Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере размещения заказов (далее - Комиссия) рассмотрев жалобу ООО ПКС "Максима" (далее - Заявитель) на действия Федерального казенного учреждения "Управление ордена Знак Почета Северо-Кавказских автомобильных дорог Федерального дорожного агентства" (далее - Заказчик), содержащие признаки нарушения законодательства Российской Федерации о размещении заказов, при проведении ЗАО "Сбербанк-АСТ" (далее - Оператор электронной площадки) открытого аукциона в электронной форме на право заключения государственного контракта "на строительство и реконструкцию автомобильной дороги М -29 "Кавказ" - из Краснодара (от Павловской) через Грозный, Махачкалу до границы с Азербайджанской Республикой (на Баку). Реконструкция автомобильной дороги М-29 "Кавказ" - из Краснодара (от Павловской) через Грозный, Махачкалу до границы с Азербайджанской Республикой (на Баку) на участке км 387+000- км 397+000, Кабардино-Балкарская Республика" (номер извещения 0321100019413000147) (далее - Аукцион), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с частью 5 статьи 17 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о размещении заказов), Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 24.07.2012 N 498, установила:
В Федеральную антимонопольную службу поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Оператором электронной площадки Аукциона.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены следующими действиями Заказчика:
1. Заказчиком в документации об Аукционе установлены требования к характеристикам ряда товаров, использующихся при выполнении работ с нарушением Закона о размещении заказов.
2. Проектно-сметная документация размещена на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг www.zakupki.gov.ru (далее - Официальный сайт) не в полном объеме, а именно: отсутствует том 2.1 проектно-сметной документации.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с частью 5 статьи 17 Закона о размещении заказов внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
В соответствии с извещением о проведении Аукциона, документацией об Аукционе, протоколами, составленными при размещении заказа:
1) извещение о проведении Аукциона размещено на Официальном сайте - 20.11.2013;
2) начальная (максимальная) цена контракта - 3 940 418 710 рублей;
3) на участие в Аукционе подано 7 (семь) заявок от участников размещения заказа;
4) к участию в Аукционе допущено 7 (семь) участников размещения заказа;
5) дата проведения Аукциона - 19.12.2013;
6) в период проведения Аукциона предложения о цене контракта подавали 5 (пять) участников Аукциона;
7) минимальное предложение о цене контракта - 2 206 634 477,60 рублей.
1. В соответствии с пунктом 1 части 4 статьи 41.6 Закона о размещении заказов документация об открытом аукционе в электронной форме наряду с предусмотренными частью 3 статьи 41.6 Закона о размещении заказов сведениями должна содержать следующие сведения о товарах, работах, об услугах, соответственно на поставку, выполнение, оказание которых размещается заказ, и об условиях исполнения контракта, в том числе: требования к качеству, техническим характеристикам товара, работ, услуг, требования к их безопасности, требования к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, требования к размерам, упаковке, отгрузке товара, требования к результатам работ и иные показатели, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемых работ, оказываемых услуг потребностям заказчика. При этом должны быть указаны используемые для определения соответствия потребностям заказчика или эквивалентности предлагаемого к поставке или к использованию при выполнении работ, оказании услуг товара максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и показатели, значения которых не могут изменяться.
Требования к техническим характеристикам товаров (материалов), применяемых при выполнении работ указаны в Приложении N 5 "Технические требования к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) основного товара (материала), который будет использован при выполнении работ" (далее - Приложение N 5) к документации об Аукционе.
По мнению Заявителя, Заказчиком ненадлежащим образом установлены требования к характеристикам товаров, использующимся при выполнении работ, связанные с определением соответствия товаров потребностям Заказчика, а именно:
а) в пункте 1 "Бетон тяжелый" Приложения N 5 к документации об Аукционе установлены требования, противоречащие требованиям ГОСТ 26633-91.
На заседании Комиссии установлено, что согласно пункту 1 "Бетон тяжелый" Приложения N 5 к документации об Аукционе Заказчиком установлено "...Содержание зерен слабых пород в щебне из природного камня не должно превышать 15% по массе ...".
В соответствии с пунктом 1.6.9. ГОСТ 26633-91 установлено для "Бетона тяжелого" - "Содержание зерен слабых пород в гравии и щебне из гравия не должно превышать 10% по массе для бетонов всех классов".
Таким образом, требования, установленные Заказчиком пункте 1 "Бетон тяжелый" Приложения N 5 к документации об Аукционе не соответствуют требованиям, установленным в ГОСТе 26633-91.
б) Согласно пункту 13 "Битум нефтяной дорожный вязкий" Приложения N 5 к документации об Аукционе Заказчиком установлено: "Предельно допустимая концентрация паров углеводородов битумов в воздухе рабочей зоны 300 мг/м3". При этом согласно ГОСТ 22245-90 установлено для "Битума нефтяного дорожного вязкого" - "Предельно допустимая концентрация паров углеводородов битумов в воздухе рабочей зоны 300 мг/м3";
- согласно пункту 6 "Масло индустриальное" Приложения N 5 к документации об Аукционе Заказчиком установлено: "Кинематическая вязкость при 40°С, мм2/с, 29-35... Цвет на колориметре ЦНТ, единицы ЦНТ, не более 4,5". Согласно Приложению N 5 к документации об Аукционе Заказчик допускает использование "Масла индустриального" марки с кинематической вязкостью при 40°С, мм2/с, 29-35, которая соответствует марке И-20А, но при этом установлено требование к показателю "Цвет на колориметре ЦНТ", соответствующее марке И-50А, что не соответствует пункту 1.3.1. ГОСТ 20799-88, согласно которому "Маслу индустриальному" марки И-20А соответствует показатель "Цвет на колориметре ЦНТ, единицы ЦНТ, не более 2,0";
- согласно пункту 1 "Саженцы декоративных пород дуб" Приложения N 5 к документации об Аукционе Заказчиком установлено: "Группа в зависимости от биологических особенностей лиственные/хвойные", то есть Заказчик допускает применение декоративных саженцев хвойных пород, чем допускает противоречие в наименовании материала и его описании, так как дуб, является лиственной породой деревьев, что также не соответствует ГОСТ 24909-81, согласно которому дуб относится к лиственной группе;
- согласно пункту 93 "Горячекатаная арматура" Приложения N 5 к документации об Аукционе Заказчик установил: "Гладкого или периодического профиля класса А-Ш диаметра 25-36 мм. Площадь поперечного сечения стержня, см2, более 7...", следовательно Заказчик допускает применение арматуры с диаметром стержня 25мм. При этом согласно пункту 1.4. ГОСТ 5781-82 у арматуры с диаметром стержня 25мм площадь поперечного сечения стержня составляет 4,91 см2. Кроме того, согласно пункту 1.4. ГОСТ 5781-82 номинальные диаметры периодических профилей должны соответствовать номинальным диаметрам равновеликих по площади поперечного сечения гладких профилей;
- согласно пункту 144 "Краски густотертые" Приложения N 5 к документации об Аукционе Заказчик установил: "Эластичность пленки при изгибе должна превосходить 5мм". При этом согласно ГОСТ 6586-77 установлено для "Красок густотертых" - "Эластичность пленки при изгибе не должна быть более 1 мм".
На заседании Комиссии представитель Заказчика согласился с доводами жалобы указанными в подпункте "б)" пункта 1 настоящего решения и сообщил, что указанные требования являются технической ошибкой.
Таким образом, Комиссия приходит к выводу, что Заказчиком в нарушение пункта 1 части 4 статьи 41.6 Закона о размещении заказов не установлены требования к характеристикам ряда товаров, использующимся при выполнении работ, связанные с определением соответствия товаров потребностям Заказчика.
2. В целях надлежащего соблюдения пункта 1 части 4 статьи 41.6 Закона о размещении заказов, проектно-сметная документация должна входить в состав документации о торгах и размещаться на официальном сайте в полном объеме.
В соответствии с частью 1 статьи 743 Гражданского кодекса Российской Федерации подрядчик обязан осуществлять строительство и связанные с ним работы в соответствии с технической документацией, определяющей объем, содержание работ и другие предъявляемые к ним требования, и со сметой, определяющей цену работ.
В соответствии с частью 6 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации лицо, осуществляющее строительство, обязано осуществлять строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства, в том числе в соответствии с проектной документацией.
При этом согласно части 2 статьи 48 Градостроительного Кодекса Российской Федерации проектная документация представляет собой документацию, содержащую материалы в текстовой форме и в виде карт (схем) и определяющую архитектурные, функционально-технологические, конструктивные и инженерно-технические решения для обеспечения строительства, реконструкции объектов капитального строительства, их частей, капитального ремонта, если при его проведении затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности объектов капитального строительства.
Таким образом, строительство, реконструкция, капитальный ремонт объекта капитального строительства осуществляется на основании проектной документации, которая содержит показатели, связанные с определением соответствия выполняемых работ, оказываемых услуг потребностям заказчика.
Отсутствие в документации о торгах требований к качеству, техническим характеристикам товара, работ, услуг, требований к их безопасности, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, требований к размерам, упаковке, отгрузке товара, требований к результатам работ, в том числе отсутствие проектной документации в полном объеме приводит к невозможности формирования участником размещения заказа предложения по исполнению государственного (муниципального) контракта.
На заседании Комиссии установлено, что проектно-сметная документация размещена на Официальном сайте не в полном объеме, а именно: отсутствует том 2.1 проектно-сметной документации.
Размещение на Официальном сайте проектно-сметной документации не в полном объеме означает, что Заказчик не установил требования к объему работ, подлежащих выполнению в рамках заключаемого контракта, и лишает участника размещения заказа обоснованно сформировать свое предложение, является нарушением пункта 1 части 4 статьи 41.6 Закона о размещении заказов.
Нарушения Заказчиком положений Закона о размещении заказа, указанные в пунктах 1 и 2 настоящего решения, содержат признаки административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании изложенного и руководствуясь частями 5, 9 статьи 17, частью 6 статьи 60 Закона о размещении заказов, Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 24.07.2012 N 498, Комиссия решила:
1. Признать жалобу ООО ПКС "Максима" обоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение пункта 1 части 4 статьи 41.6 Закона о размещении заказов.
3. Выдать Заказчику, аукционной комиссии Заказчика, Оператору электронной площадки предписание об устранении нарушений Закона о размещении заказов.
4. Передать материалы от 17.12.2013 по делу N К-2471/13 соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной антимонопольной службы от 17 декабря 2013 г. N К-2471/13 "По делу о нарушении законодательства Российской Федерации о размещении заказов"
Текст решения официально опубликован не был