Кассационное определение СК по уголовным делам Верховного Суда РФ от 25 декабря 2013 г. N 53-О13-28
Судебная коллегия по уголовным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе
председательствующего Червоткина А.С.,
судей Боровикова В.П., Ведерниковой О.Н.,
при секретаре Ивановой А.А.
рассмотрела в судебном заседании кассационные жалобы адвоката Бурлака В.Г. и осуждённого Бударина А.П. на приговор Красноярского краевого суда от 16 июля 2007 года, которым
Бударин А.П., ... 25 мая 2006 г. судимый по ч. 1 ст. 213 УК РФ к 1 году лишения свободы условно с испытательным сроком 1 год,
осуждён по п. "в" ч. 4 ст. 162 УК РФ к 11 годам лишения свободы, по п. "з" ч. 2 ст. 105 УК РФ к 15 годам лишения свободы.
В соответствии с ч. 3 ст. 69 УК РФ по совокупности преступлений путём частичного сложения наказаний назначено 18 лет лишения свободы.
На основании ч. 5 ст. 74 УК РФ отменено условное осуждение по предыдущему приговору.
К назначенному по настоящему приговору наказанию частично присоединено наказание, не отбытое по приговору Лесосибирского городского суда от 25 мая 2006 года, и на основании ст. 70 УК РФ по совокупности приговоров окончательно назначено 18 лет 6 месяцев лишения свободы в исправительной колонии строгого режима.
Приговором разрешён гражданский иск и определена судьба вещественных доказательств.
Заслушав доклад судьи Боровикова В.П., объяснения осуждённого Бударина А.П. и адвоката Кротовой С.В., поддержавших доводы кассационных жалоб, выступление прокурора Кузнецова С.В., полагавшего изменить приговор в связи с введением в действие Федерального закона от 29 июня 2009 г. N 141-ФЗ, судебная коллегия установила:
согласно приговору Бударин А.П. осуждён за разбойное нападение на В., совершённое с применением предметов, используемых в качестве оружия, в крупном размере, и убийство потерпевшего в ходе нападения.
Преступления совершены 8 августа 2006 г. в ... при указанных в приговоре обстоятельствах.
В кассационной жалобе и дополнениях к ней адвокат Бурлак В.Г. ставит вопрос об изменении приговора и о переквалификации действий Бударина А.П. с п. "в" ч. 4 ст. 162 и п. "з" ч. 2 ст. 105 УК РФ на ч. 1 ст. 166 и ч. 4 ст. 111 УК РФ соответственно, назначив ему по совокупности преступлений и приговоров возможно минимальное наказание, сославшись при этом на то, что выводы суда, изложенные в приговоре, не соответствуют фактическим обстоятельствам уголовного дела, так как они не подтверждаются исследованными в суде доказательствами, суд не учёл обстоятельства, которые могли существенно повлиять на выводы суда.
По его мнению, неправильно определена стоимость похищенного автомобиля в размере ... рублей, не учтено, что, как пояснили свидетели Р. и Ц. в 2005 г. этот автомобиль ими был продан за ... рублей.
Не соответствует действительности вывод суда о том, что автомобиль Бударина А.П. был неисправным, имел повреждения кузова, а поэтому ни на чём не основано утверждение суда о совершении Будариным А.П. разбойного нападения на В. и убийства с целью завладения автомобилем, чтобы использовать его в качестве запасных частей для имевшегося у него автомобиля. Защитник считает, что суд неправильно пришёл к выводу, что смерть потерпевшего наступила от одиночного проникающего колото-резаного ранения живота с повреждением поджелудочной железы и поперечно-ободочной кишки. Не были учтены выводы судмедэксперта (заключение N 3513-Э от 9 октября 2006 г.), согласно которым причинённые потерпевшему повреждения привели к развитию осложнения в виде разлитого гнойно-фибринозного перитонита и острой почечной недостаточности, что и явилось непосредственной причиной смерти. Обнаруженное колото-резаное ранение грудной клетки не находится в прямой причинной связи со смертью потерпевшего, который скончался 18 августа 2006 г.
Адвокат Бурлак В.Г. полагает, что суд не дал надлежащей оценки пояснениям Бударина А.П. о том, что он не хотел убивать потерпевшего, телесные повреждения он причинил В. в ходе ссоры.
При этом он приводит выводы эксперта (экспертиза трупа), где отмечено, что у потерпевшего имелись повреждения в виде резаной раны на ладонной поверхности правой кисти и на ладонной поверхности второго пальца левой кисти (т. 1 л.д. 97).
Вместе с тем он обращает внимание на то, что в заключении судмедэксперта N 8377 от 3 октября 2006 г. указано на обнаружение рубца на внутренней поверхности первого пальца правой кисти и аналогичного по свойствам рубца на ладонной поверхности правой кисти. Давность рубцов соответствует времени происшествия, то есть 8 августа 2006 г. (т. 1 л.д. 104-106).
По мнению защитника, суд оставил без внимания показания свидетеля И., подтвердившего, что после 8 августа 2006 г. у Бударина А.П. были забинтованы руки и последний пояснил, что получил ранения в ходе драки с таксистом.
В своей кассационной жалобе осуждённый сослался на аналогичные доводы и просьбу.
Излагая обстоятельства, имевшие место, по его мнению, Бударин А.П. указал, что он угнал автомобиль с той целью, чтобы скрыться с места происшествия, газовый баллончик принадлежал потерпевшему, ссора с ним произошла из-за того, что он не довёз его до определённого места, в ответ на что он нанёс беспорядочные удары ножом.
Осуждённый также считает, что показания И. носят предположительный характер, запись его разговора следует отнести к недопустимым доказательствам.
В возражениях на кассационные жалобы потерпевший В. и государственный обвинитель Волнистова Ж.Г. приводят суждения относительно несостоятельности позиции их авторов.
Проверив материалы уголовного дела, обсудив доводы кассационных жалоб, а также возражения на них, судебная коллегия считает необходимым изменить приговор и, учитывая положения ч. 1 ст. 62 УК РФ (в редакции Федерального закона от 29 июня 2009 г. N 141-ФЗ), снизить срок назначенного Бударину А.П. по п. "в" ч. 4 ст. 162 УК РФ наказания, назначив ему заново наказание по правилам ч. 3 ст. 69 и ст. 70 УК РФ.
В остальной части приговор следует оставить без изменения, а кассационные жалобы - без удовлетворения.
Оснований, влекущих отмену либо изменение приговора (за исключением внесённых выше в приговор изменений), указанных в ст. 379 УПК РФ, не усматривается.
Выводы суда, изложенные в приговоре, соответствуют фактическим обстоятельствам уголовного дела и подтверждаются исследованными в суде и приведёнными в приговоре доказательствами.
В соответствии с ч. 1 ст. 88 УПК РФ суд оценил каждое доказательство с точки зрения относимости, допустимости, достоверности, собранные доказательства в совокупности - достаточности для постановления оспариваемого обвинительного приговора.
В судебном заседании Бударин А.П. признал вину в убийстве потерпевшего В. на почве личных неприязненных отношений и в завладении его автомобилем без цели хищения.
Доводы авторов кассационных жалоб опровергаются приведёнными в приговоре доказательствами.
Свидетель С. подтвердил, что в первом часу ночи 8 августа 2006 г. он, находясь в кв. N ... по ул. ... в г. ..., услышал крик о помощи. Из балкона он увидел, что парень упал на капот автомобиля, от его дома отъехал другой автомобиль. Выйдя на улицу, он увидел парня, у которого из шеи и груди шла кровь. Парень сообщил ему о том, что по просьбе молодого человека он довёз его к дому по ул. ... возле которого последний брызнул ему в лицо из газового баллончика, после чего ударил его ножом в шею. Он выбежал из машины, а парень догнал его и стал бить ножом в живот, а потом тот сел в его автомобиль и уехал.
В полутора метрах от потерпевшего зазвонил телефон, который он подобрал и показал его потерпевшему, но тот сказал, что это не его телефон. Подобранный телефон он передал подъехавшим сотрудникам ДПС.
Об аналогичных обстоятельствах рассказал свидетель Д.
Потерпевший В. - отец убитого В. - подтвердил, что у сына не было газового баллончика.
Согласно заключению судебно-фоноскопической экспертизы на аудиозаписи телефонного разговора свидетеля И. (брат осуждённого) зафиксирована информация о том, что данный свидетель рассказал своему знакомому по имени С. о том, что брат зарезал таксиста с той целью, чтобы завладеть его автомобилем и использовать его для ремонта своего автомобиля.
В суде И. подтвердил данный разговор, сообщив при этом, что он разговаривал с Л.
Изложенные выше доказательства опровергают доводы авторов кассационных жалоб о том, что в ходе ссоры потерпевший применил в отношении осуждённого газовый баллончик, ссора возникла из-за того, что потерпевший отказался довезти его до определённого места, а он - осуждённый - не стал платить ему за проезд.
Доказательства, на которые в приговоре сослался суд в обоснование доказанности вины осуждённого в содеянном, опровергают утверждение Бударина А.П. и его защитника о том, что Бударин А.П. завладел автомобилем с целью, чтобы уехать с места происшествия.
Осуждённый подтвердил, что после 22 мая 2006 г. его автомобиль имел повреждения капота и оптики.
Согласно документам из ... ГОВД Бударину А.П. принадлежит автомобиль ... госномер ... 22 мая 2006 г. он совершил ДТП, в результате чего были деформированы передний бампер, декоративная решётка и разбита правая фара. В ходе осмотра автомобиля были установлены и другие повреждения: вмятины и царапины на бампере, отсутствует фонарь повторителя поворотника на правом переднем крыле.
С учётом всех обстоятельств дела суд сделал правильный вывод о том, что Бударин А.П. напал на водителя В. с целью завладения автомобилем, чтобы использовать его в качестве запасных частей для своего автомобиля. Он оставил похищенный автомобиль лишь тогда, когда обнаружил пропажу своего телефона и понял, что будет изобличён в совершении преступлений.
Согласно заключению судмедэксперта смерть потерпевшего наступила 18 августа 2006 г. в больнице от одиночного проникающего колото-резаного ранения живота с повреждением поджелудочной железы и поперечно-ободочной кишки, повлекшего осложнение в виде разлитого гнойно-фибринозного перитонита и острой почечной недостаточности. Потерпевшему были нанесены ножом два проникающих в жизненно важные органы ранения - в живот и грудную клетку, повлекшие тяжкий вред здоровью. Ему также были нанесены семь резаных ранений в жизненно важные органы.
При таких обстоятельствах суд обоснованно пришёл к выводу, что Бударин А.П. действовал с прямым умыслом на убийство потерпевшего.
Согласно заключению криминалистической экспертизы обнаруженный на месте происшествия аэрозольный баллончик с веществом алеорезин капсикум пригоден для применения.
Из заключения судебно-химической экспертизы следует, что указанное выше вещество является производным капсаицина - экстракта красного перца и относится к высокотоксичным веществам раздражающего действия и может использоваться в качестве отравляющего вещества.
Изложенные в приговоре доказательства свидетельствуют о том, что Бударин А.П. порезал себе руку тогда, когда наносил удары ножом потерпевшему.
Стоимость похищенного автомобиля установлена судом на основании совокупности доказательств, исследованных в суде первой инстанции.
При этом были учтены показания В. о том, из каких затрат определена стоимость автомобиля.
Виновность Бударина А.П. подтверждается и другими приведёнными в приговоре доказательствами, которым суд дал правильную оценку.
Доводы кассационных жалоб являются аналогичными тем, которые были озвучены их авторами в ходе судебного разбирательства. Они были предметом исследования, по ним в приговоре приведены мотивированные суждения, сомневаться в правильности которых судебная коллегия не находит оснований.
Правильно установленным в суде фактическим обстоятельствам дела дана верная юридическая оценка.
Оснований для переквалификации действий осуждённого не усматривается.
При назначении наказания суд в полной мере учёл общие начала назначения наказания, указанные в ст. 60 УК РФ.
Руководствуясь ст.ст. 377, 378 и 388 УПК РФ, судебная коллегия определила:
приговор Красноярского краевого суда от 16 июля 2007 года в отношении Бударина А.П. изменить и снизить срок назначенного ему по п. "в" ч. 4 ст. 162 УК РФ с применением ст. 62 УК РФ (в редакции Федерального закона от 29 июня 2009 г. N 141-ФЗ) наказания до 10 лет лишения свободы.
В соответствии с ч. 3 ст. 69 УК РФ по совокупности преступлений, предусмотренных п. "з" ч. 2 ст. 105 и п. "в" ч. 4 ст. 162 УК РФ, назначить Бударину А.П. 17 лет 6 месяцев лишения свободы.
К назначенному наказанию частично присоединить наказание, не отбытое по приговору Лесосибирского городского суда от 25 мая 2006 г., и на основании ст. 70 УК РФ по совокупности приговоров осуждённому Бударину А.П. окончательно назначить 18 лет лишения свободы в исправительной колонии строгого режима.
В остальной части приговор в отношении Бударина А.П. оставить без изменения, а кассационные жалобы - без удовлетворения.
Председательствующий |
Червоткин А.С. |
Судьи |
Боровиков В.П. |
|
Ведерникова О.Н. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Кассационное определение СК по уголовным делам Верховного Суда РФ от 25 декабря 2013 г. N 53-О13-28
Текст определения официально опубликован не был