Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России от 2 мая 2012 г. N 03-03-06/4/27
Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо по вопросу параллельного ведения налогового и бухгалтерского учета и докладывает следующее.
С 1 января 2002 года в соответствии с главой 25 "Налог на прибыль организаций" Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) налогоплательщики исчисляют налоговую базу по налогу на прибыль организаций на основе данных налогового учета.
Налоговый учет - система обобщения информации для определения налоговой базы по налогу на прибыль организаций на основе данных первичных документов, сгруппированных в соответствии с порядком, предусмотренным НК РФ.
Система налогового учета организуется налогоплательщиком самостоятельно. При этом законодательно установлено, что налоговые и иные органы не вправе устанавливать для налогоплательщиков обязательные формы документов налогового учета.
Следует отметить, что в целях сближения бухгалтерского и налогового учета Федеральным законом от 29 мая 2002 г. N 57-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и в отдельные законодательные акты Российской Федерации" в статью 313 НК РФ было внесено изменение, согласно которому налогоплательщик вправе использовать для целей налогового учета регистры бухгалтерского учета, дополняя их, в случае необходимости, дополнительными реквизитами, либо вести самостоятельные регистры налогового учета.
Учитывая изложенное, действующее законодательство о налогах и сборах не препятствует ведению налогового учета на основе регистров бухгалтерского учета. При этом необходимость налогового учета определена исключительно обязанностью налогоплательщика исчислять налоговую базу по налогу на прибыль организаций в порядке, установленном главой 25 НК РФ.
Различия между регистрами бухгалтерского и налогового учета, и, соответственно, финансовым результатом, рассчитанным на основании данных бухгалтерского учета, и показателем налоговой базы по налогу на прибыль организаций обусловлены, главным образом, такими элементами действующего налогового механизма как налоговые преференции и ограничения в отношении признания в целях налогообложения отдельных видов расходов, которые могут осуществляться для минимизации налоговых платежей (представительские, рекламные расходы, расходы на уплату процентов и др.).
Так, например, в целях налогового стимулирования инвестиционной деятельности главой 25 НК РФ предусмотрена амортизационная премия - возможность единовременного признания в расходах при определении налогооблагаемой прибыли до 10% первоначальной стоимости основных средств (до 30% - для основных средств, относящихся к 3-7 амортизационным группам). Применение амортизационной премии в целях налогообложения прибыли организаций приводит к несоответствию показателей амортизации, начисленной в налоговом и бухгалтерском учете. При этом обязанность налогоплательщика вести отдельный учет сумм начисленной амортизации в бухгалтерском и налоговом учете или ежемесячно корректировать суммы амортизации, начисленные в бухгалтерском учете, обусловлена применением налогоплательщиком амортизационной премии и может быть отменена только одновременно с отменой указанной налоговой преференции.
Учитывая изложенное, по мнению Минфина России и Минэкономразвития России, упрощение порядка подготовки налоговой отчетности по налогу на прибыль организаций может быть достигнуто путем внесения изменений в главу 25 НК РФ, направленных на сближение правил бухгалтерского и налогового учета. При этом отмена налогового учета и установление порядка определения налоговой базы на основании данных бухгалтерской отчетности и налоговых корректировок в соответствии с действующими правилами налогообложения прибыли организаций является формальным решением указанной проблемы. Реализация данной меры потребует от налогоплательщиков ведения непрерывного учета отклонений показателей бухгалтерского учета от показателей, используемых для определения налоговой базы по налогу на прибыль, равнозначного по сложности его ведения существующему налоговому учету.
Следует отметить, что в рамках реализации налоговой политики последовательно осуществляются меры, направленные на сближение правил бухгалтерского и налогового учета.
Так, Федеральным законом от 6 июня 2005 г. N 58-ФЗ "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации о налогах и сборах" в статью 318 НК РФ внесены изменения, позволяющие начиная с 2005 года формировать в бухгалтерском и налоговом учете единый перечень прямых расходов, связанных с производством товаров (выполнением работ, оказанием услуг).
В соответствии с Федеральным законом от 25 ноября 2009 г. N 281-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" для целей налогообложения прибыли организаций действуют правила учета авансов, выраженных в иностранной валюте, аналогичные правилам, предусмотренным в бухгалтерском учете.
Основными направлениями налоговой политики Российской Федерации на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов, одобренными Правительством Российской Федерации 7 июля 2011 года, предусмотрено приведение порядка налогового учета доходов от реализации имущества, права на которые подлежат государственной регистрации, в соответствие с правилами, действующими в бухгалтерском учете.
В целях дальнейшего сближения бухгалтерского и налогового учета Департамент считает целесообразным обсуждение указанных вопросов с участием заинтересованных федеральных органов исполнительной власти и представителей делового сообщества на постоянной основе.
Департамент готов рассмотреть конкретные предложения по внесению изменений в НК РФ в целях сближения налогового и бухгалтерского учета.
Директор Департамента |
И.В. Трунин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
По вопросу параллельного ведения налогового и бухучета сообщается следующее.
С 1 января 2002 г. плательщики налога на прибыль исчисляют налоговую базу на основе данных налогового учета. Юрлицо самостоятельно организует систему такого учета. При этом налоговые и иные органы не вправе устанавливать обязательные формы документов налогового учета. Для налогового учета организация может использовать регистры бухучета, дополнять их реквизитами или вести самостоятельные регистры налогового учета.
Таким образом, налоговое законодательство не запрещает осуществлять налоговый учет на основе регистров бухучета. При этом необходимость налогового учета определена исключительно обязанностью налогоплательщика исчислять базу по налогу на прибыль в предусмотренном порядке.
Различия между регистрами бухгалтерского и налогового учета обусловлены налоговыми льготами и ограничениями в отношении признания отдельных видов расходов (представительские, рекламные затраты, расходы на уплату процентов и др.). Так, например, НК РФ предусмотрена амортизационная премия. Ее применение приводит к несоответствию показателей амортизации, начисленной в налоговом и бухучете. При этом обязанность вести ее отдельный учет в бухгалтерском и налоговом учете (ежемесячно корректировать в бухучете) может быть отменена только вместе с амортизационной премией.
По мнению Минфина России и Минэкономразвития России, порядок подготовки отчетности по налогу на прибыль может быть упрощен путем внесения в НК РФ поправок, предусматривающих сближение правил бухгалтерского и налогового учета. Отмена налогового учета потребует от налогоплательщика вести непрерывный учет отклонений показателей бухучета от показателей, используемых для определения налоговой базы.
В рамках реализации налоговой политики последовательно принимаются меры, направленные на сближение правил бухгалтерского и налогового учета. Так, начиная с 2005 г. в бухгалтерском и налоговом учете можно формировать единый перечень прямых расходов в связи с производством товаров (выполнением работ, оказанием услуг). С 1 января 2010 г. действуют правила учета авансов в инвалюте, аналогичные правилам в бухучете. Основными направлениями налоговой политики России на 2012-2014 гг. предусмотрено приведение порядка налогового учета доходов от реализации имущества, права на которое подлежат госрегистрации, в соответствие с применяемым в бухучете.
Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России от 2 мая 2012 г. N 03-03-06/4/27
Текст письма официально опубликован не был