Федеральной службой судебных приставов проведен анализ причин, по которым уголовные дела, отнесенные к подследственности ФССП России, на протяжении 9 месяцев текущего года возбуждались по инициативе органов прокуратуры.
По данным ведомственного статистического учета, за январь - сентябрь 2013 г. по инициативе надзирающих прокуроров органами дознания ФССП России возбуждено 535 уголовных дел, в том числе: по ст. 157 УК РФ - 503; по ст. 177 УК РФ - 6; по ст. 297 УК РФ - 3; по ст. 312 УК РФ - 3; по ст. 315 УК РФ - 20 уголовных дел.
Наибольшее количество уголовных дел, подследственных ФССП России, по инициативе органов прокуратуры было возбуждено в управлениях ФССП России: по Республике Башкортостан - 28, по Республике Коми - 39, по Республике Саха (Якутия) - 74, по Краснодарскому краю - 45, по Приморскому краю - 58 уголовных дел.
Наиболее часто дознавателями ФССП России уголовные дела по инициативе органов прокуратуры возбуждались по следующим поводам:
по постановлению, поступившему из органов прокуратуры в порядке п. 2 ч. 2 ст. 37 УПК РФ, - 351 уголовное дело;
по рапорту прокурора о выявлении преступления - 101 уголовное дело;
на основании постановления прокурора об отмене незаконного (необоснованного) постановления об отказе в возбуждении уголовного дела - 83 уголовных дела.
Проведенный анализ показал, что основной причиной возбуждения уголовных дел по инициативе надзирающих прокуроров является ненадлежащее исполнение должностными лицами территориальных органов ФССП России требований приказа ФССП России от 28.02.2013 N 67 "Об утверждении порядка изучения исполнительных производств на предмет наличия признаков преступлений и организации контроля за данным направлением деятельности" (далее - Приказ N 67).
В большинстве структурных подразделений территориальных органов ФССП России начальники отделов - старшие судебные приставы не поручают дознавателям изучение исполнительных производств на предмет их постановки на контроль в качестве перспективных для возбуждения уголовных дел.
Указания, подготовленные дознавателями по изученным исполнительным производствам, судебными приставами-исполнителями игнорируются либо исполняются несвоевременно и не в полном объеме. Контроль за их исполнением со стороны начальников отделов - старших судебных приставов не осуществляется.
Как показывают результаты выездов в территориальные органы ФССП России, начальники отделов - старшие судебные приставы в силу своей некомпетентности не могут организовать эффективное взаимодействие между судебными приставами-исполнителями и дознавателями по своевременному выявлению и документированию признаков преступлений по уголовным делам, подследственным ФССП России. Таким образом, противоправные деяния в действиях должников выявляются не органами дознания ФССП России, а надзирающими прокурорами по результатам проверок материалов исполнительных производств, в том числе отнесенных к перспективным для возбуждения уголовных дел.
Так, и.о. прокурора Спасского района Приморского края в ходе изучения исполнительного производства N 19236/10/12/25 о взыскании алиментных платежей с Кислой В.В. в действиях должника выявлены признаки преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 157 УК РФ. В связи с этим 26.06.2013 им вынесено постановление о направлении материалов проверки в орган предварительного расследования для решения вопроса об уголовном преследовании Кислой В.В. По результатам проверки в порядке ст. 144-145 УПК РФ дознавателем отдела судебных приставов по городскому округу Спасск-Дальнему и Спасскому муниципальному району УФССП России по Приморскому краю Ковалевским Д.В. возбуждено уголовное дело N 361829 в отношении Кислой В. В. по ч. 1 ст. 157 УК РФ.
По данному факту в отношении судебного пристава-исполнителя Морозовой Е.В. инициирована служебная проверка, по результатам которой она привлечена к дисциплинарной ответственности.
Кроме того, признаки преступлений в действиях должников по исполнительным производствам выявляются в рамках проверок, проводимых работниками центрального аппарата в территориальных органах ФССП России по организации дознания.
Так, комиссией центрального аппарата ФССП России в рамках тематической проверки Управления ФССП России по Орловской области в Ливенском районном отделе судебных приставов по результатам изучения исполнительного производства N 11321/10/07/57 о взыскании алиментов с Купавых А.М. выявлены признаки преступления, предусмотренные ч. 1 ст. 157 УК РФ, которые подтверждаются документами, доказывающими вину должника. Только после вмешательства работника центрального аппарата судебным приставом-исполнителем составлен рапорт об обнаружении признаков преступлений в порядке ст. 143 УПК РФ, который зарегистрирован 05.02.2013 в книге учета сообщений о преступлениях (далее - КУСП) Дознавателем указанного отдела по результатам рассмотрения сообщения о преступлении 13.02.2013 в отношении Купавых А.М. возбуждено уголовное дело по признакам состава преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 157 УК РФ.
Нередко причинами возбуждения уголовных дел по инициативе органов прокуратуры являются неполное и некачественное проведение проверок в порядке ст. 144-145 УПК РФ, а также нарушения требований уголовно-процессуального законодательства, допущенные начальниками органов дознания и дознавателями в ходе их проведения.
Зачастую дознавателями при проведении проверок в порядке ст. 144-145 УПК РФ объяснения у взыскателя, должника и иных лиц не отбираются, правовая оценка действиям виновного лица дается поверхностно. По результатам проверок сообщений о преступлениях постановления об отказе в возбуждении уголовного дела выносятся формально, без выяснения всех обстоятельств. Вследствие этого надзирающими прокурорами указанные процессуальные решения отменяются как незаконные или необоснованные, с рассмотрением вопроса о возбуждении уголовного дела. Непрекращающиеся факты неисполнения указания прокуроров явились, в частности, поводом для внесения представления Генеральной прокуратурой Российской Федерации 18.10.2013 N 69-17-2013 "Об устранении нарушений уголовно-процессуального законодательства".
В Управлении ФССП России по Липецкой области и ряде других территориальных органов ФССП России продолжается игнорирование требований прокуроров, изложенных в процессуальных документах.
Так, в Правобережный районный отдел судебных приставов г. Липецка УФССП России по Липецкой области 13.07.2012 поступило заявление Алтуховой А.А. о привлечении к уголовной ответственности Быстрова А.В. по признакам состава преступления, предусмотренного ст. 177 УК РФ.
Дознавателем отдела Коростелевым С.В. 23.07.2012, 01.10.2012, 27.11.2012, 26.12.2012, 01.02.2013, т.е. пять раз, выносились постановления об отказе в возбуждении уголовного дела, которые обоснованно отменялись прокурором Правобережного района г. Липецка в связи с неустановлением всех обстоятельств, подтверждающих или опровергающих информацию о совершении преступления.
Заместителем прокурора Правобережного района г. Липецка 18.02.2013 постановление дознавателя Коростелева С.В. об отказе в возбуждении уголовного дела в отношении Быстрова А.В. отменено вновь. Материал проверки направлен в Правобережный районный отдел судебных приставов г. Липецка для решения вопроса о возбуждении уголовного дела по признакам преступления, предусмотренного ст. 177 УК РФ.
По результатам дополнительной доследственной проверки 21.03.2013 дознавателем в отношении Быстрова А.В. возбуждено уголовное дело N 481380209 по признакам преступления, предусмотренного ст. 177 УК РФ.
За допущенные нарушения и волокиту при проведении доследственной проверки дознаватель Коростелев С.В. привлечен к дисциплинарной ответственности.
Распространенными причинами возбуждения уголовных дел органами прокуратуры являются отсутствие процессуального контроля со стороны начальников отделов - старших судебных приставов, их заместителей за принятием дознавателями законных процессуальных решений, а также неприменение в полном объеме полномочий, предусмотренных уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации.
Начальники органа дознания в нарушение требований приказа ФССП России от 09.07.2013 N 238 "Об утверждении Положения об организации процессуального контроля при проверке сообщений о преступлениях и осуществлении дознания в территориальных органах Федеральной службы судебных приставов" (далее - Приказ N 238) проводимые дознавателями проверки сообщений о преступлениях не контролируют, законность и обоснованность постановлений об отказе в возбуждении уголовного дела не проверяют, ходатайства об отмене незаконных или необоснованных постановлений дознавателей об отказе в возбуждении уголовного дела перед прокурорами своевременно не возбуждают.
Анализ статистической отчетности, представленной территориальными органами ФССП России, а также результаты выездных проверок свидетельствуют о непрекращающихся ошибках при ведении статистического учета уголовных дел, возбужденных по инициативе органов прокуратуры.
Так, в представленных списках (перечень N 4 приложения N 9 к Приказу N 238) информация о возбуждении уголовных дел по инициативе должностных лиц органов прокуратуры отражена не в полном объеме, списки представляются несвоевременно. В списках не учитываются уголовные дела, возбужденные после отмены прокурорами постановлений об отказе в возбуждении уголовных дел, при отсутствии ходатайства начальника подразделения (органа) дознания и отметки "0033" в реквизите N 10.1 формы N 1 статистической карточки на выявленное преступление. При этом такие уголовные дела фигурируют в отчетности органов прокуратуры, а необходимые межведомственные сверки территориальными органами ФССП России не проводятся.
Вместе с тем некорректное заполнение дознавателями статистических карточек формы N 1 либо незаполнение определенных реквизитов (N 9 и N 10.1) приводят к необъективному отражению деятельности органов дознания ФССП России.
Например, если уголовное дело возбуждено после отмены постановления об отказе в возбуждении уголовного дела и реквизит N 10.1 формы N 1 не заполнен, в нем при загрузке в базу ИЦ УМВД России автоматически проставляется код 0032, что свидетельствует о возбуждении уголовного дела по инициативе прокурора. При этом внесение кода 0032 в реквизит N 10.1 формирует код 0125 в реквизите N 9 формы N 1 статистической карточки на выявленное преступление, что подтверждает выявление преступления прокурором.
Так, в ходе целевой проверки, проведенной в Управлении ФССП России по Ивановской области, установлено, что дознавателями Заволжского, Ивановского, Тейковского, Шуйского, Фрунзенского отделов судебных приставов по 6 возбужденным уголовным делам в статистических карточках формы N 1 в реквизите N 10.1 код органа, выявившего преступление, не заполнен.
Помимо этого, как показали выезды работников центрального аппарата в управления ФССП России по Ивановской, Псковской, Самарской и Тамбовской областям, имеются значительные расхождения данных статистической отчетности органов прокуратуры со статистическими данными информационных центров территориальных органов МВД России и данными проверенных территориальных органов ФССП России. Выявляемые факты указывают на нарушения учетно-регистрационной дисциплины, обусловленные практикой предварительного внепроцессуального согласования руководством структурных подразделений территориальных органов ФССП России с надзирающими прокурорами решений о возбуждении уголовных дел с целью определения позиции о доказанности признака "злостность", а также о "двойной" регистрации в КУСП (когда в один день первоначально регистрируется рапорт судебного пристава-исполнителя, а затем постановление прокурора в порядке п. 2 ч. 2 ст. 37 УПК РФ).
Приведенные факты прямо указывают на отсутствие ведомственного процессуального контроля со стороны руководства территориального органа ФССП России за правильностью и полнотой ведения статистического учета выявленных преступлений, а также за принятием дознавателями основанных на законе процессуальных решений.
При этом руководителями территориальных органов ФССП России принципиальная оценка действиям (бездействию) должностных лиц, повлекшим возбуждение уголовных дел по инициативе органов прокуратуры, не дается.
Анализ представленной территориальными органами ФССП России информации о мерах дисциплинарного воздействия в отношении должностных лиц, возбуждавших уголовные дела по инициативе прокуроров, показывает неприменение таких мер в отношении подчиненных работников руководством территориальных органов Федеральной службы судебных приставов.
В связи с возбуждением уголовных дел по инициативе прокуроров в 2013 г. к дисциплинарной ответственности привлечены 112 государственных гражданских служащих. Таким образом, руководителями территориальных органов ФССП России дается оценка только каждому пятому нарушению закона, допущенному работниками управлений.
В целях повышения эффективности работы по применению к должникам мер уголовно-правового воздействия и реализации принципа неотвратимости наказания за совершение преступления, а также установления единообразного и полного порядка отражения в статистических карточках первичного учета информации о выявленных преступлениях необходимо:
принять действенные меры, направленные на исключение фактов возбуждения уголовных дел, отнесенных к подследственности ФССП России, по инициативе органов прокуратуры;
обеспечить реализацию Приказа N 67 в части подготовки указаний по исполнительным производствам, своевременного и правильного их исполнения судебными приставами-исполнителями и усиления контроля за данным направлением деятельности;
обеспечить четкое и неукоснительное выполнение требований Приказа N 238 в части осуществления процессуального контроля за соблюдением дознавателями территориальных органов ФССП России уголовно-процессуального законодательства при проведении доследственных проверок в порядке ст. 144-145 УПК РФ;
обратить особое внимание на недопущение сокрытия преступлений от статистического учета, а также на обязательное соблюдение подчиненными работниками совместного приказа Генеральной прокуратуры Российской Федерации, МВД России, МЧС России, Минюста России, ФСБ России, Минэкономразвития России, ФСКН России от 29.12.2005 N 39/1070/1021/253/780/353/399 "О едином учете преступлений", приказа Минюста России от 02.05.2006 N 139 "Об утверждении Инструкции о едином порядке организации приема, регистрации и проверки в Федеральной службе судебных приставов сообщений о преступлениях";
обеспечить своевременное, полное и достоверное заполнение всех граф перечня N 4 приложения N 9 к приказу ФССП России N 238;
по итогам 2013 г. организовать проведение инвентаризации материалов доследственных проверок, по которым неоднократно отменялись постановления об отказе в возбуждении уголовного дела. В случае выявления незаконных и необоснованных процессуальных решений принять меры по их отмене и инициировать служебные проверки в отношении виновных должностных лиц;
при объективном установлении фактов бездействия должностных лиц ФССП России, послуживших причинами возбуждения уголовных дел по инициативе органов прокуратуры, рассматривать вопрос о привлечении виновных лиц к дисциплинарной ответственности.
О принятых мерах и результатах проделанной работы доложить в Управление организации дознания в срок до 20.01.2014, разместив информацию в сервисе поручений центрального аппарата ФССП России на ведомственном служебном портале АИС ФССП России.
Заместитель директора |
В.В. Воронин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Письмо Федеральной службы судебных приставов от 25 ноября 2013 г. N 12/04-33752-ВВ "О причинах возбуждения уголовных дел по инициативе органов прокуратуры"
Текст письма опубликован в Бюллетене Федеральной службы судебных приставов Министерства юстиции РФ, 2014 г., N 1