Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 18 ноября 2013 г. N 683н
"Об утверждении профессионального стандарта "Специалист по работе с семьей"
Приказом Минтруда России от 14 сентября 2023 г. N 717Н настоящий документ признан утратившим силу с 1 сентября 2024 г.
В соответствии с пунктом 22 Правил разработки, утверждения и применения профессиональных стандартов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22 января 2013 г. N 23 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, N 4, ст. 293), приказываю:
1. Утвердить прилагаемый профессиональный стандарт "Специалист по работе с семьей".
2. Установить, что профессиональный стандарт "Специалист по работе с семьей" применяется работодателями при формировании кадровой политики и в управлении персоналом, при организации обучения и аттестации работников, заключении трудовых договоров, разработке должностных инструкций и установлении систем оплаты труда с 1 января 2015 года.
Министр |
М.А. Топилин |
Зарегистрировано в Минюсте РФ 26 декабря 2013 г.
Регистрационный N 30849
Настоящий профессиональный стандарт применяется работодателями при формировании кадровой политики и в управлении персоналом, при организации обучения и аттестации работников, заключении трудовых договоров, разработке должностных инструкций и установлении систем оплаты труда с 1 января 2015 г.
См. справку о профессиональных стандартах
Профессиональный стандарт
Специалист по работе с семьей
(утв. приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 18 ноября 2013 г. N 683н)
|
13 |
Регистрационный номер |
I. Общие сведения
Предоставление социально-психологической помощи семьям и семьям с детьми, находящимися в трудной жизненной ситуации, кризисной ситуации, социально опасном положении |
03.009 |
(наименование вида профессиональной деятельности) |
Код |
Основная цель вида профессиональной деятельности: |
Оказание помощи разным типам семей и всесторонней поддержки семьям с детьми на основе выявления семейного неблагополучия с помощью различных технологий, разработки программы реабилитации, реинтеграции ребенка и семьи в социум, с привлечением ближайшего окружения для изменения отношений между членами семьи, оздоровления социально-психологической обстановки в семье, повышения ответственности родителей за воспитание детей |
Группа занятий: | |||
Специалисты в сфере социальных проблем |
|
|
|
(наименование) |
(код ОКЗ) |
(наименование) |
Отнесение к видам экономической деятельности: | |
85.30 |
Предоставление социальных услуг |
(наименование вида экономической деятельности) |
II. Описание трудовых функций, входящих в профессиональный стандарт (функциональная карта вида профессиональной деятельности)
Обобщенные трудовые функции |
Трудовые функции |
||||
код |
наименование |
уровень квалификации |
наименование |
код |
уровень (подуровень) квалификации |
А |
Деятельность по выявлению разных типов семей и семей с детьми, находящимися в трудной жизненной ситуации с целью оказания им помощи |
6 |
Выявление семейного неблагополучия в разных типах семей и семьях с детьми, оценивание рисков, определение причин социального неблагополучия в семье с детьми, фактов внутрисемейного насилия |
А/01.6 |
6 |
Ведение учета разных типов семей, находящихся в трудных жизненных ситуациях, в том числе в замещающих семьях, передача сведений в распределенный банк данных регионального и муниципального уровня системы учета семей |
А/02.6 |
||||
Проведение диагностики отклонений в функционировании выявленных семей, оценивание рисков и последствий, определение возможности активизации потенциала семей и проведения социально-психологической реабилитации |
А/03.6 |
||||
В |
Организация и оказание адресных социально-бытовых, медико-социальных, психолого-педагогических и социально-правовых видов помощи и поддержки разным типам семей и семьям с детьми, оценка их эффективности |
7 |
Организация и оказание всесторонней поддержки и адресных услуг, определение видов необходимой помощи детям в разных типах семей для разрешения трудной жизненной ситуации, преодоления неблагополучия, осуществление на межведомственной основе оказания различных видов помощи |
В/01.7 |
7 |
Активизация потенциала семей и семей с детьми, поддержка их ресурса и реализация услуг по организации вывода из трудной жизненной ситуации |
В/02.7 |
||||
Осуществление и восстановление внутрисемейных связей, организация и проведение подготовки ребенка к возврату в кровную семью или устройству в замещающую семью |
В/03.7 |
||||
Проведение мониторинга социокультурного окружения и условий жизни различных типов семей и семей с детьми, планирование программ оказания разных видов помощи и поддержки с целью преодоления риска социального неравенства |
В/04.7 |
||||
Разработка социальных проектов и внедрение их в работу с разными типами семей и семей с детьми с привлечением специалистов на межведомственной основе |
В/05.7 |
||||
Обеспечение представительства интересов несовершеннолетних в суде, различных учреждениях и организациях в целях защиты их прав |
В/06.7 |
III. Характеристика обобщенных трудовых функций
3.1. Обобщенная трудовая функция:
Наименование |
Деятельность по выявлению разных типов семей и семей с детьми, находящимися в трудной жизненной ситуации с целью оказания помощи |
Код |
А |
Уровень квалификации |
6 |
Происхождение обобщенной трудовой функции |
Оригинал X |
Заимствовано из оригинала |
|
|
|
|
|
Код оригинала |
Регистрационный номер профессионального стандарта |
Возможные наименования должностей |
Специалист по работе с семьей |
| |
Требования к образованию и обучению |
Высшее образование по профилю профессиональной деятельности, рекомендуется обучение по программам повышения квалификации, в том числе в форме стажировки |
Требования к опыту практической работы |
- |
Особые условия допуска к работе |
К работе не допускаются лица, имеющие или имевшие судимость за преступления, состав и виды которых установлены законодательством Российской Федерации |
Дополнительные характеристики | ||
Классификатор |
Код |
Наименование |
Специалисты в сфере социальных проблем |
||
- |
- |
|
040101 |
Социальная работа |
|
050711 |
Социальная педагогика |
3.1.1 Трудовая функция
Наименование |
Выявление семейного неблагополучия в разных типах семей и семьях с детьми, оценивание рисков, определение причин социального неблагополучия в семье с детьми, фактов внутрисемейного насилия |
Код |
А/01.6 |
Уровень квалификации |
6 |
Происхождение трудовой функции |
Оригинал |
X |
Заимствовано из оригинала |
|
|
|
|
|
Код |
Регистрационный номер профессионального стандарта |
Трудовые действия |
Подбор методов и способов проведения обследования различных типов семей |
Планирование и проведение обследования условий жизни и воспитания детей в разных типах семей (неблагополучных, замещающих) | |
Изучение особенностей социально-бытовых и психолого-педагогических условий жизни, и воспитания детей в разных типах семей, в том числе в семьях опекунов, попечителей, приемных родителей, патронатных воспитателей (далее замещающих семей) | |
Выявление причин неблагополучия, определение признаков пренебрежения нуждами ребенка со стороны родителей | |
Установление контакта с родителями, лицами их замещающих | |
Диагностика отклонений в функционировании различных типов семей с детьми | |
Изучение особенностей личностного развития и поведения детей, нуждающихся в помощи государства | |
Определение направлений работы по улучшению взаимоотношений в различных типах семей и их социального окружения | |
Оценка рисков, ресурсов и потенциала различных типов семей с детьми, а также членов семей в обществе | |
Систематизация и анализ семейных проблем с детьми в разных типах семей | |
Определение возможности проведения социально-психологической реабилитации детей и семей | |
Подбор методов для изучения особенностей развития ребенка в ситуации семейного неблагополучия или проблем в социуме с учётом национально-культурных особенностей и социального положения ребёнка | |
Проведение комплексного изучения ребенка в социуме | |
Привлечение экспертов для оценки уровня личностного развития детей из неблагополучных семей и определения программ их развития | |
Выявление причин особого развития и поведения ребенка, нуждающегося в помощи государства, подбор технологий оказания помощи и поддержки, привлечение необходимых специалистов | |
Выявление фактов злоупотребления алкоголем и прочими психоактивными веществами, асоциального поведения членов семей, их учета в полиции, социальной защите | |
Определение направлений работы по улучшению взаимоотношений с детьми в разных типах семей и институтами социализации | |
Ведение документации и служебной переписки в соответствии с требованиями к отчетности, качеству ее предоставления | |
Разработка рекомендаций по сопровождению различных типов семей | |
Необходимые умения |
Устанавливать контакты с разными типами семей и их социальным окружением |
Оценивать риски, ресурсы, потенциал и возможности реабилитации семей с детьми | |
Проводить разные виды социального консультирования | |
Обеспечивать эффективное взаимодействие с семьями, оказавшимися в трудной жизненной ситуации | |
Повышать свою профессиональную квалификацию по реализации трудовой функции | |
Проявлять чуткость, вежливость, доброжелательность, учитывать физическое и психологическое состояние человека | |
Находить и подбирать эффективные технологии помощи неблагополучным семьям с детьми | |
Поддерживать социальные контакты с семьей и детьми | |
Владеть современными технологиями работы с информацией базами данных и иными информационными системами (программы Word, Excel, информационно-поисковые системы и пр.) | |
Вести документацию и отчетность по характеристикам разных типов семей | |
Необходимые знания |
Законодательство Российской Федерации, международные документы в сфере семейной политики и прав ребенка |
Основные направления государственной демографической и семейной политики в Российской Федерации | |
Государственные стандарты оказания социальных услуг | |
Национальные, этнокультурные и конфессиональные особенности семейного воспитания и народных традиций | |
Психология семьи, консультирования семьи, кризисов семьи | |
Проблемы социализации, социальной адаптации и дезадаптации, характеристик социальной среды | |
Типологии семей с детьми, находящихся в трудной жизненной ситуации | |
Методы диагностики трудной жизненной ситуации, нарушений социализации | |
Теория, методология и технологии социальной работы применительно к семьям групп социального риска | |
Конфликтология, возрастная психология, дефектология для определения проблем взаимоотношений | |
Социально-психологические, психолого-педагогические основы межличностного взаимодействия | |
Социальная психология (методы, малые группы, психологию влияния и т.д.) | |
Социальная психология личности | |
Социальная педагогика, социология | |
Основы безопасности жизнедеятельности человека и окружающей среды | |
Основы документоведения, современные требования к отчетности и качеству предоставления документации | |
Требования к конфиденциальности личной информации, хранению и оперированию персональными данными | |
Другие характеристики |
Ответственность, исполнительность, позитивный взгляд на перспективу жизнедеятельности семей с детьми |
Готовность постоянно совершенствовать свои умения и навыки, направленные на повышение качества и эффективности работы |
3.1.2. Трудовая функция
Наименование |
Ведение учета разных типов семей, находящихся в трудных жизненных ситуациях, в том числе в замещающих семьях, передача сведений в распределенный банк данных регионального и муниципального уровня системы учета семей |
Код |
А/02.6 |
Уровень квалификации |
6 |
Происхождение трудовой функции |
Оригинал |
X |
Заимствовано из оригинала |
|
|
|
|
|
Код |
Регистрационный номер профессионального стандарта |
Трудовые действия |
Сбор первичных документов и информации о социальной ситуации детей в разных типах семей и социуме |
Проверка первичных документов и информации | |
Организация прихода специалистов в различные типы семей с ребенком | |
Анализ документов, свидетельствующих о трудной жизненной ситуации семьи с ребенком | |
Проведение развернутого интервью родителей и ребенка, первой беседы с ребенком и семьей по уточнению информации | |
Составление необходимой документации (акта, протокола, характеристики, сведений и т.д.) | |
Анализ первичных документов и собранной информации | |
Консультирование семей с детьми, оказавшихся в трудной жизненной ситуации | |
Подбор и уточнение информации о социальном окружении ребенка и семьи | |
Подготовка и организация запроса необходимых сведений, информации, документации из других ведомств о положении детей в семьях | |
Ведение учета разных типов семей с детьми (признанных находящимися в трудных жизненных ситуациях, кризисных ситуациях, социально опасном положении, проживающих в семейном неблагополучии) | |
Проведение систематизации различных типов семей с детьми | |
Разработка плана помощи детям из различных типов семей | |
Передача сведений в распределенный банк данных регионального и муниципального уровня системы учета семей с детьми | |
Ведение служебной документации и переписки | |
Проведение анализа государственной статистической отчетности, при необходимости проведение выборочного социологического опроса населения | |
Необходимые умения |
Осуществлять социальное консультирование |
Проводить индивидуальное консультирование взрослых и детей | |
Вести деловое общение, общаться с разными категориями семей | |
Общаться с детьми разного возраста | |
Проводить обследование социальной ситуации детей в разных типах семей | |
Составлять социальный паспорт семей с детьми | |
Обобщать информацию, определяющую трудную жизненную ситуацию и методов ее преодоления | |
Повышать свою профессиональную компетенцию | |
Составлять проекты необходимых документов (акты, отчеты, картотеки, банки данных, протоколы и т.д.) и заполнять их | |
Владеть современными технологиями работы с информацией базами данных и иными информационными системами (программы Word, Excel, информационно-поисковые системы и пр.) | |
Необходимые знания |
Инфраструктура социальных учреждений в муниципальном образовании и его ресурсы, социальная система защиты детства |
Государственные стандарты социальные услуги | |
Семьеведение, психология и педагогика семьи для выделения типов семей | |
Социология, основы возрастной и социальной психологии, конфликтологии | |
Технологии оказания помощи семьям и детям групп социального риска и условия их применения | |
Технологии социальной работы и особенности их применения | |
Регламенты межведомственного взаимодействия и правила обмена информацией | |
Принципы работы банка данных учета семей | |
Стандарты оформления документации, деловых бумаг, запросов, в том числе, в электронном виде, правил их хранения | |
Другие характеристики |
Аналитические способности, соблюдение этических норм и правил, профессиональной этики |
3.1.3. Трудовая функция
Наименование |
Проведение диагностики отклонений в функционировании выявленных семей, оценивание рисков и последствий, определение возможности активизации потенциала семей и проведения социально-психологической реабилитации |
Код |
А/03.6 |
Уровень квалификации |
6 |
Происхождение трудовой функции |
Оригинал |
X |
Заимствовано из оригинала |
|
|
|
|
|
Код |
Регистрационный номер профессионального стандарта |
Трудовые действия |
Подбор методов обследования социальных условий жизни и воспитания детей в различных типах семей, в том числе и замещающих |
Диагностика социальных условий жизни детей в разных семьях | |
Выявление отклонений в функционировании семей | |
Оценка рисков и последствий отклонений в функционировании семей для развития детей | |
Определение возможностей активизации потенциала семей | |
Организация и проведение социально-психологической реабилитации семей с детьми | |
Обобщение результатов эффективности работы специалистов с разными типами семей с детьми | |
Проведение оценки эффективности мер по разрешению проблем детей разного возраста, типа семьи, специфики жизненной ситуации | |
Организация встреч специалистов с родителями | |
Проведение с родителями консультирования по вопросам воспитания детей | |
Разработка программ оказания помощи по изменению условий жизни и воспитания детей в различных типах семей | |
Вынесение объективной оценки условий жизни и воспитания детей в различных типах семей, в том числе и замещающих | |
Предоставление рекомендаций или предложений по изменению взаимоотношений с социумом, как семьям, так и специалистам | |
Организация работы с сетью социальных контактов в социальном окружении различных типов семей | |
Разработка программ оказания помощи семьям с детьми | |
Создание команды специалистов по комплексной реабилитации последствий дезадаптации детей разного возраста | |
Выявлять случаи и использовать технологию работы со случаем | |
Проводить оценку результативности работы со случаем на основе сбора экспертных оценок и мнений специалистов, полученных результатов и показателей | |
Обосновывать и осуществлять закрытие случая при положительном результате работы с разными типами семей с детьми | |
Осуществлять передачу случая другим службам при необходимости продолжения работы с семьей и детьми | |
Составлять план и стратегию дальнейшей работы с семьей и ребенком | |
Проводить профилактику негативных явлений в детской среде | |
Необходимые умения |
Разрабатывать и проводить программы профилактики девиантного поведения детей |
Применять разнообразные формы, методы, технологии работы по профилактике детской безнадзорности, наркомании, алкоголизма, преступности, проституции | |
Осуществлять разные виды социального консультирования | |
Работать в команде, организовывать деятельность специалистов | |
Проводить оценку качества работы | |
Консультироваться и получать информацию по сложным вопросам профилактики | |
Составлять план и стратегию дальнейшей работы с семьей и ребенком | |
Разрабатывать рекомендации с учетом конкретных задач для дальнейшей работы с семьями и детьми | |
Проводить мониторинговые исследования | |
Сотрудничать, организовывать взаимосвязь группы специалистов | |
Разрабатывать оригинальные, авторские приемы проведения обследований | |
Вести необходимую документацию, служебную переписку в соответствии с требованиями | |
Владеть современными технологиями работы с информацией базами данных и иными информационными системами (программы Word, Excel, информационно-поисковые системы и пр.) | |
Необходимые знания |
Российский и зарубежный опыт практической работы с семьями группы риска и детьми |
Основы профилактики нарушений социализации семей и детей | |
Социальная психология, проблемы социализации | |
Методы социальной работы, инструментария для проведения мониторингов и диагностики функционирования разных типов семей | |
Основы возрастной психологии и психологии личности | |
Психология кризисных состояний, причины, признаки, критерии детского и семейного неблагополучия | |
Проведения тренингов командообразования, сотрудничества | |
Способы активизации личностных ресурсов и ресурсов социального окружения семей с детьми | |
Типы семей и их характеристики для проведения социально-психологической реабилитации | |
Основы самообразования специалистов по работе с семьей | |
Основы социальной реабилитации | |
Психология семьи, психология малых групп | |
Другие характеристики |
Соблюдение профессиональной этики |
3.2 Обобщенная трудовая функция:
Наименование |
Организация и оказание адресных социально-бытовых, медико-социальных, психолого-педагогических и социально-правовых видов помощи и поддержки разным типам семей и семьям с детьми, оценка их эффективности |
Код |
В |
Уровень квалификации |
7 |
Происхождение обобщенной трудовой функции |
Оригинал |
X |
Заимствовано из оригинала |
|
|
|
|
|
Код оригинала |
Регистрационный номер профессионального стандарта |
Возможные наименования должностей |
Специалист по работе с семьей |
Требования к образованию и обучению |
Высшее образование (за исключением программ бакалавриата) по профилю профессиональной деятельности, рекомендуется обучение по программам повышения квалификации, в том числе в форме стажировки |
Требования к опыту практической работы |
- |
Особые условия допуска к работе |
К работе не допускаются лица, имеющие или имевшие судимость за преступления, состав и виды которых установлены законодательством Российской Федерации |
Дополнительные характеристики | ||
Классификатор |
Код |
Наименование |
Специалисты в сфере социальных проблем |
||
- |
- |
|
040101 |
Социальная работа |
|
050711 |
Социальная педагогика |
3.2.1. Трудовая функция
Наименование |
Организация и оказание всесторонней поддержки и адресных услуг, определение видов необходимой помощи детям в разных типах семей для разрешения трудной жизненной ситуации, преодоления неблагополучия, осуществление на межведомственной основе оказания различных видов помощи |
Код |
В/01.7 |
Уровень квалификации |
7 |
Происхождение трудовой функции |
Оригинал |
X |
Заимствовано из оригинала |
|
|
|
|
|
Код |
Регистрационный номер профессионального стандарта |
Трудовые действия |
Проведение сбора информации о необходимости оказания адресных услуг различным типам семей с детьми |
Анализ информации о видах помощи семье с детьми или детям и систематизирование полученной информации | |
Определение видов социально-правовой, психолого-педагогической и медицинской помощи различным типам семей с детьми | |
Разработка индивидуальных программ сопровождения разных типов семей с детьми | |
Создание межведомственной команды для оказания различных видов помощи | |
Координирование действия различных ведомств и учреждений по реализации индивидуальной программы помощи семье и детям | |
Подбор инновационной технологии для проведения комплексной работы с семьей по предотвращению распада семьи | |
Организация оказания различных видов помощи семьям с детьми другими специалистами | |
Использование современных технологий поддержки различных типов семей с детьми, способствующих улучшению взаимоотношений в семье и социуме | |
Организация встреч с семьей и детьми для обсуждения проблем | |
Выявление уровня социализации семьи, видов нарушений ее социализации | |
Отслеживание изменений в семье и их фиксирование | |
Использование технологий профилактики социального сиротства с целью сохранения семьи для ребенка | |
Осуществление профилактики социального сиротства | |
Использование возможностей оставления ребенка в кровной семье | |
Оказание влияния на мотивацию семей к изменению в положительную сторону | |
Проведение консультирования по различным вопросам, связанным с оказанием помощи семье и детям | |
Обеспечение посредничества между семьей и детьми и различными специалистами (учреждениями, организациями) с целью решения ряда проблем | |
Необходимые умения |
Определять потребность в помощи разных типов семьи и детей и подбирать виды помощи, направленные на решение проблем семьи и детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации |
Находить контакт с разными типами семей и детьми разных возрастов | |
Выявлять потенциал и ресурс разных типов семей с детьми | |
Находить поддержку семей в социальном окружении | |
Создавать межведомственную команду по оказанию помощи семье с ребенком, оказавшимся в трудной жизненной ситуации | |
Разрабатывать индивидуальные программы оказания разных видов помощи | |
Работать в команде, вносить и оценивать свой вклад в ее деятельность | |
Адаптировать зарубежный опыт технологий оказания помощи семье и детям | |
Оформлять документы, необходимые для оказания разных видов помощи семьям и детям | |
Направлять семьи с детьми в специализированные учреждения или к профильным специалистам | |
Влиять на мотивацию семей к изменению в положительную сторону | |
Выбирать наиболее эффективные технологии работы с семьей в ее жизненной ситуации | |
Обеспечивать интеграцию деятельности разных ведомств для решения проблем семей с детьми, оказавшимися в трудной жизненной ситуации | |
Выявлять степень достоверности полученной информации | |
Повышать свою профессиональную квалификацию | |
Устанавливать контакты с другими специалистами, родительской общественностью | |
Вести необходимую документацию, служебную переписку в соответствии с требованиями | |
Владеть современными технологиями работы с информацией, базами данных и иными информационными системами (программы Word, Excel, информационно-поисковые системы и пр.) | |
Необходимые знания |
Законодательство Российской Федерации, международные документы в области защиты прав детей и оказания помощи семьям с детьми |
Основы возрастной и социальной психологии | |
Технологии разрешения семейных конфликтов | |
Стандарты оформления документации, деловых бумаг, запросов, в том числе в электронном виде, правил их хранения | |
Социальные риски и рискология, кризисные состояния | |
Цели, принципы и основы посредничества между семьями с детьми и различными институтами социализации | |
Сфера профессиональной ответственности специалистов смежных профессий (психолога, социального педагога, юриста, реабилитолога, дефектолога, социального работника и др.) | |
Регламенты межведомственного взаимодействия на муниципальном уровне | |
Особенности применения технологий оказания помощи семьям и детям в России и за рубежом |
|
Теории и методики социальной работы, их отличия, технологии социальной работы и специфику их использования |
Консультирование семей с детьми, оказавшихся в трудной жизненной ситуации | |
Регламенты ведения документации | |
Система социальных служб на территории | |
Правовые основы оказания разных видов помощи семьям и детям | |
Инфраструктура социальной защиты детства | |
Другие характеристики |
Соблюдение профессиональной этики |
3.2.2. Трудовая функция
Наименование |
Активизация потенциала семей и семей с детьми, поддержка их ресурса и реализация услуг по организации вывода из трудной жизненной ситуации |
Код |
В/02.7 |
Уровень квалификации |
7 |
Происхождение трудовой функции |
Оригинал |
X |
Заимствовано из оригинала |
|
|
|
|
|
Код |
Регистрационный номер профессионального стандарта |
Трудовые действия |
Определение потенциала и ресурса различных типов семей с детьми |
Владение в работе с разными типами семей с детьми современными технологиями мобилизации внутренних ресурсов семьи | |
Привлечение внешних систем поддержки семей с детьми для активизации их ресурсов | |
Применение инновационных технологий оказания помощи при выявлении семейного неблагополучия | |
Включение семьи в социум с целью исключения эксклюзии | |
Применение технологий помощи семье для возможности оставления ребенка в кровной семье | |
Организация совместно с другими ведомствами социально-реабилитационного пространства в ближайшем окружении семей с детьми | |
Сбор информации о семейных взаимоотношениях с детьми | |
Организация социально-психологической реабилитации детей и различных типов семей | |
Разработка коррекционных программ, направленных на изменение семейных взаимоотношений, умений услышать ребенка, понять его потребности | |
Подготовка договора о совместной деятельности семьи с детьми и организации | |
Обеспечение комплексного подхода различных ведомств к выводу семьи с детьми из трудной жизненной ситуации | |
Обеспечение координации деятельности специалистов различных ведомств в решении актуальных задач семьи с детьми | |
Проведение профилактической работы по предупреждению появления трудной жизненной ситуации семей с детьми | |
Содействие активизации собственных ресурсов семьи с детьми и потенциала социального окружения для выхода из трудной жизненной ситуации | |
Проведение консультирования семей с детьми по взаимодействию с разными ведомствами | |
Оказание помощи в оформлении документов, необходимых для получения востребованной помощи семье | |
Повышение своей профессиональной квалификации | |
Участие в межведомственной работе по профилактике асоциального поведения, социального сиротства | |
Необходимые умения |
Выбирать эффективные способы решения проблем семьи с детьми |
Мотивировать семью с детьми на использование собственного потенциала и ресурса для выхода из трудной жизненной ситуации | |
Использовать правовые знания в оказании адресной помощи семье и детям | |
Видеть перспективы и ориентироваться на положительный результат семьи | |
Передавать ответственность семье за принятие решений и их выполнение, а также отдельным членам семьи | |
Организовать команду специалистов и работать в команде | |
Использовать сочетание различных форм и видов оказания помощи в профилактической деятельности | |
Интегрировать деятельность специалистов разных ведомств в реализации оказания помощи семьям и детям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации | |
Обеспечить представление интересов семьи с детьми в разных учреждениях | |
Создавать условия для установления контактов семьи с ребенком со специалистами или учреждениями, организациями | |
Быть открытым к получению помощи от специалистов | |
Прислушиваться к мнению других специалистов | |
Адаптировать положительный зарубежный опыт | |
Необходимые знания |
Законодательство Российской Федерации, международные документы в области защиты семьи и детей, основные направления государственной семейной политики |
Современный российский и зарубежный опыт по оказанию помощи семьям и детям, оказавшимся в трудных жизненных ситуациях | |
Общая психология и основы социальной психологии | |
Технологии разрешения семейных конфликтов | |
Основы профилактики асоциальных явлений в обществе | |
Методы и технологии управления современными рисками | |
Социально-психологическая технология оказания помощи семьям и детям групп социального риска | |
Методика и технология социальной работы, специфики их использования | |
Основы семейного консультирования | |
Сферы профессиональной ответственности специалистов смежных профессий (психолога, социального педагога, юриста, реабилитолога, дефектолога, социального работника и др.) | |
Регламенты межведомственного взаимодействия на муниципальном уровне | |
Другие характеристики |
Демонстрировать профессиональную позицию, оптимизм, коммуникабельность, доброжелательность по отношению к разным типам семей и социальным группам, соблюдать профессиональную этику |
Предпринимать все меры для восстановления внутрисемейных связей, подготовки ребенка к возврату в кровную семью или устройству в замещающую семью |
3.2.3. Трудовая функция
Наименование |
Осуществление и восстановление внутрисемейных связей, организация и проведение подготовки ребенка к возврату в кровную семью или устройству в замещающую семью |
Код |
В/03.7 |
Уровень квалификации |
7 |
Происхождение трудовой функции |
Оригинал |
X |
Заимствовано из оригинала |
|
|
|
|
|
Код |
Регистрационный номер профессионального стандарта |
Трудовые действия |
Организация группы специалистов для восстановления внутрисемейных связей ребенка с кровной семьей |
Оценка результативности работы с расширенной семьей и возможности возвращения ребенка | |
Установление контакта ребенка с расширенной семьей | |
Выявление уровня готовности ребенка к переходу в семью | |
Оценка готовности кровной семьи к возвращению ребенка | |
Организация встречи ребенка с кровной семьей, их общения | |
Разработка программ подготовки ребенка к возвращению в кровную семью | |
Сопровождение различных типов семей с детьми | |
Проведение мероприятий по привлечению кандидатов в замещающие семьи | |
Вынесение объективной оценки результатам готовности ребенка и семьи к приему ребенка | |
Разработка программ устройства детей в замещающие семьи в зависимости от возраста, проблем | |
Разработка программ сопровождения различных видов семей | |
Организация сопровождения замещающей семьи | |
Организовать взаимодействие ребенка с семьей | |
Необходимые умения |
Устанавливать контакты с ребенком и семьей, общаться |
Организовать взаимодействие разных специалистов в восстановлении связей семьи и ребенка | |
Оценивать ресурсы и риски при устройстве детей в семьи граждан | |
Проводить оценку готовности семьи к приему ребенка и ребенка, к переходу в семью | |
Оценивать качество работы специалистов с семьей и ребенком, не нарушая этических норм | |
Сопровождать разные типы семей, в том числе и замещающие семьи | |
Консультировать, получать информацию и обобщать ее | |
Разрабатывать рекомендации с учетом конкретных проблем и запросов семей | |
Поддерживать положительные результаты в работе с семьей, полученные разными специалистами | |
Современные технологии работы с разными типами семей | |
Социальная психология, проблемы социализации | |
Необходимые знания |
Психология зависимости, аддикций, девиантологии |
Теория воспитания трудных детей и подростков | |
Методики работы социального работника с семьей | |
Инфраструктура социальных служб на муниципальном уровне | |
Виды замещающих семей и законодательные основы передачи в них детей, условий их создания | |
Проведение мониторинга социокультурного окружения и условий жизни различных типов семей и семей с детьми, планирование программ оказания разных видов помощи и поддержки с целью преодоления риска социального неравенства | |
Другие характеристики |
Соблюдение профессиональной этики |
3.2.4. Трудовая функция
Наименование |
Проведение мониторинга социокультурного окружения и условий жизни различных типов семей и семей с детьми, планирование программ оказания разных видов помощи и поддержки с целью преодоления риска социального неравенства |
Код |
В/04.7 |
Уровень квалификации |
7 |
Происхождение трудовой функции |
Оригинал |
X |
Заимствовано из оригинала |
|
|
|
|
|
Код |
Регистрационный номер профессионального стандарта |
Трудовые действия |
Обобщение полученных результатов мониторинга |
Описание особенностей социальных условий жизни семьи с детьми и ее окружения | |
Предоставление объективной оценки результатов отношений в семьях с детьми | |
Выявление обстоятельств возникновения трудной жизненной ситуации семей с детьми по месту жительства | |
Предоставление рекомендаций по изменениям социокультурного окружения и условий жизни семей с детьми для обсуждения со специалистами муниципального объединения | |
Организация взаимодействия социального окружения с различными типами семей | |
Способствование созданию условий для успешной адаптации ребенка и семьи и# социуме | |
Разработка программ изменения социокультурного окружения различных типов семей с детьми | |
Разработка программ оказания помощи семьям с детьми | |
Создание команды специалистов по комплексной реабилитации последствий дезадаптации детей разного возраста | |
Проведение профилактики негативных явлений в детской среде | |
Разработка и проведение программ профилактики девиантного поведения детей | |
Разработка программ оказания различных видов помощи и поддержки семей с детьми с целью преодоления риска социального неравенства | |
Привлечение волонтеров или добровольцев для реализации программ оказания помощи семьям с детьми | |
Повышение профессиональной квалификации в области реализации трудовой функции | |
Необходимые умения |
Проводить мониторинговые исследования и обобщать результаты полученных данных |
Осуществлять все виды социального консультирования Обеспечивать проверку поступившей информации | |
Вносить полученную информацию в соответствующие базы данных | |
Обобщать и систематизировать информацию, касающуюся трудной жизненной ситуации семей с детьми | |
Разрабатывать рекомендации с учетом конкретных задач для дальнейшей работы с семьями и детьми, оказавшимися в трудной жизненной ситуации | |
Устанавливать контакты с разными типами семей и детей | |
Сотрудничать, организовывать взаимосвязь группы специалистов по оказанию помощи семье и детям | |
Разрабатывать оригинальные, авторские приемы проведения обследований | |
Проводить оценку качества работы специалистов, не нарушая этических норм | |
Консультироваться и получать информацию по сложным вопросам профилактики | |
Составлять отчеты по итогам выполнения деятельности | |
Вести необходимую документацию в соответствии с требованиями | |
Владеть современными технологиями работы с информацией базами данных и иными информационными системами (программы Word, Excel, информационно-поисковые системы и пр.) | |
Инструментария для проведения мониторинга социокультурного окружения | |
Типологии проблем семей с детьми, оказавшихся в трудной жизненной ситуации | |
Необходимые знания |
Национальные, этнокультурные и конфессиональные особенности семейного воспитания и народные традиции |
Социокультурные и социально-психологические основы межличностного взаимодействия семей и детей в социокультурном окружении | |
Социальная психология, методы социальной психологии | |
Проблемы социализации, социальная педагогика | |
Формы защиты прав детей на федеральном и региональном уровнях | |
Психология кризисных состояний, причины, признаки, критерии детского и семейного неблагополучия | |
Готовность отстаивать свою точку зрения, саморегуляция и толерантность | |
Психология кризисных состояний, причины, признаки, критерии детского и семейного неблагополучия | |
Другие характеристики |
Способность разрабатывать социальные проекты и внедрять их в работу с разными типами семей с привлечением специалистов на межведомственной основе |
3.2.5. Трудовая функция
Наименование |
Разработка социальных проектов и внедрение их в работу с разными типами семей и семей с детьми с привлечением специалистов на межведомственной основе |
Код |
В/05.7 |
Уровень квалификации |
7 |
Происхождение трудовой функции |
Оригинал |
X |
Заимствовано из оригинала |
|
|
|
|
|
Код |
Регистрационный номер профессионального стандарта |
Трудовые действия |
Диагностика социальных условий жизни детей в разных семьях |
Оценка эффективности мер по разрешению проблем детей различного возраста, типа семьи, специфики жизненной ситуации | |
Обобщение результатов эффективности работы специалистов с разными типами семей с детьми | |
Организация встреч специалистов с родителями | |
Разработка социальных проектов по профилактике социального сиротства и оказанию помощи семьям с детьми, оказавшимся в трудной жизненной ситуации | |
Внедрение социальных проектов в работе с разными типами семей с детьми | |
Создание конпедиума эффективных социальных проектов | |
Создание банка инновационных технологий работы с разными семьями и детьми | |
Привлечение общественных организаций и добровольцев для оказания помощи семьям и группам населения | |
Проведение с родителями консультирования по вопросам воспитания детей | |
Разработка программ оказания помощи по изменению условий жизни и воспитания детей в разных типах семей для осуществления эпизодического контроля | |
Создание группы родительской взаимопомощи для поддержки семей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации | |
Организация клубов для родителей по разным проблемам, востребованным в социальном окружении | |
Организация взаимодействия общественных организаций с разными типами семей для их социализации | |
Предоставление рекомендаций или предложений по изменению взаимоотношений с социумом, как семьям, так и специалистам | |
Организация работы с сетью социальных контактов в социальном окружении разных типов семей | |
Договариваться, общаться с разными общественными организациями | |
Организовать взаимопомощь специалистов при работе с разными типами семей | |
Необходимые умения |
Проводить диагностику, оценку эффективности применяемых мер |
Обобщать результаты эффективных мер | |
Организовать использование оригинальных, авторских приемов оказания помощи при нарушении социальных условий воспитания в семьях | |
Проводить оценку качества социальных проектов, не нарушая этических норм, прав человека | |
Консультироваться у специалистов | |
Разрабатывать рекомендации с учетом конкретных задач для дальнейшей работы с разными типами семей | |
Владеть инновационными технологиями оказания помощи семьям | |
Привлекать группы родителей, оценивать их ресурс, видеть возможности для оказания взаимопомощи | |
Владеть русским языком, грамотно выражать свои мысли, грамотно писать | |
Владеть современными технологиями работы с информацией базами данных и иными информационными системами (программы Word, Excel, информационно-поисковые системы и пр.) | |
Социальная психология, проблемы социализации | |
Современные технологии работы с разными типами семей с детьми | |
Необходимые знания |
Основы и принципы развития институтов современного гражданского общества |
Технологии социального проектирования, моделирования и прогнозирования | |
Технологии проведения мониторинга социальных проектов | |
Консультирование семьи по проблемам поведения детей и подростков | |
Особенности адаптации детей в разных социальных условиях | |
Методы и технологии управления социальными рисками | |
Способность оказывать помощь начинающим специалистам по работе с семьей | |
Методы и технологии управления социальными рисками | |
Другие характеристики |
Обеспечение представительства интересов несовершеннолетних в суде, различных учреждениях и организациях в целях защиты их прав |
3.2.6. Трудовая функция
Наименование |
Обеспечение представительства интересов несовершеннолетних в суде, различных учреждениях и организациях в целях защиты их прав |
Код |
В/06.7 |
Уровень квалификации |
7 |
Происхождение трудовой функции |
Оригинал |
X |
Заимствовано из оригинала |
|
|
|
|
|
Код |
Регистрационный номер профессионального стандарта |
Трудовые действия |
Привлечение общественных организаций к правовой поддержке несовершеннолетних |
Осуществление функций представителя при устранении препятствий для общения ребенка с близкими родственниками | |
Проведение тренингов и осуществление действий по правовой грамотности несовершеннолетних | |
Обеспечение приоритета интересов ребенка в образовании | |
Обеспечение представительства законных интересов детей в случаях наличия разногласий между интересами родителей | |
Осуществление правовой информированности и грамотности детей разных возрастов и типов семей | |
Проведение тренингов на знание прав, обязанностей несовершеннолетних | |
Представление интересов детей и грамотная защита их прав в различных организациях | |
Ведение документации, служебной переписки в соответствии с требованиями | |
Оформление документов для представления интересов детей в суде, полиции, других организациях | |
Владеть современными технологиями работы с информацией базами данных и иными информационными системами (программы Word, Excel, информационно-поисковые системы и пр.) | |
Необходимые умения |
Устанавливать контакты, вести переговоры, договариваться |
Оформлять документацию, деловые бумаги, запросы, в том числе в электронном виде, сохранять их в соответствии с требованиями | |
Создавать команду взаимопомощи и защиты несовершеннолетних | |
Сплачивать группу, находить общие интересы | |
Разрабатывать регламент взаимодействия | |
Устанавливать взаимоотношения с общественными и иными организациями, с гражданами, государственными и муниципальными органами, со средствами массовой информации по вопросам социализации разных типов семей, выявление нарушений прав несовершеннолетних, а также оказание помощи по защите прав несовершеннолетних | |
Владеть современными технологиями работы с информацией базами данных и иными информационными системами (программы Word, Excel, информационно-поисковые системы и пр.) | |
Повышать профессиональную квалификацию в области реализации трудовой функции | |
Умение отстаивать интересы несовершеннолетних в разных инстанциях | |
Психология малых групп, делового общения | |
Необходимые знания |
Основы законодательства в области защиты прав человека, международные нормативные документы |
Стандарты оформления документации, деловых бумаг, запросов, в том числе в электронном виде, правил их хранения | |
Специфика работы социозащитных организаций по защите прав несовершеннолетних | |
Основы реабилитационной работы (подходы, виды, организация) | |
Методики работы социального работника и ее специфики | |
Другие характеристики |
Соблюдение профессиональной этики |
IV. Сведения об организациях-разработчиках профессионального стандарта
4.1. Ответственная организация-разработчик:
Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования города Москвы "Московский городской психолого-педагогический университет" |
Ректор Рубцов Виталий Владимирович |
4.2 Наименования организаций-разработчиков:
1. |
ГОУ ВПО "Волгоградский государственный социально-педагогический университет" города Волгограда |
2. |
НОУ ВПО "Столичная финансово-гуманитарная академия" города Москвы |
3. |
ФГБУ "Научно-исследовательский институт труда и социального страхования" Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации |
4. |
ГОУ ВПО "Московский государственный областной университет" города Москвы |
5. |
Администрация г. Ступино Московской области |
6. |
НОУ ВПО "Московский психолого-социальный университет" города Москвы |
7. |
Одинцовское зональное объединение Областного центра сопровождения замещающих семей Московской области |
8. |
Государственное бюджетное образовательное учреждение города Москвы Учебно-методический центр по проблемам опеки, попечительства и социально-педагогической реабилитации детей и подростков "Детство" Департамента социальной защиты населения города Москвы |
______________________________
*(1) Общероссийский классификатор занятий.
*(2) Общероссийский классификатор видов экономической деятельности.
*(3) Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих.
*(4) Общероссийский классификатор специальностей по образованию.
Утвержден профессиональный стандарт специалиста по работе с семьей.
В нем дана характеристика трудовых функций в зависимости от уровня квалификации (выполняемые трудовые действия, необходимые умения и знания). Приведены требования к образованию и обучению, опыту практической работы.
Основная цель профессиональной деятельности специалиста по работе с семьей сводится к следующему. Во-первых, он оказывает помощь и поддержку семьям с неблагополучной обстановкой (при этом применяются различные технологии). Во-вторых, разрабатывает программы реабилитации и реинтеграции ребенка/семьи в социум. В-третьих, такой специалист работает над оздоровлением социально-психологической обстановки в семье и повышением ответственности родителей за воспитание детей.
Ответственной организацией - разработчиком стандарта является Московский городской психолого-педагогический университет. Приведен перечень иных разработчиков.
Профстандарт применяется работодателями с 1 января 2015 г.
Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 18 ноября 2013 г. N 683н "Об утверждении профессионального стандарта "Специалист по работе с семьей"
Зарегистрировано в Минюсте РФ 26 декабря 2013 г.
Регистрационный N 30849
Настоящий приказ вступает в силу по истечении 10 дней после дня его официального опубликования
Текст приказа опубликован в "Российской газете" от 15 января 2014 г. N 6
Приказом Минтруда России от 14 сентября 2023 г. N 717Н настоящий документ признан утратившим силу с 1 сентября 2024 г.