Определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 15 января 2014 г. N 5-АПГ13-54
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе
председательствующего Хаменкова В.Б.,
судей Борисовой Л.B. и Ксенофонтовой О.А.
при секретаре Акулове Д.Г.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Лесова A.Н. на решение Московского городского суда от 24 сентября 2013 года, которым ему отказано в удовлетворении заявления о признании недействующим пункта 2.4.5 утвержденных постановлением Правительства Москвы от 16 февраля 2012 г. N 57-ПП Правил размещения, обустройства и эксплуатации сезонных кафе при стационарных предприятиях общественного питания.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Хаменкова В.Б., объяснения Лесова А.Н., поддержавшего доводы апелляционной жалобы, возражения против удовлетворения апелляционной жалобы представителей правительства Москвы Аветисянца Э.Л. и Калиненко А.И., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Селяниной Н.Я., полагавшей, что решение суда подлежит отмене, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации установила:
16 февраля 2012 года Правительством Москвы принято постановление N 57-ПП, пунктом 1.1 которого утверждены Правила размещения, обустройства и эксплуатации сезонных кафе при стационарных предприятиях общественного питания (далее - Правила).
Указанное постановление опубликовано в издании "Вестник Мэра и Правительства Москвы" 28 февраля 2012 года N 12.
В соответствии с пунктом 2.4.5. Правил не допускается размещение сезонных (летних) кафе на тротуарах и площадках, если свободная ширина прохода от крайних элементов конструкции сезонного кафе до края проезжей части составляет менее 2 метров или если от крайних элементов конструкции сезонного кафе до границ опор освещения, других опор, стволов деревьев, парковочной разметки автотранспорта или других отдельно стоящих выступающих элементов составляет менее 1,5 метра.
Лесов А.Н. обратился в суд с заявлением о признании данной нормы недействующей, ссылаясь на её противоречие Федеральным законам "О безопасности дорожного движения", "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений", Строительным нормам и правилам 2.07.01-89* "Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений".
В обоснование своих требований заявитель указал, что подобное размещение на тротуарах летних кафе нарушает его право на свободное и безопасное передвижение по городу.
Решением Московского городского суда от 24 сентября 2013 года в удовлетворении заявленных Лесовым А.Н. требований отказано.
В апелляционной жалобе Лесов А.Н. просит решение отменить, как незаконное и необоснованное, и принять по делу новое решение об удовлетворении заявленных требований.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации считает решение суда неправильным и подлежащим отмене по следующим основаниям.
Согласно статьям 2, 20 и 41 Конституции Российской Федерации человек, его права и свободы провозглашены высшей ценностью.
Каждый имеет право на жизнь и охрану здоровья. Признание, соблюдение и защита этого права - обязанность государства.
Во исполнение указанной конституционной обязанности государства федеральным законодателем 10 декабря 1995 года был принят Федеральный закон N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения", в соответствии с положениями статьи 3 которого одним из основных принципов обеспечения безопасности дорожного движения установлен приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, над экономическими результатами хозяйственной деятельности.
В силу статьи 24 этого же Федерального закона права граждан на безопасные условия движения по дорогам Российской Федерации, включая право свободно и беспрепятственно передвигаться по дорогам в соответствии и на основании установленных правил, гарантируются государством и обеспечиваются путём выполнения законодательства Российской Федерации о безопасности дорожного движения, в том числе установленной Российской Федерацией единой системы технических регламентов, правил, стандартов, технических норм и других нормативных документов по вопросам обеспечения безопасности дорожного движения.
Пунктом 5.47 Свода правил "Автомобильные дороги", утверждённого приказом Минрегиона России от 30 июня 2012 г. N 266, предписано устройство тротуаров в соответствии с требованиями Свода правил "Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений", утверждённого приказом Минрегиона России от 28 декабря 2010 г. N 820.
Пунктом 11.5 названного Свода правил
- для магистральных улиц общегородского значения непрерывного и регулируемого движения, транспортно-пешеходных и пешеходно-транспортных улиц районного значения ширина тротуаров установлена от 2,25 до 4,5 метров;
- для улиц и дорог местного значения в жилой застройке - 1,5 метра.
При этом согласно примечанию 5 к данному пункту в ширину пешеходной части тротуаров и дорожек не включаются площади, необходимые для размещения киосков, скамеек и т.п.
В соответствии с пунктом 2.10.2.2. Методических рекомендаций по разработке норм и правил по благоустройству территорий муниципальных образований, утверждённых приказом Минрегиона России от 27 декабря 2011 г. N 613 возможно размещение сооружений на тротуарах шириной более 4,5 м (улицы общегородского значения) и более 3 м (улицы районного и местного значения) при условии, что фактическая интенсивность движения пешеходов в час "пик" в двух направлениях не превышает 700 пеш./час на одну полосу движения, равную 0,75 м.
Однако в силу пункта 2.10.2. таких Рекомендаций и в этом случае размещение некапитальных нестационарных сооружений не должно мешать пешеходному движению.
Следовательно, произвольное ограничение оспариваемой нормой пешеходных зон, без учёта классификации дорог, интенсивности пешеходного движения, данных о том, что такое ограничение не влияет отрицательно на безопасность дорожного движения и не создаёт угрозу жизни и здоровью его участников, не могло рассматриваться судом как обеспечение беспрепятственного прохода пешеходов по тротуару, не нарушающее право граждан на безопасные условия движения по дорогам Российской Федерации.
Доводы суда о том, что сферы правового регулирования Свода правил "Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений" и оспариваемых заявителем Правил размещения, обустройства и эксплуатации сезонных кафе при стационарных предприятиях общественного питания различны и по своему предмету не совпадают, не могли служить поводом к отказу в удовлетворении заявления Лесова А.Н., поскольку правовое регулирование субъектом Российской Федерации вопросов торговой деятельности не может быть признано законным, если оно осуществлено в нарушение прав и свобод граждан, являющихся предметом иного правового регулирования, имеющего большую юридическую силу.
Суд ошибочно полагал, что оспариваемые заявителем Правила не вторгаются в область правового регулирования вопросов планировки и застройки городских и сельских поселений.
В соответствии со статьёй 12 Федерального закона от 10 декабря 1995 г. N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" содержание дорог на территории Российской Федерации должно обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог техническим регламентам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти.
Как следует из содержания пункта 1.2 Свода правил "Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений", его положения направлены в том числе на обеспечение градостроительными средствами охраны здоровья населения, создание условий для реализации определенных законодательством Российской Федерации социальных гарантий граждан в части обеспечения объектами транспортной инфраструктуры и благоустройства.
Следовательно, произвольное уменьшение оспариваемым актом ширины пешеходной части тротуаров, как элемента дороги, размеры которых установлены техническим нормативным документом, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, и есть не что иное, как вторжение в установленную Российской Федерацией в соответствии со статьёй 6 Федерального закона "О безопасности дорожного движения" единую систему технических регламентов, правил, стандартов, технических норм и других нормативных документов по вопросам обеспечения безопасности дорожного движения.
При таких обстоятельствах решение Московского городского суда от 24 сентября 2013 года об отказе заявителю в удовлетворении требований подлежит отмене.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 327, 328-330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации определила:
решение Московского городского суда от 24 сентября 2013 года отменить, принять по делу новое решение, которым заявление Лесова А.Н. удовлетворить, признать недействующим с момента принятия настоящего решения пункт 2.4.5 Правил размещения, обустройства и эксплуатации сезонных кафе при стационарных предприятиях общественного питания, утвержденных постановлением Правительства Москвы от 16 февраля 2012 г. N 57-ПП.
Председательствующий |
Хаменков В.Б. |
Судьи |
Борисова Л.B. |
|
Ксенофонтова О.А. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 15 января 2014 г. N 5-АПГ13-54
Текст определения официально опубликован не был