Определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 29 января 2014 г. N 84-АПГ13-6
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего В.Н. Пирожкова
судей Т.И. Ерёменко, В.Б. Хаменкова
при секретаре М.И. Паршиной
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по заявлению прокурора Новгородской области об оспаривании в части Постановления Администрации Новгородской области N 132 от 15 марта 2013 года "О территориальной программе государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи на 2013 год и плановый период 2014 и 2015 годов" по апелляционной жалобе Правительства Новгородской области на решение Новгородского областного суда от 14 октября 2013 года.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Т.И. Еременко, заключение прокурора Генеральной Прокуратуры Российской Федерации Э.С. Засеевой, полагавшей решение подлежащим оставлению без изменения, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации установила:
Администрацией Новгородской области 15 марта 2013 года принято постановление N 132 "О территориальной программе государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи на 2013 год и плановый период 2014 и 2015 годов", которое официально опубликовано в газете "Новгородские ведомости" от 19 апреля 2013 года.
Прокурор Новгородской области обратился в суд с заявлением об оспаривании названного постановления в части слов: "644,4" в абзаце четвертом, "1583,7" в абзаце 8 раздела 6 "Нормативы финансовых затрат на единицу объема медицинской помощи, подушевой норматив финансового обеспечения Программы, способы оплаты медицинской помощи, порядок формирования и структура тарифов на оплату медицинской помощи" Описания Программы; в части слов: "2,1", "1,89" в абзаце 5, "0,35" в абзаце 13, "0,59" в абзаце 17 раздела 5 "Нормативы объемов медицинской помощи" Описания Программы; слов "включая определение условий и сроков диспансеризации" пункта 3.12 раздела 3 "Порядок и условия предоставления медицинской помощи" Описания Программы; отсутствия условий и сроков диспансеризации населения для отдельных категорий селения, включая подростков и студентов, обучающихся по очной форме бюджетной основе; отсутствия положений, предусматривающих финансирование за счет средств бюджетных ассигнований бюджета субъекта мероприятий по обеспечению лекарственными препаратами в соответствии с перечнем групп населения, при амбулаторном лечении которых лекарственные препараты отпускаются по рецептам врачей с 50% скидкой со свободных средств, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 30.07.1994 года N 890 "О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшения обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения".
В обоснование своих требований прокурор указал, что оспариваемые нормы противоречат положениям постановления Правительства РФ от 22 октября 2012 года N 1074 "О Программе государственных гарантий оказания гражданам РФ бесплатной медицинской помощи на 2013 год и на плановый период 2014 - 2015 годов", поскольку устанавливают заниженные, в сравнении с установленными федеральным законодательством, нормативы финансовых затрат на единицу объема медицинской помощи и подушевые нормативы финансового обеспечения.
В судебном заседании прокурор поддержал заявленные суду требования.
Представитель Правительства Новгородской области просил суд в удовлетворении заявленных требований отказать.
Решением Новгородского областного суда от 14 октября 2013 года заявленные прокурором требования удовлетворены.
Судом признана недействующей со дня вступления в законную силу решения суда территориальная Программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов, утвержденная Постановлением Администрации Новгородской области от 15 марта 2013 года N 132, в части слов:
"644,4" в абзаце 4 и "1583,7" в абзаце 8 раздела 6 "Нормативы финансовых затрат на единицу объема медицинской помощи, подушевой норматив финансового обеспечения Программы, способы оплаты медицинской помощи, порядок формирования и структура тарифов на оплату медицинской помощи" Описания программы;
слов: "2,1", "1,89" в абзаце 5, "0,35" в абзаце 13, "0,59" в абзаце 17 раздела 5 "Нормативы объемов медицинской помощи" Описания Программы;
слов "включая определение условий и сроков диспансеризации" пункта 3.12 раздела 3 "Порядок и условия предоставления медицинской помощи" Описания Программы;
в той части, в которой не предусматривается положений, устанавливающих: условия и сроки диспансеризации населения для отдельных категорий населения, включая подростков и студентов, обучающихся по очной форме на бюджетной основе;
финансирование за счет средств бюджета Новгородской области обеспечения лекарственными препаратами в соответствии с перечнем групп населения, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства отпускаются по рецептам врачей с 50-процентной скидкой со свободных цен, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 1994 года N 890 "О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения".
В апелляционной жалобе Правительством Новгородской области ставится вопрос об отмене указанного судебного решения в части удовлетворения заявленных прокурором требований ввиду неправильного применения судом норм материального права.
Изучив доводы апелляционной жалобы, проверив материалы дела. Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации пришла к следующему.
В соответствии с пунктом "ж" части 1 статьи 72, частями 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации координация вопросов здравоохранения находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Подпунктом 21 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта РФ, относится решение вопросов организации оказания медицинской помощи на территории субъекта Российской Федерации в соответствии с территориальной программой государственных гарантий оказания медицинской помощи на территории субъекта РФ в соответствии с территориальной программой государственных гарантий оказания гражданам РФ бесплатной медицинской помощи.
В настоящем деле прокурором оспаривается нормативы финансовых затрат на единицу объема медицинской помощи и подушевые нормативы финансового обеспечения, предоставляемые гражданам РФ на 2013 год и плановый период 2014 и 2015 годов, установленные оспариваемым в настоящем дела постановлением Администрации Новгородской области.
Удовлетворяя заявленные прокурором требования, суд исходил из положений ст. 16 Федерального закона N 323-ФЗ от 21 ноября 2011 года "Об основах охраны здоровья граждан в РФ", согласно которой к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации в области охраны здоровья граждан относится разработка, утверждение и реализация территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской, включающей в себя территориальную программу обязательного медицинского страхования.
Таким образом, оспариваемое постановление принято администрацией Новгородской области в пределах предоставленных федеральным законодательством полномочий.
Анализируя оспариваемые нормы на предмет их соответствия требованиям федерального законодательства, областной суд правильно исходил из того, что утверждение программы государственных гарантий оказания гражданам РФ бесплатной медицинской помощи является полномочием Правительства РФ.
Программа государственных гарантий оказания гражданам РФ бесплатной медицинской помощи на 2013 год и на плановый период 2014 - 2015 годов утверждена постановлением Правительства РФ от 22 октября 2012 года N 1074.
С учетом положений этой Программы органы государственной власти субъектов РФ разрабатывают и утверждают территориальные программы государственных гарантий оказания гражданам РФ бесплатной медицинской помощи на 2013 год и плановый период 20142015 годов.
При этом орган государственной власти субъекта Российской Федерации вправе за счет доходов бюджета субъекта Российской Федерации и местных бюджетов при условии финансового обеспечения территориальной программы с учётом предусмотренных Программой соответствующих нормативов определять в территориальной программе дополнительные условия и объёмы оказания медицинской помощи.
Разделами V и VI Федеральной программы утверждены средние нормативы объёмов медицинской помощи, финансовых затрат на единицу объёма медицинской помощи, средние подушевые нормативы финансирования, порядок формирования и структура тарифов на оплату медицинской помощи.
Суд первой инстанции, сопоставив оспариваемые положения Программы с нормами Федеральной программы, сделал правильный вывод об установлении Правительством Новгородской области перечисленных нормативов в меньшем объёме по сравнению с нормативами, утверждёнными Правительством Российской Федерации, что противоречит требованиям федерального законодательства и является основанием для признания оспариваемых норм недействующими.
Так, разделом VI "Средние нормативы финансовых затрат на единицу объема медицинской помощи, средние подушевые нормативы финансирования, способы оплаты медицинской помощи, порядок формирования и структура тарифов на оплату медицинской помощи" постановления Правительства РФ от 22 октября 2012 года N 1074 определены нормативы финансовых затрат на единицу объема медицинской помощи для целей формирования территориальных программ на 2013 год за счет средств обязательного медицинского страхования, и в среднем составляют:
на 1 обращение по поводу заболевания при оказании медицинской помощи в амбулаторных условиях медицинскими организациями (их структурными подразделениями) - 772,3 руб.;
на 1 койко-день в медицинских организациях (их структурных подразделениях), оказывающих медицинскую помощь в стационарных условиях 1756,2 руб.;
Между тем, в оспариваемым в настоящем дела постановлении установлены иные нормативы финансовых затрат на единицу объема медицинской помощи, ниже базовых показателей:
в разделе 6 абзаца 4 территориальной Программы нормативы финансовых затрат на единицу объема медицинской помощи, оказываемой в 2013 году за счет средств обязательного медицинского страхования составляют:
на 1 обращение по поводу заболевания при оказании медицинской помощи в амбулаторных условиях медицинскими организациями - 644,4 руб. (федеральный норматив 772,3 руб.);
на 1 койко-день в медицинских организациях, оказывающих медицинскую помощь в стационарных условиях - 1583,7 руб.
(федеральный норматив 1756,2 руб.);
В Разделе 5 "Нормативы объемов медицинской помощи" территориальной Программы нормативы объемов медицинской помощи, обеспечивающие потребность граждан в медицинской помощи по ее видам, установленные в расчете на 1 человека в год составляют:
для медицинской помощи в амбулаторных условиях, оказываемых с профилактической целью (включая посещения центров здоровья, посещения в связи с диспансеризацией, посещение среднего медицинского персонала), на 2013 год - 2,1 посещения на 1 жителя, в рамках территориальной программы ОМС -1,89 посещения на одно застрахованное лицо (федеральные нормативы соответственно 2,44 и 2,04);
для медицинской помощи в амбулаторных условиях, оказываемой в неотложной форме, в рамках базовой программы обязательного медицинского страхования на 2013 год - 0,35 посещения на 1 застрахованное лицо (федеральный норматив 0,36);
для медицинской помощи в условиях дневных стационаров на 2013 год - 0,59 пациенто-дня на 1 жителя (федеральный норматив 0,63);
Раздел III Федеральной программы "Требования к территориальной программе в части определения порядка, условий предоставления медицинской помощи, критериев доступности и качества медицинской помощи", устанавливает, что территориальная Программа в части определения порядка и условий оказания медицинского страхования должна включать условия и сроки диспансеризации населения для отдельных категорий населения, включая подростков и студентов, обучающихся по очной форме на бюджетной основе.
Согласно разделу 3 территориальной Программы организация проведения диспансеризации для отдельных категорий граждан возложена на департамент здравоохранения Новгородской области.
Разделом IV Федеральной программы "Источники финансового обеспечения оказания медицинской помощи" определено, что за счет средств бюджетных ассигнований бюджетов Российской Федерации осуществляется обеспечение лекарственными препаратами в соответствии с перечнем групп населения, при амбулаторном лечении которых лекарственные препараты отпускаются по рецептам врачей с 50-ти процентной скидкой.
В территориальной Программе отсутствуют положения, устанавливающие льготное лекарственное обеспечение в соответствии с перечнем групп населения, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства отпускаются по рецептам врачей с 50% скидкой со свободных цен, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 1994 года N 890 "О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения".
Таким образом, постановлением Администрации Новгородской области N 132 от 15 марта 2013 года, установлены иные - ниже базовых показателей - нормативы финансовых затрат на единицу объема медицинской помощи.
Довод апелляционной жалобы о том, что установленные в Федеральной программе нормативы объема оказания медицинской помощи являются средними и могут устанавливаться с учетом региональных особенностей, и органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе их уменьшить, нельзя признать состоятельными. Само по себе указание о среднем уровне нормативов не свидетельствует о наличии у субъекта Российской Федерации права произвольно устанавливать нормативы объема медицинской помощи в размере меньшем, нежели установленные Федеральной программой.
Ссылка в жалобе на недостаточность финансирования территориальной программы не опровергает выводов суда и не может являться основанием к отмене обжалуемого судебного постановления, поскольку реализация права граждан на гарантированный объем бесплатной медицинской помощи не должна зависеть от наличия средств бюджете субъекта РФ.
Руководствуясь статьями 328, 329, 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации определила:
решение Новгородского областного суда от 14 октября 2013 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Правительства Новгородской области - без удовлетворения.
Председательствующий |
В.Н. Пирожков |
Судьи |
Т.И. Ерёменко |
|
В.Б. Хаменков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 29 января 2014 г. N 84-АПГ13-6
Текст определения официально опубликован не был