Резолюция CM/ResAP(2011)/1
о качестве и требованиях безопасности для лекарственных средств, приготовленных в аптеках по специальным запросам пациентов*
(принята Комитетом Министров 19 января 2011 г. на 1103-м заседании заместителей Министров)
Комитет Министров в составе, ограниченном представителями государств-участников Конвенции о разработке Европейской фармакопеи** (СЕД N 50),
Принимая во внимание, что целью Совета Европы является достижение большего единства между его членами и что указанная цель может быть достигнута, среди прочего, общими действиями в сфере здравоохранения, включая принятие общих регламентов;
Принимая во внимание, что установка стандартов, выполняемая согласно Конвенции о разработке Европейской фармакопеи и ее Протоколам (СЕД N 134), которая направлена на содействие прогрессу всеми возможными путями в социальной сфере и в сфере, относящейся к здравоохранению, посредством гармонизации спецификаций лекарственных веществ, которые в своем первоначальном состоянии или в форме фармацевтических препаратов, представляют общий интерес и важность для народов Европы;
Подчеркивая потребность в применении, если возможно, соответствующих международных стандартов, таких как стандарты, разработанные Всемирной организацией здравоохранения и Объединением фармацевтических инспекторов и Системой сотрудничества фармацевтических инспекций (PIC/S);
Напоминая также о главах и статьях Европейской фармакопеи, содержащих общие и специальные требования, применяемые к лекарственным средствам, приготовленным в аптеках, в частности, о стандартах и способах контроля за химическим, фармацевтическим и микробиологическим качеством активных веществ и вспомогательных веществ, о лекарственных формах и контейнерах;
Помня о мерах, предложенных в Резолюции ResAP(93)1 Комитета Министров о роли и подготовке сообщества фармацевтов, Резолюции ResAP (94)1 Комитета Министров о рациональном использовании лекарственных препаратов и Резолюции ResAP(97)2 Комитета Министров о развитии функции фармацевтов и адаптации их первоначальной подготовки, а также о необходимости их имплементации;
Напоминая о мерах, предложенных в Резолюции ResAP(2001)2 Комитета Министров относительно роли фармацевтов в рамках охраны здоровья, inter alia подчеркивая, что сообщество фармацевтов состоит из профессионалов в сфере здравоохранения, которые доступны для непосредственного обращения к ним пациентов, и которые могут помочь в индивидуализации оказания помощи пациентам;
Помня о результатах международного симпозиума "Европейское сотрудничество и совместная деятельность по стандартам качества сверх Европейской фармакопеи", состоявшегося 15 и 16 июня 2007 г., и рабочего совещания экспертов "Содействие стандартам качества и обеспечение безопасности лекарственных средств, приготовленных в аптеках по специальным запросам пациентов", состоявшегося 24 сентября 2009 г. в Европейском директорате по качеству лекарственных средств и здравоохранению (EDQM) Совета Европы в Страсбурге;
Принимая во внимание, что лекарственные средства, изготовленные фармацевтической промышленностью, не всегда разрешены или имеются в наличии для удовлетворения особых запросов отдельных пациентов;
Отмечая, что лекарственные средства, произведенные в промышленных масштабах, должны получить разрешение на маркетинг, выданное компетентным регулятивным органом до размещения на рынке;
Принимая во внимание, что для удовлетворения особых потребностей отдельных пациентов в Европе необходимо приготовление в аптеках лекарственных средств, которые могут потребоваться вследствие индивидуального или медицинского состояния пациента при их отсутствии или если соответствующих лекарственных средств нет в наличии на рынке;
Отмечая, что приготовление лекарственных средств в аптеках не упорядочено в Европе и подпадает под национальную компетенцию государств-участников Конвенции о разработке Европейской фармакопеи;
Принимая во внимание, что фармацевты могут на законных основаниях приготовить лекарственные средства в аптеке в соответствии со своим профессиональным образованием, профессиональной лицензией и лицензированием фармацевтического учреждения;
Подчеркивая, что безопасность пациента и достижение терапевтической цели требуют, чтобы лекарственные средства, приготовленные в аптеках, отвечали соответствующим и специальным критериям качества, безопасности и практической пользы, также если не требуется разрешение на маркетинг;
Подчеркивая, что требования качества и гарантии безопасности лекарственных средств, приготовленных в аптеках в специальных структурах и процессах в дополнение к соответствующим требованиям фармакопеи, необходимы для обеспечения надлежащей безопасности пациента в Европе и практической пользы приготовления таких лекарственных средств в аптеках;
Во избежание проблем качества и безопасности лекарственных средств, приготовленных в аптеках, по сравнению со средствами, приготовленными в промышленных масштабах, рекомендует правительствам государств-участников Конвенции о разработке Европейской фармакопеи принять свои регламенты в соответствии с принципами, установленными в настоящей резолюции:
- практическая польза аптечных препаратов и обязанности профессионалов здравоохранения;
- процесс приготовления;
- досье препарата;
- разрешение на маркетинг;
- маркировка;
- соответствие фармацевтическим требованиям;
- восстановление лекарственных средств;
- разрешение для аптек или, если не применяется другое национальное законодательство или руководство, лицензии для компаний, изготавливающих препараты для аптек;
- прозрачность и безопасность;
- рациональное использование;
- надзор;
- связь и информация для пациентов;
- дистрибуция фармакологических препаратов.
Для имплементации настоящей резолюции государства-участники Конвенции о разработке Европейской фармакопеи должны будут дополнить ее дополнительным практическим руководством с учетом национальных правовых рамок.
Дополнение к Резолюции CM/ResAP(2011)1
1. Сфера применения
Действие настоящей резолюции распространяется на лекарственные средства для использования человеком. Другая продукция, такая как медицинское оборудование или косметическая продукция, находится за пределами сферы действия настоящей резолюции.
Настоящая резолюция применяется к фармацевтическим препаратам, также известным как нелицензированные фармацевтические препараты, т.е. лекарственным средствам, которые готовятся для специальных запросов пациентов аптеками сообщества или больничными аптеками, и к сравнимым процессам и препаратам из лекарственных средств, указанным в параграфе 10.2. Она применяется также к восстановлению лекарственных средств в учреждениях здравоохранения.
Действие ее положений распространяется на все аптечные препараты, приготовленные для немедленного приема и находящиеся в запасах, применение которых зависит от результата оценки риска фармацевтического препарата.
2. Определения
Процедура для стерильных лекарственных средств в закрытой системе: процедура, в которой готовятся стерильные лекарственные средства посредством помещения стерильных начальных материалов или растворов в предварительно стерилизованный запечатанный контейнер либо напрямую, либо с использованием устройства для стерильной подачи и без подвергания раствора воздействию внешней среды (такие как приборы внутривенного введения: приборы для цитотоксичных лекарственных средств или полного парентерального питания (TPN)).
Аптека, отпускающая препараты: аптека, которая получает рецепт пациента и предоставляет ему аптечный препарат (часто приготовившая аптека и аптека, отпускающая препараты, идентичны).
Внешняя поставка (см. примечание 1, модельная процедура оценки риска): поставка аптечных препаратов приготовившей аптекой, кроме прямых поставок пациентам.
Надлежащая практика дистрибуции (GDP): практика, определенная в "Руководстве о надлежащей практике дистрибуции лекарственных средств, предназначенных для человека" Европейской Комиссии (94/С 63/03).
Надлежащая производственная практика (GMP): практика, определенная в Директиве 2003/94/ЕС Европейской Комиссии и в Нормативно-правовой базе обращения лекарственных средств в рамках законодательства Европейского Союза, Том 4, в руководстве о надлежащей производственной практике в отношении лекарственных средств, предназначенных для человека, и в отношении ветеринарных лекарственных средств.
Надлежащая практика приготовления (PIC/S GPP): "Руководство о надлежащей практике приготовления лекарственных средств в учреждениях здравоохранения" в Системе сотрудничества фармацевтических инспекций Конвенции об объединении фармацевтических инспекторов (PIC/S) Руководство PE 010.
Внутренняя поставка (см. примечание 1, модельная процедура оценки риска): прямая поставка аптечных препаратов пациенту приготовившей их аптекой.
Процедура для стерильных лекарственных средств в открытой системе: процедура, в которой готовятся стерильные лекарственные средства и раствор подвергается воздействию внешней среды.
Фармацевтический эквивалент: лекарственные средства, имеющие те же активные вещества независимо от используемых вспомогательных веществ, одинаковую или подобную цели использования, одинаковую силу и дозировку и одинаковый или подобный способ приема.
Приготовившая аптека: производит аптечный препарат для аптеки, отпускающей препараты по рецепту (часто приготовившая аптека и аптека, отпускающая препараты, идентичны).
Восстановление: манипуляция, позволяющая использовать или применять лекарственные средства с разрешением на маркетинг в соответствии с инструкциями, данными в обзоре характеристик средства или в информационном листке для пациента.
3. Практическая польза аптечных препаратов и обязанности профессионалов здравоохранения
Аптечные препараты имеют практическую пользу, если по медицинским, фармацевтическим или личным причинам они необходимы отдельному пациенту или отдельной группе населения со специальными запросами.
3.1. Фармацевтические эквиваленты на национальном рынке
Аптечные препараты не рекомендуются, если имеются подходящие фармацевтические эквиваленты с разрешением на маркетинг. Перед приготовлением фармацевт должен проверить, имеется ли на национальном рынке фармацевтический эквивалент с учетом его фармацевтической формы и силы.
3.2. Практическая польза и обязанности профессионалов здравоохранения
Профессионалы, занятые в лечении пациента, должны совместно принять ответственность за определение того, может ли аптечный препарат иметь практическую пользу. Они должны учитывать медицинские потребности пациента. Фармацевт должен также иметь возможность отказать в выполнении рецепта на аптечный препарат, если имеется подходящий фармацевтический эквивалент, и обсудить с врачом, существует ли особая потребность на отпуск аптечного препарата.
Если приготовившая аптека и отпускающая аптека не идентичны, их различные обязанности, включая разделение тех элементов досье препарата, которые необходимы для безопасного использования средства пациентом, должны быть определены либо в нормативных документах, либо в контрактном соглашении. Дистрибуция аптечных препаратов должна всегда осуществляться аптекой, отпускающей препараты, так как эта аптека получает рецепт пациента. Приготовившая аптека должна отвечать за обеспечение наличия соответствующей системы гарантии качества.
4. Процесс приготовления
Все приготовленные в аптеке лекарственные средства должны быть приготовлены с использованием соответствующей системы гарантии качества. Перед приготовлением всегда должна выполняться оценка риска для определения уровня системы гарантии качества, которая должна применяться к приготовлению лекарственных средств.
Возможная модельная процедура оценки риска, описанная в разделе 5.2. и в примечании 1, предусматривает помощь в разграничении двух уровней риска ("препараты высокого риска" и "препараты низкого риска") и двух уровней системы качества, основываясь на дифференцированном по риску применении принципов гарантии качества.
Рекомендуется использование Руководства GMP в качестве эталона для соответствующей системы качества для "препаратов высокого риска" и Руководства по PIC/S GPP для "препаратов низкого риска". Возможно применение других руководств с равным уровнем качества в зависимости от национального законодательства или руководства.
Для приготовления лекарственных средств необходимы помещения, оборудование и знания по фармацевтике.
5. Досье препарата
Досье препарата, описанное в примечании 2, требуется только для запасов препаратов.
Для препаратов, приготовленных для немедленного применения, обычно невозможно составить полное досье препарата, содержащее всю возможную информацию, указанную в разделе 5.1., так как это может привести к задержке поставки необходимых лекарств. Но для препаратов, приготовленных для немедленного применения, фармацевт и лицо, выписавшее рецепт, должны всегда учитывать риск для пациента, который включает риск, представленный лекарственными средствами без документации, определяющей практическую пользу аптечного препарата и систему гарантии качества, применяемую к его производству, против рисков, относящихся к отсутствию этих лекарственных средств.
5.1. Вопросы в досье препарата
Аптека должна обеспечить должный баланс между всеми возможными недостатками и практической пользой аптечного препарата. Свойства качества определенной продукции, а также условия изготовления препарата в определенном учреждении должны быть определены в досье препарата.
Досье препарата должно включать следующие вопросы:
а. демонстрация практической пользы аптечного препарата;
b. демонстрация того, что активные фармацевтические ингредиенты, вспомогательные вещества и контейнеры отвечают соответствующим требованиям с учетом особых запросов пациента;
с. описание процесса приготовления, в том числе, если есть, испытания;
d. документация по разработке и пояснительная документация процесса приготовления;
е. использование продукции, включая информацию для пациента и для лица, выписавшего рецепт.
Содержание и подробная информация, указанная в пунктах а - е выше, зависят от оценки риска, которая должна быть должным образом оформлена. Досье препарата должно быть более полным для препаратов, которые имеют более высокий риск, по сравнению с препаратами, обладающими более низким риском.
Это учитывается в модельной процедуре оценки риска, см. примечание 1.
Могут применяться альтернативные способы оценки риска при условии, что получена соответствующая оценка риска.
Более подробно о досье препарата можно посмотреть в примечании 2.
5.2. Оценка риска аптечного препарата
При изготовлении аптечного препарата фармацевт должен всегда проводить соответствующую оценку риска для определения уровня системы качества, которая должна применяться к приготовлению лекарственных средств.
Эта оценка риска должна учитывать:
а. лекарственную форму и способ введения лекарственного средства;
b. приготовленное количество;
с. фармакологический эффект лекарственных средств для предполагаемого способа введения средства;
d. терапевтический диапазон (диапазон доз для терапевтических доз);
е. тип процесса приготовления;
f. поставку.
Оценка риска должна учитывать вклад активных фармацевтических ингредиентов и вспомогательных веществ в профиль безопасности аптечного препарата.
При необходимости должны использоваться активные фармацевтические ингредиенты, произведенные согласно GMP и проанализированные согласно стандартам фармакопеи.
Модель оценки риска можно найти в примечании 1.
5.3. Наличие данных для проверяющих органов или по запросу
Аптеки должны иметь химические, фармацевтические и микробиологические данные или информацию в соответствующих случаях (см. раздел 5.1., а - е), касающуюся аптечных препаратов, предъявляемую для проверки или по запросу органов.
Производство различных партий должно быть документально оформлено в отдельных отчетах по партиям, которые должны быть включены в досье препарата.
6. Разрешение на маркетинг
Если приготовление выполняется в масштабах, сравнимых с промышленным уровнем, если имеет место дистрибуция и если на рынке есть разрешенные лекарственные средства или фармацевтический эквивалент (см. Раздел 3.1.), компетентные органы, отвечающие за контроль за наркотическими средствами, рассматривают вопрос установления, если они еще не сделали этого, требований для получения разрешения на маркетинг, в том числе полное соответствие GMP для аптечных препаратов (см. примечание 1: относящееся к "препарату высокого риска").
7. Маркировка
Для безопасности пациента важна правильная маркировка. Маркировка должна представлять следующую информацию, если есть:
а. наименование, адрес и номер телефона аптеки, отпускающей препарат;
b. наименование и адрес приготовившей аптеки;
с. наименование аптечного препарата, если применяется;
d. полный количественный состав и количество активного вещества;
е. номер партии, если применяется;
f. срок годности или информация об ограничении использования;
g. специальные условия хранения или меры предосторожности при обращении;
h. инструкции по применению, предупреждения и меры предосторожности;
i. способ приема.
8. Соответствие фармацевтическим требованиям
В случаях, когда необходим аптечный препарат, стандартную формулу необходимо искать в национальной фармакопее или в признанных на национальном уровне справочниках (если это применимо).
Активные фармацевтические ингредиенты и вспомогательные вещества, используемые для аптечных препаратов, лекарственные формы и контейнеры должны соответствовать необходимым главам и статьям европейской фармакопеи или при ее отсутствии национальной фармакопеи государства-участника Конвенции о разработке Европейской фармакопеи.
Если не существует применяемых отдельных статей или общих глав фармакопеи, химическое, фармацевтическое и микробиологическое качество начального материала должно подходить для фармацевтического использования и должно быть продемонстрировано на основании признанных методов.
9. Восстановление лекарственных средств в учреждениях здравоохранения
В целом восстановление лекарственных средств желательно проводить в аптеке, допуская, что могут быть выполнены требования, касающиеся безопасности приготовления стерильных средств. Восстановление, имеющее, как считается, низкий риск, может быть выполнено в больничных палатах.
9.1. Оценка риска для восстановления
Оценка риска должна рассматривать следующие вопросы:
а. сложность процесса и наличие соответствующих инструкций:
- сложность процесса восстановления, например, количество этапов в процессе;
- инструкции по работе, которые определяют и документально оформляют этапы, которые необходимо выполнить в процессе восстановления для различной продукции;
b. помещения, оборудование и применение мониторинга окружающей среды:
- используемые помещения и оборудование;
- наличие чистых зон с воздухом требуемой классификации;
- наличие систем ламинарного потока воздуха;
- мониторинг окружающей среды, который демонстрирует эффективность мер, принимаемых для минимизации риска загрязнения продукции персоналом;
с. характер продукции:
Стерильные лекарственные средства
В случае восстановления разрешенных лекарственных средств для парентерального введения оценка риска должна быть документально оформлена.
Требования к системе включают в себя и процедуры в закрытой системе, и процедуры в открытой системе;
d. соответствующее образование и подготовка:
должны быть обеспечены гигиеническое поведение и соответствующая одежда в соответствии с инструкциями. Соответствующая подготовка должна быть документально оформлена. Квалификация персонала должна быть проверена, основываясь на результатах индивидуального микробиологического мониторинга.
9.2. Обязанности учреждения здравоохранения
Основываясь на вышеуказанной оценке риска (см. раздел 9.1.), учреждение здравоохранения должно принять решение и документально оформить сведения о том, какая продукция должна быть восстановлена в аптеках и какая продукция может быть восстановлена в больничных палатах.
Если восстановление происходит в больничной палате, фармацевт должен письменно утвердить процедуру и обеспечить, чтобы персонал, занятый в восстановлении, был обучен соответствующим образом.
9.3. Роль органов
Так как восстановление обычно не рассматривается как процесс в рамках аптечных препаратов, национальные органы должны разработать совместно с соответствующими профессиональными органами специальное законодательство или руководство с учетом элементов, указанных на настоящем разделе 9.
10. Разрешение для аптек или лицензии для компаний, изготавливающих препараты для аптек
10.1. Разрешение для аптек
В целом разрешение компетентных органов является необходимым условием для выполнения аптеками своих операций.
Если это считается необходимым для гарантии качества и безопасности аптечных препаратов, органы должны предусмотреть дополнительное разрешение или лицензию для препарата. Дополнительное разрешение или лицензия могут быть предоставлены или приостановлены в зависимости от выполнения их условий.
10.2. Лицензия для компаний
В некоторых странах приготовление лекарственных средств выполняется по запросу аптек компаниями, которые аптеками не являются. В этом случае лицензия на изготовление (для государств-членов ЕС лицензия на изготовление и полное соответствие GMP), выданная компетентным органом, является обязательной.
11. Прозрачность и безопасность
11.1. Отчет по вопросам качества и безопасности
Все вопросы качества и безопасности, возникающие при использовании или изготовлении аптечных препаратов, должны быть письменно зафиксированы, и о них должны быть уведомлены компетентные национальные органы. Должна иметься соответствующая система отчетности по вопросам качества и безопасности, которая предусматривает связь между указанным уведомлением, средством, приготовившей аптекой и аптекой, осуществляющей отпуск, а также процессом приготовления.
11.2. Система уведомления или объявления
Для работы с препаратами высокого риска компетентные национальные органы должны получить соответствующую информацию о деятельности по приготовлению, выполняемой в каждой аптеке. Должен быть рассмотрен вопрос установления соответствующей системы уведомления.
11.3. Реестр аптечных препаратов
В целях прозрачности запасов аптечных препаратов необходимо содействовать установлению национальных реестров.
Национальный реестр должен включать следующие пункты:
а. наименования аптек, осуществляющих приготовление;
b. полный состав имеющихся аптечных препаратов;
с. подготовка ассортимента аптек по различным препаратам.
11.4. Рациональное использование
Основываясь на клинических критериях, необходимо содействовать, чтобы государства-члены работали с клиническими экспертами по рациональному использованию лекарственных препаратов, установленных в реестре.
11.5. Надзор
Основываясь на информации, полученной через вышеназванную систему уведомления, компетентные органы должны выполнять проверки.
Компетентные органы должны иметь полномочия по приостановлению деятельности по приготовлению препаратов.
12. Связь и информация для пациентов
Крайне важна связь с пациентами и лицами, осуществляющими уход за пациентами, получающими аптечные препараты.
12.1. Информация об аптечном препарате
Пациенту должно быть предоставлено достаточно информации, основанной на досье продукции (если оно имеется). Для аптечных препаратов не нужен информационный лист, содержащий информацию для пациентов, относящуюся к этой продукции. Рекомендуется общая информация для пациента, касающаяся терапии и использования аптечного препарата, в том числе указания в некоторых особых случаях.
13. Дистрибуция фармакологических препаратов
13.1. Соблюдение надлежащей практики дистрибуции (GDP)
Аптеки или компании, приготавливающие лекарственные средства под свою ответственность по запросу аптек, должны соблюдать надлежащую практику дистрибуции (GDP).
13.2. Экспорт/импорт аптечных препаратов
Не должен проводиться никакой другой экспорт/импорт аптечных препаратов из государства-участника Конвенции о разработке Европейской фармакопеи в другие государства-участники, кроме того, который отвечает индивидуальным запросам пациентов, если не существует двусторонних соглашений. Экспорт не должен проводиться, если нет единообразных и взаимосогласованных требований к качеству лекарственных средств без разрешения на маркетинг и если не урегулирован вопрос компетенции инспекторатов.
***
Примечание 1: Модельная процедура оценки риска
Это предлагаемая модель оценки риска в отношении того, представляет ли аптечный препарат высокий или низкий риск, указанный в настоящей резолюции. Альтернативные способы оценки риска могут применяться при условии, что получена соответствующая оценка риска.
Оценка риска также должна рассматривать вклад активных фармацевтических ингредиентов, вспомогательных веществ и контейнеров в профиль безопасности аптечного препарата.
Согласно следующим разделам 1 - 5 определены критерии решения по оценке риска аптечных препаратов. Каждый критерий решения имеет ранжированный показатель риска от 1 до 5. Умножение этих показателей риска дает в результате число, которое указывает на уровень системы качества, необходимой для процесса приготовления аптечного препарата. Если число больше 100, препарат считается "препаратом высокого риска"; если число равно или ниже 100, он считается "препаратом низкого риска". Рекомендуется использовать Руководство GMP в качестве эталона соответствующей системы качества для "препаратов высокого риска", и Руководство GPP - для "препаратов низкого риска". Возможно применение других руководств равного уровня качества в зависимости от национального законодательства или руководства.
Матрица решения, основанного на риске
1. Тип препарата
а. препарат для парентерального введения = 5;
b. глазные препараты, используемые при травме или в хирургии = 4;
с. препараты для вдыхания = 4;
d. лекарственные формы стерильного препарата для приема внутрь (такого как пероральное, подъязычное и ректальное введение) = 4;
е. кожные и трансдермальные препараты = 4;
f. лекарственные формы препарата для приема внутрь (такого как пероральное, подъязычное и ректальное введение) = 3;
g. глазные препараты, используемые для неповрежденных глаз = 1;
h. кожные и трансдермальные препараты/лекарственные формы, где стерильность не требуется = 1.
2. Количество, приготавливаемое ежегодно (единицы)
В зависимости от типа препарата и количества, приготавливаемого ежегодно, должен быть определен показатель риска от 1 до 5 с учетом национального законодательства или руководства. Рекомендуется определить отдельный комплект показателей риска (1 - 5) для следующих типов препаратов с показателем риска 1 для очень маленьких количеств:
a. жидкие препараты или твердые препараты (например, порошки);
b. пероральные препараты (твердые лекарственные формы);
с. ректальные препараты;
d. кожные и трансдермальные препараты;
e. препараты для глаз.
3. Фармакологическое воздействие активных веществ
а. очень сильное = 5;
b. сильное = 3;
с. умеренное = 1.
При ранжировании фармакологического воздействия активных веществ должны рассматриваться следующие критерии: отсутствие фармакопейной статьи на европейском уровне или на уровне государства-участника Конвенции о разработке Европейской фармакопеи, канцерогенетические свойства, мутагенные свойства, экологическая токсичность, риск аллергии, терапевтический диапазон, дозы, стабильность (свет, O2, температура, изменения рH) и химическое, фармацевтическое и микробиологическое качество.
4. Процесс приготовления
а. асептическое наполнение = 5;
b. терминальная стерилизация = 4;
с. растворение, смешивание не для целей восстановления = 2;
d. разбавление не для целей восстановления = 2;
е. только наполнение (нестерильный продукт) = 1.
5. Поставка
а. только внешняя = 5;
b. в основном внешняя (I:E 1:2)*** = 4;
с. внутренняя и внешняя (I:E 1:1) = 3;
d. в основном внутренняя (I:E 2:1);
е. только внутренняя.
***
Примечание 2: Список вопросов в досье препарата в зависимости от результатов оценки риска аптечных препаратов
1. Практическая польза и процесс приготовления аптечного препарата:
a. описание окончательного процесса приготовления;
b. демонстрация практической пользы аптечного препарата.
2. Состав:
а. функция;
b. демонстрация того, что активные фармацевтические ингредиенты, вспомогательные вещества и контейнеры соответствуют требованиям с учетом особых запросов пациента;
с. спецификации и отслеживаемость происхождения начальных материалов;
d. спецификации первичного упаковочного материала и т.п.
3. Контроль в процессе и контроль качества конечной продукции:
а. особые процедуры продукции;
b. отчеты о готовых партиях.
4. Контроль в процессе и контроль качества конечной продукции:
а. пробоотбор;
b. аналитические способы;
с. критерии приемки и т.п.
5. Результаты испытаний партий (а именно информация о разработке, основаниях и оценке процесса приготовления, включая испытания).
6. Валидация:
а. процесса приготовления;
b. аналитических способов.
7. Вопросы стабильности:
а. план изучения собственной стабильности;
b. оценка данных стабильности и т.п.
8. Использование продукции и информации для пациента.
------------------------------
* Resolution CM/ResAP(2011) on quality and safety assurance requirements for medicinal products prepared in pharmacies for the special needs of patients.
** Участвующие государства: Австрия, Бельгия, Босния и Герцеговина, Болгария, Хорватия, Кипр, Чешская Республика, Дания, Эстония, Финляндия, Франция, Германия, Греция, Венгрия, Исландия, Ирландия, Италия, Латвия, Литва, Люксембург, Мальта, Черногория, Нидерланды, Норвегия, Польша, Португалия, Румыния, Сербия, Словацкая Республика, Словения, Испания, Швеция, Швейцария, "бывшая югославская Республика Македония", Турция и Соединенное Королевство Великобритании и Северной Ирландии.
*** I - внутренняя, E - внешняя - прим. перев.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Резолюция CM/ResAP(2011)/1 о качестве и требованиях безопасности для лекарственных средств, приготовленных в аптеках по специальным запросам пациентов (принята Комитетом Министров 19 января 2011 г. на 1103-м заседании заместителей Министров)
Переводчик - Дедушева О.М.
Текст резолюции официально опубликован не был