Конституционный Суд Российской Федерации в составе Председателя В.Д. Зорькина, судей К.В. Арановского, А.И. Бойцова, Н.С. Бондаря, Г.А. Гаджиева, Ю.М. Данилова, Л.М. Жарковой, Г.А. Жилина, С.М. Казанцева, М.И. Клеандрова, С.Д. Князева, А.Н. Кокотова, Л.О. Красавчиковой, С.П. Маврина, Н.В. Мельникова, Ю.Д. Рудкина, Н.В. Селезнева, О.С. Хохряковой, В.Г. Ярославцева,
рассмотрев по требованию гражданки В.Я. Маркеевой вопрос о возможности принятия ее жалобы и ходатайства к рассмотрению в заседании Конституционного Суда Российской Федерации, установил:
1. В своей жалобе в Конституционный Суд Российской Федерации гражданка В.Я. Маркеева оспаривает конституционность следующих положений статьи 30 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации":
пункта 2, в силу которого при оценке по состоянию на 1 января 2002 года пенсионных прав застрахованного лица расчетный размер трудовой пенсии может определяться по выбору застрахованного лица либо в порядке, установленном пунктом 3 данной статьи, либо в порядке, установленном пунктом 4 данной статьи, либо в порядке, установленном пунктом 6 данной статьи;
пункта 4, закрепляющего возможность исчисления расчетного размера пенсии в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации по состоянию на 31 декабря 2001 года, в том числе с ограничением его суммой в 555 рублей 96 копеек (абзац сороковой);
пункта 6, согласно которому в случае, если по выбору пенсионера оценка его пенсионных прав производится в соответствии с пунктами 3 или 4 названной статьи, для определения расчетного размера трудовой пенсии по желанию пенсионера может быть учтен размер его среднемесячного заработка, из которого исчислена установленная пенсия (абзац второй).
По мнению В.Я. Маркеевой, оспариваемые нормы нарушают ее право на пенсионное обеспечение и противоречат статьям 2, 7, 15 (часть 1), 18, 39 (части 1 и 2), 45, 46 и 55 (части 2 и 3) Конституции Российской Федерации.
Указанные законоположения были применены в деле заявительницы судами общей юрисдикции.
Кроме того, заявительница ходатайствует о разъяснении Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 29 января 2004 года N 2-П по делу о проверке конституционности отдельных положений статьи 30 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" в части, касающейся правомерности ограничения расчетного размера трудовой пенсии и среднемесячного заработка при исчислении пенсии по нормам ранее действовавшего пенсионного законодательства.
2. Конституционный Суд Российской Федерации, изучив представленные В.Я. Маркеевой материалы, не находит оснований для принятия ее жалобы к рассмотрению.
Законодатель, реализуя свои полномочия, установил в Федеральном законе "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" порядок назначения, выплаты и перерасчета трудовой пенсии, а также закрепил в статье 30 правила оценки пенсионных прав застрахованных лиц.
В частности, для лиц, пенсия которым была назначена до 1 января 2002 года, в пунктах 4 и 6 статьи 30 названного Федерального закона предусмотрена возможность ее перерасчета, в том числе с учетом норм ранее действовавшего законодательства. При этом в пункте 2 данной статьи указанным лицам предоставлено право выбора наиболее выгодного варианта определения расчетного размера трудовой пенсии.
Такое правовое регулирование закрепляет порядок реализации права граждан на пенсионное обеспечение исходя из благоприятного варианта исчисления размера пенсии, направлено на наиболее полный учет их интересов и сохранение прав, приобретенных гражданами до введения в действие Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", и не может рассматриваться как нарушающее их конституционные права.
Как следует из жалобы и представленных материалов, В.Я. Маркеева, не соглашаясь с тем, что правоприменительными органами расчетный размер ее трудовой пенсии при оценке пенсионных прав определен в соответствии с пунктом 3 статьи 30 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", настаивает на том, чтобы он был определен по установленной пунктом 4 названной статьи формуле, но без применения ограничения соответствующей суммой, либо в порядке, предусмотренном абзацем вторым пункта 6, с применением при исчислении расчетного размера трудовой пенсии ее среднемесячного заработка вместо среднемесячной заработной платы в Российской Федерации за период с 1 июля по 30 сентября 2001 года, утвержденной Правительством Российской Федерации (1 671 рубль).
Между тем, разрешение данного вопроса не входит в компетенцию Конституционного Суда Российской Федерации, как она определена в статье 125 Конституции Российской Федерации и статье 3 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации".
Что касается ходатайства о разъяснении Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 29 января 2004 года N 2-П, то, по смыслу части первой статьи 83 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", официальное разъяснение принятого Конституционным Судом Российской Федерации решения может быть дано им в пределах содержания разъясняемого решения по ходатайству органов и лиц, чьи обращения послужили основанием для возбуждения производства в Конституционном Суде Российской Федерации, а также других органов и лиц, которым решение было направлено. Поскольку В.Я. Маркеева не являлась участницей конституционного судопроизводства, по результатам которого Конституционным Судом Российской Федерации принято Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 29 января 2004 года N 2-П, и в официальном порядке данное решение ей не направлялось, она не может быть отнесена к числу надлежащих заявителей ходатайства о разъяснении этого Постановления.
Исходя из изложенного и руководствуясь частью второй статьи 40, пунктом 2 части первой статьи 43, частью первой статьи 79, статьями 83, 96 и 97 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", Конституционный Суд Российской Федерации определил:
1. Отказать в принятии к рассмотрению жалобы и ходатайства гражданки Маркеевой Валентины Яковлевны, поскольку они не отвечают требованиям Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", в соответствии с которыми такого рода обращения в Конституционный Суд Российской Федерации признаются допустимыми.
2. Определение Конституционного Суда Российской Федерации по данным жалобе и ходатайству окончательно и обжалованию не подлежит.
Председатель |
В.Д. Зорькин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение Конституционного Суда РФ от 24 декабря 2013 г. N 1946-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданки Маркеевой Валентины Яковлевны на нарушение ее конституционных прав положениями пунктов 2, 4 и 6 статьи 30 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", а также ее ходатайства о разъяснении Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 29 января 2004 года N 2-П"
Текст Определения официально опубликован не был