Межведомственная инструкция "О Порядке оказания экстренной психологической помощи пострадавшему населению в зонах чрезвычайных ситуаций и при пожарах"

ГАРАНТ:

См. Порядок оказания экстренной психологической помощи пострадавшему населению в зонах чрезвычайных ситуаций и при пожарах, утвержденный приказом МЧС РФ от 20 сентября 2011 г. N 525

I. Общие положения

 

Настоящая Межведомственная инструкция "О Порядке оказания экстренной психологической помощи пострадавшему населению в зонах чрезвычайных ситуаций и при пожарах" (далее - Инструкция) разработана с целью упорядочения системы взаимодействия федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, а так же организаций, входящих в структуру единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (далее-РСЧС) при организации и реализации мероприятий по оказанию экстренной психологической помощи (далее - ЭПП) пострадавшему населению в зонах чрезвычайных ситуаций и при пожарах (далее - ЧС).

Инструкция разработана в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 11 июля 2004 г. N 868 "Вопросы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий", Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2003 г. N 794 "О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций", приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 20.09.2011 N 525 "Об утверждении Порядка оказания экстренной психологической помощи пострадавшему населению в зонах чрезвычайных ситуаций и при пожарах" и определяет порядок взаимодействия федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, а так же организаций, входящих в структуру РСЧС и других заинтересованных структур; правила организации и проведения мероприятий по оказанию ЭПП пострадавшему населению в ЧС силами специалистов - психологов Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (далее - МЧС России), а также специалистов-психологов федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, а так же организаций, входящих в структуру РСЧС, привлекаемых к мероприятиям по оказанию ЭПП пострадавшему населению в ЧС (далее - специалисты-психологи организаций РСЧС). Ответственность за организацию и проведение мероприятий по оказанию ЭПП пострадавшему населению в ЧС возлагается на психологическую службу МЧС России (далее - психологическая служба).

Инструкция применяется в период ликвидации последствий ЧС и предназначена для центрального аппарата МЧС России, организаций МЧС России центрального подчинения, территориальных органов МЧС России, подразделений федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы, специальных подразделений федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы, спасательных воинских формирований МЧС России, аварийно-спасательных и поисково-спасательных формирований МЧС России, центров управления в кризисных ситуациях территориальных органов МЧС России и иных учреждений и организаций, находящихся в ведении МЧС России, а также федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, а так же организаций, входящих в структуру РСЧС.

Все виды экстренной психологической помощи пострадавшему населению в ЧС оказываются бесплатно.

II. Задачи по психологическому обеспечению в ЧС

 

Задачами специалистов психологической службы при оказании ЭПП в режиме ЧС являются:

создание психологической обстановки, обеспечивающей оптимальные условия для проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ (далее - АСДНР);

снижение интенсивности острых реакций на стресс у пострадавших, а также у родственников и близких погибших и пострадавших в результате ЧС, оптимизация их актуального психического состояния;

снижение риска возникновения массовых негативных реакций в части касающейся;

профилактика возникновения у пострадавших, а также у родственников и близких погибших и пострадавших в результате ЧС отдаленных психических последствий в результате воздействия травмирующего события.

В целях реализации поставленных задач специалистами психологической службы обеспечивается:

ЭПП пострадавшим, а также родственникам и близким погибших и пострадавших в результате ЧС при наличии у них острых реакций на стресс;

психологическое консультирование пострадавших, а также родственников и близких погибших и пострадавших в результате ЧС;

информационно-психологическое сопровождение пострадавших, а также родственников и близких погибших и пострадавших в результате ЧС;

организация взаимодействия со службами, осуществляющими работы по ликвидации последствий ЧС и оказанию помощи пострадавшим, а также родственникам и близким погибших и пострадавших в результате ЧС, в том числе, информирование специалистов этих служб о специфике психического состояния указанных лиц и ее учете при проведении необходимых мероприятий с участием пострадавших, а также родственников и близких погибших и пострадавших в результате ЧС;

способствование обеспечению минимальных условий жизнедеятельности пострадавших, а также родственников и близких погибших и пострадавших в ЧС;

сопровождение массовых мероприятий в целях снижения риска возникновения массовых негативных реакций;

психологическое сопровождение специалистов принимающих участие в ликвидации ЧС.

 

III. Организация и порядок привлечения специалистов - психологов федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, а так же организаций, входящих в структуру РСЧС к мероприятиям по оказанию ЭПП пострадавшему населению в ЧС

 

1. Старший оперативной группы (далее - ОГ) психологов на основе анализа оперативной обстановки, сложившейся в ходе ликвидации последствий ЧС, определяет необходимость привлечения специалистов-психологов федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, а так же организаций, входящих в структуру РСЧС (далее - специалисты-психологи организаций РСЧС) к мероприятиям по оказанию ЭПП пострадавшему населению в ЧС.

2. Старший ОГ психологов готовит предложения о привлечении специалистов-психологов организаций РСЧС к мероприятиям по оказанию ЭПП пострадавшему населению в ЧС, с указанием необходимого числа специалистов, а так же даты, времени и места их прибытия.

3. Руководитель оперативного штаба (оперативной группы в зоне ЧС) принимает решение о привлечении специалистов-психологов организаций РСЧС в установленном порядке.

4. Специалисты-психологи организаций РСЧС, привлекаемые к мероприятиям по оказанию ЭПП пострадавшему населению в ЧС, прибывшие для оказания психологической помощи, поступают под руководство старшего ОГ психологов.

5. Старший ОГ психологов инструктирует прибывших специалистов-психологов организаций РСЧС, интегрирует их в план работы ОГ психологов, определяет участки работы, задачи, предоставляет необходимую для работы информацию.

6. Руководители специалистов-психологов организаций РСЧС отвечают за их готовность к участию в мероприятиях по оказанию ЭПП пострадавшему населению в ЧС, обеспечивают материально-техническую оснащенность и несут ответственность за жизнь и здоровье соответствующих специалистов-психологов организаций РСЧС в соответствии с законодательством Российской Федерации.

7. Контроль выполнения задач психологами, входящими в состав ОГ психологов осуществляет старший ОГ психологов.

8. Специалисты-психологи организаций РСЧС несут ответственность за качество своей профессиональной деятельности, соблюдение техники безопасности.

9. Специалисты-психологи организаций РСЧС по завершению работ по оказанию ЭПП пострадавшему населению составляют и направляют отчет о проделанной работе старшему ОГ психологов (Приложение к Инструкции).

10. Материально-техническое обеспечение специалистов-психологов организаций РСЧС и специалистов психологической службы МЧС России при оказании ЭПП пострадавшему населению организуется в соответствии с законодательными и иными нормативно-правовыми актами Российской Федерации.

 

IV. Завершение работ по оказанию ЭПП пострадавшему населению в ЧС

 

По завершению работ по оказанию ЭПП пострадавшему населению в ЧС регионального, федерального характера, специалистами ФКУ ЦЭПП МЧС России составляются отчет о проделанной работе и прогноз развития социально-психологической ситуации и направляются курирующему заместителю Министра Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, при необходимости руководителю координационного органа РСЧС в установленном порядке.

 

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.


Межведомственная инструкция "О Порядке оказания экстренной психологической помощи пострадавшему населению в зонах чрезвычайных ситуаций и при пожарах"


Текст письма официально опубликован не был