Комиссия по контролю в сфере размещения закупок (далее - Комиссия) в составе:
ведущего заседание Комиссии - заместителя начальника отдела проверок Управления контроля размещения государственного заказа Никитиной Е.В.,
членов Комиссии:
главного государственного инспектора отдела правоприменительной практики и методологии Управления контроля размещения государственного заказа Набатовой Е.Д.,
главного специалиста-эксперта отдела рассмотрения жалоб Управления контроля размещения государственного заказа Полевой М.С.,
при участии представителей Министерства культуры Российской Федерации Соложенцева Д.В., Мокрова С.С., Алавердяна Л.С., представители ООО "Практик" на заседание Комиссии не явились, о дате, времени и месте рассмотрения жалобы уведомлены надлежащим образом,
рассмотрев жалобу ООО "Практик" (далее - Заявитель) на действия Министерства культуры Российской Федерации (далее - Заказчик) при проведении Заказчиком открытого конкурса на право заключения государственного контракта на оказание услуг по проведению статистических наблюдений, сбору и мониторингу развития отрасли, актуализации и поддержке отраслевых баз данных, поддержке отраслевых систем управления (номер извещения 0173100007713001492) (далее - Конкурс), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), установила:
В Федеральную антимонопольную службу поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Заказчиком Конкурса.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены следующими действиями Заказчика:
1. В Конкурсной документации Заказчиком не установлены требования к качеству, техническим характеристикам работ, услуг, являющихся предметом Конкурса.
2. Заказчиком объединены в один лот услуги по проведению статистических наблюдений, сбору и мониторингу развития отрасли, актуализации и поддержке отраслевых баз данных, услуги по техническому обслуживанию и замене расходных материалов, услуги по оказанию почтовой связи.
3. Заказчиком в проекте государственного контракта Конкурсной документации неправомерно установлено положение об освобождении заказчика от ответственности за неисполнение своих обязательств в случае отсутствия бюджетного финансирования.
Представители Заказчика не согласились с доводами Заявителя и сообщили, что при проведении Конкурса Заказчик действовал в соответствии с положениями Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о размещении заказов).
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
В соответствии с извещением о проведении Конкурса, Конкурсной документацией, протоколами, составленными при размещении заказа:
1) извещение о проведении Конкурса размещено на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг www.zakupki.gov.ru - 05.12.2013;
2) начальная (максимальная) цена контракта - 461 198 966 рублей;
3) на участие в Конкурсе подана 1 заявка от участника размещения заказа;
4) к участию в Конкурсе допущен 1 участник размещения заказа;
5) согласно протоколу рассмотрения заявок на участие в Конкурсе N 0173100007713001492/2 Конкурс признан несостоявшимся.
В соответствии с частью 1 статьи 112 Закона о контрактной системе указанный закон применяется к отношениям, связанным с осуществлением закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных или муниципальных нужд, извещения об осуществлении которых размещены в единой информационной системе или на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг либо приглашения принять участие в которых направлены после дня вступления в силу Закона о контрактной системе. К отношениям, возникшим до дня вступления в силу данного закона, он применяется в части прав и обязанностей, которые возникнут после дня его вступления в силу, если иное не предусмотрено статьей 112 Закона о контрактной системе. Государственные и муниципальные контракты, гражданско-правовые договоры бюджетных учреждений на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд заказчиков, заключенные до дня вступления в силу данного закона, сохраняют свою силу.
Следовательно, проведение Конкурса осуществляется в соответствии с Законом о размещении заказов.
1. Согласно части 2 статьи 22 Закона о размещении заказов конкурсная документация должна содержать требования, установленные заказчиком, уполномоченным органом, к качеству, техническим характеристикам товара, работ, услуг, требования к их безопасности, требования к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, требования к размерам, упаковке, отгрузке товара, требования к результатам работ и иные показатели, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемых работ, оказываемых услуг потребностям заказчика. При этом в случае, если иное не предусмотрено конкурсной документацией, поставляемый товар должен быть новым товаром (товаром, который не был в употреблении, не прошел ремонт, в том числе восстановление, замену составных частей, восстановление потребительских свойств).
В соответствии с пунктами 4.1 - 4.16 раздела VI "Техническая часть" Конкурсной документации исполнителю необходимо, в том числе осуществить поддержку и развитие автоматизированной информационной системы сбора, обработки и анализа статистических данных о деятельности учреждений культуры, установку клиента программы по запросу пользователей на стационарные компьютеры, регистрацию новых пользователей, оптимизацию программных средств, обеспечение сбора заявок на участие в программах и ввода их в базу данных оператором, обеспечить оказание услуг по поддержке и развитию системы финансового и управленческого контроля.
Вместе с тем, на заседании Комиссии в ходе рассмотрения жалобы установлено, что Заказчиком в Конкурсной документации не установлен объем оказываемых услуг, а именно в Конкурсной документации не указаны, в том числе, условия предоставления автоматизированных систем, технические и функциональные требования к предоставляемым системам, количество пользователей, которым будет устанавливаться программное обеспечение, количество пользователей, регистрация которых предусмотрена, технические и функциональные характеристики программных средств, оптимизацию которых необходимо обеспечить, количество заявок, необходимых для ведения в базу данных, технические характеристики предоставляемой системы финансового и управленческого контроля.
Таким образом, Заказчиком в нарушение части 2 статьи 22 Закона о размещении заказов в Конкурсной документации не установлен объем оказываемых услуг, что содержит признаки административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
2. В соответствии с частью 3 статьи 22 Закона о размещении заказов конкурсная документация не должна содержать указание на товарные знаки, знаки обслуживания, фирменные наименования, патенты, полезные модели, промышленные образцы, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товару, информации, работам, услугам, если такие требования влекут за собой ограничение количества участников размещения заказа.
Согласно извещению о проведении Конкурса предметом Конкурса является оказание услуг по проведения статистических наблюдений, сбору и мониторингу развития отрасли, актуализации и поддержке отраслевых баз данных, поддержке отраслевых систем управления.
Вместе с тем, на заседании Комиссии установлено, что в соответствии с разделом VI "Техническая часть" Конкурсной документации исполнителю необходимо осуществить оказание услуг технологически и функционально не связанной между собой, в том числе:
- п. 4.1.2.1. Сбор и обработка государственной и отраслевой статистической отчетности,
- п. 4.1.2.2. Сбор и обработка Паспортов культурной жизни регионов Российской Федерации,
- п. 4.1.2.3. Поддержка взаимодействия с Единой межведомственной информационно-статистической системой,
- п. 4.11. Оказание технической поддержки проведения мероприятий (конференций, киноконцертных мероприятий, совещаний, коллегий, координационных советов, телемостов и Интернет трансляций) Министерством культуры Российской Федерации,
- п. 4.11.2.2. Техническое обеспечение демонстрации аудиовизуальных произведений и мультимедийных материалов,
- п. 4.11.2.3. Услуги по доставке телеграмм,
- п. 4.12. Техническое обслуживание кабельной сети приема эфирного и спутникового телевидения (на время проведения мероприятий),
- п. 4.19.2.3. Замена расходных материалов.
Таким образом, Заказчик, объединив в один лот услуги, технологически и функционально не связанные между собой, нарушил часть 3 статьи 22 Закона о размещении заказов, что содержит признаки административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации.
3. В соответствии с пунктом 4.2 части 4 статьи 22 Закона о размещении заказов конкурсная документация должна содержать, в том числе форму, сроки и порядок оплаты товара, работ, услуг.
В соответствии со статьями 746, 766 Гражданского кодекса Российской Федерации заказчик обязан предусмотреть в Конкурсной документации и в проекте государственного контракта условие осуществления оплаты выполненных работ.
Частью 2 статьи 72 Бюджетного Кодекса Российской Федерации установлено, что государственные (муниципальные) контракты заключаются и оплачиваются в пределах лимитов бюджетных обязательств.
Согласно пункту 2.3 проекта государственного контракта Конкурсной документации: "В случае отсутствия бюджетного финансирования и невозможности выполнения обязательств по настоящему государственному контракту в установленные сроки, Государственный заказчик освобождается от ответственности за неисполнение своих обязательств, при этом исполнение обязательств производится Государственным заказчиком после поступления средств из федерального бюджета на лицевой счет Государственного заказчика".
Таким образом, порядок оплаты выполненных работ в части сроков установлен в соответствии с бюджетным и гражданским законодательством Российской Федерации и не противоречит положениям Закона о размещении заказов.
Следовательно довод Заявителя о том, что Заказчиком в проекте государственного контракта Конкурсной документации неправомерно установлено положение об освобождении заказчика от ответственности за неисполнение своих обязательств в случае отсутствия бюджетного финансирования не нашел своего подтверждения.
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15, пунктом 2 части 22 статьи 99, частью 8 статьи 106, частью 1 статьи 112 Закона о контрактной системе, Комиссия решила:
1. Признать жалобу ООО "Практик" обоснованной в части не установления объемов оказываемых услуг, являющихся предметом Конкурса, включения в один лот услуг по проведению статистических наблюдений, сбору и мониторингу развития отрасли, актуализации и поддержке отраслевых баз данных, услуги по техническому обслуживанию и замене расходных материалов, услуги по оказанию почтовой связи.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение части 2, части 3 статьи 22 Закона о размещении заказов.
3. Выдать Заказчику, конкурсной комиссии Заказчика предписание об устранении нарушений Закона о размещении заказов.
4. Передать материалы дела от 15.01.2014 N К-82/14 должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Ведущий заседание Комиссии: |
Е.В. Никитина |
Члены Комиссии: |
Е.Д. Набатова |
|
М.С. Полевая |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной антимонопольной службы от 15 января 2014 г. N К-82/14 "По делу о нарушении законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок"
Текст решения официально опубликован не был