терминологии, отсутствия в проекте приказа некорректного воспроизведения отдельных положений указанных актов.
11. При проведении правовой экспертизы проекта приказа осуществляется проверка с целью выявления положений, которые дублируют положения действующих приказов территориального органа, а также положений, которые противоречат положениям действующих приказов территориального органа.
При необходимости, с целью исключения коллизий, в проект приказа могут быть включены положения, признающие утратившими силу отдельные положения действующих приказов территориального органа.
12. При проведении правовой экспертизы проекта приказа, признающего утратившими силу (отменяющего) другие приказы территориального органа, оценивается возможность возникновения пробелов в правовом регулировании в результате признания утратившим силу (отмены) приказа территориального органа.
13. При проведении правовой экспертизы проектов приказов предметом оценки также является стилистическое оформление проекта приказа, заключающееся в непротиворечивом, оптимальном использовании языковых приемов и средств, обеспечивающих понятность и доступность для восприятия содержания текста проекта приказа.
III. Правовая экспертиза проектов приказов по персональным (кадровым) вопросам
14. При проведении правовой экспертизы проекта приказа по персональным (кадровым) вопросам (далее - проект кадрового приказа) проверяется:
соответствие положений проекта кадрового приказа законодательным и нормативным правовым актам Российской Федерации, нормативным правовым актам, правовым актам Федерального казначейства, правовым актам территориального органа;
соответствие имен, наименований должностей, названий структурных подразделений, и дат информации, указанной в приложенных к проекту кадрового приказа документах - основаниях его издания (заявлении, служебной записке и т.д.);
соблюдение правил юридической техники.
IV. Правовая экспертиза проектов государственных контрактов (договоров, соглашений)
15. При проведении правовой экспертизы проекта государственного контракта (договора, соглашения) (далее - договор) проверяется:
15.1. наличие правового основания для заключения договора;
Приказом Казначейства России от 31 июля 2015 г. N 190 в пункт 15.2 внесены изменения
15.2. наличие существенных условий (иных необходимых условий), к которым в зависимости от вида договора относятся:
предмет договора;
права и обязанности сторон;
сумма (цена) договора и порядок расчетов, в том числе порядок выплаты аванса (в случае установления аванса в соответствии с законодательством Российской Федерации), а также условие об уменьшении суммы, подлежащей уплате физическому лицу, на размер налоговых платежей, связанных с оплатой договора (при заключении договора с физическим лицом, за исключением индивидуального предпринимателя или иного занимающегося частной практикой лица);
срок выполнения обязательств сторонами;
срок действия договора;
ответственность сторон, в том числе порядок взыскания неустойки (штрафа, пени);
порядок и сроки осуществления приемки поставленного товара, выполненной работы (ее результатов) или оказанной услуги, а также порядок и сроки оформления результатов такой приемки;
порядок обеспечения исполнения обязательств контрагентом;
порядок и условия изменения (расторжения) договора;
порядок разрешения споров;
заключительные положения;
адреса, банковские реквизиты и подписи сторон;
иные условия, подлежащие включению в договор в соответствии с требованиями законодательного и (или) нормативного правового акта Российской Федерации;
иные условия, относительно которых должно быть достигнуто соглашение, по заявлению одной из сторон;
иные дополнительные условия;
15.3. наличие у лиц, подписывающих договор, полномочий на его подписание;
15.4. наличие у контрагента специальных разрешений (лицензий, сертификатов, свидетельств и т.п.) на выполнение вида деятельности, указанного в предмете договора (в случае заключения договора на выполнение того вида деятельности, на выполнение которого в соответствии с законодательством Российской Федерации требуется специальное разрешение);
15.5. соответствие договора данным документов, прилагаемых к договору;
15.6. соблюдение формы договора;
15.7. соответствие договора типовым контрактам (договорам), утвержденным в соответствии с законодательными и (или) нормативными правовыми актами Российской Федерации.
16. Правовая оценка договора на предмет соответствия интересам территориального органа заключается в проверке отсутствия в договоре условий, ухудшающих положение территориального органа.
17. Проверка договора на соответствие правилам оформления осуществляется на:
Приказом Казначейства России от 31 июля 2015 г. N 190 в пункт 17.1 внесены изменения
17.1. наличие следующих примерных разделов (пунктов), содержащих:
название договора, отражающее в краткой форме предмет договора;
преамбулу договора (содержит наименование сторон договора, фамилию, имя, отчество полностью и должности лиц, его заключающих, с указанием реквизитов документов, устанавливающих их полномочия, ссылку на пункт, часть, статью федерального закона и (или) иного законодательного (нормативного правового) акта, дату и номер протокола комиссии, являющегося правовым основанием для заключения договора);
предмет договора;
права и обязанности сторон;
цена (стоимость) договора и порядок расчетов;
срок выполнения обязательств сторонами;
срок действия договора;
ответственность сторон, в том числе порядок взыскания неустойки;
порядок приемки товаров, работ, услуг;
порядок обеспечения исполнения обязательств контрагентом;
порядок и условия изменения (расторжения) договора;
порядок разрешения споров;
дополнительные условия;
заключительные положения;
адреса, банковские реквизиты и подписи сторон, место печати (при наличии у контрагента печати, а также в случае заключения договора в письменной форме на бумажном носителе);
иные разделы, в зависимости от вида договора;
приложение(я) (в случае, если к договору имеется приложение(я));
17.2. соблюдение правил формальной логики при изложении содержания или построении структуры договора;
17.3. использование в договоре терминов в едином значении и в соответствии со значением терминов, закрепленных в законодательстве или нормативных правовых актах Российской Федерации, а в случае отсутствия законодательно (нормативно) закрепленного термина общепринятым либо словарным значением;
17.4. соблюдение правил русского языка при составлении договора;
17.5. соблюдение последовательной нумерации разделов, пунктов договора, а также последовательной нумерации приложений (в случае, когда к договору имеется несколько приложений).
Наименование изменено. - Приказ Казначейства России от 25 октября 2017 г. N 284
V. Правовая экспертиза проектов извещений, документации об осуществлении закупок товаров, работ, услуг
Пункт 18 изменен. - Приказ Казначейства России от 25 октября 2017 г. N 284
18. При проведении правовой экспертизы проектов извещения об осуществлении закупки товаров, работ, услуг (далее - извещение), документации об осуществлении закупки товаров, работ, услуг (далее - документация) проверяется соответствие извещения, документации требованиям законодательства Российской Федерации и иным нормативным правовым актам о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, в том числе:
18.1. соответствие выбранного способа определения поставщика (подрядчика, исполнителя) требованиям законодательства Российской Федерации и иным нормативным правовым актам о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд;
18.2. наличие в извещении, документации необходимых информации и документов, установленных законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, в зависимости от выбранного способа определения поставщика (подрядчика, исполнителя);
18.3. отсутствие в извещении, документации требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименования места происхождения товара или наименования производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки;
18.4. отсутствие в извещении, документации требований к производителю товара, к участнику закупки (в том числе требования к квалификации участника закупки, включая наличие опыта работы), а также требования к деловой репутации участника закупки, требования к наличию у него производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом государственного контракта, для выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом государственного контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику закупки предусмотрена законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд;
18.5. наличие проекта государственного контракта.
19. Проверка извещения, документации на соответствие правилам оформления осуществляется на:
19.1. использование в извещении, документации терминов в едином значении и в соответствии со значением терминов, закрепленных в законодательстве или нормативных правовых актах Российской Федерации, а в случае отсутствия законодательно (нормативно) закрепленного термина общепринятым либо словарным значением;
Приказом Казначейства России от 31 июля 2015 г. N 190 в пункт 19.2 внесены изменения
19.2. соответствие информации, содержащейся в извещении, в документации, в проекте государственного контракта друг другу;
19.3. соблюдение правил русского языка при составлении извещения, документации;
19.4. соблюдение последовательной нумерации разделов, пунктов извещения, документации, а также последовательной нумерации приложений (в случае, когда к извещению, документации имеется несколько приложений).
VI. Правовая экспертиза проектов служебных контрактов (трудовых договоров)
20. В случае направления на согласование проектов служебных контрактов (трудовых договоров) юридическим отделом территориального органа проводится правовая экспертиза проектов служебных контрактов (трудовых договоров) (далее - служебный контракт, трудовой договор).
21. При проведении правовой экспертизы проектов служебных контрактов проверяется:
21.1. наличие следующих существенных условий:
наименование замещаемой должности гражданской службы с указанием подразделения государственного органа;
дата начала исполнения должностных обязанностей;
права и обязанности гражданского служащего, должностной регламент;
виды и условия медицинского страхования гражданского служащего и иные виды его страхования;
права и обязанности представителя нанимателя;
условия профессиональной служебной деятельности, компенсации и льготы, предусмотренные за профессиональную служебную деятельность в тяжелых, вредных и (или) опасных условиях;
режим служебного времени и времени отдыха (в случае, если он для гражданского служащего отличается от служебного распорядка государственного органа);
условия оплаты труда (размер должностного оклада гражданского служащего, надбавки и другие выплаты, в том числе связанные с результативностью его профессиональной служебной деятельности), установленные федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации;
виды и условия социального страхования, связанные с профессиональной служебной деятельностью;
нахождение должности, замещаемой гражданским служащим, в перечне должностей гражданской службы, по которым предусматривается ротация гражданских служащих.
21.2. наличие иных условий, обязательных для включения в служебный контракт в соответствии с положениями, установленными законодательством и нормативными правовыми актами Российской Федерации;
21.3. соответствие формы служебного контракта примерной форме служебного контракта, установленной Президентом Российской Федерации;
21.4. наличие полномочий сторон для заключения служебного контракта;
21.5. соответствие проекта служебного контракта данным документов, прилагаемых к нему.
22. При проведении правовой экспертизы проектов трудовых договоров проверяется:
Приказом Казначейства России от 31 июля 2015 г. N 190 в пункт 22.1 внесены изменения
22.1. наличие следующих условий:
фамилия, имя, отчество работника и наименование работодателя, заключающих трудовой договор;
сведения о документах, удостоверяющих личность работника;
идентификационный номер налогоплательщика;
сведения о представителе работодателя, подписывающем трудовой договор, и основание, в силу которого он наделен соответствующими полномочиями;
место и дата заключения трудового договора;
место работы, а в случае, когда работник принимается для работы в структурное подразделение организации, расположенное в другой местности, - место работы с указанием обособленного структурного подразделения и его местонахождения;
трудовая функция (работа по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации; конкретный вид поручаемой работнику работы);
дата начала работы, а в случае, когда заключается срочный трудовой договор, - также срок его действия и обстоятельства (причины), послужившие основанием для заключения срочного трудового договора в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации или иным федеральным законом;
условия оплаты труда (в том числе размер тарифной ставки или оклада (должностного оклада) работника, доплаты, надбавки и поощрительные выплаты);
режим рабочего времени и времени отдыха (если для данного работника он отличается от общих правил, действующих у данного работодателя);
условия труда на рабочем месте, а также гарантии и компенсации за работу с вредными и (или) опасными условиями труда, если работник принимается на работу в соответствующих условиях, с указанием характеристик условий труда на рабочем месте;
условия, определяющие в необходимых случаях характер работы (подвижной, разъездной, в пути, другой характер работы);
условие об обязательном социальном страховании работника в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации и иными федеральными законами;
другие условия в случаях, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.
22.2. не противоречие дополнительных условий, включенных в трудовой договор обязательным условиям.
22.3. отсутствие в трудовом договоре дополнительных условий, ухудшающих положение работника по сравнению с установленным трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами;
22.4. соответствие проекта трудового договора данным документов, прилагаемых к нему.
VII. Правовая экспертиза проектов должностных регламентов (должностных инструкций)**
23. В случае направления на согласование проектов должностных регламентов (должностных инструкций) юридическим отделом территориального органа проводится правовая экспертиза проектов должностных регламентов (должностных инструкций) (далее - должностной регламент, должностная инструкция).
24. При проведении правовой экспертизы проектов должностных регламентов проверяется:
Пункт 24.1 изменен. - Приказ Казначейства России от 25 октября 2017 г. N 284
24.1. наличие следующих обязательных положений:
квалификационные требования для замещения должности гражданской службы;
должностные обязанности, права и ответственность гражданского служащего за неисполнение (ненадлежащее исполнение) должностных обязанностей в соответствии с административным регламентом государственного органа, задачами и функциями структурного подразделения государственного органа и функциональными особенностями замещаемой в нем должности гражданской службы;
перечень вопросов, по которым гражданский служащий вправе или обязан самостоятельно принимать управленческие и иные решения;
перечень вопросов, по которым гражданский служащий вправе или обязан участвовать при подготовке проектов нормативных правовых актов и (или) проектов управленческих и иных решений;
сроки и процедуры подготовки, рассмотрения проектов управленческих и иных решений, порядок согласования и принятия данных решений;
порядок служебного взаимодействия гражданского служащего в связи с исполнением им должностных обязанностей с гражданскими служащими того же государственного органа, гражданскими служащими иных государственных органов, другими гражданами, а также с организациями;
показатели эффективности и результативности профессиональной служебной деятельности гражданского служащего;
24.2. соответствие содержания положений должностного регламента законодательным и (или) нормативным правовым актам Российской Федерации, правовым актам Федерального казначейства, положению о структурном подразделении территориального органа, служебному контракту;
24.3. соответствие должностного регламента примерной форме должностного регламента, установленной для гражданских служащих органов Федерального казначейства.
25. При проведении правовой экспертизы должностной инструкции проверяется соответствие содержания положений должностной инструкции законодательным и (или) нормативным правовым актам Российской Федерации, соответствующим тарифно-квалификационным справочникам работ и профессий, положению о структурном подразделении территориального органа, трудовому договору.
VIII. Правовая экспертиза проектов писем, поступающих на согласование и визирование в Юридический отдел территориального органа
26. При проведении правовой экспертизы проекты писем проверяются на:
достоверность и полноту изложения информации в проекте письма (с учетом положений документа, послужившего основанием для подготовки проекта письма и (или) поручения руководителя территориального органа);
соответствие изложенной информации законодательству Российской Федерации, нормативным правовым актам Российской Федерации, в том числе нормативным правовым и правовым актам Федерального казначейства, приказам территориального органа, разъяснениям Федерального казначейства;
27. При проведении правовой экспертизы проектов писем предметом оценки также является стилистическое оформление проекта письма, заключающееся в непротиворечивом, оптимальном использовании языковых приемов и средств, обеспечивающих понятность и доступность для восприятия содержания текста проекта письма.
Приказом Казначейства России от 3 августа 2016 г. N 302 наименование изложено в новой редакции
IX. Правовая экспертиза исполнительного документа, документа, подтверждающего исполнение судебного акта, документа, отменяющего, изменяющего, приостанавливающего или возобновляющего исполнение требований судебного акта, устанавливающего (прекращающего) отсрочку, рассрочку или отложение исполнения судебного акта, поступающего в юридический отдел территориального органа
28. При проведении правовой экспертизы проверяется наличие документов, необходимых для организации исполнения исполнительных документов в порядке, установленном Бюджетным кодексом Российской Федерации и Федеральным законом от 08.05.2010 N 83-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений".
Приказом Казначейства России от 3 августа 2016 г. N 302 в пункт 29 внесены изменения
29. Правовая экспертиза исполнительного документа, документа, отменяющего, изменяющего, приостанавливающего или возобновляющего исполнение требований судебного акта, устанавливающего (прекращающего) отсрочку, рассрочку или отложение исполнения судебного акта, проводится в соответствие с приказом Министерства финансов Российской Федерации от 22.09.2008 N 99н "Об утверждении Административного регламента исполнения Федеральным казначейством государственной функции организации исполнения судебных актов, предусматривающих обращение взыскания на средства федерального бюджета по денежным обязательствам федеральных бюджетных учреждений".
Приказом Казначейства России от 3 августа 2016 г. N 302 пункт 30 изложен в новой редакции
30. Исполнительный документ, документ, отменяющий, изменяющий, приостанавливающий или возобновляющий исполнение требований судебного акта, устанавливающий (прекращающий) отсрочку, рассрочку или отложение исполнения судебного акта, проверяется на соответствие требованиям, установленным Гражданским процессуальным кодексом Российской Федерации, Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации и Федеральным законом "Об исполнительном производстве".
Правовой экспертизе подлежат документы, подтверждающие исполнение судебного акта, направленные должником в ответ на уведомление о поступлении исполнительного документа в качестве доказательства исполнения судебного акта.
Документ, подтверждающий исполнение судебного акта, проверяется на предмет подтверждения факта исполнения судебного акта, в том числе:
30.1. документ составлен позднее даты принятия судебного акта;
30.2. оплата по документу произведена должником (работником должника) по исполнительному документу;
30.3. оплата произведена лицу, являющемуся взыскателем по исполнительному документу;
30.4. сумма по документу покрывает полностью или в части сумму по судебному акту;
30.5. назначение платежа в документе соответствует обязательству по судебному акту.
X. Правовая экспертиза документов для открытия лицевого счета
См. текст раздела X
XI. Правовая экспертиза документов для включения в Сводный реестр
См. текст раздела XI
XII. Правовая экспертиза документов для получения ЭП
См. текст раздела XII
XIV. Правовая экспертиза документов, представленных для регистрации в Государственной информационной системе о государственных и муниципальных платежах
См. текст раздела XIV
XV. Правовая экспертиза документов, представленных для заключения Договора о предоставлении бюджетного кредита
Приказом Казначейства России от 31 июля 2015 г. N 190 в пункт 40 внесены изменения
40. При проведении правовой экспертизы документов, представленных с Обращением на заключение Договора о предоставлении кредита, проверяется:
соответствие Обращения на заключение Договора о предоставлении кредита, Выписки из закона (решения) о бюджете, Карточки образцов подписей и оттиска печати формам и требованиям по их заполнению, утвержденным нормативным правовым актом, регулирующим порядок заключения Договора о предоставлении кредита;
наличие копий документов, подтверждающих полномочия на привлечение бюджетных кредитов и заключение Договора о предоставлении кредита;
наличие документов (копий документов), подтверждающих право подписи Обращения на заключение Договора о предоставлении кредита, Договора о предоставлении кредита, Обращения на внесение изменений в Договора о предоставлении кредита и Дополнительных соглашений к Договору о предоставлении кредита;
заверение копий представленных документов на соответствие требованиям, установленным нормативным правовым актом, регулирующим порядок заключения Договора о предоставлении кредита.
41. При проверке наличия копий документов, подтверждающих полномочия на привлечение бюджетных кредитов и заключение Договора о предоставлении кредита, следует исходить из:
наличия в законе (решении) о бюджете соответствующего субъекта Российской Федерации (муниципального образования) права привлечения бюджетных кредитов на пополнение остатков средств на счетах бюджетов субъектов Российской Федерации (местных бюджетов);
наличия в законодательном, ином правовом акте субъекта Российской Федерации (уставе, ином муниципальном акте) права уполномоченного органа субъекта Российской Федерации (муниципального образования) на осуществление заимствования путем заключения Договора о предоставлении кредита.
42. При правовой экспертизе Договора о предоставлении кредита проверяется:
соответствие формы Договора о предоставлении кредита форме, утвержденной нормативным правовым актом, регулирующим порядок заключения Договора о предоставлении кредита;
наличие права подписи Договора о предоставлении кредита на основании копий документов, представленных с Обращением на заключение Договора о предоставлении кредита.
Приказом Казначейства России от 3 августа 2016 г. N 302 в пункт 43 внесены изменения
43. При правовой экспертизе Обращения на внесение изменений в Договор о предоставлении кредита проверяется:
соответствие Обращения на внесение изменений в Договор о предоставлении кредита, Выписки из закона (решения) о бюджете формам и требованиям по их заполнению, утвержденным нормативным правовым актом, регулирующим порядок заключения Договора о предоставлении кредита;
наличие права подписи Обращения на внесение изменений в Договор о предоставлении кредита на основании копий документов, представленных с Обращением на заключение Договора о предоставлении кредита;
соответствие срока представления Обращения на внесение изменений в Договор о предоставлении кредита требованиям, установленным нормативным правовым актом, регулирующим порядок заключения Договора о предоставлении кредита.
44. При правовой экспертизе Дополнительных соглашений к Договору о предоставлении кредита проверяется:
соответствие формы Дополнительного соглашения к Договору о предоставлении кредита форме, утвержденной нормативным правовым актом, регулирующим порядок заключения Договора о предоставлении кредита;
наличие права подписи Дополнительного соглашения к Договору о предоставлении кредита на основании копий документов, представленных с Обращением на заключение Договора о предоставлении кредита.
Приказом Казначейства России от 31 июля 2015 г. N 190 Порядок дополнен разделом XVI
XVI. Правовая экспертиза документов, представленных для заключения Генерального соглашения
Пункт 45 изменен. - Приказ Казначейства России от 25 октября 2017 г. N 284
45. При проведении правовой экспертизы документов, представленных с Обращением о намерении заключить Генеральное соглашение, проверяется:
соответствие Обращения о намерении заключить Генеральное соглашение форме и требованиям по его заполнению, утвержденным нормативным правовым актом, регулирующим порядок осуществления операций по управлению остатками средств на едином счете федерального бюджета в части покупки (продажи) ценных бумаг по договорам репо;
наличие копий лицензии Центрального банка Российской Федерации**, учредительных документов кредитной организации, документов, подтверждающих открытие счета в центральном депозитарии и расчетной организации;
наличие копий документов, подтверждающих полномочия руководителя и главного бухгалтера кредитной организации;
наличие доверенностей на подписание Обращения о намерении заключить Генеральное соглашение и Генерального соглашения, содержащих образцы подписи лиц, уполномоченных на подписание указанных документов;
наличие карточки с образцами подписей и оттиском печати;
заверение копий представленных документов и карточки с образцами подписей и оттиском печати на соответствие требованиям, установленным нормативным правовым актом, регулирующим порядок осуществления операций по управлению остатками средств на едином счете федерального бюджета в части покупки (продажи) ценных бумаг по договорам репо.
46. При правовой экспертизе Генерального соглашения проверяется:
соответствие Генерального соглашения форме, утвержденной нормативным правовым актом, регулирующим порядок осуществления операций по управлению остатками средств на едином счете федерального бюджета в части покупки (продажи) ценных бумаг по договорам репо;
наличие права подписи Генерального соглашения на основании копий документов, представленных с Обращением о намерении заключить Генеральное соглашение.
Приказом Казначейства России от 3 августа 2016 г. N 302 наименование изложено в новой редакции
XVII. Правовая экспертиза решения налогового органа, решения уполномоченного органа, документа, подтверждающего исполнение решения налогового органа, документа, признающего решение налогового органа недействительным (незаконным), приостанавливающего (возобновляющего) исполнение решения налогового органа, отменяющего решение налогового органа
Приказом Казначейства России от 3 августа 2016 г. N 302 в пункт 47 внесены изменения
47. При проведении правовой экспертизы решения налогового органа, решения уполномоченного органа, решения вышестоящего налогового органа об отмене, приостановлении решения налогового органа осуществляется проверка их на соответствие требованиям Налогового кодекса Российской Федерации, нормативным правовым актам Федеральной налоговой службы, иным нормативным правовым актам о налогах и сборах, в том числе проверяются:
47.1. сроки для принятия решения налогового органа, установленные действующим налоговым законодательством Российской Федерации;
47.2. соответствие формы решения налогового органа форме, утвержденной нормативным правовым актом Федеральной налоговой службы;
47.3. не превышение суммы по решению налогового органа пяти миллионов рублей.
Приказом Казначейства России от 3 августа 2016 г. N 302 в пункт 48 внесены изменения
48. Судебный акт, признающий решение налогового органа недействительным (незаконным), приостанавливающий, возобновляющий исполнение решения налогового органа, отменяющий решение налогового органа проверяется на соответствие требованиям, установленным Гражданским процессуальным кодексом Российской Федерации, Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации.
Приказом Казначейства России от 3 августа 2016 г. N 302 в пункт 49 внесены изменения
49. Документы, подтверждающие исполнение решения налогового органа, проверяются на предмет подтверждения факта уплаты налога, сбора, пени, штрафа, отраженных в решении налогового органа.
Правовой экспертизе подлежат документы, подтверждающие исполнение решения налогового органа, направленные должником в ответ на уведомление о поступлении решения налогового органа в качестве доказательства исполнения решения налогового органа.
Приказом Казначейства России от 16 декабря 2016 г. N 474 Порядок дополнен разделом XVIII
XVIII. Правовая экспертиза проектов документов, подготовленных в рамках контрольных мероприятий в финансово-бюджетной сфере и в рамках проверок по внешнему контролю качества работы аудиторских организаций, определенных Федеральным законом "Об аудиторской деятельности"
50. Правовая экспертиза проекта приказа о назначении и проведении, продлении, приостановлении (возобновлении) контрольного мероприятия (проверки) осуществляется в соответствии с разделом II настоящего Порядка, в части юридической техники, а также с учетом особенностей, определенных настоящим разделом.
51. При проведении правовой экспертизы проекта приказа о назначении и проведении контрольного мероприятия в финансово-бюджетной сфере проверяется:
51.1. соответствие положений проекта приказа законодательным и нормативным правовым актам Российской Федерации;
51.2. наличие в проекте приказа сведений:
о наименовании объекта контроля;
о проверяемом периоде, в том числе, при последующем контроле;
о теме контрольного мероприятия;
об основании проведения контрольного мероприятия;
о составе должностных лиц, уполномоченных на проведение контрольного мероприятия;
о сроке проведения контрольного мероприятия;
о перечне основных вопросов, подлежащих изучению в ходе проведения контрольного мероприятия;
51.3. соответствие и согласованность основных вопросов, подлежащих изучению в ходе контрольного мероприятия, с полномочиями территориального органа по контролю в финансово-бюджетной сфере, а также с темой и основанием его проведения.
52. Правовая экспертиза проекта приказа о продлении, приостановлении (возобновлении) контрольного мероприятия в финансово-бюджетной сфере проводится с учетом пункта 51 настоящего Порядка, в ходе которой также проверяется наличие правовых оснований для продления, приостановления (возобновления) контрольного мероприятия.
53. При проведении правовой экспертизы проекта приказа о назначении и проведении проверки в рамках внешнего контроля качества работы аудиторских организаций, определенных Федеральным законом "Об аудиторской деятельности", проверяется:
53.1. соответствие положений проекта приказа законодательным и нормативным правовым актам Российской Федерации;
53.2. наличие в проекте приказа сведений:
о наименовании территориального органа, которым предполагается проведение проверки в рамках внешнего контроля качества работы аудиторских организаций, определенных Федеральным законом "Об аудиторской деятельности";
о составе должностных лиц, уполномоченных на проведение проверки, а также привлекаемых к проведению проверки экспертов, представителей экспертных организаций (при необходимости);
о наименовании аудиторской организации, в которой проводится проверка (в том числе при назначении проверки аудиторской организации в части деятельности ее филиала), основной регистрационный номер аудиторской организации в реестре аудиторов и аудиторских организаций саморегулируемой организации аудиторов, перечень филиалов в ее составе (в случае наличия);
о целях, задачах, предмете проверки;
о сроках проведения проверки;
о правовых основаниях проведения проверки;
о перечне мероприятий по контролю, необходимых для достижения целей и задач проведения проверки;
о перечне документов, представление которых проверяемой аудиторской организацией необходимо для достижения целей и задач проведения проверки;
о дате начала и окончания проверки;
53.3. соответствие и согласованность:
целей, задач, предмета проверки правовым основаниям ее проведения;
мероприятий по контролю целям и задачам проведения проверки.
54. Правовая экспертиза проекта приказа о продлении проверки в рамках внешнего контроля качества работы аудиторских организаций, определенных Федеральным законом "Об аудиторской деятельности", проводится с учетом пункта 53 настоящего Порядка, в ходе которой также проверяется наличие правовых оснований для продления проверки.
55. Утратил силу. - Приказ Казначейства России от 29 марта 2017 г. N 64.
56. При проведении правовой экспертизы проектов представления, предписания, предупреждения проверяется:
соблюдение формы и требований к содержанию проектов представления, предписания, предупреждения, установленных законодательными и нормативными правовыми актами Российской Федерации;
соблюдение сроков для направления представления, предписания, предупреждения;
соответствие проектов представления, предписания решению, принятому руководителем (заместителем руководителя) территориального органа относительно реализации результатов контрольного мероприятия в финансово-бюджетной сфере;
корректность ссылок на законодательные и нормативные правовые акты Российской Федерации, договоры, соглашения, государственные контракты при составлении проектов представления, предписания, предупреждения;
соблюдение полномочий территориального органа при подготовке проектов представления, предписания, предупреждения.
57. При проведении правовой экспертизы проекта уведомления о применении бюджетных мер принуждения проверяется:
соблюдение формы и требований к содержанию проекта уведомления о применении бюджетных мер принуждения, установленных нормативными правовыми актами Федерального казначейства;
соответствие проекта уведомления о применении бюджетных мер принуждения решению, принятому руководителем (заместителем руководителя) территориального органа относительно реализации результатов контрольного мероприятия;
согласованность сведений, изложенных в акте проверки (ревизии) и проекте уведомления о применении бюджетных мер принуждения;
наличие в проекте уведомления о применении бюджетных мер принуждения исчерпывающей информации относительно допущенных бюджетных нарушений;
наличие правовых оснований для направления уведомления о применении бюджетных мер принуждения;
наличие оснований для применения, предусмотренных Бюджетным кодексом Российской Федерации, бюджетных мер принуждения, а также наличие сумм средств, использованных с нарушением;
корректность ссылок на законодательные и нормативные правовые акты Российской Федерации, договоры, соглашения, в том числе при квалификации бюджетных нарушений, изложенных в проекте уведомления о применении бюджетных мер принуждения.
58. При проведении правовой экспертизы проектов документов, перечисленных в настоящем разделе, предметом оценки также является стилистическое оформление проектов данных документов, заключающееся в непротиворечивом, оптимальном использовании языковых приемов и средств, обеспечивающих понятность и доступность для восприятия содержания текста представленных на правовую экспертизу проектов документов.
XIX. Правовая экспертиза протоколов об административных правонарушениях, постановлений о возбуждении дел об административных правонарушениях, проектов процессуальных документов
Утратил силу с 1 января 2018 г. - Приказ Казначейства России от 25 октября 2017 г. N 284
______________________________
Приказ дополнен сноской "1". - Приказ Казначейства России от 25 октября 2017 г. N 284
* Правовая экспертиза проектов государственных контрактов, извещений, документаций об осуществлении закупок товаров, работ, услуг осуществляется юридическим отделом Управления Федерального казначейства по г. Москве.
Нумерация сноски изменена. - Приказ Казначейства России от 25 октября 2017 г. N 284
** В соответствии с пунктом 3 Правил осуществления операций по управлению остатками средств на едином счете федерального бюджета в части покупки (продажи) ценных бумаг по договорам репо и открытия счетов для осуществления таких операций, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2013 г. N 777, с учетом положений статьи 6 Федерального закона от 1 мая 2017 г. N 92-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Установлено, как проводится правовая экспертиза документов, поступающих в юротдел территориального органа Федерального казначейства.
В частности, речь идет о следующих документах: проекты приказов по основной деятельности, оперативным, организационным, административным и кадровым вопросам; проекты госконтрактов (договоров, соглашений); документация о госзакупках; проекты должностных регламентов (инструкций). Это также материалы, необходимые для заключения договора о предоставлении бюджетного кредита, и пр.
Цель правовой экспертизы - проверить документ на соответствие законодательству и нормативным правовым актам Российской Федерации. Ее проводят сотрудники юротдела.
Если выявлены нарушения, то составляется заключение о наличии замечаний к документу и о возможных способах их устранения. Оно подписывается начальником юротдела.
При отсутствии замечаний оформляется положительное заключение и (или) проставляется виза сотрудников юротдела.
Приказ вступает в силу с 1 января 2014 г.
Приказ Федерального казначейства от 17 декабря 2013 г. N 297 "О порядке проведения правовой экспертизы документов, поступающих в юридический отдел территориального органа Федерального казначейства"
Настоящий приказ вступает в силу с 1 января 2014 г.
Текст приказа официально опубликован не был
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Приказ Федерального казначейства от 29 декабря 2022 г. N 431
Изменения вступают в силу с 29 декабря 2022 г.
Приказ Казначейства России от 25 октября 2017 г. N 284
Изменения вступают в силу с 25 октября 2017 г., за исключением подпунктов 1.1, 1.3-1.6, 1.12 пункта 1 названного приказа, которые вступают в силу с 1 января 2018 г.
Приказ Казначейства России от 29 марта 2017 г. N 64
Приказ Казначейства России от 16 декабря 2016 г. N 474
Приказ Казначейства России от 3 августа 2016 г. N 302
Приказ Казначейства России от 31 июля 2015 г. N 190