Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 18 ноября 2013 г. N 682н
"Об утверждении профессионального стандарта "Психолог в социальной сфере"
Приказом Минтруда России от 14 сентября 2023 г. N 716Н настоящий документ признан утратившим силу с 1 сентября 2024 г.
В соответствии с пунктом 22 Правил разработки, утверждения и применения профессиональных стандартов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22 января 2013 г. N 23 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, N 4, ст. 293), приказываю:
1. Утвердить прилагаемый профессиональный стандарт "Психолог в социальной сфере".
2. Установить, что профессиональный стандарт "Психолог в социальной сфере", утвержденный настоящим приказом, применяется работодателями при формировании кадровой политики и в управлении персоналом, при организации обучения и аттестации работников, заключении трудовых договоров, разработке должностных инструкций и установлении систем оплаты труда с 1 января 2015 года.
Министр |
М. Топилин |
Зарегистрировано в Минюсте РФ 25 декабря 2013 г.
Регистрационный N 30840
Настоящий профессиональный стандарт применяется работодателями при формировании кадровой политики и в управлении персоналом, при организации обучения и аттестации работников, заключении трудовых договоров, разработке должностных инструкций и установлении систем оплаты труда с 1 января 2015 г.
См. справку о профессиональных стандартах
Профессиональный стандарт
Психолог в социальной сфере
(утв. приказом Министерства труда и социальной защиты РФ
от 18 ноября 2013 г. N 682н)
12
Регистрационный
номер
I. Общие сведения
+----------+
Предоставление психологических услуг в социальной сфере | 03.008 |
__________________________________________________________ +----------+
(наименование вида профессиональной деятельности) Код
Основная цель вида профессиональной деятельности
Профилактика и психологическая коррекция негативных социальных проявлений в поведении социальных групп и отдельных лиц (асоциальное и конфликтное поведение, социальное сиротство и другое), психологическая помощь представителям социально уязвимых слоев населения (мигранты, беженцы) и лицам, находящимся в трудной жизненной ситуации (в том числе дезадаптированным лицам и девиантам; лицам, имеющим разные виды зависимости, совершившим суицидальные попытки; больным, одиноким и престарелым, сиротам, лицам с ограниченными возможностями здоровья; лицам, получившим посттравматические стрессовые расстройства, находящимся под следствием или в учреждениях пенитенциарной системы)
Группа занятий:
2446 Специалисты в сфере
социальных проблем
(код ОКЗ*(1)) (наименование) (код ОКЗ) (наименование)
Отнесение к видам экономической деятельности:
85.3 Предоставление социальных услуг
(код ОКВЭД*(2)) (наименование вида экономической деятельности)
II. Описание трудовых функций, входящих в профессиональный стандарт (функциональная карта вида профессиональной деятельности)
Обобщенные трудовые функции |
Трудовые функции |
||||
код |
наименование |
уровень квалификации |
наименование |
код |
уровень (подуровень) квалификации |
А |
Организация и предоставление психологических услуг лицам разных возрастов и социальных групп |
7 |
Подготовка межведомственных команд по оказанию психологической помощи социальным группам и отдельным лицам (клиентам) |
А/01.7 |
7 |
Организация мониторинга психологической безопасности и комфортности среды проживания населения |
А/02.7 |
|
|||
Оказание психологической помощи социальным группам и отдельным лицам (клиентам), попавшим в трудную жизненную ситуацию |
А/03.7 |
|
|||
Организация психологического сопровождения и психологической помощи социально уязвимым слоям населения (клиентам) |
А/04.7 |
|
|||
Оказание психологической помощи работникам органов и организаций социальной сферы (клиентам) |
А/05.7 |
|
|||
Психологическое сопровождение процессов, связанных с образованием и деятельностью замещающих семей (клиентов) |
А/06.7 |
|
|||
Организация работы по созданию системы психологического просвещения населения, работников органов и организаций социальной сферы |
А/07.7 |
|
|||
Разработка и реализация программ повышения психологической защищенности и предупреждения психологического неблагополучия населения |
А/08.7 |
|
III. Характеристика обобщенных трудовых функций
3.1. Обобщенная трудовая функция
+----------------------------+ +---+ +---+
|Организация и предоставление| | | Уровень | |
Наименование |психологических услуг лицам | Код | А | квалификации | 7 |
|разных возрастов и социаль- | | | | |
|ных групп | | | | |
+----------------------------+ +---+ +---+
Происхождение обобщенной трудовой функции |
Оригинал X |
Заимствовано из оригинала |
|
|
|
|
|
Код оригинала |
Регистрационный номер профессионального стандарта |
Возможные наименования должностей |
Психолог в социальной сфере Психолог |
| |
Требования к образованию и обучению |
Высшее образование по профилю профессиональной деятельности Рекомендуется обучение по программам повышения квалификации |
Требования к опыту практической работы |
Не менее двух лет практической или волонтерской работы, приближенной к данному виду деятельности |
Особые условия допуска к работе |
К работе не допускаются лица, имеющие или имевшие судимость за преступления, состав и виды которых установлены законодательством Российской Федерации |
Дополнительные характеристики
Наименование документа |
Код |
Наименование базовой группы, должности (профессии) или специальности |
Специалисты в сфере социальных проблем |
||
- |
||
030300 |
Психология |
|
040100 |
Социальная работа |
3.1.1. Трудовая функция
+----------------------------+ +-------+ +---+
|Подготовка межведомственных | | | Уровень | |
Наименование |команд по оказанию психоло- | Код |А/01.7 | (подуро-| А |
|гической помощи социальным | | | вень) | |
|группам и отдельным лицам | | | квалифи-| |
|(клиентам) | | | кации | |
+----------------------------+ +-------+ +---+
Происхождение трудовой функции |
Оригинал X |
Заимствовано из оригинала |
|
|
|
|
|
Код оригинала |
Регистрационный номер профессионального стандарта |
Трудовые действия |
Выявление проблем межведомственного характера в социальной сфере, подготовка предложений по формированию команды специалистов разного профиля для оказания комплексной психологической помощи клиентам |
Разработка совместно со специалистами другого профиля программ межведомственного взаимодействия | |
Обучение специалистов межведомственной команды | |
Психологическая подготовка специалистов межведомственной команды | |
Психологическая оценка эффективности деятельности специалистов межведомственной команды | |
Консультирование специалистов межведомственной команды по вопросам оказания психологической помощи клиентам | |
Учет результатов работы | |
Необходимые умения |
Подбирать эффективные формы и методы психологической подготовки специалистов межведомственной команды в соответствии с поставленными задачами |
Осуществлять психологическую подготовку специалистов межведомственной команды с учетом их уровня квалификации | |
Разрабатывать программы подготовки специалистов межведомственных команд по оказанию психологической помощи организациям | |
Консультировать отдельных специалистов по работе в межведомственной команде | |
Вести документацию и служебную переписку | |
Использовать современные технологии работы с информацией, базами данных и иными информационными системами для решения вопросов организации и работы межведомственных команд, оказывающих психологическую помощь в социальной сфере | |
Необходимые знания |
Социальная психология, психология малых групп |
Методология командной работы | |
Психология управления, организационная психология | |
Регламенты межведомственного взаимодействия и правила обмена профессиональной информацией между специалистами разных ведомств | |
Технологии работы в команде, организации деятельности специалистов разных ведомств | |
Методы активизации социальных, психологических и других ресурсов для подготовки межведомственных команд | |
Техники эффективной коммуникации со специалистами | |
Конфликтология (виды конфликтов, способы разрешения и т. д.) | |
Технология разрешения конфликтов | |
Другие характеристики |
Соблюдать требования профессиональной этики |
3.1.2. Трудовая функция
+----------------------------+ +-------+ +---+
|Организация мониторинга | | | Уровень | |
Наименование |психологической безопасно- | Код |А/02.7 | (подуро-| 7 |
|сти и комфортности среды | | | вень) | |
|проживания населения | | | квалифи-| |
+----------------------------+ +-------+ кации +---+
Происхождение трудовой функции |
Оригинал X |
Заимствовано из оригинала |
|
|
|
|
|
Код оригинала |
Регистрационный номер профессионального стандарта |
Трудовые действия |
Разработка программ мониторинга психологической безопасности и комфортности среды проживания населения |
Определение психологических критериев соответствия среды проживания населения потребностям и возможностям людей | |
Мониторинг психологической безопасности и комфортности среды проживания населения и анализ полученных данных | |
Выделение и оценка психологических рисков, факторов социальной и психологической напряженности | |
Обобщение полученных данных и разработка на их основе психологических рекомендаций по минимизации негативных явлений | |
Подготовка сообщений и публикаций для средств массовой информации (далее - СМИ) по результатам мониторинга | |
Оценка эффективности работы, проведенной по результатам мониторинга психологической безопасности и комфортности среды проживания населения | |
Учет проведенных работ | |
Необходимые умения |
Оценивать риски и факторы социальной и психологической напряженности |
Организовывать работу группы специалистов по оказанию психологической помощи населению, нуждающемуся в ней по результатам мониторинга психологической безопасности и комфортности среды проживания населения, с целью снижения социальной и психологической напряженности | |
Разрабатывать материалы по результатам мониторинга психологической безопасности и комфортности среды проживания населения и представлять их в интернет-форумах и СМИ | |
Аргументировать свою позицию | |
Проводить профилактическую работу по снижению социальной и психологической напряженности с учетом данных мониторинга психологической безопасности и комфортности среды проживания населения | |
Проводить индивидуальное и групповое консультирование по проблемам снижения напряженности, обнаруженной при анализе результатов мониторинга психологической безопасности и комфортности среды проживания населения | |
Вести документацию и служебную переписку | |
Владеть технологиями работы с информационными сетями, основным программным обеспечением, необходимым для проведения мониторинга психологической безопасности и комфортности среды проживания населения | |
Необходимые знания |
Социальная психология, психология малых групп |
Психология кризисных состояний | |
Психология экстремальных ситуаций, психология горя, потери, утраты | |
Национальные, этнокультурные и конфессиональные особенности и народные традиции населения | |
Психология семьи, консультирования семьи, кризисов семьи | |
Проблемы социализации, социальной адаптации, характеристики социальной среды | |
Современные направления молодежных движений | |
Основы безопасности жизнедеятельности человека и окружающей среды | |
Документоведение | |
Другие характеристики |
|
3.1.3. Трудовая функция
+----------------------------+ +-------+ +---+
|оказание психологической | | | Уровень | |
Наименование |помощи социальным группам и | Код |А/03.7 | (подуро-| 7 |
|отдельным лицам (клиентам), | | | вень) | |
|попавшим в трудную жизненную| | | квалифи-| |
|ситуацию | | | кации | |
+----------------------------+ +-------+ +---+
Происхождение трудовой функции |
Оригинал X |
Заимствовано из оригинала |
|
|
|
|
|
Код оригинала |
Регистрационный номер профессионального стандарта |
Трудовые действия |
Разработка индивидуальных программ психологического сопровождения клиентов, в том числе с использованием ресурсов из различных источников |
Создание команды и проведение программ активизации личностных ресурсов клиентов, в том числе на межведомственной основе | |
Групповое и индивидуальное консультирование клиентов | |
Проведение психологических тренингов по формированию и развитию у клиентов качеств, необходимых для самостоятельной жизни и социализации | |
Содействие в создании социально-психологической поддерживающей среды в окружении клиентов | |
Разработка программ по использованию ресурсов социальных сетей в целях психологической поддержки клиентов | |
Привлечение социального окружения клиентов к их психологической поддержке и создание специальных страничек, блогов, групп в социальных сетях | |
Работа по психологическому просвещению и привлечению внимания населения к проблемам клиентов | |
Необходимые умения |
Взаимодействовать с разными лицами и группами по вопросам психологической помощи клиентам |
Организовывать психологическое сопровождение клиентов, нуждающихся в психологической помощи | |
Оказывать психологическую поддержку клиентам для выхода из трудных жизненных ситуаций | |
Создавать социально-психологическую сеть для психологической поддержки клиентов | |
Оказывать психологическое воздействие на социальное окружение клиентов в рамках профессиональных этических норм | |
Обосновывать применение конкретных психологических технологий для преодоления клиентами трудностей социализации | |
Вести психологическую просветительскую деятельность среди населения | |
Взаимодействовать с другими работниками органами и организациями социальной сферы по вопросам поддержки лиц, попавших в трудную жизненную ситуацию | |
Разрабатывать программы индивидуальной работы с клиентами с учетом конкретных профессиональных задач | |
Разрабатывать программы групповой работы по психологической поддержке клиентов | |
Разрабатывать программы оказания психологической помощи членам социальных групп, попавших в трудную жизненную ситуацию, с участием специалистов на межведомственной основе | |
Использовать современные технологии работы с информационными базами данных и иными информационными системами для решения вопросов клиентов | |
Хранить и обрабатывать персональные данные клиентов | |
Вести делопроизводство и служебную переписку | |
Необходимые знания
|
Отечественная и зарубежная социальная психология (современные направления, актуальные проблемы, методы работы) |
Психология кризисных состояний (концепции, подходы, факторы, методы и методики работы), рискология, психология горя, потери, утраты | |
Психология экстремальных ситуаций (подходы, проблемы, виды помощи, последствия) | |
Психология малых групп (виды, взаимоотношения в малых группах, давление в группе) | |
Психология семьи (подходы, онтология, структура семьи, этапы ее развития, особенности взаимоотношений) и семейных отношений Психология зависимости, аддикций, девиантология | |
Возрастные особенности развития личности в разные периоды жизни | |
Современные направления молодежного движения (виды молодежных групп, их интересы, занятия и способы проведения свободного времени) | |
Проблемы социализации (концепции, подходы, признаки нарушений социализации, последствия, виды помощи) | |
Особенности развития личности в неблагоприятной социальной ситуации | |
Типологии проблем граждан разной этиологии (социальные, социально-медицинские, социально-правовые, педагогические и др.) | |
Инфраструктура муниципального образования, ресурсы местного сообщества для поддержки отдельных лиц и социальных групп | |
Технологии, методы и формы оказания психологической помощи при нарушениях социализации | |
Основы психологического консультирования (виды, формы, методы) | |
Основы организации и проведения психологического тренинга (методология, проведение, результаты, последствия) | |
Другие характеристики
|
Обеспечивать конфиденциальность полученных в результате деятельности сведений о клиенте |
Соблюдать требования профессиональной этики |
3.1.4. Трудовая функция
+----------------------------+ +-------+ +---+
|Организация психологическо- | | | Уровень | |
Наименование |го сопровождения и психоло- | Код |А/04.7 | (подуро-| 7 |
|гической помощи представи- | | | вень) | |
|телям социально уязвимых | | | квалифи-| |
|слоев населения (клиентам) | | | кации | |
+----------------------------+ +-------+ +---+
Происхождение трудовой функции |
Оригинал X |
Заимствовано из оригинала |
|
|
|
|
|
Код оригинала |
Регистрационный номер профессионального стандарта |
Трудовые действия |
Первичная проверка и анализ документов, свидетельствующих о наличии проблем клиентов (протоколы, акты социальных служб, полиции), выявление информации, требующей дополнительной проверки |
Запрос необходимой информации у других специалистов (социальных работников, педагогов, специалистов органов опеки и попечительства) | |
Подбор комплекса психологических методик, планирование и проведение обследования клиентов | |
Обобщение результатов психологического обследования, оценка психологических потребностей, рисков и ресурсов клиентов, выявление психологических особенностей их социального окружения и условий жизни | |
Выявление типичных психологических проблем разных социальных групп клиентов | |
Разработка совместно с другими специалистами и клиентами "дорожных карт" с целью определения жизненных целей и задач на конкретных этапах социализации, формирования норм социального поведения, в том числе в поликультурной среде | |
Разработка программ психологической помощи клиентам, в том числе с привлечением ресурсов из различных источников | |
Индивидуальное или групповое консультирование клиентов по выявленным у них психологическим проблемам с целью нивелирования влияния неблагоприятной среды, помощи в социализации и адаптации к условиям проживания | |
Проведение бесед (лекций), направленных на просвещение клиентов | |
Взаимодействие с социальным окружением клиентов с целью организации психологической поддержки и помощи в решении их жизненных проблем | |
Подготовка материалов по вопросам оказания психологической помощи клиентам и представление их в интернет-форумах и СМИ | |
Учет выявленных социально уязвимых слоев населения и видов оказанной психологической помощи | |
Необходимые умения
|
Вступать в контакт и развивать конструктивные отношения с разными социально уязвимыми группами населения |
Разрабатывать программы и проводить психологическое обследование клиентов | |
Анализировать полученные в психологическом обследовании результаты, выявлять степень достоверности полученной информации, составлять психологическое заключение | |
Адаптировать и применять зарубежный опыт работы по оказанию психологической помощи социально уязвимым группам населения | |
Разрабатывать индивидуальные и групповые программы оказания психологической помощи клиентам | |
Проводить психологические занятия и тренинги для разнородных групп клиентов | |
Применять разные виды и методы индивидуального, группового психологического консультирования в соответствии с возрастом, полом и особенностями жизненной ситуации клиентов | |
Создавать команду и работать в команде по оказанию психологической помощи клиентам | |
Разрабатывать психологические рекомендации с учетом конкретных задач для дальнейшей работы с клиентами | |
Разрешать конфликты и противоречия в работе по оказанию психологической помощи клиентам | |
Проводить психологическое обследование социального окружения представителей социально уязвимых слоев населения в рамках профессиональных этических норм, прав человека | |
Использовать современные технологии работы с информацией, базами данных и иными информационными системами для решения вопросов оказания психологической помощи клиентам | |
Вести документацию и служебную переписку | |
Необходимые знания
|
Основы общей и социальной психологии, психологии малых групп, психологии масс |
Методы и методики общей и социальной психологии | |
Современные направления молодежных движений | |
Психология зависимости, аддикций, девиантология | |
Проблемы социализации, нарушений социализации | |
Методология проведения тренингов | |
Возрастная психология, геронтология | |
Психология семьи и семейных кризисов | |
Психология воспитания и педагогики | |
Психология кризисных состояний, рискология, психология экстремальных ситуаций, психология горя, потери, утраты | |
Цели, задачи и функции организаций социальной сферы | |
Типология социальных групп, нуждающихся в оказании помощи (социальной, социально-психологической, социально-правовой и т. д.) | |
Психология беженцев, мигрантов, маргиналов | |
Технологии работы с разными социальными группами | |
Документоведение | |
Другие характеристики
|
Обеспечивать конфиденциальность полученных в результате деятельности сведений о клиенте |
Соблюдать требования профессиональной этики |
3.1.5. Трудовая функция
+----------------------------+ +-------+ +---+
|Оказание психологической | | | Уровень | |
Наименование |помощи работникам органов и | Код |А/05.7 | (подуро-| А |
|организаций социальной сферы| | | вень) | |
|(клиентам) | | | квалифи-| |
+----------------------------+ +-------+ кации +---+
Происхождение трудовой функции |
Оригинал X |
Заимствовано из оригинала |
|
|
|
|
|
Код оригинала |
Регистрационный номер профессионального стандарта |
Трудовые действия |
Разработка планов, согласование форм и условий оказания психологической помощи клиентам |
Оказание индивидуальной психологической помощи клиентам | |
Проведение тренингов для клиентов в целях повышения эффективности их работы (тренинги командообразования, групповой сплоченности и т. п.) | |
Проведение психологических тренингов, направленных на расширение и укрепление внутренних ресурсов клиентов | |
Консультирование клиентов по вопросам психологических аспектов выбора и сопровождения карьеры, набора, отбора и расстановки кадров, аттестации, работы с кадровым резервом | |
Повышение квалификации клиентов по вопросам психологии социальной работы | |
Проведение занятий с клиентами по вопросам управления, эффективной организации труда, повышения квалификации | |
Создание информационного ресурса по психологии социальной сферы и использование его содержания в деятельности по оказанию психологической помощи клиентам | |
Необходимые умения |
Анализировать заявки и обращения органов и организаций социальной сферы на получение психологических услуг |
Проводить психологический анализ и оценку результативности деятельности клиентов в соответствии со стандартами и регламентами в социальной сфере | |
Вести переговоры с представителями органов и организаций социальной сферы по реализации их обращений и заявок | |
Составлять договоры и другую документацию на оказание психологических услуг в социальной сфере | |
Работать с информационными сетями, осуществлять поиск новой информации по профилю деятельности | |
Применять на практике методы обучения взрослых, индивидуального и групповой работы для психологической помощи и повышения эффективности профессиональной деятельности клиентов | |
Оценивать эффективность оказания психологической помощи клиентам | |
Критически оценивать обратную связь от получателей психологических услуг, психологического просвещения в социальной сфере | |
Вести документацию, служебную переписку в соответствии с требованиями к документам в социальной сфере | |
Разрабатывать новые формы и методы оказания психологической помощи клиентам |
Необходимые знания |
Социальная психология, психология малых групп, методология индивидуальных консультаций и тренингов (специфика, виды, длительность и т. д.) |
Организационная психология (концептуальные подходы, особенности, виды и т. д.) | |
Основные принципы, типы, стратегии и тактические приемы ведения переговоров | |
Основные теории оказания психологический помощи персоналу организаций (управление, организация, отбор и т. д.) | |
Требования к документообороту в области управления персоналом, межведомственного взаимодействия, оказания услуг в социальной сфере | |
Современные стандартные требования к документированию, периодичности, качеству и условиям оказания услуг в психологии | |
Требования к конфиденциальности информации, хранению и оперированию персональными личными данными | |
Другие характеристики |
Обеспечивать конфиденциальность полученных в результате деятельности сведений о клиенте |
Соблюдать требования профессиональной этики |
3.1.6. Трудовая функция
+----------------------------+ +-------+ +---+
|Психологическое сопровожде- | | | Уровень | |
Наименование |ние процессов, связанных с | Код |А/06.7 | (подуро-| 7 |
|образованием и деятельно- | | | вень) | |
|стью замещающих семей (кли- | | | квалифи-| |
|ентов) | | | кации | |
+----------------------------+ +-------+ +---+
Происхождение трудовой функции |
Оригинал X |
Заимствовано из оригинала |
|
|
|
|
|
Код оригинала |
Регистрационный номер профессионального стандарта |
Трудовые действия |
Психологическое обследование (тестирование) кандидатов и подготовка психологического заключения об их возможности стать замещающими родителями |
Составление программ психологической помощи клиентам с учетом национальных, этнокультурных, конфессиональных особенностей замещающих родителей и детей, передаваемых в семьи | |
Разработка программ и проведение групповых и индивидуальных психологических занятий для клиентов (тренинги, дискуссии, разбор ситуаций, ролевые и деловые игры и т. д.) | |
Консультирование клиентов по психологическим проблемам функционирования замещающих семей | |
Подготовка детей к устройству в замещающую семью | |
Консультирование детей по психологическим проблемам в замещающих семьях | |
Учет данных об оказанной психологической помощи | |
Необходимые умения |
Общаться с разными категориями клиентов |
Общаться и взаимодействовать с детьми и подростками разных возрастов | |
Проводить психологическое тестирование кандидатов в замещающие родители | |
Обеспечивать проверку информации, полученной от кандидатов в замещающие родители | |
Определять психологическую безопасность для ребенка среды в замещающей семье и ее окружении | |
Разрабатывать программы психологических тренингов, деловых и ролевых игр с учетом конкретных задач подготовки клиентов | |
Применять активные психологические методы обучения, в том числе проводить психологические тренинги, деловые и ролевые игры | |
Адаптировать и применять зарубежный опыт психологической работы с замещающими семьями в практике собственной деятельности | |
Применять разные виды и формы консультирования в соответствии с проблемами клиентов | |
Использовать современные технологии работы с информацией, базами данных и иными информационными системами для решения вопросов оказания психологической помощи клиентам | |
Хранить и обрабатывать персональные данные клиентов | |
Вести документацию и служебную переписку | |
Необходимые знания |
Основы социальной психологии, психология малых групп |
Законодательство Российской Федерации и международные документы в области защиты прав детей | |
Проблемы социализации на разных ступенях развития ребенка, нарушения социализации (дезадаптация, депривация) Особенности адаптации детей-сирот и детей в замещающих семьях | |
Возрастная психология (характеристика возрастных периодов развития, особенности развития, нарушения в развитии и т. д.), педагогическая психология | |
Психология семьи (структура, функции, этапы, проблемы внутрисемейных отношений) | |
Психология горя, потери, утраты и проявления в поведении детей и взрослых пережитых травм | |
Психология кризисных состояний, последствий пережитых кризисных ситуаций, их проявлений в поведении | |
Психология воспитания (семейное воспитание, институциональное воспитание), роли и функции родителей | |
Национальные и региональные особенности быта и семейного воспитания (народные традиции, этнокультурные и конфессиональные особенности воспитания) | |
Документоведение | |
Другие характеристики
|
Обеспечивать конфиденциальность полученных в результате деятельности сведений о клиенте |
Соблюдать требования профессиональной этики |
3.1.7. Трудовая функция
+----------------------------+ +-------+ +---+
|Организация работы по созда-| | | Уровень | |
Наименование |нию системы психологического| Код |А/07.7 | (подуро-| 7 |
|просвещения населения, ра- | | | вень) | |
|ботников органов и организа-| | | квалифи-| |
|ций социальной сферы | | | кации | |
+----------------------------+ +-------+ +---+
Происхождение трудовой функции |
Оригинал X |
Заимствовано из оригинала |
|
|
|
|
|
Код оригинала |
Регистрационный номер профессионального стандарта |
Трудовые действия |
Разработка плана психологического просвещения населения, работников органов и организаций социальной сферы |
Доведение до сведения государственных и муниципальных органов, организаций социальной сферы информации о перечне психологических услуг и возможности их получения | |
Разработка рекомендаций для работников органов и организаций социальной сферы по психологическому просвещению с учетом конкретных задач, решаемых ими | |
Организация волонтерских проектов и программ, ориентированных на повышение мотивации в получении психологической помощи | |
Подготовка для СМИ информации о психологических услугах в социальной сфере (ролики, передачи на теле- и радиоканалах и т. д.) | |
Проведение групповых и индивидуальных информационных консультаций о возможности получения психологических услуг | |
Привлечение к психологическому просвещению граждан, успешно завершивших программы психологической помощи | |
Обобщение и оценка результатов работы по психологическому просвещению в целях формирования рекомендаций для ее совершенствования | |
Учет проведенных работ | |
Необходимые умения |
Анализировать обращения и запросы населения, органов и организаций социальной сферы для корректировки программ психологического просвещения |
Разрабатывать и согласовывать регламенты с органами и организациями социальной сферы | |
Использовать результаты мониторинга психологической безопасности и комфортности среды при разработке плана психологического просвещения и проведения информационных консультаций | |
Подбирать и разрабатывать инструментарий для оценки результативности работы по психологическому просвещению и возможностям оказания психологических услуг | |
Использовать разные формы и методы психологического просвещения, в том числе активные методы (игры, упражнения, тренинги) | |
Грамотно, доступно любым слоям населения излагать информацию о психологических услугах | |
Создавать наглядные материалы для психологического просвещения | |
Преодолевать коммуникативные, образовательные, этнические, конфессиональные и другие барьеры в проведении психологического просвещения | |
Оценивать результативность психологического просвещения, не нарушая этических норм и прав человека | |
Владеть современными технологиями работы с информацией, сетевыми ресурсами, информационными системами и программами | |
Вести документацию и служебную переписку | |
Необходимые знания
|
Задачи, решаемые конкретными органами и организациями социальной сферы |
Социальная психология, психология малых групп | |
Национальные и региональные особенности быта и семейного воспитания (народные традиции, этнокультурные и конфессиональные особенности воспитания) | |
Психология семьи, консультирования семьи, кризисов семьи | |
Проблемы социализации, социальной адаптации и дезадаптации, характеристики социальной среды | |
Современные направления молодежных движений | |
Основы безопасности жизнедеятельности человека и окружающей среды | |
Психология кризисных состояний, рискология | |
Психология экстремальных ситуаций, психология горя, потери, утраты | |
Документоведение | |
Другие характеристики |
- |
3.1.8. Трудовая функция
+----------------------------+ +-------+ +---+
|Разработка и реализация про-| | | Уровень | |
Наименование |грамм профилактической и | Код |А/08.7 | (подуро-| 7 |
|психологической работы, на- | | | вень) | |
|правленных на улучшение | | | | |
| состояния и динамики | | | квалифи-| |
|психологического здоровья | | | кации | |
|населения | | | | |
+----------------------------+ +-------+ +---+
Происхождение трудовой функции |
Оригинал X |
Заимствовано из оригинала |
|
|
|
|
|
Код оригинала |
Регистрационный номер профессионального стандарта |
Трудовые действия |
Диагностика состояния и динамики психологического здоровья населения, проживающего в субъекте Российской Федерации, муниципальном образовании |
Обобщение информации о рисках и формирование прогноза возможного неблагополучия в состоянии и динамике психологического здоровья населения, проживающего в субъекте Российской Федерации, муниципальном образовании | |
Разработка и реализация совместно с другими специалистами программ профилактической и психокоррекционной работы, направленных на улучшение состояния и динамики психологического здоровья населения | |
Консультирование населения по проблемам психологического здоровья | |
Оценка результативности программ профилактической и психокоррекционной работы, направленных на улучшение состояния и динамики психологического здоровья населения | |
Подготовка материалов о состоянии и динамике психологического здоровья населения и представление их в интернет-форумах и СМИ | |
Учет проведенных работ | |
Необходимые умения |
Организовывать взаимодействие между специалистами по проведению профилактической и психокоррекционной работы |
Анализировать и обобщать данные о состоянии и динамике психологического здоровья населения, выявлять риски его нарушения | |
Выявлять проблемы психологического здоровья населения, требующие психокоррекционной работы | |
Использовать результаты мониторинга психологической безопасности и комфортности среды проживания для разработки программ профилактической и психокоррекционной работы | |
Подбирать и разрабатывать инструментарий для профилактической и психокоррекционной работы, направленной на улучшение состояния и динамики психологического здоровья населения | |
Осуществлять разные виды психологического консультирования населения по вопросам психологического здоровья | |
Разрабатывать программы и проводить общественные опросы по проблематике психологического здоровья | |
Определять источники необходимой информации, осуществлять ее поиск и применять для совершенствования деятельности в области реализации профилактической и психокоррекционной работы с населением | |
Вести документацию и служебную переписку | |
Необходимые знания |
Социальная психология, психология малых групп, методы социальной психологии |
Основы профилактики асоциальных явлений в обществе | |
Методы и технологии управления современными рисками | |
Методы разработки программ профилактической и психокоррекционной работы | |
Основы составления индивидуальной программы предоставления психологических услуг | |
Основы прогнозирования и проектирования в социальной психологии | |
Принципы, методы, технологии мониторинга социальных явлений | |
Документоведение | |
Другие характеристики |
- |
IV. Сведения об организациях - разработчиках профессионального стандарта
4.1. Ответственная организация-разработчик
ГБОУ ВПО города Москвы "Московский городской психолого-педагогический университет", город Москва
Ректор Рубцов Виталий Владимирович |
4.2. Наименования организаций-разработчиков
1. |
ФГБОУ ВПО "Волгоградский государственный социально-педагогический университет", город Волгоград |
2. |
НОУ ВПО "Столичная финансово-гуманитарная академия", город Москва |
3. |
ФГБУ "Институт труда и социального страхования", город Москва |
4. |
Администрация города Ступино, Московская область |
5. |
НОУ ВПО "Московский психолого-социальный университет", город Москва |
6. |
ГАОУ ВПО "Московский государственный областной социально-гуманитарный институт", Московская область |
7. |
Министерство образования Московской области, Московская область |
8. |
Детский дом N 59, город Москва |
9. |
ГОУ ВПО "Московский государственный областной университет", город Москва |
_____________________________
*(1) Общероссийский классификатор занятий.
*(2) Общероссийский классификатор видов экономической деятельности.
*(3) Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих.
*(4) Общероссийский классификатор специальностей по образованию.
Утвержден профессиональный стандарт "Психолог в социальной сфере". Он применяется работодателями с 1 января 2015 г.
Вид профессиональной деятельности - предоставление психологических услуг в социальной сфере. Его основная цель - профилактика и психологическая коррекция негативных социальных проявлений в поведении социальных групп и отдельных лиц (асоциальное и конфликтное поведение, социальное сиротство и другое), психологическая помощь представителям социально уязвимых слоев населения (мигранты, беженцы) и лицам, находящимся в трудной жизненной ситуации.
Приведены функциональная карта данного вида профессиональной деятельности, характеристика обобщенных трудовых функций.
Указаны сведения об организациях - разработчиках профессионального стандарта.
Так, ответственная организация-разработчик - Московский городской психолого-педагогический университет.
Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 18 ноября 2013 г. N 682н "Об утверждении профессионального стандарта "Психолог в социальной сфере"
Зарегистрировано в Минюсте РФ 25 декабря 2013 г.
Регистрационный N 30840
Настоящий приказ вступает в силу по истечении 10 дней после дня его официального опубликования
Текст приказа опубликован в "Российской газете" от 15 января 2014 г. N 6
Приказом Минтруда России от 14 сентября 2023 г. N 716Н настоящий документ признан утратившим силу с 1 сентября 2024 г.