Резолюция Парламентской Ассамблеи 1933 (2013)*
"Управление смешанной миграцией и обращениями за убежищем за пределами восточной границы Европейского Союза"**
Парламентская Ассамблея
1. Смешанные потоки мигрантов, лиц, ищущих убежище, и беженцев, все более возрастают в странах за пределами восточной границы Европейского Союза. В то время как одни маршруты нелегальной миграции, въезда и перемещения закрываются, другие новые маршруты открываются, проверяя границы и способности государств бороться с этими потоками.
2. Турция является страной за пределами восточной границы Европейского Союза, которая в настоящее время находится под самым большим давлением. Это происходит не просто из-за притока беженцев из Сирии, но и из-за того, что Турция представляется плацдармом для беженцев и мигрантов из Азии и Африки для въезда в Грецию и в другие государства-члены Европейского Союза. Но не одна Турция подвержена этому, балканские страны тоже наблюдают рост смешанных потоков миграции, а также Украина, Республика Молдова и Россия подвержены этому процессу.
3. Европейский Союз и государства, являющиеся его членами, имеют прямой интерес не допускать указанные смешанные потоки мигрантов в Европейский Союз и возвращать лиц, которые въехали в Европейский Союз без разрешения, в те страны, из которых они прибыли. В то же время они отвечают за выполнение своих обязательств согласно международному законодательству.
4. Страны за пределами внешних границ Европейского Союза все более часто находятся в положении принятия ответственности за лиц, которые хотят въехать в Европейский Союз, но не могут. Поэтому они становятся не только странами транзита, но также de facto и странами назначения.
5. Хотя очевидно то, что Европейский Союз предпринимает шаги с тем, чтобы помочь указанным странам бороться с этими смешанными потоками, некоторые, если не большинство стран, не могут с этим справиться. Свидетельства указанного приходят из самих стран, которые начали обращаться за помощью. Более того, такие учреждения, как Верховный комиссар ООН по делам беженцев и Европейский суд по правам человека, указывали на различные случаи, когда небезопасно направлять отдельных лиц обратно в свои страны.
6. Многие люди возвращаются обратно, используя договоры о реадмиссии, заключаемые между Европейским Союзом и заинтересованными странами. Проблемы использования этих соглашений были освещены Парламентской Ассамблеей в ее Резолюции 1741(2010) о соглашениях о реадмиссии: механизм возвращения нелегальных мигрантов. Особую озабоченность вызывают положения, которые требуют от стран возвращения принимать не только своих граждан, но также и граждан третьих стран.
7. Ассамблея признает, что Европейский Союз и государства, являющиеся его членами, имеют право контролировать свои границы. Но бремя и ответственность за борьбу с указанными смешанными миграционными потоками, лежит в основном на Европейском Союзе, если оно не передано его соседним странам. С одной стороны, это вопрос справедливости, так как проблема рождается из самого Европейского Союза, который притягивает указанные смешанные потоки. С другой стороны, это вопрос выполнения защиты прав человека на международном уровне. Страны, которые должны принять последствия закрытых границ ЕС, должны быть в состоянии гарантировать права тех лиц, которые въезжают на их территорию или которые возвращаются на их территорию.
8. Поэтому Ассамблея считает, что намного больше необходимо сделать в духе международного сотрудничества и распределения бремени между Европейским Союзом и его государствами-членами для оказания помощи странам за пределами их восточных границ для борьбы с этим миграционным давлением и для обеспечения того, чтобы к лицам, участвующим в указанных смешанных потоках, относились гуманно и чтобы соблюдались их права и потребность в международной защите, включая право на убежище.
9. Поэтому Ассамблея призывает Европейский Союз и его государства-члены:
9.1. увеличить значительно поддержку своих восточных соседей для того, чтобы:
9.1.1. предоставить странам за пределами восточных границ Европейского Союза конкретные программы помощи для распределения обязательств, включая финансовую схему и схему распределения затрат;
9.1.2. обеспечить принятие всех необходимых шагов для гарантии прав лиц, нуждающихся в международной защите, включая права беженцев, которые также должны быть защищены согласно Хартии Европейского Союза об основных правах;
9.1.3. предоставить соответствующие помещения для приема смешанных потоков мигрантов, лиц, ищущих убежище, и беженцев, и если мигранты или лица, ищущие убежище, задержаны согласно международным стандартам; если невозможно применить другие альтернативы, кроме задержания, обеспечить, чтобы помещения для задержания отвечали стандартам прав человека и гуманным стандартам;
9.2. выполнять свои обязательства согласно международному праву, в том числе, как самое важное, принцип невысылки, который также применяется на границах и запрещает непрямую высылку; не допускать возвращения граждан третьих стран, если ясно, что те страны, в которые они возвращаются, не могут либо соблюдать, либо гарантировать их основные права. Более того, соглашения о реадмиссии необходимо пересмотреть для гарантии того, чтобы они:
9.2.1. содержали соответствующие гарантии, обеспечивающие предоставление эффективного доступа к процедуре получения убежища возвращенным лицам, ищущим убежище;
9.2.2. содержали оговорку о приостановке, которая должна быть приведена в действие в случае сохраняющегося нарушения прав человека в указанных странах;
9.2.3. регулировали происходящее на границах, защищая от автоматических или полуавтоматических возвращений без должного изучения ситуации конкретного лица;
9.2.4. предусматривали необходимый мониторинг применения соглашений и ситуации с лицами после их возвращения.
10. Ассамблея призывает страны за пределами восточных границ Европейского Союза:
10.1. усилить внутрирегиональное и межрегиональное сотрудничество и разработать всесторонние и обеспечивающие быструю защиту стратегии, направленные на смешанные потоки, основанные на 10-компонентном плане действий по защите беженцев и смешанной миграции Верховного комиссара ООН по делам беженцев;
10.2. усовершенствовать свои возможности по работе с жалобами по предоставлению убежища, в частности, посредством:
10.2.1. введения справедливых и эффективных систем предоставления убежища, доступных для лиц, ищущих убежище;
10.2.2. усиления своих структур и человеческих ресурсов для работы с жалобами по предоставлению убежища и обеспечения обучения лиц, занятых в процессе предоставления убежища;
10.2.3. усиления мощности охраны для идентификации беженцев и лиц с особыми потребностями и для направления их к компетентным органам для принятия соответствующих последующих мер;
10.2.4. обеспечения того, чтобы лица, имеющие потребность в международной защите, получали правовые консультации и помощь, особенно если они содержатся в заключении;
10.2.5. обращения внимания на лиц, ищущих убежище и имеющих особые потребности;
10.2.6. подготовки судей по соответствующим международным стандартам, относящимся к предоставлению убежища и международной защите;
10.2.7. гарантии обоснованности и последовательности решений по беженцам согласно Резолюции Ассамблеи 1695 (2009) об обоснованности и последовательности решений о предоставлении убежища, принимаемых в государствах-членах Совета Европы;
10.2.8. соблюдения всех судебных решений и промежуточных мер, указанных Европейским судом по правам человека;
10.2.9. усовершенствования своих возможностей по обеспечению предоставления минимальных социальных прав, таких как средства к существованию, бесплатное здравоохранение и предоставление жилья;
10.2.10. увеличения мощностей для приема и обеспечения того, чтобы центры приема для лиц, ищущих убежище, соответствовали международным стандартам;
10.2.11. обеспечения того, чтобы лица, ищущие убежище, были осведомлены об опасностях, связанных с лицами, занимающимися торговлей людьми и контрабандистами, которые могут попытаться вступить в контакт с ними;
10.3. усовершенствовать свои мощности по работе с приемом и задержанием нелегальных мигрантов, в частности, посредством:
10.3.1. ограничения использования задержания и сроков, на которое оно разрешено, и поиска альтернатив задержанию;
10.3.2. передачи управления центрами задержания от полиции или военных органов органам, которые могут лучше справиться с лицами, не совершившими каких-либо преступлений;
10.3.3. обеспечения доступа к убежищу, возможности оспаривания задержания и других законных прав в заключении;
10.3.4. недопущения задержания детей и других людей с особыми потребностями, помня, что дети без сопровождения и/или разлученные дети ни при каких обстоятельствах не должны быть задержаны;
10.3.5. гарантируя заключенным доступ к адвокатам и членам их семей, а также гарантируя им доступ к здравоохранению;
10.3.6. открытия мест заключения для мониторинга национальными или международными органами с целью прозрачности и обеспечения того, чтобы парламентариям было дано право посещать места заключения, а также содействия использованию ими этого права;
10.3.7. обеспечения того, чтобы были закрыты места заключения, не соответствующие стандартам, и чтобы использовались только те центры, которые могут гарантировать цивилизованные условия содержания под стражей с доступом к здравоохранению, соответствующим видам деятельности и т.п.
------------------------------
* Дебаты Ассамблеи от 25 апреля 2013 г. (17-е заседание) (см. Док. 13163, отчет Комитета по миграции, беженцам и вынужденным переселенцам, докладчик: Г-н Ригони). Текст принят Ассамблеей 25 апреля 2013 г. (17-е заседание).
** Resolution 1933 (2013) Parliamentary Assembly Management of mixed migration and asylum challenges beyond the European Union's eastern border (Provisional version).
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Резолюция Парламентской Ассамблеи 1933 (2013) "Управление смешанной миграцией и обращениями за убежищем за пределами восточной границы Европейского Союза"
Переводчик - Дедушева О.М.
Текст резолюции официально опубликован не был