Кассационное определение СК по уголовным делам Верховного Суда РФ от 13 января 2014 г. N 88-О13-13
Судебная коллегия по уголовным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего Воронова А.В.
судей Колышницына А.С., Тришевой А.А.
при секретаре Воронине М.А.
рассмотрела в судебном заседании кассационную жалобу адвоката Карпачевой О.И. на постановление Томского областного суда от 21 ноября 2012 года, которым
отказано Рожину И.Ю. в удовлетворении ходатайства о:
- признании за ним права на реабилитацию в порядке главы 18 УПК РФ в связи с его оправданием приговором Томского областного суда от 28 декабря 2001 года в совершении преступлений, предусмотренных ч. 4 ст. 222, ч. 3 ст. 223, ч. 3 ст. 30, ч. 2 ст. 167 УК РФ, а также в связи с исключением из обвинения Рожина И.Ю. квалифицирующего признака, предусмотренного п. "ж" ч. 2 ст. 105 УК РФ, по действиям, связанным с приготовлением к убийству К.
- возложении обязанности на прокурора Томской области принести ему извинения от имени государства за причиненный вред;
- возмещении имущественного вреда в связи с расходами на оплату труда защитников в сумме ... (с учетом индексации);
- возмещении имущественного вреда в связи с взысканием процессуальных издержек в размере ... (с учетом индексации), связанных с производством судебной экспертизы.
Заслушав доклад судьи Воронова А.В., выступление адвоката Поддубного С.В. в защиту Рожина И.Ю., просившего об удовлетворении кассационной жалобы, мнение прокурора Филимоновой С.Р., полагавшей необходимым постановление оставить без изменения, Судебная коллегия установила:
по приговору Томского областного суда от 28 декабря 2001 года Рожин И.Ю. осужден по совокупности преступлений, предусмотренных ч. 1 ст. 209, ч. 1 ст. 30, п.п. "б", "з", "н" ч. 2 ст. 105, ч. 2 ст. 167, ч. 1 ст. 30, ч. 3 ст. 33, п.п. "з", "н" ч. 2 ст. 105, ч. 2 ст. 222 УК РФ, к 14 годам лишения свободы в исправительной колонии строгого режима.
Этим же приговором по ч. 4 ст. 222, ч. 3 ст. 223, ч. 3 ст. 30, ч. 2 ст. 167 УК РФ Рожин И.Ю. оправдан за недоказанностью его участия в совершении преступлений и в связи с отказом государственного обвинителя от обвинения.
Постановлено взыскать с Рожина И.Ю. и У. солидарно в пользу МУ "..." ... рублей в возмещение расходов, понесенных в связи с производством судебной экспертизы.
Кассационным определением Судебной коллегии по уголовным делам Верховного Суда Российской Федерации от 30 января 2003 года приговор оставлен без изменения.
Рожин И.Ю. обратился в Томский областной суд с вышеуказанным ходатайством в порядке положений главы 18 УПК РФ, в удовлетворении которого ему было отказано.
В кассационной жалобе адвокат Карпачева О.И. в интересах Рожина И.Ю. выражает несогласие с постановлением, считая, что вывод суда об отсутствии оснований для признания за Рожиным И.Ю. права на реабилитацию в порядке главы 18 УПК РФ ввиду постановления приговора в период действия УПК РСФСР является необоснованным, поскольку приговор в отношении Рожина И.Ю. вступил в законную силу 30 января 2003 года, то есть после введения в действие УПК РФ, в связи с чем порядок признания права на реабилитацию, правовые последствия признания такого права за реабилитированным и процедура производства по ходатайству о возмещении вреда реабилитированному должны регламентироваться нормами УПК РФ. Также указывает, что глава 18 УПК РФ устанавливает возможность возмещения морального вреда, в том числе в форме принесения официального извинения реабилитированному прокурором, что судом не учтено. Полагает, что суд, установив, что Рожин И.Ю. не утратил права обращения в суд с требованием о возмещении ущерба, вместе с тем в резолютивной части постановления приходит к обратному выводу, отказывая в удовлетворении требований Рожина И.Ю. о признании за ним права на реабилитацию. Считает, что материалами дела подтверждено, что Рожин И.Ю. понес расходы, связанные с оплатой адвокатов Карпачева И.Б. и Кузнецова А.С., осуществлявших его защиту на основании соглашений.
Представление Рожиным И.Ю. первичных бухгалтерских документов о внесении денег в бухгалтерию в качестве оплаты осуществления его защиты является невозможным в связи с истечением срока хранения указанных документов. Также считает, что вывод суда о том, что оправдание подсудимого по отдельным статьям обвинения является составной, неотъемлемой частью работы адвоката по осуществлению защиты в целом и охватывается единым гонораром, не мотивирован и не основан на законе. Просит постановление суда отменить и дело направить на новое судебное разбирательство.
В возражениях на кассационную жалобу прокурор Ананьина А.А. просит оставить постановление суда без изменения.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, Судебная коллегия приходит к следующим выводам.
В соответствии со ст. 4 УПК РФ при производстве по уголовному делу применяется уголовно-процессуальный закон, действующий во время производства соответствующего процессуального действия или принятия процессуального решения.
Поскольку процессуальное решение по делу в виде приговора, которым Рожин И.Ю. был оправдан в части предъявленного ему обвинения, принято 28 декабря 2001 года, то есть до введения в действие УПК РФ, суд пришел к верному выводу об отсутствии оснований для признания за Рожиным И.Ю. права на реабилитацию в порядке, предусмотренном положениями главы 18 УПК РФ, а, следовательно, и оснований для принесения ему официального извинения в порядке ст. 136 УПК РФ.
Ссылка в кассационной жалобе на факт вступления приговора в законную силу во время действия УПК РФ, что, по мнению адвоката, является основанием для признания у Рожина И.Ю. права на реабилитацию в порядке главы 18 УПК РФ, не может быть принята во внимание, поскольку в данном случае судебным постановлением, которым было принято решение об оправдании Рожина И.Ю. в части обвинения, является приговор, а не кассационное определение. Суд кассационной инстанции, проверив законность, обоснованность и справедливость приговора, оставил приговор без изменения.
При этом суд правильно указал в обжалуемом постановлении, что в связи с ошибочным привлечением к уголовной ответственности за преступления, предусмотренные ч. 4 ст. 222, ч. 3 ст. 223, ч. 3 ст. 30, ч. 2 ст. 167 УК РФ, Рожин И.Ю. вправе выдвигать требования о возмещении ущерба, в том числе о возмещении расходов на оплату услуг адвокатов в порядке, предусмотренном Указом Президиума Верховного Совета СССР от 18 мая 1981 года "О возмещении ущерба, причиненного гражданину незаконными действиями государственных и общественных организаций, а также должностных лиц при исполнении ими служебных обязанностей" (утвержден Законом СССР от 24 июня 1981 года), и Положением о порядке возмещения ущерба, причиненного гражданину незаконными действиями органов дознания, предварительного следствия, прокуратуры и суда (утвержден Указом Президиума Верховного Совета СССР от 18 мая 1981 года), то есть по правилам, действовавшим на момент постановления приговора.
С учетом изложенного нельзя согласиться с доводами жалобы о якобы имеющемся противоречии по данному вопросу в постановлении суда, поскольку, сделав правильный вывод об отсутствии оснований для признания за Рожиным И.Ю. права на реабилитацию в порядке главы 18 УПК РФ, суд обоснованно сослался на наличие у него права требовать возмещения ущерба, причиненного ему привлечением к уголовной ответственности по обвинению, которое не подтвердилось, в порядке, действовавшем на момент вынесения итогового решения по делу.
Обоснованными следует признать также выводы суда по требованиям Рожина И.Ю. о возмещении ему вреда в связи с исключением из обвинения по ч. 2 ст. 105 УК РФ (в отношении K.) квалифицирующего признака, предусмотренного п. "ж" ч. 2 ст. 105 УК РФ, а также отказ суда в удовлетворении его требований о возмещении процессуальных издержек в виде расходов на производство судебной экспертизы.
Вместе с тем, отказав Рожину И.Ю. в удовлетворении требований о возмещении расходов на оплату труда защитников в сумме ... рублей ... копеек, суд в обоснование сослался на то, что стороной защиты не представлены доказательства о понесенных им расходах, а также на то, что у осужденного, по выводу суда, вообще отсутствует право на возмещение ущерба в виде сумм, выплаченных адвокатам за оказание юридической помощи, поскольку он был оправдан только в части предъявленного ему обвинения.
Судебная коллегия не может согласиться с этими выводами.
Согласно материалам, в судебном заседании были исследованы ордера адвокатов Карпачева И.Б., Кузнецова А.С., копии лицевых счетов юридических консультаций, справки Томской областной коллегии адвокатов, другие документы в подтверждение требований стороны защиты, а также заслушаны объяснения адвокатов Карпачева И.Б., Кузнецова А.С. и осужденного Рожина И.Ю.
Как следует из постановления, суд не отверг утверждение осужденного о том, что адвокаты Карпачев И.Б. и Кузнецов А.С. осуществляли его защиту по соглашению и получили гонорар.
При этом ссылки суда на то, что деньги в счет оплаты труда защитников вносил не Рожин И.Ю., что копии лицевых счетов ненадлежаще заверены, что стороной защиты не представлен ряд других документов, подтверждающих внесение денег в бухгалтерию в качестве оплаты гонорара защитникам, сами по себе, не могли опровергнуть доводы осужденного о понесенных затратах в связи с оказанием ему юридических услуг.
Представитель Министерства финансов Российской Федерации в судебном заседании фактически оспаривал только необходимость полного возмещения осужденному затрат на оплату труда адвокатов и правильность расчетов, в том числе, в части применения правил индексации и сроков давности. Этим доводам в постановлении оценка не дана.
Что касается ссылки в постановлении на отсутствие у осужденного Рожина И.Ю. права на возмещение расходов по оплате труда адвокатов ввиду его оправдания только в части предъявленного обвинения, то этот вывод суда вызывает сомнение, поскольку законодательство по вопросам возмещения вреда, причиненного в результате незаконного или необоснованного уголовного преследования, включая законодательство, действовавшее на момент постановления приговора по данному делу, не содержит положений, исключающих возможность возмещения вреда лицу, в отношении которого принято решение о прекращении уголовного преследования по реабилитирующему основанию, по той лишь причине, что одновременно это лицо было признано виновным в совершении какого-либо другого преступления.
При таких обстоятельствах постановление суда первой инстанции об отказе в удовлетворении требований Рожина И.Ю. о возмещении ему расходов на оплату труда защитников нельзя признать обоснованным. Оно в этой части подлежит отмене, а материалы направлению на новое судебное рассмотрение.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 378, 379, 388 УПК РФ, Судебная коллегия определила:
постановление Томского областного суда от 21 ноября 2012 года в отношении Рожина и.Ю. в части отказа в возмещении расходов на оплату труда защитников в сумме ... рублей ... копеек отменить, материалы в данной части направить на новое рассмотрение в тот же суд в ином составе судей.
В остальной части постановление оставить без изменения, а кассационную жалобу адвоката Карпачевой О.И. - без удовлетворения.
Председательствующий |
А.В. Воронов |
Судьи |
А.С. Колышницын |
|
А.А. Тришева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Кассационное определение СК по уголовным делам Верховного Суда РФ от 13 января 2014 г. N 88-О13-13
Текст определения официально опубликован не был