Конституционный Суд Российской Федерации в составе Председателя В.Д. Зорькина, судей К.В. Арановского, А.И. Бойцова, Н.С. Бондаря, Г.А. Гаджиева, Ю.М. Данилова, Л.М. Жарковой, Г.А. Жилина, С.М. Казанцева, М.И. Клеандрова, С.Д. Князева, А.Н. Кокотова, Л.О. Красавчиковой, С.П. Маврина, Н.В. Мельникова, Ю.Д. Рудкина, Н.В. Селезнева, О.С. Хохряковой, В.Г. Ярославцева,
рассмотрев вопрос о возможности принятия жалобы гражданина В.К. Емельянова к рассмотрению в заседании Конституционного Суда Российской Федерации, установил:
1. Гражданин В.К. Емельянов - пенсионер Министерства обороны Российской Федерации, признанный инвалидом II группы, имеющим ограничение способности к трудовой деятельности III степени, в своей жалобе оспаривает конституционность статьи 5 Федерального закона от 24 июля 2009 года N 213-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" в части, исключающей из пункта "а" части первой статьи 17 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-I "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей", определяющей размер надбавки к пенсии за выслугу лет на уход за пенсионерами, инвалидов, имеющих ограничение способности к трудовой деятельности III степени (пункт 2).
По мнению заявителя, оспариваемое законоположение не соответствует статьям 7, 39 и 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации, поскольку ухудшает положение инвалидов, которым ограничение способности к трудовой деятельности III степени установлено до 1 января 2010 года (даты вступления в силу Федерального закона от 24 июля 2009 года N 213-ФЗ).
2. Конституционный Суд Российской Федерации, изучив представленные В.К. Емельяновым материалы, не находит оснований для принятия его жалобы к рассмотрению.
Федеральный законодатель, исходя из положений статей 7 и 39 Конституции Российской Федерации, вправе определять порядок и условия реализации конституционного права на социальное обеспечение, в том числе по возрасту и в случае инвалидности.
Действуя в рамках предоставленных ему полномочий, законодатель в статье 17 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-I "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" с 1 января 2008 года предусмотрел право пенсионеров, являющихся инвалидами, имеющими ограничение способности к трудовой деятельности III степени, наряду с пенсионерами, признанными инвалидами I группы или достигшими 80-летнего возраста, на получение к пенсии за выслугу лет надбавки на уход.
В связи с изменением условий признания гражданина инвалидом и отказом от определения степени ограничения способности к трудовой деятельности при установлении гражданину группы инвалидности законодатель внес соответствующие изменения в Закон Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей", в частности в его статью 17, исключив пенсионеров, являющихся инвалидами, имеющими ограничение способности к трудовой деятельности III степени, из категории граждан, имеющих право на получение надбавки на уход (пункт 2 статьи 5 Федерального закона от 24 июля 2009 года N 213-ФЗ).
При этом часть 4 статьи 37 Федерального закона от 24 июля 2009 года N 213-ФЗ для граждан, признанных в установленном порядке до 1 января 2010 года инвалидами II и III группы, имеющими ограничения способности к трудовой деятельности III степени, предусматривает сохранение права на установление размеров пенсий и ежемесячных выплат, а также предоставление мер социальной поддержки и государственной социальной помощи по I группе инвалидности без проведения дополнительного переосвидетельствования.
Следовательно, само по себе изменение правового регулирования предоставления инвалидам, получающим пенсию по нормам Закона Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей", надбавки к пенсии на уход, закрепленное оспариваемой нормой, не предполагает отмену для инвалидов, которым до 1 января 2010 года установлено ограничение способности к трудовой деятельности III степени, указанной надбавки.
Таким образом, оспариваемое законоположение не может рассматриваться как нарушающее какие-либо права заявителя, в отношении которого судами общей юрисдикции признано право на получение к пенсии за выслугу лет надбавки на уход, предусмотренной статьей 17 Закона Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей".
Исходя из изложенного и руководствуясь пунктом 2 части первой статьи 43, частью первой статьи 79, статьями 96 и 97 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", Конституционный Суд Российской Федерации определил:
1. Отказать в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Емельянова Владимира Константиновича, поскольку она не отвечает требованиям Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", в соответствии с которыми жалоба в Конституционный Суд Российской Федерации признается допустимой.
2. Определение Конституционного Суда Российской Федерации по данной жалобе окончательно и обжалованию не подлежит.
Председатель |
В.Д. Зорькин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение Конституционного Суда РФ от 24 декабря 2013 г. N 1952-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Емельянова Владимира Константиновича на нарушение его конституционных прав статьей 5 Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования"
Текст Определения официально опубликован не был