Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России от 22 января 2014 г. N 03-01-10/2003
Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел обращение Профсоюза работников по вопросу налоговой политики в отношении ветеранских организаций и сообщает.
На основании статьи 117 Гражданского кодекса Российской Федерации и статьи 2 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" общественные организации (объединения) являются одной из форм некоммерческой организации.
При формировании налоговой базы по налогу на прибыль организаций некоммерческие организации вправе не учитывать доходы, установленные статьей 251 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ).
К таким доходам, согласно подпунктам 1 и 3 пункта 2 статьи 251 НК РФ отнесены пожертвования, признаваемые таковыми в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации, а также средства, предоставленные из федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов, бюджетов государственных внебюджетных фондов, на осуществление уставной деятельности некоммерческих организаций.
В соответствии со статьей 582 Гражданского кодекса Российской Федерации пожертвованием признается дарение вещи или права в общеполезных целях. Пожертвования могут делаться гражданам, лечебным, воспитательным учреждениям, учреждениям социальной защиты и другим аналогичным учреждениям, фондам, музеям и другим учреждениям культуры, общественным и религиозным организациям, иным некоммерческим организациям в соответствии с законом, а также государству и другим субъектам гражданского права, указанным в статье 124 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Таким образом, средства, предоставленные из бюджета субъекта Российской Федерации на осуществление уставной деятельности, а также пожертвования, поступившие безвозмездно от юридических и физических лиц на содержание и ведение уставной деятельности общественной организации, не учитываются при исчислении налоговой базы по налогу на прибыль организаций.
В настоящее время законодательством Российской Федерации о региональных и местных налогах не предусмотрены налоговые льготы для ветеранских организаций.
Вместе с тем необходимо учитывать, что предоставление таких налоговых льгот на федеральном уровне должно основываться на результатах всестороннего анализа возможных социально-экономических последствий, поскольку это приведет к выпадающим доходам региональных (местных) бюджетов и, как следствие, к необходимости их компенсации из федерального бюджета.
Кроме того, следует учитывать, что на основании проводимой работы по разграничению полномочий между органами власти субъектов Российской Федерации, муниципальных образований и федеральным центром, а также следуя принципу самостоятельности бюджетов, закрепленному в статье 31 Бюджетного кодекса Российской Федерации, каждый уровень власти вправе по своему усмотрению распоряжаться доходами своего бюджета.
Поскольку средства от уплаты региональных и местных налогов зачисляются соответственно в бюджеты субъектов Российской Федерации и местные бюджеты и направляются на решение социально-экономических задач, стоящих перед органами государственной власти субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, какое-либо вмешательство в процесс формирования доходной части региональных и местных бюджетов должно быть сведено к минимуму.
Между тем законодательным (представительным) органам субъектов Российской Федерации и представительным органам муниципальных образований предоставлено право при установлении соответственно региональных и местных налогов определять налоговые ставки в пределах, установленных Налоговым кодексом Российской Федерации, а также предусматривать налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиками.
Учитывая изложенное, установление на федеральном уровне льгот по региональным и местным налогам для ветеранских организаций не поддерживается, поскольку данный вопрос может быть решен на региональном (местном) уровне.
Одновременно сообщается, что в силу статьи 34.2 Налогового кодекса Российской Федерации разъяснения по вопросам применения законодательства субъектов Российской Федерации и нормативных правовых актов муниципальных образований дают соответственно финансовые органы субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.
В связи с этим по вопросам применения законодательства о налогах города следует обращаться в финансовые органы города.
Заместитель директора Департамента |
А.С. Кизимов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
По вопросу установления федеральных льгот по региональным и местным налогам для ветеранских организаций разъяснено следующее.
При исчислении прибыли НКО не учитывают, в частности, бюджетные средства субъекта Федерации и безвозмездные пожертвования от граждан и юрлиц, предоставленные на их содержание и ведение уставной деятельности.
В настоящее время региональное и местное налоговое законодательство не устанавливает льгот для ветеранских организаций. Предоставление таких льгот на федеральном уровне, по мнению Минфина России, приведет к выпадающим доходам бюджетов регионов и муниципальных образований и необходимости их компенсации из федерального бюджета. Кроме того, каждый уровень власти вправе самостоятельно распоряжаться доходами своего бюджета.
Министерство считает, что вмешательство в процесс формирования доходной части региональных и местных бюджетов должно быть сведено к минимуму. Это связано с тем, что средства от уплаты региональных и местных налогов зачисляются в соответствующие бюджеты и направляются на решение социально-экономических задач, стоящих перед властью регионов и муниципалитетов.
Вместе с тем при установлении налогов субъекты Федерации и муниципальные образования вправе определять налоговые ставки в определенных НК РФ пределах, а также предусматривать льготы и основания для их использования налогоплательщиками.
Минфин России против установления федеральных льгот по региональным и местным налогам для ветеранских организаций, поскольку данный вопрос может быть решен на уровне регионов и муниципалитетов.
Одновременно сообщается, что разъяснения по вопросам применения регионального и муниципального налогового законодательства дают соответственно финансовые органы субъектов Федерации и муниципальных образований.
Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России от 22 января 2014 г. N 03-01-10/2003
Текст письма официально опубликован не был