Дата введения - 1 марта 2010 г.
Введен впервые
Согласно распоряжению ОАО "РЖД" от 13 декабря 2010 г. N 2570р дата введения настоящего стандарта - 1 марта 2011 г.
1 Область применения
Настоящий стандарт определяет понятие и назначение документа "Политика обеспечения безотказности, готовности, ремонтопригодности и безопасности объектов железнодорожного транспорта" и устанавливает основные требования к структуре и содержанию разделов документа, а также к порядку его разработки.
Настоящий стандарт распространяется на объекты железнодорожного транспорта, к которым предъявляются требования безопасности в соответствии с техническими регламентами.
Настоящий стандарт предназначен для применения подразделениями аппарата управления ОАО "РЖД", филиалами ОАО "РЖД" и иными структурными подразделениями ОАО "РЖД".
Применение настоящего стандарта сторонними организациями оговаривается в договорах (соглашениях) с ОАО "РЖД".
2 Нормативные ссылки
В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие стандарты:
ГОСТ Р 51901.12-2007 (МЭК 60812:2006) Менеджмент риска. Метод анализа видов и последствий отказов
ГОСТ Р 51901.13-2005 (МЭК 61025:1990) Менеджмент риска. Анализ дерева неисправностей
Приказом Ростехрегулирования от 15 декабря 2009 г. N 1249-ст ГОСТ Р 51901.13-2005 (МЭК 61025:1990) отменен с 1 сентября 2010 г. и введен в действие ГОСТ Р 27.302-2009
СТО РЖД 1.02.031-2010 Управление ресурсами на этапах жизненного цикла, рисками и анализом надежности. Программа обеспечения функциональной безопасности объектов железнодорожного транспорта
СТО РЖД 1.02.032-2010 Управление ресурсами на этапах жизненного цикла, рисками и анализом надежности. Доказательство безопасности объектов железнодорожного транспорта
СТО РЖД 1.02.034-2010 Управление ресурсами на этапах жизненного цикла, рисками и анализом надежности. Общие правила оценки и управления рисками
3 Термины, определения и сокращения
3.1 В настоящем стандарте применены следующие термины с соответствующими определениями:
3.1.6 доказательство безопасности: Документ, содержащий совокупность доказательств о соответствии объекта железнодорожного транспорта функциональным требованиям безопасности, сформулированным в нормативной, конструкторской и программной документации, и доказательств соответствия показателей безопасности объекта заданным нормам.
3.1.7 жизненный цикл (объекта железнодорожного транспорта): Деятельность, возникающая в течение периода времени, который начинается с этапа создания концепции объекта железнодорожного транспорта и заканчивается после утилизации объекта железнодорожного транспорта.
3.1.8 журнал учёта опасностей: Документ, в котором регистрируются все действия по управлению безопасностью, выявленные опасности, ответственные лица, принятые и утвержденные решения, или же указываются ссылки на связанные с этим процессом документы.
Примечание - Журнал учёта опасностей иногда называют протоколом угроз.
3.1.9 заказчик: ОАО "РЖД" или иная организация, эксплуатирующая объект железнодорожного транспорта.
3.1.10 изготовитель: Организация независимо от ее организационно- правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, производящие продукцию для реализации заказчику (потребителям).
3.1.12 объект железнодорожного транспорта: Любая самостоятельная единица железнодорожной инфраструктуры и подвижного состава, обеспечивающая выполнение требуемой функции в рамках перевозочного процесса.
3.1.13 политика обеспечения безотказности, готовности, ремонтопригодности и безопасности: Документ, определяющий цели, задачи, перечень и взаимосвязь работ при обеспечении безотказности, готовности, ремонтопригодности и безопасности объекта железнодорожного транспорта на этапах его жизненного цикла.
3.1.14 программа обеспечения надежности: Документ, устанавливающий комплекс взаимоувязанных организационных и технических мероприятий, методов, средств, требований и норм, направленных на выполнение установленных в документации на объект железнодорожного транспорта требований к надежности.
3.1.15 программа обеспечения функциональной безопасности: Документированный перечень запланированных по времени мероприятий, ресурсов и событий, направленных на внедрение организационной структуры, распределения ответственности, процедур, мероприятий, методик и ресурсов, способствующих удовлетворению требований к безопасности объекта, заданным в договоре или проекте.
3.1.16 разработчик: Организация, ответственная за выполнение комплекса научно-исследовательских, проектно-конструкторских и изыскательских работ по проектируемому объекту железнодорожного транспорта на основании договора с организацией-заказчиком или организацией-изготовителем.
3.1.17 ремонтопригодность (maintainability): Свойство объекта, заключающееся в приспособленности к поддержанию и восстановлению работоспособного состояния путем технического обслуживания и ремонта. |
3.2 В настоящем стандарте применены следующие сокращения:
ЖТ |
- |
железнодорожный транспорт; |
ДБ |
- |
|
ПОБ |
- |
программа обеспечения функциональной безопасности; |
ПОН |
- |
|
СЖЦ |
- |
стоимость жизненного цикла; |
ТО |
- |
техническое обслуживание. |
4 Основные положения
4.1 Разработчик, изготовитель и заказчик должны спланировать и согласовать действия по обеспечению надежности и безопасности объекта ЖТ и представить их в виде Политики обеспечения безотказности, готовности, ремонтопригодности и безопасности объектов ЖТ (далее - Политика).
4.2 Политика устанавливает комплекс организационно-технических требований и мероприятий на этапах жизненного цикла объекта ЖТ, направленных на обеспечение надежности и безопасности, с учетом СЖЦ объекта ЖТ. Жизненный цикл объекта ЖТ приведен на рисунке 1.
Рисунок 1 - Жизненный цикл объекта ЖТ
4.3 В зависимости от этапа жизненного цикла Политику разрабатывают и утверждают:
- разработчик (для этапов жизненного цикла, связанных с разработкой объекта ЖТ). В этом случае Политику согласовывают с изготовителем и заказчиком;
- изготовитель (для этапа жизненного цикла "Производство"). Политику согласовывают с разработчиком и заказчиком;
- заказчик (для этапов жизненного цикла, связанных с эксплуатацией объекта ЖТ). Политику согласовывают с разработчиком и изготовителем.
4.4 При желании заказчика Политика может быть предоставлена для независимого экспертного заключения в организацию, аккредитованную на проведение сертификационных работ объекта ЖТ.
4.5 Политику необходимо обновлять и пересматривать, если в исходный объект ЖТ вносят последующие изменения. В случае внесения какого-либо изменения должна быть произведена оценка его влияния на надежность и безопасность, начиная с соответствующего этапа жизненного цикла.
4.6 Политику хранят у заказчика. Срок хранения заканчивается не ранее, чем через 10 лет после вывода из эксплуатации и утилизации объекта ЖТ.
5 Требования к структуре Политики
5.1 Политика должна отражать:
- организацию в части обеспечения надежности и безопасности, цели, мероприятия по достижению целей, принятых разработчиком, изготовителем, заказчиком;
- полномочия, ответственность и подотчетность на всех этапах жизненного цикла;
- процесс взаимодействия разработчика, изготовителя и заказчика;
- виды и объем отчетной документации;
- порядок обновления и пересмотра Политики.
5.2 Политика должна содержать следующие разделы:
- общие положения;
- характеристика объекта ЖТ;
- задачи по обеспечению надежности и безопасности объекта ЖТ;
- мероприятия по обеспечению надежности и безопасности объекта ЖТ;
- организация работ;
- порядок отчетности;
- порядок корректировки.
Руководитель разработчика |
В.В. Дубровская |
Руководитель разработки |
А.И. Лозинин |
Исполнитель, |
Ю.С. Ходыкин, |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Стандарт ОАО "РЖД" СТО РЖД 1.02.030-2010 "Управление ресурсами на этапах жизненного цикла, рисками и анализом надежности (УРРАН). Политика обеспечения безотказности, готовности, ремонтопригодности и безопасности объектов железнодорожного транспорта" (утв. и введен в действие распоряжением ОАО "РЖД")
Текст стандарта официально опубликован не был
1 Разработан Закрытым акционерным обществом "ИБТранс" (ЗАО "ИБТранс")
2 Внесен Департаментом технической политики ОАО "РЖД"
3 Утвержден и введен в действие распоряжением ОАО "РЖД" от 13 декабря 2010 г. N 2570р
4 Введен впервые
Дата введения - 1 марта 2010 г.
Согласно распоряжению ОАО "РЖД" от 13 декабря 2010 г. N 2570р дата введения настоящего стандарта - 1 марта 2011 г.
Учетный регистрационный номер