При переходе с 17.11.2011 на систему вертикального эшелонирования ИКАО в воздушном пространстве Российской Федерации, опубликованной циркуляром аэронавигационной информации от 29.07.2010 N 03/10 и приведенной в табл. 1, предлагается следующий порядок работы органов ОВД.
I. Обеспечение выдерживания высоты (эшелона) полета воздушными судами
1. При ведении двухсторонней радиосвязи "воздух-земля" между экипажами воздушных судов, выполняющих полет на эшелоне полета, и диспетчерами органов обслуживания воздушного движения (управления полетами) используются числовые значения эшелонов полета, указанные в табл. 1,
например:
- "Иркутск-контроль, Аэрофлот 154, РИМЛА, эшелон 360, БИЛМА в 52 минуты...";
- "Аэрофлот 154, Иркутск-контроль, следуйте на эшелоне 360,..., после Братска эшелон 360 закрыт, рассчитывайте занять эшелон 380, набор по команде...";
или
- "Урал-подход, АФЛ 253, БИСЕР, эшелон 210";
- "АФЛ 253, Урал-подход, снижайтесь эшелон 070...";
- "АФЛ 253, снижаюсь, эшелон 070,... на эшелоне 070 работайте Урал-круг 120,3".
В случаях попадания воздушного судна в непредвиденные обстоятельства, диспетчеру органов обслуживания воздушного движения (управления полетами) допускается, по запросу экипажа воздушного судна, выдавать эшелон полета в метровых (футовых) величинах, соответствующих числовому значению эшелона полета, указанному в табл. 1
например:
- "Урал-подход, 12253, БИСЕР, эшелон 210, следую на "Малахит"...";
- "12253, Урал-подход, снижайтесь эшелон 070...";
- "Урал-подход, 12253, обхожу засветы, в облаках сильная болтанка, прошу подсказать значение эшелона в метрах";
- "12253 снижайтесь эшелон 070, 2150 метров".
2. В воздушном пространстве района аэродрома в радиусе не более 50 км от КТА, в соответствии с требованиями ФАП Полетов в воздушном пространстве Российской Федерации, устанавливаются эшелон перехода и высота перехода.
После взлета с контролируемого аэродрома перевод шкал давления барометрических высотомеров с QFE или QNH аэродрома производится:
на стандартное атмосферное давление (QNE) - при пресечении высоты перехода;
на QNH района - по указанию органа ОВД.
Перед заходом на посадку на контролируемый аэродром перевод шкал давления барометрических высотомеров на QFE или QNH аэродрома производится:
со стандартного атмосферного давления - при пересечении эшелона перехода;
с QNH района - по указанию органа ОВД.
Полеты воздушных судов в слое между высотой перехода и эшелоном перехода в режиме горизонтального полета запрещаются.
Местонахождение воздушного судна в вертикальной плоскости задается диспетчером органа ОВД и докладывается экипажами в величинах относительной высоты (QFE) в метрах.
При ведении двухсторонней радиосвязи "воздух-земля" между экипажами воздушных судов, выполняющих полет на высоте полета, и диспетчерами органов обслуживания воздушного движения (управления полетами) используются значения высот полета, выраженные в метрах, при этом обязательно указывается единица измерения - метры,
например:
- "Урал-круг, АФЛ 253, рубеж..., эшелон 070, информацию Дельта имею...";
- "АФЛ 253, Урал - круг, снижайтесь 900 метров к третьему..."
- "АФЛ 253, снижаюсь 900 метров к третьему".
В случае попадания воздушного судна в непредвиденные обстоятельства, диспетчеру органов обслуживания воздушного движения (управления полетами) допускается, по запросу экипажа воздушного судна, выдавать высоту полета в футовых величинах, соответствующих числовому значению высоты полета в метровом измерении,
например:
- "Урал-круг, АФЛ 253, рубеж..., эшелон 070, информацию Дельта имею...";
- "АФЛ 253, Урал - круг, снижайтесь 900 метров к третьему..."
- "АФЛ 253, проблема с ..., прошу подсказать высоту в футах";
- "АФЛ 253, снижайтесь 3000 футов, к третьему, по давлению 748".
3. Полеты за пределами района аэродрома (аэроузла) по маршруту, MBЛ на высотах ниже нижнего эшелона выполняются, в соответствии с ФАП "Подготовка и выполнение полетов в гражданской авиации Российской Федерации", по давлению QNH района. Местонахождение воздушного судна в вертикальной плоскости задается и докладывается в метрах.
4. При ведении двухсторонней радиосвязи "воздух-земля" между экипажами воздушных судов и диспетчерами органов обслуживания воздушного движения (управления полетами) используются значения скорости полета в км/час, вертикальной скорости в м/сек.
В случаях попадания воздушного судна в непредвиденные обстоятельства, диспетчеру органов обслуживания воздушного движения (управления полетами) допускается, по запросу экипажа воздушного судна, выдавать скорость полета в узлах, вертикальную скорость в футах/минуту.
II. Осуществление радиосвязи в условиях применения RVSM
Фразеология радиообмена:
N |
Сообщение |
Фразеология |
1 |
Подтверждение разрешения на полеты с RVSM: |
позывной CONFIRM RVSM APPROVED (позывной) ПОДТВЕРДИТЕ ДОПУСК К RVSM |
2 |
Указание пилота на отсутствие разрешения на полеты с RVSM: |
NEGATIVE RVSM |
|
I. Во время первого вызова на любой частоте в пределах воздушного пространства с RVSM (диспетчеры органов ОВД осуществляют повтор данной фразы) II. В составе всех запросов на изменение эшелона полета, если это затрагивает эшелоны полета в пределах воздушного пространства с RVSM III. В составе всех повторов разрешений на занятие эшелона полета, если это затрагивает эшелоны полета в пределах воздушного пространства с RVSM |
НЕ ДОПУЩЕН К RVSM |
|
Указание пилота на наличие разрешения на полеты с RVSM |
AFFIRM RVSM ДОПУСК К RVSM ИМЕЮ |
3 |
Государственные воздушные суда, не утвержденные к полетам с RVSM, указывают на свой статус государственных, присоединив отрицательный ответ, указанный во фразеологии радиообмена в строке 1 |
NEGATIVE RVSM STATE AIRCRAFT HE ДОПУЩЕН К RVSM ГОСУДАРСТВЕННЫЙ БОРТ |
4 |
Отказ в разрешении на вход в воздушное пространство с RVSM: |
позывной UNABLE CLEARANCE INTO RVSM AIRSPACE, MAINTAIN [или DESCEND TO, или CLIMB TO] FLIGHT LEVEL (номер) позывной ВХОД В RVSM ЗАПРЕЩАЮ, СЛЕДОВАТЬ [или СНИЖАЙТЕСЬ, или НАБИРАЙТЕ] ЭШЕЛОН |
5 |
В случае, когда отдельно взятое воздушное судно докладывает о сильной турбулентности или о другом сложном погодном явлении, применяется следующая фразеология радиообмена пилота: |
UNABLE RVSM DUE TURBULENCE HE ОБЕСПЕЧИВАЮ RVSM ИЗ-ЗА БОЛТАНКИ |
6 |
Для передачи сообщения об обстоятельствах, приводящих к ухудшению работы бортового оборудования с несоответствием MASPS по измерению высоты, применяется следующая фраза: |
UNABLE RVSM DUE EQUIPMENT HE ОБЕСПЕЧИВАЮ RVSM ИЗ-ЗА ОТКАЗА БОРТОВОГО ОБОРУДОВАНИЯ |
7 |
Пилот сообщает о возможности возобновить выполнение полета в воздушном пространстве с RVSM по истечении непредвиденных обстоятельств, вызванных отказом оборудования или погодными условиями, фразой: |
READY ТО RESUME RVSM ГОТОВ ОБЕСПЕЧИТЬ RVSM |
8 |
Диспетчеры, желающие получить данную информацию, используют фразу: |
REPORT ABLE TO RESUME RVSM ПОДТВЕРДИТЕ ГОТОВНОСТЬ ОБЕСПЕЧИТЬ RVSM |
Пример 1: Государственное воздушное судно, не утвержденное к полетам с RVSM, выдерживающее эшелон 260, в дальнейшем запрашивает набор до эшелона 320:
Пилот: |
(позывной) |
REQUEST FL 320, NEGATIVE RVSM STATE AIRCRAFT ПРОШУ ЭШЕЛОН 320, HE ДОПУЩЕН К RVSM ГОСУДАРСТВЕННЫЙ БОРТ (ВС) |
Диспетчер: |
(позывной) |
CLIMB ТО FL 320 НАБИРАЙТЕ ЭШЕЛОН 320 |
Пилот: |
(позывной) |
CLIMB ТО FL 320, NEGATIVE RVSM STATE AIRCRAFT НАБИРАЮ ЭШЕЛОН 320 НЕ ДОПУЩЕН К RVSM ГОСУДАРСТВЕННЫЙ БОРТ (ВС) |
Пример 2: Гражданское воздушное судно, не утвержденное к полетам с RVSM, выдерживающее эшелон 280, в дальнейшем запрашивает набор до эшелона 320:
Пилот: |
(позывной) |
REQUEST FL 320, NEGATIVE RVSM ПРОШУ ЭШЕЛОН 320, НЕ ДОПУЩЕН К RVSM |
Диспетчер: |
(позывной) |
UNABLE CLEARANCE INTO RVSM AIRSPACE, MAINTAIN FL 280 HE МОГУ РАЗРЕШИТЬ, ПРОСТРАНСТВО RVSM, СОХРАНЯЙТЕ ЭШЕЛОН 280 |
III. Особенности обслуживания государственных воздушных судов, не утвержденных к полетам в условиях RVSM
Принимая во внимание, что по различным причинам (из-за ограничения конструкции воздушных судов и др.) переоборудовать часть воздушных судов государственной авиации в соответствии с Техническими требованиями к минимальным характеристикам бортовых систем (далее - MASPS RVSM) невозможно, было решено освободить государственные воздушные суда от выполнения требований MASPS RVSM. Данным воздушным судам разрешено выполнять полеты в воздушном пространстве с RVSM.
Между государственными воздушными судами, не утвержденными к полетам с RVSM, выполняющими полеты в воздушном пространстве с RVSM, и всеми другими воздушными судами, будет применяться минимальный интервал вертикального эшелонирования в 600 м (2000 футов).
Требование к органам обслуживания воздушного движения обеспечивать выполнение полетов в воздушном пространстве с RVSM государственных воздушных судов, не утвержденных к полетам с RVSM, обязывает очень серьезно рассмотреть данную проблему с эксплуатационной точки зрения, т.к. рабочая нагрузка авиадиспетчеров увеличивается из-за необходимости избирательного применения двух разных интервалов вертикального эшелонирования в пределах одного и того же воздушного пространства, а именно:
а) 300 м (1000 футов): между любыми двумя воздушными судами, выполняющими полеты, когда оба воздушных судна утверждены к полетам с RVSM, или
б) 600 м (2000 футов): между любыми двумя воздушными судами, выполняющими полеты, в случаях если:
- одно из воздушных судов не утверждено к полетам с RVSM;
- оба воздушных судна не утверждены к полетам с RVSM;
- одно из воздушных судов выполняет полет с отказавшей радиосвязью.
При этом необходимо учитывать, что вход в воздушное пространство от эшелона полета 290 до эшелона полета 410 воздушным судам (кроме государственных воздушных судов), не допущенных к полетам с RVSM, запрещен.
Групповые полеты государственных воздушных судов будут обслуживаться в воздушном пространстве с RVSM как не утвержденные к полетам с RVSM, вне зависимости от наличия разрешения у отдельного воздушного судна, участвующего в данном полете. В связи с этим они запрашивают специальное обслуживание со стороны органов обслуживания воздушного движения и, между данными воздушными судами и другими воздушными судами, выполняющими полеты в воздушном пространстве с RVSM, применяется минимум вертикального эшелонирования в 600 м (2000 футов).
IV. Порядок действий при попадании воздушного судна, выполняющего полет в условиях RVSM, в непредвиденные обстоятельства
1. При выполнении полетов с RVSM, непредвиденное происшествие означает возникновение непредусмотренных обстоятельств, непосредственно влияющих на отдельно взятое воздушное судно или на группу воздушных судов и их возможность выполнять полет с соблюдением требований выдерживания высоты в воздушном пространстве с RVSM. Органы обслуживания воздушного движения при получении сообщения о подобном происшествии обеспечивают минимальный интервал вертикального эшелонирования в 600 м (2000 футов) между данным воздушным судном и всеми остальными воздушными судами, выполняющими полеты в воздушном пространстве с RVSM, на время пребывания этих воздушных судов в данном воздушном пространстве. Подобное непредвиденное происшествие может быть связано со следующими факторами:
- ухудшение работы оборудования воздушного судна, поддерживающего заданную высоту полета;
- наличие метеорологических явлений, вызывающих турбулентность в атмосфере и непосредственно влияющих на способность воздушного судна выдерживать разрешенный эшелон полета.
2. MASPS RVSM для выполнения полетов в воздушном пространстве RVSM требуют наличия следующего минимального набора оборудования:
- две полностью функционирующие независимые основные системы измерения барометрической высоты;
- одна автоматическая система выдерживания барометрической высоты;
- одно устройство предупреждения об отклонении от заданной барометрической высоты;
- один приемоответчик SSR работающий в режиме "С".
3. Если во время выполнения полета происходит отказ какого-либо вида оборудования из вышеперечисленного минимального перечня, воздушное судно, переходит в разряд не утвержденного к полетам с RVSM.
Пилот докладывает о возникновении непредвиденных обстоятельств органам обслуживания воздушного движения. Пилот также информирует органы обслуживания воздушного движения о других отказах в работе оборудования, влияющих на способность воздушного судна выдерживать разрешенный эшелон полета.
4. В случаях, когда данные о высоте полета воздушного судна в режиме "С", отличаются от разрешенного эшелона полета (CFL) на 90 м (300 футов) или более, диспетчер должен информировать об этом пилота с указанием проверить установку величины давления и подтвердить эшелон полета воздушного судна.
Допустимое отклонение показаний в 90 м (300 футов) в режиме "С" остается применимым к воздушному пространству с RVSM. Показатель 90 м (300 футов) имеет отношение исключительно к функционированию приемоответчика SSR. Он не связан с точностью выдерживания разрешенной высоты, требуемой MASPS RVSM.
5. Пилоты своевременно информируют органы обслуживания воздушного движения о возникновении обстоятельств, не позволяющих выдерживать разрешенный эшелон полета в пределах допустимых отклонений в воздушном пространстве с RVSM.
6. При получении информации от пилота о том, что характеристики работы оборудования при выполнении полета в воздушном пространстве RVSM не соответствуют уровню MASPS RVSM, диспетчер обеспечивает либо минимум вертикального эшелонирования в 600 м (2000 футов), либо соответствующее горизонтальное эшелонирование.
Диспетчеры предпринимают соответствующие действия для обеспечения эшелонирования воздушных судов в тех случаях, когда установлено, что разница между абсолютной высотой, передаваемой в автоматическом режиме приемоответчиком SSR и CFL составляет более 90 м (300 фут), или когда пилот сообщил, что:
а) отказали или выключены автоматические средства выдерживания абсолютной высоты;
б) работает только одна из двух систем измерения абсолютной высоты, требуемых в соответствии с MASPS RVSM (см. п. V.2);
в) отказали все приемоответчики, представляющие данные об абсолютной высоте;
г) наблюдается сильная турбулентность.
При получении информации о любой из вышеуказанных ситуаций диспетчер должен:
а) запросить пилота о его намерениях;
б) оценить воздушную обстановку и определить возможность обеспечения бокового или продольного эшелонирования или увеличения интервала вертикального эшелонирования, и, если условия позволяют это сделать, предпринять соответствующие действия;
в) если предусмотренные в подпункте б) действия не могут быть предприняты, то убедиться в том, сможет ли воздушное судно выдерживать абсолютную высоту в соответствии с требованиями, действующими в воздушном пространстве ниже эшелона полета 290. Если сможет, и пилот подтверждает это, выдать разрешение на занятие эшелона ниже эшелона полета 290 при условии, что воздушная обстановка позволяет это сделать; и
г) если предусмотренные в подпунктах б) и в) действия не могут быть предприняты, считать данное воздушное судно находящимся в аварийной ситуации и принять любые необходимые меры для увеличения интервала вертикального эшелонирования.
V. Дополнительные требования к справочным материалам на рабочих местах
На рабочих местах диспетчеров пунктов (секторов) ОВД должны находиться справочные материалы, включающие таблицы крейсерских эшелонов, таблицы соответствия (переводные) скоростей полета, вертикальных скоростей.
Примечание: Особенности в составлении планов полетов.
1. Эксплуатанты воздушных судов, утвержденных к полетам с RVSM, вставляют букву "W в поле 10 плана полета, независимо от запрашиваемого эшелона полета.
2. Все эксплуатанты государственных воздушных судов, не утвержденных к полетам в RVSM, при запросе эшелона полета 290 и выше, вставляют сообщение "STS/NONRVSM" в поле 18 плана полета.
Сообщение "STS/NONRVSM" будет обозначать запрос на специальное обслуживание со стороны органов обслуживания воздушного движения, а именно, требование к органам обслуживания воздушного движения применять минимальный интервал вертикального эшелонирования в 600 м (2000 футов) между данными и другими воздушными судами, выполняющими полеты в воздушном пространстве RVSM.
Эксплуатанты государственных воздушных судов, намеревающиеся выполнять групповые полеты в воздушном пространстве с RVSM, должны включить сообщение "STS/NONRVSM" в поле 18 плана полетов.
3. Эшелоны, на которых будет выполняться полет, указываются в плане полета следующим образом:
- в виде числового значения эшелона полета, указанного в табл. 1, выраженного как F с тремя цифрами (например: F090, F310 - эшелоны полета 090 и 310);
При полете на высоте перехода или ниже, высота полета воздушного судна указывается в метрах и выражается как М с последующими четырьмя цифрами в десятках метров (например: М0020 - высота полета 200 м).
Приложение: табл. 1 - на 1 л.
Таблица 1
Таблица крейсерских эшелонов
(AIC Российской Федерации от 29.07.10 N 03/10)
Истинный путевой угол от 000° до 179° |
Истинный путевой угол от 180° до 359° |
||||||||||
Полеты по ППП |
Полеты по ПВП |
Полеты по ППП |
Полеты по ПВП |
||||||||
эшелон полета |
абсолютная высота |
эшелон полета |
абсолютная высота |
эшелон полета |
абсолютная высота |
эшелон полета |
абсолютная высота |
||||
метры |
футы |
метры |
футы |
метры |
футы |
метры |
футы |
||||
010 |
300 |
1000 |
- |
- |
- |
020 |
600 |
2000 |
- |
- |
- |
030 |
900 |
3000 |
035 |
1050 |
3500 |
040 |
1200 |
4000 |
045 |
1350 |
4500 |
050 |
1500 |
5000 |
55 |
1700 |
5500 |
060 |
1850 |
6000 |
65 |
2000 |
6500 |
070 |
2150 |
7000 |
75 |
2300 |
7500 |
080 |
2450 |
8000 |
85 |
2600 |
8500 |
090 |
2750 |
9000 |
95 |
2900 |
9500 |
100 |
3050 |
10000 |
105 |
3200 |
10500 |
110 |
3350 |
11000 |
115 |
3500 |
11500 |
120 |
3650 |
12000 |
125 |
3800 |
12500 |
130 |
3950 |
13000 |
135 |
4100 |
13500 |
140 |
4250 |
14000 |
145 |
4400 |
14500 |
150 |
4550 |
15000 |
155 |
4700 |
15500 |
160 |
4900 |
16000 |
165 |
5050 |
16500 |
170 |
5200 |
17000 |
175 |
5350 |
17500 |
180 |
5500 |
18000 |
185 |
5650 |
18500 |
190 |
5800 |
19000 |
195 |
5950 |
19500 |
200 |
6100 |
20000 |
205 |
6250 |
20500 |
210 |
6400 |
21000 |
215 |
6550 |
21500 |
220 |
6700 |
22000 |
225 |
6850 |
22500 |
230 |
7000 |
23000 |
235 |
7150 |
23500 |
240 |
7300 |
24000 |
245 |
7450 |
24500 |
250 |
7600 |
25000 |
255 |
7750 |
25500 |
260 |
7900 |
26000 |
265 |
8100 |
26500 |
270 |
8250 |
27000 |
- |
- |
- |
280 |
8550 |
28000 |
- |
- |
- |
290 |
8850 |
29000 |
- |
- |
- |
300 |
9150 |
30000 |
|
|
|
310 |
9450 |
31000 |
- |
- |
- |
320 |
9750 |
32000 |
- |
- |
- |
330 |
10050 |
33000 |
- |
- |
- |
340 |
10350 |
34000 |
- |
- |
- |
350 |
10650 |
35000 |
- |
- |
- |
360 |
10950 |
36000 |
- |
- |
- |
370 |
11300 |
37000 |
- |
- |
- |
380 |
11600 |
38000 |
- |
- |
- |
390 |
11900 |
39000 |
- |
- |
- |
400 |
12200 |
40000 |
- |
- |
- |
410 |
12500 |
41000 |
- |
- |
- |
430 |
13100 |
43000 |
- |
- |
- |
450 |
13700 |
45000 |
- |
- |
- |
470 |
14350 |
47000 |
- |
- |
- |
490 |
14950 |
49000 |
- |
- |
- |
510 |
15550 |
51000 |
- |
- |
- |
и т.д. |
и т.д. |
и т.д. |
- |
- |
- |
и т.д. |
и т.д. |
и т.д. |
- |
- |
- |
Заместитель руководителя |
А.В. Ведерников |
Согласовано
Начальник Управления организации |
Ю.П. Токарев |
24 марта 2011 г.
Генеральный директор |
В.М. Горбенко |
25 марта 2011 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Методические рекомендации по вопросам технологии работ диспетчеров органов ОВД в условиях применения в воздушном пространстве Российской Федерации новой системы вертикального эшелонирования с 17.11.2011 (утв. Федеральным агентством воздушного транспорта 7 апреля 2011 г.)
Текст методических рекомендаций официально опубликован не был