Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 18 ноября 2013 г. N 680н
"Об утверждении профессионального стандарта "Специалист органа опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних"
Приказом Минтруда России от 6 сентября 2023 г. N 691Н настоящий документ признан утратившим силу с 1 сентября 2024 г.
В соответствии с пунктом 22 Правил разработки, утверждения и применения профессиональных стандартов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22 января 2013 г. N 23 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, N 4, ст. 293), приказываю:
1. Утвердить прилагаемый профессиональный стандарт "Специалист органа опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних".
2. Установить, что профессиональный стандарт "Специалист органа опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних" применяется работодателями при формировании кадровой политики и в управлении персоналом, при организации обучения и аттестации работников, заключении трудовых договоров, разработке должностных инструкций и установлении систем оплаты труда с 1 января 2015 года.
Министр |
М.А. Топилин |
Зарегистрировано в Минюсте РФ 26 декабря 2013 г.
Регистрационный N 30850
Настоящий профессиональный стандарт применяется работодателями при формировании кадровой политики и в управлении персоналом, при организации обучения и аттестации работников, заключении трудовых договоров, разработке должностных инструкций и установлении систем оплаты труда с 1 января 2015 г.
См. справку о профессиональных стандартах
Профессиональный стандарт
Специалист органа опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних
(утв. приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 18 ноября 2013 г. N 680н)
|
10 |
Регистрационный номер |
I. Общие сведения
Содействие обеспечению и защите прав и законных интересов, социальных и иных государственных гарантий детям и иным лицам |
03.006 |
(наименование вида профессиональной деятельности) |
Код |
Основная цель вида профессиональной деятельности: |
Предотвращение нарушений, обеспечение и защита прав и законных интересов детей, их социальных и иных государственных гарантий, включая установленные в международных договорах и соглашениях с участием Российской Федерации, надзор за деятельностью опекунов и попечителей |
Группа занятий: | |||
Государственные служащие по социальному и пенсионному обеспечению |
Социальные работники |
||
Специалисты в сфере социальных проблем |
|
|
|
(наименование) |
(код ОКЗ) |
(наименование) |
Отнесение к видам экономической деятельности: | |
85.31 |
Предоставление социальных услуг с обеспечением проживания |
85.32 |
Предоставление социальных услуг без обеспечения проживания |
(наименование вида экономической деятельности) |
II. Описание трудовых функций, входящих в профессиональный стандарт (функциональная карта вида профессиональной деятельности)
Обобщенные трудовые функции |
Трудовые функции |
||||
код |
наименование |
уровень квалификации |
наименование |
код |
уровень (подуровень) квалификации |
А |
Обеспечение и защита прав и законных интересов несовершеннолетних |
6 |
Обеспечение и защита права ребенка жить и воспитываться в семье, на общение с родителями и другими родственниками |
А/01.6 |
6 |
Обеспечение и защита личных неимущественных прав несовершеннолетних |
А/02.6 |
||||
Обеспечение и защита имущественных прав несовершеннолетних |
А/03.6 |
||||
В |
Выявление детей, нуждающихся в помощи государства, содействие оказанию помощи семьям с детьми, находящимся в трудной жизненной ситуации |
6 |
Выявление и учет детей, нуждающихся в помощи государства, обеспечение защиты их прав и законных интересов |
В/01.6 |
6 |
Подготовка материалов для принятия решения по определению формы защиты прав ребенка, нуждающегося в помощи государства |
В/02.6 |
||||
Содействие оказанию помощи семьям, имеющим детей, находящимся в трудной жизненной ситуации |
В/03.6 |
||||
С |
Защита прав и законных интересов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа |
7 |
Ведение учета детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей |
С/01.7 |
7 |
Организация и ведение работы с кандидатами в усыновители, опекуны и попечители |
С/02.7 |
||||
Устройство детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на семейные формы воспитания и под надзор в организации |
С/03.7 |
||||
Осуществление контроля за соблюдением прав и законных интересов детей, помещенных под надзор в организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей |
С/04.7 |
||||
Содействие защите прав лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей |
С/05.7 |
||||
D |
Защита прав и законных интересов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, устроенных на воспитание в семьи граждан Российской Федерации. Оказание содействия семьям, принявшим на воспитание в свою семью детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей |
7 |
Защита личных неимущественных и имущественных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, устроенных на воспитание в семьи граждан |
D/01.7 |
7 |
Осуществление контроля за соблюдением прав и законных интересов детей, устроенных на воспитание в семьи граждан |
D/02.7 |
||||
Оказание содействия семьям, принявшим на воспитание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей |
D/03.7 |
III. Характеристика обобщенных трудовых функций
3.1. Обобщенная трудовая функция:
Наименование |
Обеспечение и защита прав и законных интересов несовершеннолетних |
Код |
А |
Уровень квалификации |
6 |
Происхождение обобщенной трудовой функции |
Оригинал |
X |
Заимствовано из оригинала |
|
|
|
|
|
Код оригинала |
Регистрационный номер профессионального стандарта |
Возможные наименования должностей |
Специалист органа опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних |
| |
Требования к образованию и обучению |
Высшее образование по профилю профессиональной деятельности Рекомендуется обучение по программам повышения квалификации, в том числе в форме стажировки |
Требования к опыту практической работы |
Не менее 1 года работы в организациях социального обслуживания |
Особые условия допуска к работе |
К работе не допускаются лица, имеющие или имевшие судимость за преступления, состав и виды которых установлены законодательством Российской Федерации |
Дополнительные характеристики | ||
Наименование документа |
Код |
Наименование базовой группы, должности (профессии) или специальности |
Государственные служащие по социальному и пенсионному обеспечению |
||
Специалисты в сфере социальных проблем |
||
|
Социальные работники |
|
|
- |
|
030500 |
Юриспруденция |
|
050701 |
Педагогика |
|
050706 |
Педагогика и психология |
|
050711 |
Социальная педагогика |
|
040101 |
Социальная работа |
3.1.1. Трудовая функция
Наименование |
Обеспечение и защита права ребенка жить и воспитываться в семье, на общение с родителями и другими родственниками |
Код |
А/01.6 |
Уровень подуровень квалификации |
6 |
Происхождение трудовой функции |
Оригинал |
X |
Заимствовано из оригинала |
|
|
|
|
|
Код оригинала |
Регистрационный номер профессионального стандарта |
Трудовые действия |
Составление актов обследования условий жизни ребенка и лица (лиц), претендующих на его воспитание, а также основанного на них заключения при рассмотрении судом споров, связанных с воспитанием детей и осуществлением родительских прав |
Осуществление подготовки правовых актов, предусмотренных федеральными и региональными нормативными правовыми актами, связанных с обеспечением и защитой прав ребенка | |
Участие в судах в качестве представителя истца (заявителя) по искам в защиту прав, свобод и законных интересов ребенка или представителя государственного органа (органа местного самоуправления) для дачи заключения по делу, а также в качестве представителя ответчика, в случаях предусмотренных законодательством | |
Запрос необходимых сведений, информации в органах государственной власти, органах местного самоуправления, организациях | |
Выяснение мнения ребенка в случаях, предусмотренных законодательством | |
Взаимодействие со службой медиации для внесудебного разрешения конфликта или урегулирования судебных споров | |
Проведение обследования условий жизни ребенка и лица (лиц), претендующих на его воспитание, подготовка заключения в суд по существу спора, связанного с воспитанием детей | |
Обеспечение и защита прав и законных интересов ребенка по делам с участием иностранных граждан, применением права иностранных государств или вынесенных в них решений уполномоченных органов, включая случаи международного похищения ребенка в целях участия в его воспитании | |
Обеспечение и защита прав и законных интересов детей, вовлеченных в наихудшие формы детского труда, практику торговли людьми, детскую проституцию и порнографию, в части своих полномочий | |
Подбор и назначение представителя для защиты прав и законных интересов детей в случаях наличия разногласий между интересами родителей и детей | |
Содействие проведению экспертиз, назначаемых судом, включая экспертизу детско-родительских отношений | |
Принудительное исполнение решений судов, в том числе связанных с отобранием ребенка и передачей его другому лицу (лицам), в части своих полномочий | |
Принятие мер к устранению препятствий для общения ребенка с родственниками | |
Ведение документации и служебной переписки | |
Определение видов помощи и перечня услуг, которые необходимо оказать ребёнку и семье для восстановления нарушенных детско-родительских отношений, социальных связей и привязанностей | |
Разработка вариантов решений, включая судебные, для защиты прав и обеспечения наилучших интересов ребёнка | |
Осуществление описания производимых действий по выполнению служебных обязанностей | |
Осуществление сбора и первичной статистической и аналитической обработки информации | |
Необходимые умения |
Анализировать законодательство и применять на практике нормативные правовые акты |
Анализировать и прогнозировать последствия принимаемых решений | |
Анализировать получаемую информацию и осуществлять её первичную статистическую обработку | |
Навыки делового общения | |
Навыки публичного выступления | |
Общаться с разными категориями граждан, с детьми разных возрастных групп | |
Разрешать конфликты, содействовать их разрешению | |
Составлять запросы, вести документацию и электронный документооборот | |
Описывать конкретные практические случаи | |
Планировать работу и осуществлять самоконтроль за ее выполнением | |
Составлять служебные документы аналитического, делового и справочно-информационного характера и работать с ними | |
Владеть русским языком, грамотно выражать свои мысли, грамотно писать | |
Владеть современными технологиями работы с информацией базами данных и иными информационными системами (программы Word, Excel, почтовые и информационно-поисковые системы и пр.) | |
Необходимые знания |
Законодательство Российской Федерации, международные документы в сфере обеспечения и защиты прав и законных интересов детей |
Основы возрастной и социальной психологии | |
Технологии разрешения конфликтов (восстановительной медиации) | |
Стандарты оформления документации, деловых бумаг, запросов, в том числе в электронном виде, правила их хранения | |
Судебное делопроизводство | |
Основы знаний в области сбора, обработки и анализа статистической информации | |
Другие характеристики |
Соблюдение профессиональной этики |
3.1.2. Трудовая функция
Наименование |
Обеспечение и защита личных неимущественных прав несовершеннолетних |
Код |
А/02.6 |
Уровень (подуровень) квалификации |
6 |
Происхождение трудовой функции |
Оригинал |
X |
Заимствовано из оригинала |
|
|
|
|
|
Код оригинала |
Регистрационный номер профессионального стандарта |
Трудовые действия |
Подготовка материалов для дачи разрешения на изменение имени и фамилии ребенка |
Подготовка материалов для дачи указания относительно имени ребенка и (или) фамилии (при разных фамилиях родителей) при государственной регистрации его рождения в случае отсутствия соглашения между родителями | |
Подготовка материалов для дачи согласия на установление отцовства в порядке и в случаях, установленных законодательством | |
Подготовка материалов для объявления несовершеннолетнего полностью дееспособным (эмансипированным) | |
Подготовка материалов для предъявления в суд требования о признании брака недействительным в случае, если брак заключен с лицом, не достигшим брачного возраста, при отсутствии разрешения на заключение брака до достижения этим лицом брачного возраста, и участие в судебном процессе | |
Подготовка материалов для установления обязательства родителей (одного из них) не препятствовать общению с ребенком близких и его родственников | |
Подготовка материалов для дачи согласия на усыновление ребенка несовершеннолетних родителей, не достигших возраста 16 лет, в случае отсутствия у них родителей или опекунов (попечителей) | |
Подготовка материалов для принятия решения о проведении профилактических осмотров, психиатрического освидетельствования и госпитализации в психиатрический стационар несовершеннолетних в возрасте до 15 лет в случае возражения одного из родителей либо при отсутствии родителей или иного законного представителя | |
Подготовка материалов для дачи согласия на заключение трудовых договоров с учащимися, достигшими возраста 14 лет, для выполнения в свободное от учебы время легкого труда, не причиняющего вреда их здоровью и не нарушающего процесса обучения | |
Подготовка материалов для дачи разрешения на заключение трудовых договоров с лицами, не достигшими возраста 14 лет, для участия в создании и (или) исполнении (экспонировании) произведений без ущерба здоровью и нравственному развитию указанных лиц в организациях кинематографии, театрах, театральных и концертных организациях, цирках | |
Ведение документации и служебной переписки | |
Необходимые умения |
Анализировать законодательство и применять на практике нормативные правовые акты |
Анализировать и прогнозировать последствия принимаемых решений | |
Составлять и выполнять административные регламенты предоставления услуг | |
Навыки делового общения | |
Общаться с разными категориями граждан, с детьми разных возрастных групп | |
Составлять запросы, вести документацию и электронный документооборот | |
Планировать работу и осуществлять самоконтроль за ее выполнением | |
Составлять служебные документы аналитического, делового и справочно-информационного характера и работать с ними | |
Владеть русским языком, грамотно выражать свои мысли, грамотно писать | |
Владеть современными технологиями работы с информацией базами данных и иными информационными системами (программы Word, Excel, почтовые и информационно-поисковые системы и пр.) | |
Необходимые знания |
Законодательство Российской Федерации, международные документы в сфере обеспечения и защиты прав и законных интересов детей |
Стандарты оформления документации, деловых бумаг, запросов, в том числе в электронном виде, правила их хранения | |
Основы возрастной и социальной психологии | |
Судебное делопроизводство | |
Другие характеристики |
Соблюдение профессиональной этики |
3.1.3. Трудовая функция
Наименование |
Обеспечение и защита имущественных прав несовершеннолетних |
Код |
А/03.6 |
Уровень (подуровень) квалификации |
6 |
Происхождение трудовой функции |
Оригинал |
X |
Заимствовано из оригинала |
|
|
|
|
|
Код оригинала |
Регистрационный номер профессионального стандарта |
Трудовые действия |
Подготовка материалов для дачи предварительного разрешения на совершение сделок с имуществом несовершеннолетних детей |
Подготовка материалов для дачи предварительного разрешения на обмен жилых помещений, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в которых зарегистрированы и проживают несовершеннолетние | |
Подготовка материалов для дачи предварительного разрешения на передачу в собственность несовершеннолетним в возрасте до 14 лет жилых помещений, в которых проживают исключительно несовершеннолетние | |
Подготовка материалов для получения разрешения на раздел имущества несовершеннолетних и на пользование денежными средствами несовершеннолетнего | |
Подготовка материалов для заключения договоров доверительного управления имуществом несовершеннолетних в случаях, предусмотренных законодательством | |
Представление интересов несовершеннолетнего при оформлении его имущественных прав в установленных законодательством случаях | |
Контроль над получением исполнительных документов о принудительном взыскании алиментов | |
Ведение документации и служебной переписки | |
Необходимые умения |
Анализировать законодательство и применять на практике нормативные правовые акты |
Составлять проекты распорядительных документов, правовых актов | |
Проводить обследование жилых помещений | |
Составлять и выполнять административные регламенты предоставления услуг | |
Анализировать и прогнозировать последствия принимаемых решений | |
Навыки делового общения | |
Общаться с разными категориями граждан, детьми разных возрастных групп | |
Составлять запросы, вести документацию и электронный документооборот | |
Планировать работу и осуществлять самоконтроль за ее выполнением | |
Составлять служебные документы аналитического, делового и справочно-информационного характера и работать с ними | |
Владеть русским языком, грамотно выражать свои мысли, грамотно писать | |
Владеть современными технологиями работы с информацией базами данных и иными информационными системами (программы Word, Excel, почтовые и информационно-поисковые системы и пр.) | |
Необходимые знания |
Законодательство Российской Федерации в сфере защиты прав детей |
Стандарты оформления документации, деловых бумаг, запросов, в том числе в электронном виде, правила их хранения | |
Основы возрастной и социальной психологии | |
Судебное делопроизводство | |
Другие характеристики |
Соблюдение профессиональной этики |
3.2. Обобщенная трудовая функция:
Наименование |
Выявление детей, нуждающихся в помощи государства, содействие оказанию помощи семьям с детьми, находящимся в трудной жизненной ситуации |
Код |
В |
Уровень квалификации |
6 |
Происхождение обобщенной трудовой функции |
Оригинал |
X |
Заимствовано из оригинала |
|
|
|
|
|
Код оригинала |
Регистрационный номер профессионального стандарта |
Возможные наименования должностей |
Специалист органа опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних |
| |
Требования к образованию и обучению |
Высшее образование по профилю профессиональной деятельности Рекомендуется обучение по программам повышения квалификации, в том числе в форме стажировки |
Требования к опыту практической работы |
Не менее 1 года работы в организациях социального обслуживания |
Особые условия допуска к работе |
К работе не допускаются лица, имеющие или имевшие судимость за преступления, состав и виды которых установлены законодательством Российской Федерации |
Дополнительные характеристики |
|
|
Наименование документа |
Код |
Наименование базовой группы, должности (профессии) или специальности |
Государственные служащие по социальному и пенсионному обеспечению |
||
Специалисты в сфере социальных проблем |
||
Социальные работники |
||
- |
- |
|
|
030500 |
Юриспруденция |
050701 |
Педагогика |
|
050706 |
Педагогика и психология |
|
050711 |
Социальная педагогика |
|
040101 |
Социальная работа |
3.2.1. Трудовая функция
Наименование |
Выявление и учет детей, нуждающихся в помощи государства, обеспечение защиты их прав и законных интересов |
Код |
В/01.6 |
Уровень (подуровень) квалификации |
6 |
Происхождение трудовой функции |
Оригинал |
X |
Заимствовано из оригинала |
|
|
|
|
|
Код оригинала |
Регистрационный номер профессионального стандарта |
Трудовые действия |
Взаимодействие с гражданами, государственными и муниципальными органами, общественными и иными организациями, средствами массовой коммуникации, негосударственными неправительственными организациями по сообщениям о нарушении прав несовершеннолетних |
Обследование условий жизни несовершеннолетнего гражданина, оценка ситуации его благополучия, установление факта нуждаемости в помощи государства и отсутствия родительского попечения | |
Составление акта обследования условий жизни несовершеннолетнего гражданина и его семьи, в том числе акт о выявлении ребенка, нуждающегося в помощи государства | |
Организация отбора и взаимодействия с уполномоченными организациями, осуществляющими полномочия по выявлению несовершеннолетних, нуждающихся в установлении над ними опеки или попечительства | |
Ведение учета детей, нуждающихся в помощи государства, а также детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей | |
Осуществление немедленного отобрания ребенка у родителей (одного из них) или у других лиц, на попечении которых он находится, при непосредственной угрозе жизни ребенка или его здоровью в порядке, установленном законодательством | |
Подготовка заявления в суд о лишении родительских прав, ограничении в родительских правах | |
Ведение документации и служебной переписки | |
Необходимые умения |
Анализировать законодательство и применять на практике нормативные правовые акты |
Анализировать и прогнозировать последствия принимаемых решений | |
Проводить обследование условий жизни детей разных возрастных групп | |
Оценивать ситуации с точки зрения благополучия ребенка | |
Выявлять признаки и последствия жестокого обращения и насилия в отношении несовершеннолетних | |
Выявлять признаки пренебрежения нуждами ребенка со стороны родителей | |
Составлять акты проверок, запросов; вести документацию и электронный документооборот | |
Общаться с разными категориями граждан и с детьми разных возрастных групп | |
Работать в межведомственной команде | |
Владеть современными технологиями работы с информацией базами данных и иными информационными системами (программы Word, Excel, почтовые и информационно-поисковые системы и пр.) | |
Вести деловые переговоры | |
Необходимые знания |
Законодательство Российской Федерации, международные нормативные акты в сфере защиты прав детей |
Причины, признаки, критерии детского и семейного неблагополучия | |
Психология девиантного поведения (алкоголизация, наркомания, конфликт с законом, жестокость, агрессия и пр.) | |
Педагогика и психология детско-родительских отношений | |
Основания для признания ребенка нуждающимся в помощи государства и оставшимся без родительского попечения | |
Основы возрастной и социальной психологии | |
Судебное производство | |
Стандарты оформления документации, деловых бумаг, запросов, в том числе в электронном виде, правила их хранения | |
Другие характеристики |
Работа специалиста должна быть направлена на раннее выявление детского и семейного неблагополучия |
Специалист не должен допускать изъятия детей из семьи без предварительного проведения социально-реабилитационной работы, а также необоснованного изъятия детей из семьи | |
Вмешательство специалиста в жизнь семьи должно строиться на позитивном взаимодействии с родителями с целью обеспечения безопасности и развития ребенка | |
В практике работы специалиста инициирование вопроса об обращении в суд с иском о лишении родительских прав должно являться крайней мерой вмешательства в семью и применяться в исключительных случаях | |
Соблюдение профессиональной этики |
3.2.2. Трудовая функция
Наименование |
Подготовка материалов для принятия решения по определению формы защиты прав ребенка, нуждающегося в помощи государства |
Код |
В/02.6 |
Уровень (подуровень) квалификации |
6 |
Происхождение трудовой функции |
Оригинал |
X |
Заимствовано из оригинала |
|
|
|
|
|
Код оригинала |
Регистрационный номер профессионального стандарта |
Трудовые действия |
Составление и подготовка к утверждению планов по защите прав ребенка |
Обеспечение временного устройства детей, нуждающихся в помощи государства, а также детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей | |
Обеспечение реализации преимущественного права передачи ребенка на воспитание в семью родственников | |
Подготовка к заключению договоров об осуществлении опеки (попечительства) в отношении несовершеннолетнего подопечного на возмездных условиях, в том числе договоры о приемной семье, о патронатном воспитании, инициация решений о досрочном расторжении указанных договоров в порядке и в случаях, установленных федеральным законодательством | |
Получение согласия законного представителя ребенка и ребенка, достигшего возраста 10 лет, на усыновление (удочерение), передачу ребенка под опеку (попечительство), в приемную семью, на патронатное воспитание | |
Обеспечение временного устройства ребенка, не являющегося гражданином Российской Федерации, при отсутствии родительского попечения | |
Оказание содействия в передаче ребенка, являющегося иностранным гражданином, компетентному органу государства, гражданином которого является ребенок, в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством указанного государства, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации | |
Подготовка материалов для дачи предварительного разрешения на усыновление (удочерение) ребенка, являющегося гражданином Российской Федерации и проживающего за пределами Российской Федерации | |
Организация направления сведений о ребенке-сироте, ребенке, оставшемся без попечения родителей, в случае невозможности его устройства на воспитание в семью, в государственный банк данных о детях, оставшихся без попечения родителей, для учета в порядке и в сроки, установленные законодательством | |
Ведение документации и служебной переписки | |
Необходимые умения |
Анализировать законодательство и применять на практике нормативные правовые акты |
Анализировать и прогнозировать последствия принимаемых решений | |
Составлять планы по защите прав несовершеннолетнего | |
Взаимодействовать с органами власти, составлять запросы | |
Составление договоров в сфере устройства ребенка | |
Общаться с разными категориями граждан и с детьми разных возрастных групп | |
Владение современными технологиями работы с информацией, базами данных и иными информационными системами (программы Word, Excel, почтовые и информационно-поисковые системы и пр.) | |
Необходимые знания |
Законодательство Российской Федерации, международные правовые документы в сфере обеспечения и защиты прав и законных интересов детей |
Знание форм защиты прав ребенка, нуждающегося в помощи государства | |
Основы возрастной и социальной психологии | |
Знание инфраструктуры социальной защиты детства | |
Знание основ работы государственного банка данных о детях, оставшихся без попечения родителей | |
Стандарты оформления документации, деловых бумаг, запросов, в том числе в электронном виде, правила их хранения | |
Другие характеристики |
При определении формы защиты ребенка специалист соблюдает приоритет форм семейного воспитания: сохранение ребенка в кровной семье или возврат в кровную семью, усыновление, родственная опека (попечительство), опека (попечительство) посторонними гражданами, помещение в организацию |
Любая форма защиты ребёнка должна содержать методы, направленные на сохранение, укрепление и/или восстановление семейных связей, благополучия и самостоятельности семьи | |
В процессе подготовки передачи ребенка на воспитание в семью специалист широко использует временные формы опеки с целью не допустить помещение ребенка в организацию | |
При устройстве ребенка специалист должен выяснить мнение ребенка относительно его устройства | |
Соблюдение профессиональной этики |
3.2.3. Трудовая функция
Наименование |
Содействие оказанию помощи семьям, имеющим детей, находящимся в трудной жизненной ситуации |
Код |
В/03.6 |
Уровень (подуровень) квалификации |
6 |
Происхождение трудовой функции |
Оригинал |
X |
Заимствовано из оригинала |
|
|
|
|
|
Код оригинала |
Регистрационный номер профессионального стандарта |
Трудовые действия |
Взаимодействие с государственными и муниципальными органами, общественными и иными организациями, средствами массовой информации, негосударственными неправительственными организациями по оказанию помощи семье и детям, находящимся в трудной жизненной ситуации, включая детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в том числе с комиссиями по делам несовершеннолетних и защите их прав |
Разработка и принятие мер для сохранения кровной семьи для ребенка | |
Подготовка к заключению договоров социального патроната в случаях и порядке, предусмотренных законодательством, и рекомендации к принятию решений об их расторжении | |
Ведение документации и служебной переписки | |
Необходимые умения |
Анализировать законодательство и применять на практике нормативные правовые акты |
Анализировать и прогнозировать последствия принимаемых решений | |
Составлять договоры в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации | |
Навыки делового общения | |
Необходимые знания |
Законодательство, международные правовые документы в сфере профилактики социального сиротства |
Технологии и методы работы с неблагополучными семьями | |
Основы психологии общения, делового взаимодействия, медиации | |
Знание инфраструктуры социальной защиты детства | |
Знание специфики работы социозащитных учреждений, реабилитационной работы | |
Стандарты оформления документации, деловых бумаг, запросов, в том числе в электронном виде, правила их хранения | |
Основы знаний в области сбора, обработки и анализа статистической информации | |
Другие характеристики |
Результатом работы специалиста с семьями, находящимися в трудной жизненной ситуации, является сохранение кровной семьи для ребенка |
При организации помощи специалисты должны обеспечить работу с семьей преимущественно в домашних условиях | |
Соблюдение профессиональной этики |
3.3. Обобщенная трудовая функция:
Наименование |
Защита прав и законных интересов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа |
Код |
С |
Уровень квалификации |
7 |
Происхождение трудовой функции |
Оригинал |
X |
Заимствовано из оригинала |
|
|
|
|
|
Код оригинала |
Регистрационный номер профессионального стандарта |
Возможные наименования должностей |
Специалист органа опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних |
| |
Требования к образованию и обучению |
Высшее образование по профилю профессиональной деятельности Рекомендуется обучение по программам повышения квалификации, в том числе в форме стажировки |
Требования к опыту практической работы |
Не менее 1 года работы в организациях социального обслуживания |
Особые условия допуска к работе |
К работе не допускаются лица, имеющие или имевшие судимость за преступления, состав и виды которых установлены законодательством Российской Федерации |
Дополнительные характеристики | ||
Наименование документа |
Код |
Наименование базовой группы, должности (профессии) или специальности |
Государственные служащие по социальному и пенсионному обеспечению |
||
Специалисты в сфере социальных проблем |
||
Социальные работники |
||
- |
- |
|
030500 |
Юриспруденция |
|
050701 |
Педагогика |
|
050706 |
Педагогика и психология |
|
050711 |
Социальная педагогика |
|
040101 |
Социальная работа |
3.3.1. Трудовая функция
Наименование |
Ведение учета детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей |
Код |
С/01.7 |
Уровень (подуровень) квалификации |
7 |
Происхождение трудовой функции |
Оригинал |
X |
Заимствовано из оригинала |
|
|
|
|
|
Код оригинала |
Регистрационный номер профессионального стандарта |
Трудовые действия |
Ведение журнала первичного учета детей, оставшихся без попечения родителей |
Подготовка заявления о государственной регистрации рождения найденного (подкинутого) ребенка, родители которого неизвестны | |
Подготовка заявления о государственной регистрации рождения ребенка, оставленного матерью, не предъявившей документа, удостоверяющего ее личность, в медицинской организации, в которой происходили роды или в которую обратилась мать после родов | |
Направление документированной информации о ребенке, оставшемся без попечения родителей, в соответствующий орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации для учета в региональном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей, организации его устройства в семью граждан Российской Федерации, на территории данного субъекта Российской Федерации, и одновременного направления в соответствующий федеральный орган исполнительной власти для учета в федеральном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей | |
Ведение документации и служебной переписки | |
Необходимые умения |
Анализировать законодательство и применять на практике нормативные правовые акты |
Анализировать и прогнозировать последствия принимаемых решений | |
Вести документацию, составлять запросы в различные органы исполнительной власти, организации | |
Взаимодействовать с органами исполнительной власти, организациями | |
Владеть современными технологиями работы с информацией базами данных и иными информационными системами (программы Word, Excel, почтовые и информационно-поисковые системы и пр.) | |
Необходимые знания |
Законодательство Российской Федерации, международные правовые документы в сфере обеспечения и защиты прав и законных интересов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа |
Стандарты оформления документации, деловых бумаг, запросов, в том числе в электронном виде, правила их хранения, сбора, обработки и анализа статистических данных | |
Другие характеристики |
Соблюдение профессиональной этики |
3.3.2. Трудовая функция
Наименование |
Организация и ведение работы с кандидатами в усыновители, опекуны и попечители |
Код |
С/02.7 |
Уровень (подуровень) квалификации |
7 |
Происхождение трудовой функции |
Оригинал |
X |
Заимствовано из оригинала |
|
|
|
|
|
Код оригинала |
Регистрационный номер профессионального стандарта |
Трудовые действия |
Информирование граждан о возможности стать усыновителями, опекунами и попечителями, порядке усыновления, установления опеки и попечительства и детях, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в установлении над ними опеки и попечительства (производная информация) через официальный сайт органа опеки и попечительства, интернет-ресурсы и средства массовой информации |
Ведение приема и консультирования граждан, выразивших желание стать опекунами, попечителями и/или усыновителями | |
Осуществление подбора и учета граждан, выразивших желание стать опекунами или попечителями либо принять детей, оставшихся без попечения родителей, в семью на воспитание в иных, установленных семейным законодательством формах и порядке | |
Оказание содействия гражданам, желающим принять детей на воспитание в свои семьи, в выборе ребенка, которого гражданин желал бы принять на воспитание в свою семью | |
Ведение журнала учета граждан, выразивших желание стать усыновителями, опекунами, попечителями в органе опеки и попечительства | |
Выдача кандидатам в опекуны, попечители, усыновители направления для посещения ребенка (детей) по месту жительства (нахождения) ребенка (детей) | |
Подготовка проекта акта о назначении опекуна или об отказе в назначении опекуна либо заключения о возможности или о невозможности гражданина быть опекуном | |
Обеспечение психологического обследования граждан, выразивших желание стать опекунами, с их согласия, для оценки их психологической готовности к приему несовершеннолетнего гражданина в семью, обеспечение ознакомления граждан с правами, обязанностями и ответственностью опекуна (попечителя), установленными законодательством | |
Организация обязательной подготовки граждан, выразивших желание стать опекуном/попечителем, за исключением категорий граждан, определенных российским законодательством, которые не могут быть опекунами и попечителями | |
Организация отбора и работы с уполномоченными организациями, осуществляющими полномочие по подбору и подготовке граждан, выразивших желание стать опекунами или попечителями либо принять детей, оставшихся без попечения родителей, в семью на воспитание в иных, установленных семейным законодательством формах | |
Ведение документации и служебной переписки | |
Необходимые умения |
Анализировать законодательство и применять на практике нормативные правовые акты |
Анализировать и прогнозировать последствия принимаемых решений | |
Составлять проекты распорядительных документов, правовых актов | |
Навыки консультирования и медиации | |
Навыки делового общения | |
Умение вести документацию, составлять запросы в различные органы исполнительной власти, организации | |
Взаимодействовать с органами исполнительной власти, некоммерческими организациями | |
Владение современными технологиями работы с информацией базами данных и иными информационными системами (программы Word, Excel, почтовые и информационно-поисковые системы и пр.) | |
Необходимые знания |
Законодательство Российской Федерации, законодательство субъектов Российской Федерации, международные правовые документы в сфере семейного устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в том числе знание форм семейного устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, форм материальной и нематериальной поддержки граждан, принявших на воспитание детей-сирот |
Основы возрастной психологии, психологии общения | |
Основы педагогики воспитания | |
Медицинские знания (понимание медицинских диагнозов и последствий для развития ребенка, оснований для отнесения детей к группам здоровья, влияние наследственных и генетических факторов) | |
Знания на проведение социологических опросов | |
Стандарты оформления документации, деловых бумаг, запросов, в том числе в электронном виде, правила их хранения | |
Другие характеристики |
Соблюдение профессиональной этики |
3.3.3. Трудовая функция
Наименование |
Устройство детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на семейные формы воспитания и под надзор в организации |
Код |
С/03.7 |
Уровень (подуровень) квалификации |
7 |
Происхождение трудовой функции |
Оригинал |
X |
Заимствовано из оригинала |
|
|
|
|
|
Код оригинала |
Регистрационный номер профессионального стандарта |
Трудовые действия |
Организация исполнения обязанностей опекуна (попечителя) до устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в семью или под надзор в организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей |
Составление и подготовка к утверждению планов по защите прав ребенка, оставшегося без попечения родителей | |
Подготовка материалов для установления предварительной опеки (попечительства) над несовершеннолетними | |
Подготовка проекта акта о назначении опекуна или попечителя | |
Подготовка к заключению проекта договора об осуществлении опеки или попечительства (договора о приемной семье, патронатном воспитании) | |
Подготовка заключения об обоснованности усыновления и о его соответствии интересам усыновляемого ребенка | |
Участие в судебных заседаниях по делам об установлении усыновления детей российскими и иностранными гражданами или лицами без гражданства | |
Назначение и контроль выплат единовременного пособия при передаче ребенка, оставшегося без попечения родителей, на воспитание в семью, денежных средств на содержание ребенка в семье опекуна (попечителя) приемной или патронатной семье, вознаграждения приемным родителям и патронатным воспитателям и иные выплаты, установленные законодательством Российской Федерации и субъектов Российской Федерации | |
Направление в налоговые органы по месту своего нахождения сведений об установлении опеки (попечительства) и управлении имуществом подопечного, а также о последующих изменениях, связанных с опекой (попечительством) и управлением имуществом подопечного | |
Подготовка материалов для выдачи разрешения на раздельное проживание попечителей и их несовершеннолетних подопечных | |
Подготовка проекта правового акта о помещении ребенка, оставшегося без попечения родителей, под надзор в организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей | |
Получение согласия законного представителя ребенка и ребенка, достигшего возраста 10 лет, на усыновление (удочерение), передачу ребенка под опеку (попечительство), в приемную семью, на патронатное воспитание | |
Ведение документации и служебной переписки | |
Необходимые умения |
Анализировать законодательство и применять на практике нормативные правовые акты |
Анализировать и прогнозировать последствия принимаемых решений | |
Оценивать потребности ребенка, условия, необходимые для его развития и воспитания | |
Составлять планы по защите прав ребенка, оставшегося без попечения родителей | |
Составлять проекты распорядительных документов, правовых актов | |
Взаимодействовать с органами исполнительной власти, организациями | |
Составлять договоры в сфере устройства ребенка | |
Вести документацию, составлять запросы в различные органы исполнительной власти, организации | |
Общаться с разными категориями граждан | |
Общаться с детьми разных возрастных групп | |
Владеть современными технологиями работы с информацией базами данных и иными информационными системами (программы Word, Excel, почтовые и информационно-поисковые системы и пр.) | |
Необходимые знания |
Законодательство Российской Федерации, международные правовые документы в сфере семейного устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в том числе знание форм семейного устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, форм материальной и нематериальной поддержки граждан, принявших на воспитание детей-сирот |
Знание требований к организации условий проживания и воспитания в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей | |
Основы психологии депривации, привязанности | |
Особенности воспитания и развития детей в условиях институционализации | |
Основы возрастной психологии, психологии общения | |
Основы педагогики, воспитания | |
Виды и формы материального и нематериального стимулирования, мотивации | |
Медицинские знания (понимание медицинских диагнозов и их последствий для развития ребенка, оснований для отнесения детей к группам здоровья, влияние наследственных и генетических факторов) | |
Другие характеристики |
Специалист обеспечивает выявление и учет мнения ребенка относительно решений, касающихся его жизни в соответствии с его уровнем понимания проблемы |
При семейном устройстве специалист по мере возможности обеспечивает подбор семьи для ребенка в соответствии с его потребностями и особенностями развития | |
Соблюдение профессиональной этики |
3.3.4. Трудовая функция
Наименование |
Осуществление контроля за соблюдением прав и законных интересов детей, помещенных под надзор в организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей |
Код |
С/04.7 |
Уровень (подуровень) квалификации |
7 |
Происхождение трудовой функции |
Оригинал |
X |
Заимствовано из оригинала |
|
|
|
|
|
Код оригинала |
Регистрационный номер профессионального стандарта |
Трудовые действия |
Осуществление контроля за условиями содержания, воспитания и образования детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей |
Принятие мер по возвращению детей, оставшихся без попечения родителей, в кровную семью, в случае если это отвечает его интересам | |
Содействие защите личных неимущественных прав ребенка, помещенного под надзор в организацию | |
Принятие мер по защите жилищных прав, сохранности имущества детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в том числе подготовка проектов распорядительных актов о выдаче предварительных разрешений на совершение сделок с принадлежащим им имуществом в случаях, предусмотренных федеральным законодательством | |
Подготовка материалов для дачи законным представителям детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, разрешения и обязательные для исполнения указания в письменной форме в отношении распоряжения имуществом подопечных | |
Проверка личных дел воспитанников организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей | |
Осуществление надзора за деятельностью организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей | |
Подготовка материалов для дачи разрешения родителям, ограниченным в родительских правах, и иным гражданам на контакты с ребенком | |
Организация работы по возврату воспитанников организаций в кровную семью | |
Организация исполнения функций опекуна (попечителя) по завершении пребывания ребенка в образовательной организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, до достижения им возраста восемнадцати лет | |
Выполнение функций законного представителя в отношении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не устроенных на семейные формы воспитания и под надзор в организации | |
Ведение документации и служебной переписки | |
Необходимые умения |
Анализировать законодательство и применять на практике нормативные правовые акты |
Анализировать и прогнозировать последствия принимаемых решений | |
Организовывать и проводить проверки организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей | |
Оценивать уровень развития ребенка в динамике | |
Проверять соблюдения прав и законных интересов воспитанников | |
Выявлять признаки и последствия жестокого обращения и насилия в отношении несовершеннолетнего, в том числе вовлечения детей в порнографию, проституцию, детский труд и т.п. | |
Создавать доверительные отношения с воспитанниками (детьми) | |
Применять на практике нормативные правовые акты | |
Составлять проекты распорядительных документов, правовых актов | |
Вести документацию | |
Необходимые знания |
Законодательство Российской Федерации, международные правовые документы в сфере обеспечения и защиты прав и законных интересов детей |
Знание приоритетов государственной политики в сфере организации деятельности, в том числе реформирования и реструктуризации системы организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей | |
Знание правил устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, видов деятельности (услуг), осуществляемых этими организациями, порядка обследования ребенка, оснований принятия решения по устройству детей, оставшихся без попечения родителей, в зависимости от видов деятельности (услуг), осуществляемых организациями для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, требований к условиям пребывания в указанных организациях | |
Основы психологии депривации, привязанности, девиантного и делинквентного поведения | |
Особенности воспитания и развития детей в условиях институционализации | |
Основы возрастной психологии, психологии общения Основы педагогики воспитания | |
Знание показателей психического, эмоционального, физического развития ребенка в норме и в условиях институционализации | |
Медицинские знания (понимание медицинских диагнозов и их последствий для развития ребенка, оснований для отнесения детей к группам здоровья, влияние наследственных и генетических факторов) | |
Знание требований к ведению личного дела воспитанника | |
Стандарты оформления документации, деловых бумаг, запросов, в том числе в электронном виде, привила их хранения | |
Другие характеристики |
Соблюдение профессиональной этики |
3.3.5. Трудовая функция
Наименование |
Содействие защите прав лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей |
Код |
С/05.7 |
Уровень (подуровень) квалификации |
7 |
Происхождение трудовой функции |
Оригинал |
X |
Заимствовано из оригинала |
|
|
|
|
|
Код оригинала |
Регистрационный номер профессионального стандарта |
Трудовые действия |
Ведение учета лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, до достижения ими 23 лет, а также после достижения ими возраста 23-х лет в случае, если на органы опеки и попечительства законодательством возложены обязанности оказания содействия указанным гражданам в реализации ими соответствующих государственных гарантий |
Оказание содействия лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в возрасте от 18 до 23 лет в защите их прав и интересов (выдача справок, ходатайств, консультации и пр.) | |
Осуществление мониторинга адаптации к самостоятельной жизни выпускников организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в возрасте от 18 до 23 лет | |
Подготовка материалов для: | |
- установления постинтернатного патроната над лицами из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; | |
- заключения договоров о постинтернатном патронате; | |
- принятия решения об их досрочном расторжении в порядке и в случаях, установленных законодательством Российской Федерации | |
Ведение документации и служебной переписки | |
Необходимые умения |
Анализировать законодательство и применять на практике нормативные правовые акты |
Анализировать и прогнозировать последствия принимаемых решений | |
Организовывать и проводить проверки | |
Вести учет выпускников, в том числе электронный | |
Составлять договоры о постинтернатном патронате в соответствии с законодательством | |
Устанавливать доверительные отношения с лицами из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей | |
Составлять проекты распорядительных документов, правовые акты, запросы и вести документацию | |
Осуществлять сбор, обработку и анализ статистической информации | |
Организовывать проведение мониторинга | |
Необходимые знания |
Законодательство Российской Федерации, международные правовые документы в сфере обеспечения и защиты прав и законных интересов детей-сирот, и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа |
Социально-психологические особенности развития выпускников и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей | |
Основы и особенности социализации и адаптации выпускников различных категорий в постинтернатный период | |
Основы конфликтологии и технологии разрешения конфликтов (медиации) | |
Психология девиантного и делинквентного поведения | |
Медицинские знания (понимание медицинских диагнозов и их последствий для развития ребенка, оснований для отнесения детей к группам здоровья, влияние наследственных и генетических факторов) | |
Стандарты оформления документации, деловых бумаг, запросов, в том числе в электронном виде, правила их хранения | |
Другие характеристики |
Соблюдение профессиональной этики |
3.4. Обобщенная трудовая функция:
Наименование |
Защита прав и законных интересов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, устроенных на воспитание в семьи граждан Российской Федерации Оказание содействия семьям, принявшим на воспитание в свою семью детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей |
Код |
D |
Уровень квалификации |
7 |
Происхождение обобщенной трудовой функции |
Оригинал |
X |
Заимствовано из оригинала |
|
|
|
|
|
Код оригинала |
Регистрационный номер профессионального стандарта |
Возможные наименования должностей |
Специалист органа опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних |
| |
Требования к образованию и обучению |
Высшее образование по профилю профессиональной деятельности Рекомендуется обучение по программам повышения квалификации, в том числе в форме стажировки |
Требования к опыту практической работы |
Не менее 1 года работы в организациях социального обслуживания |
Особые условия допуска к работе |
К работе не допускаются лица, имеющие или имевшие судимость за преступления, состав и виды которых установлены законодательством Российской Федерации |
Дополнительные характеристики | ||
Наименование документа |
Код |
Наименование базовой группы, должности (профессии) или специальности |
Государственные служащие по социальному и пенсионному обеспечению |
||
Специалисты в сфере социальных проблем |
||
Социальные работники |
||
- |
- |
|
030500 |
Юриспруденция |
|
050701 |
Педагогика |
|
050706 |
Педагогика и психология |
|
050711 |
Социальная педагогика |
|
040101 |
Социальная работа |
3.4.1. Трудовая функция
Наименование |
Защита личных неимущественных и имущественных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, устроенных на воспитание в семьи граждан |
Код |
D/01.7 |
Уровень (подуровень) квалификации |
7 |
Происхождение трудовой функции |
Оригинал |
X |
Заимствовано из оригинала |
|
|
|
|
|
Код оригинала |
Регистрационный номер профессионального стандарта |
Трудовые действия |
Формирование и ведение личного дела подопечного и обеспечение конфиденциальности при хранении личных дел подопечных |
Принятие мер по возвращению детей, оставшихся без попечения родителей, в кровную семью, в случае если это отвечает его интересам | |
Представление законных интересов несовершеннолетних, находящихся под опекой или попечительством, в отношениях с любыми лицами (в том числе в судах), если действия опекунов или попечителей по представлению законных интересов подопечных противоречат законодательству Российской Федерации и (или) законодательству субъектов Российской Федерации или интересам подопечных, либо если опекуны или попечители не осуществляют защиту законных интересов подопечных | |
Подготовка материалов для дачи согласия на снятие детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с регистрационного учета по месту жительства или месту пребывания | |
Подготовка материалов для дачи согласия на отчисление детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, достигших возраста 15 лет, из образовательного учреждения и на перевод детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в другое образовательное учреждение | |
Проверка обеспечения опекунами и попечителями сохранности имущества подопечного | |
Подготовка обращения от имени подопечного в суд с требованием о расторжении договора, заключенного от имени подопечного, без предварительного разрешения органа опеки и попечительства на заключение такого договора | |
Подготовка материалов для выдачи предварительного разрешения на расходование опекуном (попечителем) доходов подопечного, в том числе суммы алиментов, пенсий, пособий и иных предоставляемых на его содержание социальных выплат, а также доходов, причитающихся подопечному от управления его имуществом, за исключением доходов, которыми подопечный вправе распоряжаться самостоятельно | |
Подготовка материалов для выдачи предварительного разрешения на распоряжение средствами материнского (семейного) капитала усыновителям, опекунам (попечителям) или приемным родителям ребенка (детей) | |
Подбор кандидатов для доверительного управления имуществом подопечных, заключает договоры доверительного управления имуществом подопечных | |
Незамедлительное отбирание ребенка у опекуна в случае возникновения непосредственной угрозы жизни или здоровью подопечного в порядке, установленном семейным законодательством Российской Федерации | |
Подготовка материалов для принятия решения об устройстве подопечного в другую семью или в организацию для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в случаях отмены решения о передаче ребенка в семью | |
Ведение документации и служебной переписки | |
Необходимые умения |
Анализировать законодательство и применять на практике нормативные правовые акты |
Анализировать и прогнозировать последствия принимаемых решений | |
Формировать личное дело подопечного, вести и хранить его | |
Представлять интересы несовершеннолетнего | |
Составлять проекты распорядительных документов, правовые акты, запросы и вести документацию | |
Необходимые знания |
Законодательство Российской Федерации, международные правовые документы в сфере обеспечения и защиты прав и законных интересов детей |
Требования к ведению личного дела подопечного | |
Основы возрастной и социальной психологии | |
Основы разрешения конфликтов | |
Судебное делопроизводство | |
Приоритеты государственной политики в сфере защиты прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей | |
Стандарты оформления документации, деловых бумаг, запросов, в том числе в электронном виде, правила их хранения | |
Другие характеристики |
Соблюдение профессиональной этики |
3.4.2. Трудовая функция
Наименование |
Осуществление контроля за соблюдением прав и законных интересов детей, устроенных на воспитание в семьи граждан |
Код |
D/02.7 |
Уровень (подуровень) квалификации |
7 |
Происхождение трудовой функции |
Оригинал |
X |
Заимствовано из оригинала |
|
|
|
|
|
Код оригинала |
Регистрационный номер профессионального стандарта |
Трудовые действия |
Проведение оценки соответствия содержания, воспитания и образования подопечного требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, соблюдения опекунами и попечителями прав и законных интересов подопечных, а также исполнения опекунами и попечителями требований к осуществлению ими прав и исполнению обязанностей опекунов или попечителей |
Осуществление контроля за условиями жизни и воспитания усыновленного ребенка в течение первых трех лет после установления усыновления, а также в течение более продолжительного периода времени в случаях и порядке, установленных законодательством Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации | |
Организация проверки при поступлении от юридических и физических лиц устных или письменных обращений, содержащих сведения о неисполнении, ненадлежащем исполнении опекуном своих обязанностей либо о нарушении прав и законных интересов подопечного | |
Составление акта проверки (плановой и внеплановой) условий жизни подопечного | |
Подготовка материалов для принятия решения об освобождении или отстранении опекуна (попечителя) от выполнения возложенных на него обязанностей в порядке и в случаях, установленных федеральным законодательством | |
Подготовка заявления в суд с требованием об отмене усыновления ребенка в порядке и в случаях, установленных федеральным законодательством | |
Осуществление надзора за деятельностью опекунов (попечителей) | |
Осуществление мониторинга соблюдения прав и законных интересов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, переданных на воспитание в семью (опека, попечительство, приемная семья, патронатное воспитание), исполнения обязанностей законными представителями ребенка | |
Ведение документации и служебной переписки | |
Необходимые умения |
Умение проводить оценку уровня содержания, воспитания и образования подопечного в динамике, привлекать профильных специалистов |
Умение организовывать и проводить проверки |
|
Составлять проекты распорядительных документов, правовые акты, запросы и вести документацию |
Применять на практике нормативные правовые акты | |
Организовывать и проводить мониторинговые исследования | |
Необходимые знания |
Законодательство Российской Федерации, международные правовые документы в сфере обеспечения и защиты прав и законных интересов детей |
Приоритеты государственной политики в сфере защиты прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа | |
Знания требований к проведению проверок и оформлению их результатов | |
Экономические знания (в сфере социальных выплат детям-сиротам, изучения и проверки документов на возмещение денежных средств; начисление выплат материальной помощи и пр.). | |
Медицинские знания (понимание медицинских диагнозов и их последствий для развития ребенка, оснований для отнесения детей к группам здоровья, признаки и последствия жестокого обращения и насилия и пр.) | |
Основы возрастной и социальной психологии | |
Стандарты оформления документации, деловых бумаг, запросов, в том числе в электронном виде, правила их хранения | |
Другие характеристики |
Соблюдение профессиональной этики |
3.4.3. Трудовая функция
Наименование |
Оказание содействия семьям, принявшим на воспитание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей |
Код |
D/03.7 |
Уровень (подуровень)квалификации |
7 |
Происхождение трудовой функции |
Оригинал |
X |
Заимствовано из оригинала |
|
|
|
|
|
Код оригинала |
Регистрационный номер профессионального стандарта |
Трудовые действия |
Оказание методической, консультативной, правовой помощи опекунам и попечителям несовершеннолетних граждан в реализации и защите прав подопечных |
|
Осуществление сопровождения семей, принявших ребенка (детей) на воспитание | ||
Взаимодействие с различными образовательными, медицинскими, социальными и иными организациями для организации профессионального сопровождения семей, принявших ребенка (детей) на воспитание | ||
Подготовка материалов для заключения и расторжения договоров о сопровождении семей, принявших ребенка (детей) на воспитание | ||
Выявление проблем, возникающих в семье, и направление родителей (законных представителей) детей, а в случае необходимости самих детей и их иных родственников, в соответствующие учреждения для получения помощи | ||
Ведение документации и служебной переписки | ||
Необходимые умения |
Применять на практике нормативные правовые акты |
|
Консультировать родителей по различным вопросам функционирования семей, воспитывающих детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей | ||
Выявлять проблемы, возникающие в семье, и способствовать их разрешению | ||
Составлять проекты распорядительных документов, правовые акты, составлять и направлять запросы, вести документацию | ||
Работать в межведомственной команде | ||
Взаимодействовать с различными специалистами, образовательными, медицинскими, социальными и иными организациями для организации профессионального сопровождения семей, принявших ребенка (детей) на воспитание | ||
Необходимые знания |
Законодательство Российской Федерации, международные правовые документы в сфере обеспечения и защиты прав и законных интересов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей |
|
Приоритеты государственной политики в сфере защиты прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, развития семейных форм их устройства | ||
Принципы организации профессионального сопровождения семей | ||
Знания инфраструктуры помощи и поддержки семей, услуги, предоставляемые семьям различными организациями | ||
Основы педагогики и психологии воспитания | ||
Основы медиации | ||
Экономические знания (в сфере социальных выплат детям-сиротам, изучения и проверки документов на возмещение денежных средств; начислении выплат материальной помощи и пр.) | ||
Медицинские знания (понимание медицинских диагнозов и последствий для развития ребенка, оснований для отнесения детей к группам здоровья, признаки и последствия жестокого обращения и насилия и пр.) | ||
Стандарты оформления документации, деловых бумаг, запросов, в том числе в электронном виде, правила их хранения | ||
Другие характеристики |
Соблюдение профессиональной этики |
IV. Сведения об организациях-разработчиках профессионального стандарта
4.1. Ответственная организация - разработчик:
Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования города Москвы "Московский городской психолого-педагогический университет" |
Ректор Рубцов Виталий Владимирович |
4.2. Наименования организаций - разработчиков
1. |
Московский городской психолого-педагогический университет, город Москва |
2. |
Московский педагогический государственный университет, город Москва |
3. |
Московский государственный областной университет, город Москва |
4. |
НОУ ВПО "Столичная финансово-гуманитарная академия", город Москва |
5. |
Институт труда и социального страхования, город Москва |
6. |
Аппарат Уполномоченного по правам ребенка города Санкт-Петербурга |
7. |
Министерство социального развития и семейной политики Краснодарского края |
8. |
Министерство образования Московской области |
9. |
Департамент образования Вологодской области |
10. |
Учебно-методический центр по проблемам опеки, попечительства и социально-педагогической реабилитации детей и подростков "Детство" Департамента социальной защиты населения города Москвы |
11. |
БО РОО "Соучастие в судьбе", город Москва |
12. |
СПБОБФО "Родительский мост" города Санкт-Петербурга |
13. |
БО РОО "Право ребенка", город Москва |
14. |
Благотворительный детский фонд "Виктория", город Москва |
15. |
Детский дом N 59 города Москвы |
16. |
Детский дом N 2 города Вологды |
17. |
Центр содействия семейному воспитанию N 1 города Москвы |
18. |
Областной центр содействия семейному устройству детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и психолого-медико-социального сопровождения замещающих семей Калужской области |
19. |
Одинцовское зональное объединение Областного центра сопровождения замещающих семей Московской области |
______________________________
*(1) Общероссийский классификатор занятий.
*(2) Общероссийский классификатор видов экономической деятельности.
*(3) Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих.
*(4) Общероссийский классификатор специальностей по образованию.
Утвержден профессиональный стандарт специалиста органа опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних.
В нем дана характеристика трудовых функций в зависимости от уровня квалификации (выполняемые трудовые действия, необходимые умения и знания). Приведены требования к образованию и обучению, опыту практической работы.
Основная цель профессиональной деятельности специалиста органа опеки и попечительства сводится к следующему. Во-первых, предотвращать нарушения. Во-вторых, обеспечивать и защищать права и интересы детей, а также установленные для них гарантии (в т. ч. международные). В-третьих, - надзирать за деятельностью опекунов и попечителей.
Ответственной организацией - разработчиком стандарта является Московский городской психолого-педагогический университет. Приведен перечень иных разработчиков.
Профстандарт применяется работодателями с 1 января 2015 г.
Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 18 ноября 2013 г. N 680н "Об утверждении профессионального стандарта "Специалист органа опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних"
Зарегистрировано в Минюсте РФ 26 декабря 2013 г.
Регистрационный N 30850
Настоящий приказ вступает в силу по истечении 10 дней после дня его официального опубликования
Текст приказа опубликован в "Российской газете" от 17 января 2014 г. N 9
Приказом Минтруда России от 6 сентября 2023 г. N 691Н настоящий документ признан утратившим силу с 1 сентября 2024 г.