• ТЕКСТ ДОКУМЕНТА
  • АННОТАЦИЯ
  • ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ ДОП. ИНФОРМ.

Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России от 2 мая 2012 г. N 03-03-06/4/27 О параллельном ведении налогового и бухгалтерского учета

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

По вопросу параллельного ведения налогового и бухучета сообщается следующее.

С 1 января 2002 г. плательщики налога на прибыль исчисляют налоговую базу на основе данных налогового учета. Юрлицо самостоятельно организует систему такого учета. При этом налоговые и иные органы не вправе устанавливать обязательные формы документов налогового учета. Для налогового учета организация может использовать регистры бухучета, дополнять их реквизитами или вести самостоятельные регистры налогового учета.

Таким образом, налоговое законодательство не запрещает осуществлять налоговый учет на основе регистров бухучета. При этом необходимость налогового учета определена исключительно обязанностью налогоплательщика исчислять базу по налогу на прибыль в предусмотренном порядке.

Различия между регистрами бухгалтерского и налогового учета обусловлены налоговыми льготами и ограничениями в отношении признания отдельных видов расходов (представительские, рекламные затраты, расходы на уплату процентов и др.). Так, например, НК РФ предусмотрена амортизационная премия. Ее применение приводит к несоответствию показателей амортизации, начисленной в налоговом и бухучете. При этом обязанность вести ее отдельный учет в бухгалтерском и налоговом учете (ежемесячно корректировать в бухучете) может быть отменена только вместе с амортизационной премией.

По мнению Минфина России и Минэкономразвития России, порядок подготовки отчетности по налогу на прибыль может быть упрощен путем внесения в НК РФ поправок, предусматривающих сближение правил бухгалтерского и налогового учета. Отмена налогового учета потребует от налогоплательщика вести непрерывный учет отклонений показателей бухучета от показателей, используемых для определения налоговой базы.

В рамках реализации налоговой политики последовательно принимаются меры, направленные на сближение правил бухгалтерского и налогового учета. Так, начиная с 2005 г. в бухгалтерском и налоговом учете можно формировать единый перечень прямых расходов в связи с производством товаров (выполнением работ, оказанием услуг). С 1 января 2010 г. действуют правила учета авансов в инвалюте, аналогичные правилам в бухучете. Основными направлениями налоговой политики России на 2012-2014 гг. предусмотрено приведение порядка налогового учета доходов от реализации имущества, права на которое подлежат госрегистрации, в соответствие с применяемым в бухучете.


Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России от 2 мая 2012 г. N 03-03-06/4/27


Текст письма официально опубликован не был