Определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 15 января 2014 г. N 71-АПГ13-10
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего В.Н. Пирожкова
судей Т.Н. Ерёменко, Е.В. Горчаковой
при секретаре М.И. Паршиной
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по заявлению Гущян М.В. об установлении срока и порядка проведения муниципальных выборов в муниципальном образовании "Гурьевском городском округе" по апелляционной жалобе Гущян М.В. на решение Калининградского областного суда от 1 октября 2013 года.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Т.И. Еременко, объяснения представителя заявителя Гущян М.В. по доверенности С.А. Воробьева, поддержавшего доводы апелляционной жалобы, председателя Гурьевского окружного Совета депутатов С.А. Куликова и представителя Гурьевского окружного Совета депутатов по доверенности Т.П. Красной, возражавших против удовлетворения апелляционной жалобы, заключение прокурора Генеральной Прокуратуры Российской Федерации Э.С. Засеевой, полагавшей решение подлежащим оставлению без изменения, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации установила:
Гущян М.В., проживающая в г. Гурьевске Калининградской области, обратилась в Калининградский областной суд с заявлением об установлении срока и порядка проведения муниципальных выборов в муниципальном образовании "Гурьевском городском округе" ссылаясь на то, что законом Калининградской области N 229 от 29 мая 2013 года "Об объединении поселений, входящих в состав Гурьевского муниципального района, и организации местного самоуправления на объединенной территории" были объединены территории 8 поселений, входящих в состав Гурьевского муниципального района, с утратой ими статуса муниципальных образований и созданием на территории Гурьевского района вновь образованного муниципального образования - Гурьевского городского округа.
Вместе с тем решение о назначении выборов не принято в нарушение п. 5.1 ст. 10 Федерального закона N 67-ФЗ от 12 июня 2002 года "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ" и ч. 5 ст. 34 Федерального закона N 131-ФЗ от 6 октября 2003 года "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", согласно которым выборы в органы местного самоуправления вновь образованного муниципального образования должны быть проведены не позднее чем через 6 месяцев со дня его создания, что нарушает избирательные права заявителя.
В судебном заседании представитель Гущян М.В. - Воробьев С.А. заявленные требования поддержал.
Представитель Калининградской областной Думы - Кузнецов А.В., представители Губернатора Калининградской области - Гора Е.Ю. и Глущенко А.В., представитель Избирательной комиссии Калининградской области - Каровайчик Д.В. и председатель Гурьевской ТИК - Сорокин А.В., представители Гурьевского районного совета депутатов - Красная Т.П. и Куликов С.А. просили суд в удовлетворении заявленных требований отказать.
Решением Калининградского областного суда от 1 октября 2013 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
В апелляционной жалобе Гущян М.В. просит указанное решение суда отменить ввиду неправильного применения судом норм материального права.
Изучив доводы апелляционной жалобы, проверив материалы дела, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации пришла к следующему.
Как усматривается из материалов дела, вступившим в силу 31 мая 2013 года законом Калининградской области N 229 от 29 мая 2013 года "Об объединении поселений, входящих в состав Гурьевского муниципального района, и организации местного самоуправления на объединенной территории" объединены территории 8 поселений, входящих в состав Гурьевского муниципального района, в результате чего прекращаются полномочия органов местного самоуправления и выборных должностных лиц местного самоуправления каждого из объединяемых поселений и поселения утрачивают статус муниципальных образований, а в состав территории Гурьевского муниципального района входят один город и территории поселков и сельских населенных пунктов, не являющихся муниципальными образованиями; городское поселение, образованное путем вышеуказанного изменения состава территории Гурьевского муниципального района, наделено статусом городского округа (статья 1 закона).
Статьей 2 этого же закона Калининградской области установлено, что органы местного самоуправления и выборные должностные лица местного самоуправления муниципального района с 1 января 2014 года приступают к осуществлению полномочий по решению вопросов местного значения городского округа; в период со дня вступления в силу настоящего закона до 1 января 2014 года органы местного самоуправления и выборные должностные лица местного самоуправления муниципального района вправе принимать устав городского округа, другие муниципальные правовые акты, которые вступают в силу не ранее 1 января 2014 года.
Согласно п. 5 ст. 3 Федерального закона N 138-ФЗ от 26 ноября 1996 года "Об обеспечении конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления" порядок назначения выборов депутатов представительных органов местного самоуправления и выборных должностных лиц местного самоуправления определяется решением суда только в случае, если будет установлено нарушение конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления по основаниям, перечисленным в пункте 1 ст. 1 настоящего Федерального закона, если:
законодательным (представительным) органом субъекта Российской Федерации не принят закон, устанавливающий порядок проведения муниципальных выборов;
представительным органом местного самоуправления или на местном референдуме не принят устав муниципального образования;
в муниципальном образовании отсутствует выборный представительный орган местного самоуправления;
полномочия органов местного самоуправления осуществляются должностными лицами, назначенными органами государственной власти;
законом субъекта Российской Федерации не установлен порядок образования, объединения, преобразования и упразднения муниципальных образований;
истекли установленные сроки полномочий выборных органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления;
выборы депутатов представительных органов местного самоуправления или выборных должностных лиц местного самоуправления, в том числе повторные или досрочные выборы, не назначены уполномоченным органом или должностным лицом в установленные сроки;
отсутствуют органы или должностные лица, уполномоченные назначить выборы депутатов представительных органов местного самоуправления и выборных должностных лиц местного самоуправления;
муниципальные образования упразднены, объединены или преобразованы в порядке, противоречащем законодательству;
органы местного самоуправления упразднены или самораспущены в порядке, противоречащем законодательству, либо фактически перестали исполнять свои полномочия;
в нарушение законодательства не реализуются конституционные права граждан, проживающих на территории муниципального образования, избирать и быть избранными в органы местного самоуправления муниципального образования.
Таких оснований, в данном случае, установлено не было, кроме того, закон Калининградской области от 29 мая 2013 года N 229 "Об объединении поселений, входящих в состав Гурьевского муниципального района и организации местного самоуправления на объединенной территории" был предметом судебной проверки и вступившим в законную силу решением Калининградского областного суда от 5 июля 2013 года, оставленным без изменения определением Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда РФ от 16 октября 2013 года.
Указанным решением признано законным преобразование муниципального образования Гурьевский район, которое произведено в соответствии с Федеральным законом N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из того, что порядок организации местного самоуправления на преобразованной территории урегулирован законом Калининградской области N 229 от 29 мая 2013 года и все органы местного самоуправления 8 поселений, входивших в состав муниципального района, которые были избраны на муниципальных выборах в 2008 году, а также глава муниципального района, избранный на муниципальных выборах в 2009 году и представительный орган муниципального района, депутаты которого избраны на муниципальных выборах в марте 2011 года выполняют свои обязанности в полном объеме.
Кроме того в силу ч. 8 ст. 13 Федерального закона N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" установлено, что преобразование муниципальных образований влечет создание вновь образованных муниципальных образований в случаях, предусмотренных ч.ч. 3, 4, 5, 6 данной статьи, а именно:
при объединении двух и более поселений (ч. 3), при объединении двух и более муниципальных районов (ч. 4),
при разделении поселения (ч. 5), при разделении муниципального района (ч. 6), что по делу не установлено.
Поскольку сроки полномочий выборных органов местного самоуправления и должностных лиц муниципального района не истекли, а органы, уполномоченные назначить муниципальные выборы, в Гурьевском районе имеются, суд с учетом фактических обстоятельств пришел к обоснованному выводу об отказе в назначении выборов
Доводы апелляционной жалобы аналогичны доводам, изложенным заявителем в суде инстанции. Оснований не согласиться с выводами Калининградского областного суда не имеется.
Руководствуясь статьями 328, 329, 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации определила:
Решение Калининградского областного суда от 1 октября 2013 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Гущян М.В. - без удовлетворения.
Председательствующий |
В.Н. Пирожков |
Судьи |
Т.Н. Ерёменко |
|
Е.В. Горчакова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 15 января 2014 г. N 71-АПГ13-10
Текст определения официально опубликован не был