Определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 25 декабря 2013 г. N 8-АПГ13-22
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего Хаменкова В.Б.,
судей Борисовой Л.B., Ксенофонтовой О.А.,
при секретаре Акулове Д.Г.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе регионального отделения политической партии Справедливая Россия в Ярославской области на решение Ярославского областного суда от 3 октября 2013 года, которым отказано в удовлетворении заявления регионального отделения политической партии Справедливая Россия в Ярославской области о признании незаконным постановления Избирательной комиссии Ярославской области от 20 сентября 2013 года N 99/734-5 в части передачи вакантного мандата депутата Ярославской областной Думы шестого созыва.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Ксенофонтовой О.А., объяснения представителя регионального отделения политической партии Справедливая Россия в Ярославской области Яшинова А.В., поддержавшего доводы апелляционной жалобы, представителей Ярославского регионального отделения Всероссийской политической партии "Единая Россия" Николаева М.В. и Избирательной комиссии Ярославской области Маркова Н.В., возражавших против доводов апелляционной жалобы, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Засеевой Э.С., полагавшей, что решение суда отмене не подлежит, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации
установила:
12 сентября 2013 года Избирательной комиссией Ярославской области принято постановление N 98/731-5 "Об установлении результатов выборов депутатов Ярославской областной Думы шестого созыва по единому избирательному округу", состоявшихся 8 сентября 2013 года.
В связи с подачей кандидатом Терешковой В.В. заявления об отказе от депутатского мандата Избирательной комиссией Ярославской области принято постановление от 20 сентября 2013 года N 99/734-5, которым она исключена из единого списка кандидатов в депутаты Ярославской областной Думы шестого созыва по единому избирательному округу, выдвинутого Ярославским региональным отделением Всероссийской политической партии "Единая Россия"; вакантный мандат депутата Ярославской областной Думы шестого созыва передан зарегистрированному кандидату в депутаты из единого списка кандидатов по единому избирательному округу, выдвинутого Ярославским региональным отделением Всероссийской политической партии "Единая Россия" Ильичеву Е.В.
Региональное отделение политической партии Справедливая Россия в Ярославской области обратилось в Ярославский областной суд с заявлением о признании незаконным постановления Избирательной комиссии Ярославской области от 20 сентября 2013 года N 99/734-5 в части передачи вакантного мандата депутата Ярославской областной Думы шестого созыва Ильичеву Е.В.
Заявитель полагал, что постановление в оспариваемой части противоречит пунктам 3, 4.5, 5 статьи 89 Закона Ярославской области от 2 июня 2003 года N 27-з "О выборах в органы государственной власти Ярославской области и органы местного самоуправления муниципальных образований Ярославской области".
По его мнению, при распределении вакантных мандатов в связи с отказом двух избранных в составе единых списков кандидатов число делителей (т.е. чисел из возрастающего ряда натуральных чисел от 2 до числа, которое равно числу депутатских мандатов, оставшихся нераспределенными после их передачи единым спискам кандидатов) подлежало увеличению до 22. При таком распределении мандатов один вакантный мандат подлежал передаче единому списку, выдвинутому Ярославским региональным отделением Всероссийской политической партии "Единая Россия" (делитель 21, соответствующий частному 8104), а второй вакантный мандат - единому списку, выдвинутому региональным отделением политической партии Справедливая Россия в Ярославской области (делитель 22, соответствующий частному 7885).
Кроме того, заявитель указал, что в нарушение Закона Ярославской области от 2 июня 2003 года N 27-з при распределении вакантных мандатов не составлялся протокол. Положения закона Ярославской области от 2 июня 2003 года N 27-з, касающиеся распределения вакантных депутатских мандатов после первоначального распределения мандатов, противоречат конституционным принципам пропорциональности и справедливости.
Решением Ярославского областного суда от 3 октября 2013 года в удовлетворении заявления регионального отделения политической партии Справедливая Россия в Ярославской области отказано.
В апелляционной жалобе регионального отделения политической партии Справедливая Россия в Ярославской области ставится вопрос об отмене решения суда как постановленного с нарушением норм материального и процессуального права и вынесении нового решения об удовлетворении заявления регионального отделения политической партии Справедливая Россия в Ярославской области.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации не усматривает оснований к отмене решения суда.
Порядок определения результатов и установление общих результатов выборов депутатов Ярославской областной Думы по единому избирательному округу регулируются статьей 89 Закона Ярославской области от 2 июня 2003 года N 27-з "О выборах в органы государственной власти Ярославской области и органы местного самоуправления муниципальных образований Ярославской области".
Пунктом 3 статьи 89 названного Закона установлена методика распределения депутатских мандатов между списками кандидатов, допущенными к распределению депутатских мандатов.
В пунктах 4.1 - 4.4 статьи 89 приведена методика распределения депутатских мандатов, полученных в результате процедуры подсчета, изложенной в пункте 3, между зарегистрированными кандидатами внутри единого списка, в том числе между общей частью списка и территориальными группами кандидатов.
В соответствии с пунктом 5 статьи 89 кандидат, избранный в составе единого списка кандидатов, вправе до регистрации его организующей выборы избирательной комиссией подать письменное заявление об отказе от депутатского мандата. Заявление об отказе от получения депутатского мандата не подлежит отзыву. В этом случае организующая выборы избирательная комиссия исключает его из единого списка кандидатов и передает вакантный депутатский мандат в порядке, предусмотренном пунктом 4.5 настоящей статьи.
Пункт 4.5 статьи 89 устанавливает, что если после первоначального распределения депутатских мандатов внутри единого списка кандидатов депутатский мандат оказался вакантным, то такой мандат подлежит дополнительному распределению в порядке, предусмотренном подпунктами "а" - "в" пункта 3 настоящей статьи, и передается в порядке, предусмотренном пунктами 4.2 - 4.4 настоящей статьи, за исключением случаев, предусмотренных абзацами вторым - четвертым настоящего пункта.
Согласно пункту 3 статьи 89 каждому единому списку кандидатов, допущенному к распределению депутатских мандатов, передается по одному депутатскому мандату (абзац второй). Оставшиеся депутатские мандаты распределяются между едиными списками кандидатов в следующем порядке:
а) организующая выборы избирательная комиссия подсчитывает сумму голосов избирателей, поданных по единому избирательному округу, за каждый единый список кандидатов, допущенный к распределению депутатских мандатов. Число полученных каждым единым списком кандидатов голосов избирателей делится последовательно на числа из возрастающего ряда натуральных чисел (делителей) от 2 до числа, которое равно числу депутатских мандатов, оставшихся нераспределенными после их передачи единым спискам кандидатов в соответствии с абзацем вторым пункта 3 настоящей статьи;
б) частные, определенные с точностью до второго знака после запятой, полученные после указанной процедуры деления по всем единым спискам кандидатов, допущенным к распределению депутатских мандатов, распределяются в порядке убывания во вспомогательном ряду. Далее определяется то частное, порядковый номер которого во вспомогательном ряду равен числу депутатских мандатов, оставшихся нераспределенными после их передачи единым спискам кандидатов в соответствии в абзацем вторым пункта 3 настоящей статьи;
в) количество частных, относящихся к соответствующему единому списку кандидатов, которые расположены во вспомогательном ряду и порядковые номера которых меньше или равны числу депутатских мандатов, оставшихся нераспределенными после их передачи единым спискам кандидатов в соответствии с абзацем вторым пункта 3 настоящей статьи, есть число депутатских мандатов, которое получает соответствующий единый список кандидатов.
Из постановления Избирательной комиссии Ярославской области от 12 сентября 2013 года N 98/731-5 "Об установлении результатов выборов депутатов Ярославской областной Думы шестого созыва по единому избирательному округу" следует, что в числе других кандидатов, признанных избранными по результатам выборов депутатов Ярославской областной Думы шестого созыва по единому избирательному округу, кандидатами являлись Терешкова В.В., выдвинутая Ярославским региональным отделением Всероссийской политической партии "Единая Россия", и Трешневиков А.Н., выдвинутый региональным отделением политической партии Справедливая Россия в Ярославской области.
Названные кандидаты, избранные в составе единых списков кандидатов, выдвинутых их партиями, до регистрации их Избирательной комиссией Ярославской области подали письменные заявления об отказе от получения депутатских мандатов, в связи с чем Избирательная комиссия Ярославской области в соответствии с пунктом 5 статьи 89 Закона Ярославской области от 2 июня 2003 года N 27-з "О выборах в органы государственной власти Ярославской области и органы местного самоуправления муниципальных образований Ярославской области" приняла решение о передаче двух вакантных депутатских мандатов другим зарегистрированным кандидатам в порядке, предусмотренном подпунктами "а" - "в" пункта 3 статьи 89 Закона Ярославской области от 2 июня 2003 года N 27-з. В частности, оспариваемым постановлением Избирательной комиссии Ярославской области от 20 сентября 2013 года N 99/734-5 вакантный мандат, образовавшийся в результате отказа кандидата Терешковой В.В. от получения депутатского мандата, был передан зарегистрированному кандидату из единого списка кандидатов, выдвинутого Ярославским региональным отделением Всероссийской политической партии "Единая Россия" Ильичеву Е.В.
Разрешая заявленное требование, суд на основании анализа приведенных выше положений закона Ярославской области от 2 июня 2003 года N 27-з пришел к правильному выводу о том, что дополнительному распределению подлежали только 2 мандата, оказавшиеся вакантными после первоначального распределения депутатских мандатов, и только в отношении этих двух мандатов следует применять правило пропорционального распределения мандатов между едиными списками кандидатов, содержащееся в подпунктах "а" - "в" пункта 3 статьи 89 Закона Ярославской области от 2 июня 2003 года N 27-з.
Выстроив вспомогательный ряд в соответствии с названным выше порядком, суд установил, что частные, образовавшиеся после деления числа полученных каждым единым списком кандидатов голосов избирателей на числа из возрастающего ряда натуральных чисел от 2 до числа, равного числу депутатских мандатов, оставшихся нераспределенными после их передачи единым спискам кандидатов (в данном случае 2 и 3), относятся к единому списку, выдвинутому Ярославским региональным отделением Всероссийской политической партии "Единая Россия".
При таких данных, суд обоснованно не усмотрел оснований для признания незаконным оспариваемого постановления Избирательной комиссии Ярославской области, которым вакантный мандат передан зарегистрированному кандидату из единого списка кандидатов, выдвинутого Ярославским региональным отделением Всероссийской политической партии "Единая Россия".
Относительно довода заявителя о том, что оспариваемое постановление основано на нормах Закона Ярославской области от 2 июня 2003 года N 27-з, противоречащих конституционным принципам пропорциональности и справедливости, суд правильно указал в решении, что нормы пунктов 4.5, 5 статьи 89 Закона Ярославской области от 2 июня 2003 года N 27-з являлись предметом проверки суда и не признаны противоречащими федеральному законодательству. Решение суда вступило в законную силу 2 октября 2013 года.
Довод апелляционной жалобы о необходимости увеличения числа делителей (чисел из возрастающего ряда натуральных чисел от 2 до числа, равного числу депутатских мандатов, оставшихся нераспределенными после их передачи единым спискам кандидатов) до 22, в результате чего частное составит число 7885,00 и будет приходиться на результат, полученный единым списком, выдвинутым региональным отделением политической партии Справедливая Россия в Ярославской области, основанием к отмене решения суда явиться не может, как основанный на неверном толковании пункта 4.5 статьи 89 Закона Ярославской области от 2 июня 2003 года N 27-з, поскольку таковое распределение мандатов будет свидетельствовать как раз о повторном их распределении, а не о дополнительном распределении вакантных мандатов.
Довод апелляционной жалобы об отсутствии протокола, фиксирующего результаты дополнительного распределения вакантных мандатов, также не может явиться основанием к отмене решения суда. Результаты дополнительного распределения депутатских мандатов в Ярославской областной Думе шестого созыва оформлены таблицей; данные, содержащиеся в таблице, заявителем не оспариваются.
Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса РФ, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации определила:
решение Ярославского областного суда от 3 октября 2013 года оставить без изменения, апелляционную жалобу регионального отделения политической партии Справедливая Россия в Ярославской области - без удовлетворения.
Председательствующий |
Хаменков В.Б. |
Судьи |
Борисова Л.B. |
|
Ксенофонтова О.А. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 25 декабря 2013 г. N 8-АПГ13-22
Текст определения официально опубликован не был