Письмо Ассоциации российских банков от 30 декабря 2013 г. N А-02/5-765
В практике кредитных организаций - членов АРБ возникла проблема, связанная с применением Федерального закона от 7 августа 2001 года N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем и финансированию терроризма" (далее - Закон N 115-ФЗ).
В соответствии с пунктом 1.1 статьи 7 Закона N 115-ФЗ идентификация клиента - физического лица, представителя клиента, выгодоприобретателя и бенефициарного владельца не проводится при осуществлении организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом, операций по приему от клиентов - физических лиц платежей, если их сумма не превышает 15 000 рублей либо сумму в иностранной валюте, эквивалентную 15 000 рублей (за исключением случая, когда у работников организации, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, возникают подозрения, что данная операция осуществляется в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма).
Устанавливая лимит на суммы платежей, при осуществлении которых банк не обязан проводить идентификацию клиента, законодатель не предусмотрел никаких других ограничений и специальных правил. Руководствуясь правилом пункта 1.1 статьи 7 Закона N 115-ФЗ, банк вправе производить любой платеж, не превышающий указанный лимит, без осуществления процедуры идентификации.
Между тем, на практике имеется немало случаев, когда клиенты обходят рассматриваемое правило, оформляя поручения на несколько мелких платежей, не превышающих 15.000 рублей. Учитывая, что в этом случае идентификация клиента не производится, банк не в состоянии отследить и доказать факт уклонения клиентов от обязанности по исполнению требований законодательства. Такой вывод особенно очевиден, когда платеж осуществляется с использованием платежного терминала, принадлежащего банковскому платежному агенту (платежному агенту).
Поскольку клиенты сознательно дробят крупный платеж на несколько мелких, не превышающих 15 000 рублей, на практике банки вынуждены устанавливать собственные ежедневные лимиты на осуществление переводов средств без открытия счета, которые проводятся без идентификации плательщика.
По информации, полученной от некоторых банков, суммы указанных лимитов колеблются от 600 000 тысяч до 3 000 000 рублей в день. Очевидно, что введение банками указанных лимитов не основано на законе. Однако такая практика кредитных организаций объясняется их стремлением ограничить указанные операции, если нет возможности воспрепятствовать нарушению закона. Банки также опасаются, что Банк России может применить к ним меры воздействия, предусмотренные статьей 74 Федерального закона от 10 июля 2002 года N 86-ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)", либо отозвать лицензию на основании пункта 6 части первой статьи 20 Федерального закона от 2 декабря 1990 года N 395-1 "О банках и банковской деятельности".
Неопределенность положения банков, осуществляющих переводы физических лиц без открытия банковских счетов на сумму, не превышающую 15 000 рублей, усугубляется в связи с позицией Банка России, изложенной в письме ЦБ РФ от 4 сентября 2013 года N 172-Т "О приоритетных мерах при осуществлении банковского надзора". Практически все указанные переводы могут быть квалифицированы как "проведение сомнительных безналичных и (или) наличных операций".
Учитывая важность изложенной проблемы, просим Вас высказать точку зрения Банка России о корректном применении банками Закона N 115-ФЗ при осуществлении операций по переводу денежных средств без открытия счета, которые проводятся банками без идентификации плательщика.
Президент |
Г.А. Тосунян |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Письмо Ассоциации российских банков от 30 декабря 2013 г. N А-02/5-765
Текст письма официально опубликован не был