Купить систему ГАРАНТ Получить демо-доступ Узнать стоимость Информационный банк Подобрать комплект Семинары
  • ТЕКСТ ДОКУМЕНТА
  • АННОТАЦИЯ
  • ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ ДОП. ИНФОРМ.

Постановление Конституционного Суда РФ от 6 февраля 2014 г. N 2-П "По делу о проверке конституционности подпункта 5 статьи 4 Федерального закона "О ветеранах" в связи с жалобой гражданина В.А. Корсакова"

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

Предметом проверки стали нормы, относящие к инвалидам ВОВ определенную категорию лиц.

Речь идет о тех, кто ранее привлекался организациями Осоавиахима СССР и органами местной власти к сбору боеприпасов и военной техники, разминированию территорий и объектов.

При этом положения устанавливают, что подразумевается период с февраля 1944 г. по декабрь 1951 г.

Соответственно, данные лица относятся к названной категории, если они привлекались к перечисленным работам и стали инвалидами из-за ранения, контузии или увечья, полученных именно в такой период.

КС РФ пришел к выводу, что нормы неконституционны.

Они являются таковыми в той мере, в какой не позволяют относить к названной категории граждан, ставших инвалидами по этим же причинам, но в иной период - до февраля 1944 г.

Как пояснил КС РФ, выбор критериев отнесения граждан к инвалидам ВОВ - прерогатива законодателя.

Вместе с тем он обязан следовать принципам юридического равенства и справедливости.

Из этих принципов вытекает необходимость равного обращения с лицами, находящимися в одинаковых условиях.

Вводя указанные хронологические границы, законодатель исходил из даты издания соответствующего акта Госкомитетом обороны СССР. Т. е. он обусловил возможность приобрести статус инвалида ВОВ определенным фактом.

Это участие гражданина в перечисленных работах исключительно с момента, когда их организация и проведение были нормативно оформлены.

При этом не было принято во внимание, что лица из числа гражданского населения начали привлекаться к таким работам органами местной власти значительно раньше. Они подвергали риску свою жизнь, здоровье и получали ранения, контузии и увечья непосредственно при их проведении.

Таким образом, оспариваемое регулирование ввело различия в правовом статусе лиц в зависимости от того, когда именно (до или после февраля 1944 г.) проводились соответствующие работы.

Между тем введение подобного формального критерия для дифференциации граждан, находившихся в годы ВОВ в одинаковой ситуации, не может быть признано объективно оправданным.


Постановление Конституционного Суда РФ от 6 февраля 2014 г. N 2-П "По делу о проверке конституционности подпункта 5 статьи 4 Федерального закона "О ветеранах" в связи с жалобой гражданина В.А. Корсакова"


Текст Постановления опубликован на "Официальном интернет-портале правовой информации" (www.pravo.gov.ru) 11 февраля 2014 г., в "Российской газете" от 19 февраля 2014 г. N 38, в Собрании законодательства Российской Федерации от 17 февраля 2014 г. N 7 ст. 736, в газете "Солидарность" от 19-26 февраля 2014 г. N 7, в Бюллетене трудового и социального законодательства Российской Федерации, 2014 г., N 4, в "Вестнике Конституционного Суда Российской Федерации", 2014 г., N 3