Конституционный Суд Российской Федерации в составе Председателя В.Д. Зорькина, судей К.В. Арановского, А.И. Бойцова, Н.С. Бондаря, Л.М. Жарковой, Г.А. Жилина, С.М. Казанцева, М.И. Клеандрова, С.Д. Князева, А.Н. Кокотова, Л.О. Красавчиковой, С.П. Маврина, Н.В. Мельникова, Ю.Д. Рудкина, Н.В. Селезнева, О.С. Хохряковой, В.Г. Ярославцева,
рассмотрев вопрос о возможности принятия жалобы гражданина А.С. Абдулкадырова к рассмотрению в заседании Конституционного Суда Российской Федерации, установил:
1. В своей жалобе в Конституционный Суд Российской Федерации гражданин А.С. Абдулкадыров оспаривает конституционность следующих положений статьи 37 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации":
части 2, согласно которой главой местной администрации является глава муниципального образования либо лицо, назначаемое на должность главы местной администрации по контракту, заключаемому по результатам конкурса на замещение указанной должности на срок полномочий, определяемый уставом муниципального образования; контракт с главой местной администрации заключается на срок полномочий представительного органа муниципального образования, принявшего решение о назначении лица на должность главы местной администрации (до дня начала работы представительного органа муниципального образования нового созыва), но не менее чем на два года (абзац первый); контракт с главой местной администрации муниципального района, представительный орган которого формируется в порядке, предусмотренном пунктом 1 части 4 статьи 35 настоящего Федерального закона, заключается на срок, который предусмотрен уставом муниципального района и не может быть менее чем два года и более чем пять лет (абзац второй);
части 6, согласно которой лицо назначается на должность главы местной администрации представительным органом муниципального образования из числа кандидатов, представленных конкурсной комиссией по результатам конкурса (абзац первый); контракт с главой местной администрации заключается главой муниципального образования (абзац второй).
Как следует из представленных материалов, 25 февраля 2011 года А.С. Абдулкадыров Собранием депутатов муниципального образования "Кайтагский район" (Республика Дагестан) нового созыва был утвержден на должность главы местной администрации данного муниципального образования. Глава муниципального образования "Кайтагский район" А.Д. Умаров предложил А.С. Абдулкадырову к заключению контракт сроком на два года, который был им подписан 1 марта 2011 года.
13 декабря 2012 года Собрание депутатов муниципального образования "Кайтагский район" единогласно приняло решение о приведении контракта в соответствие с Федеральным законом "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и уставом данного муниципального образования в части его продления на срок полномочий представительного органа. Глава муниципального образования А.Д. Умаров продлить срок контракта отказался.
Решением Кайтагского районного суда Республики Дагестан от 15 февраля 2013 года установлена обязанность А.Д. Умарова продлить с А.С. Абдулкадыровым контракт на срок полномочий представительного органа. Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Дагестан от 30 мая 2013 года это решение отменено. Определением судьи Верховного Суда Республики Дагестан от 18 июля 2013 года и определением судьи Верховного Суда Российской Федерации от 10 октября 2013 года в передаче жалобы на указанное апелляционное определение для рассмотрения в судебном заседании суда кассационной инстанции отказано.
Применяя оспариваемые законоположения, суд апелляционной инстанции указал, что Собрание депутатов муниципального образования "Кайтагский район" не конкретизировало в своих решениях срок, на который А.С. Абдулкадыров назначается на должность главы администрации муниципального образования, а потому глава муниципального образования как представитель нанимателя был вправе самостоятельно решить данный вопрос.
Заявитель утверждает, что такое истолкование частей 2 и 6 статьи 37 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" приводит к нарушению гарантированного Конституцией Российской Федерации права граждан на участие в осуществлении местного самоуправления, и просит признать оспариваемые законоположения в той мере, в какой они допускают по смыслу, придаваемому правоприменительной практикой, одностороннее решение главой муниципального образования вопроса о сроке полномочий главы местной администрации, противоречащими статьям 1, 2, 18, 19 (части 1 и 2), 32 (части 1 и 4), 37 (часть 1) и 130 (часть 1) Конституции Российской Федерации.
2. Конституционный Суд Российской Федерации, изучив представленные материалы, не находит оснований для принятия данной жалобы к рассмотрению.
Федеральный законодатель в части 2 статьи 37 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" установил, что контракт с главой местной администрации заключается на срок полномочий главы местной администрации, определяемый в уставе муниципального образования (высшей правовой форме выражения муниципальной власти местного населения).
Если же в уставе муниципального образования срок полномочий главы местной администрации муниципального образования не определен, закон предписывает заключить такой контракт на срок полномочий представительного органа муниципального образования (до дня начала работы представительного органа муниципального образования нового созыва); в случае, когда до окончания срока полномочий представительного органа муниципального образования осталось менее двух лет, контракт заключается на срок не менее чем на два года (абзац второй части 2 статьи 37 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации").
Таким образом, оспариваемые законоположения не предполагают произвольное решение главой муниципального образования вопроса о сроке полномочий главы местной администрации муниципального образования. Следовательно, положения частей 2 и 6 статьи 37 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" не могут расцениваться как нарушающие конституционные права А.С. Абдулкадырова в обозначенном им аспекте.
Проверка же законности и обоснованности решений правоприменительных органов, в том числе судов, к компетенции Конституционного Суда Российской Федерации, определенной статьей 125 Конституции Российской Федерации и статьей 3 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", не относится.
Исходя из изложенного и руководствуясь пунктом 2 части первой статьи 43 и частью первой статьи 79 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", Конституционный Суд Российской Федерации определил:
1. Отказать в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Абдулкадырова Абдулкадыра Сайдуллаевича, поскольку она не отвечает требованиям Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", в соответствии с которыми жалоба в Конституционный Суд Российской Федерации признается допустимой.
2. Определение Конституционного Суда Российской Федерации по данной жалобе окончательно и обжалованию не подлежит.
Председатель |
В.Д. Зорькин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение Конституционного Суда РФ от 22 января 2014 г. N 68-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Абдулкадырова Абдулкадыра Сайдуллаевича на нарушение его конституционных прав частями 2 и 6 статьи 37 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"
Текст Определения официально опубликован не был