Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия),
рассмотрев жалобу ООО "Голден С" (далее - Заявитель) на действия Санкт-Петербургского городского суда (далее - Заказчик) при проведении ЗАО "Сбербанк-АСТ" (далее - Оператор электронной площадки) открытого аукциона в электронной форме на право заключения государственного контракта на оказание услуг по техническому и эксплуатационному обслуживанию зданий и помещений Санкт-Петербургского городского суда (номер извещения 0172100007014000002) (далее - Аукцион), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), установила:
В Федеральную антимонопольную службу поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Оператором электронной площадки Аукциона.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены следующими действиями Заказчика:
1. Обоснование начальной (максимальной) цены контракта, установленное Заказчиком в документации об Аукционе, не соответствует требованиям Закона о контрактной системе.
2. Заказчиком в документации об Аукционе установлено требование к участникам закупки о правомочности участника закупки заключать контракт, вместе с тем, по мнению Заявителя, документация об Аукционе не содержит указание на документы, представляемые участниками закупки, которые позволяют определить правомочность на заключение контракта.
3. В соответствии с извещением о проведении Аукциона, Заказчиком установлен срок окончания подачи заявок на участие в Аукционе до 02.02.2014, что составляет менее пятнадцати дней со дня размещения извещения о проведении Аукциона на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг www.zakupki.gov.ru (далее - Официальный сайт).
4. Документация об Аукционе не содержит сведений о составе аукционной комиссии Заказчика.
5. Требования к содержанию банковской гарантии, установленные в информационной карте документации об Аукционе, противоречат требованиям к содержанию банковской гарантии, установленным в пункте 8.3.10.2. документации об Аукционе.
6. Заказчиком в документации об Аукционе не установлены надлежащим образом объемы оказываемых услуг, их технические и качественные характеристики.
Представители Заказчика не согласились с доводами Заявителя и сообщили, что при проведении Аукциона Заказчик действовал в соответствии с положениями Закона о контрактной системе.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
В соответствии с извещением о проведении Аукциона, документацией об Аукционе, протоколами, составленными при размещении заказа:
1) извещение о проведении Аукциона размещено на Официальном сайте - 20.01.2014;
2) начальная (максимальная) цена контракта - 25 014 004,20 рубля;
3) дата окончания срока подачи заявок на участие в Аукционе - 02.02.2014.
1. Согласно части 5 статьи 112 Закона о контрактной системе Правительством Российской Федерации устанавливаются порядок и сроки ввода в эксплуатацию единой информационной системы. До ввода в эксплуатацию единой информационной системы информация, подлежащая размещению в единой информационной системе, размещается в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, ведение и обслуживание которого осуществляются по правилам, действовавшим до дня вступления в силу настоящего Федерального закона. Федеральный орган исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок до ввода в эксплуатацию единой информационной системы осуществляет ведение официального сайта, в том числе обслуживание пользователей сайта, и развитие официального сайта в части формирования функциональных требований. Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий правоприменительные функции по кассовому обслуживанию исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, до ввода в эксплуатацию единой информационной системы осуществляет обслуживание официального сайта, в том числе обеспечение бесперебойного функционирования официального сайта, развитие официального сайта в соответствии с функциональными требованиями, установленными федеральным органом исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
Согласно пункту 2.1 Приказа Минэкономразвития России от 02.10.2013 N 567 "Об утверждении Методических рекомендаций по применению методов определения начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем)" обоснование начальной (максимальной) цены контракта заключается в выполнении расчета указанной цены с приложением справочной информации и документов либо с указанием реквизитов, на основании которых выполнен расчет.
В соответствии с Информационной картой документации об Аукционе "начальная (максимальная) цена контракта определяется и обосновывается заказчиком посредством применения следующих методов: 1) метод сопоставимых рыночных цен (анализа рынка). При анализе рынка Заказчиком были запрошены коммерческие предложения от следующих организаций:
- Коммерческое предложение N 1 от 15.01.2014 г.,
- Коммерческое предложение N 2 от 15.01.2014 г.,
- Коммерческое предложение N 3 от 16.01.2014 г."
На заседании Комиссии представители Заказчика представили указанные ответы на запросы коммерческих предложений.
Таким образом, Комиссия приходит к выводу о том, что обоснование начальной (максимальной) цены контакта, указанное в документации об Аукционе, соответствует требованиям Закона о контрактной системе.
2. В соответствии с пунктом 2 части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе вторая часть заявки на участие в аукционе должна содержать документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона требованиям, установленным пунктами 1 и 2 части 1 и частью 2 статьи 31 (при наличии таких требований) Закона о контрактной системе, или копии этих документов, а также декларацию о соответствии участника такого аукциона требованиям, установленным пунктами 3 - 9 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки, в том числе, правомочность участника закупки заключать контракт.
В пункте 1.6.2.2. документации об Аукционе установлены единые требования к участникам закупки, в том числе "Правомочность участника закупки заключать контракт".
На заседании Комиссии представители Заказчика сообщили, что в Информационной карте документации об Аукционе установлен исчерпывающий перечень документов, требуемых к представлению участниками закупок при подаче заявок на участие в Аукционе в соответствии с Законом о контрактной системе. При этом, представители Заказчика пояснили, что указанный перечень документов раскрывает, в том числе, требование к участникам закупки о правомочности участников закупки заключать контракт.
Таким образом, довод Заявителя о том, что документация об Аукционе не содержит указание на документы, представляемые участниками закупки, которые позволяют определить правомочность на заключение контракта, не нашел своего подтверждения.
3. Согласно части 1 статьи 65 Закона о контрактной системе в случае проведения электронного аукциона заказчик размещает в единой информационной системе документацию о таком аукционе в сроки, указанные в частях 2 и 3 статьи 63 Закона о контрактной системе, одновременно с размещением извещения о проведении такого аукциона.
В соответствии с частью 3 статьи 63 Закона о контрактной системе в случае, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) превышает три миллиона рублей, заказчик размещает в единой информационной системе извещение о проведении электронного аукциона не менее чем за пятнадцать дней до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.
В соответствии с информационной картой документации об Аукционе "дата начала срока предоставления участникам аукциона разъяснений положений документации об аукционе - 18.01.2014". Вместе с тем, извещение о проведении Аукциона и документация об Аукционе опубликованы на Официальном сайте 20.01.2014.
На заседании Комиссии представители Заказчика пояснили, что в указанном пункте информационной карты документации об Аукционе допущена техническая ошибка.
На заседании Комиссии установлено, что, в соответствии с извещением о проведении Аукциона, окончание срока подачи заявок на участие в Аукционе - 02.02.2014. Таким образом, Заказчиком установлен срок окончания подачи заявок на участие в Аукционе через тринадцать дней со дня публикации извещения о проведении Аукциона на Официальном сайте 20.01.2014.
Комиссия приходит к выводу, что действия Заказчика, установившего срок окончания подачи заявок на участие в Аукционе менее пятнадцати дней со дня размещения извещения о проведении Аукциона на Официальном сайте, нарушают часть 3 статьи 63 Закона о контрактной системе и содержат признаки административного правонарушения, предусмотренного частью 8 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
4. В соответствии с частью 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать следующую информацию: 1) наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта; 2) требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе; 3) дата и время окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе; 4) дата окончания срока рассмотрения заявок на участие в таком аукционе в соответствии с частью 2 статьи 67 Закона о контрактной системе; 5) дата проведения такого аукциона в соответствии с частью 3 статьи 68 Закона о контрактной системе; 6) информация о валюте, используемой для формирования цены контракта и расчетов с поставщиками (подрядчиками, исполнителями); 7) порядок применения официального курса иностранной валюты к рублю Российской Федерации, установленного Центральным банком Российской Федерации и используемого при оплате контракта; 8) размер обеспечения исполнения контракта, срок и порядок предоставления указанного обеспечения, требования к обеспечению исполнения контракта; 9) возможность заказчика изменить условия контракта в соответствии с положениями Закона о контрактной системе; 10) информация о контрактной службе, контрактном управляющем, ответственных за заключение контракта, срок, в течение которого победитель такого аукциона или иной участник, с которым заключается контракт при уклонении победителя такого аукциона от заключения контракта, должен подписать контракт, условия признания победителя такого аукциона или иного участника такого аукциона уклонившимися от заключения контракта; 11) порядок, даты начала и окончания срока предоставления участникам такого аукциона разъяснений положений документации о таком аукционе; 12) информация о возможности одностороннего отказа от исполнения контракта в соответствии с положениями частей 8 - 26 статьи 95 Закона о контрактной системе.
Таким образом, положениями Закона о контрактной системе не предусмотрено требование к Заказчику об указании в документации об Аукционе сведений о составе аукционной комиссии Заказчика. В этой связи довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
5. В соответствии с частью 2 статьи 45 Закона о контрактной системе банковская гарантия должна содержать: 1) сумму банковской гарантии, подлежащую уплате гарантом заказчику в установленных частью 13 статьи 44 Закона о контрактной системе в случаях, или сумму банковской гарантии, подлежащую уплате гарантом заказчику в случае ненадлежащего исполнения обязательств принципалом в соответствии со статьей 96 Закона о контрактной системе; 2) обязательства принципала, надлежащее исполнение которых обеспечивается банковской гарантией; 3) обязанность гаранта уплатить заказчику неустойку в размере 0,1 процента денежной суммы, подлежащей уплате, за каждый календарный день просрочки; 4) условие, согласно которому исполнением обязательств гаранта по банковской гарантии является фактическое поступление денежных сумм на счет, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику; 5) срок действия банковской гарантии с учетом требований статей 44 и 96 Закона о контрактной системе; 6) отлагательное условие, предусматривающее заключение договора предоставления банковской гарантии по обязательствам принципала, возникшим из контракта при его заключении, в случае предоставления банковской гарантии в качестве обеспечения исполнения контракта; 7) установленный Правительством Российской Федерации перечень документов, предоставляемых заказчиком банку одновременно с требованием об осуществлении уплаты денежной суммы по банковской гарантии.
Пунктом 8.3.10.2 документации об Аукционе установлены требования к содержанию банковской гарантии в соответствии с частью 2 статьи 45 Закона о контрактной системе.
Согласно информационной карте документации об Аукционе "безотзывная банковская гарантия должна содержать следующие условия исполнения банком-гарантом своих обязательств: а) если принципал не выполнил предусмотренные контрактом обязательства при поставке товара, выполнении работ, оказании услуг; б) если принципал нарушил установленные заказчиком сроки устранения обнаруженных им недостатков в поставленных товарах, выполненных работах, оказанных услугах; в) если принципал некачественно выполнил работы, оказал услуги, поставил некачественный товар, предусмотренные контрактом; г) выполнение принципалом предусмотренных контрактом (договором) работ в объеме выданного бенефициаром аванса и/или возврат принципалом неиспользованного аванса бенефициару в установленные контрактом (договором) сроки".
На заседании Комиссии представители Заказчика сообщили, что установленные информационной картой документации об Аукционе и пунктом 8.3.10.2 документации об Аукционе требования к банковской гарантии не противоречат, а дополняют друг друга. В этой связи банковская гарантия участников закупки должна соответствовать требованиям, указанным в информационной карте документации об Аукционе и пункте 8.3.10.2. документации об Аукционе.
Таким образом, довод Заявителя о том, что требования к содержанию банковской гарантии, установленные в информационной карте документации об Аукционе, противоречат требованиям к содержанию банковской гарантии, установленным в пункте 8.3.10.2. документации об Аукционе, не нашел своего подтверждения.
6. В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться, в том числе том, что описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
В пункте 12 документации об аукционе установлено: "Мешковина должна быть прочной технической тканью, должна вырабатываться из толстой пряжи полотняным переплетением нитей. Мешковина должна состоять из волокна, добываемого из растения семейства липовых, произрастающего в Азии. Волокна мешковины должны обладать прекрасной прочностью, не поражаться насекомыми, а также содержать особый полимер лигнин, который делает его устойчивым к продолжительным воздействиям влаги. Мешковина не должна быть подвержена гниению и световому разрушению, должна долго сохранять свой первоначальный вид"; "Ветошь должна быть из хлопчатобумажного тканого полотна, которое применяется для обеспыливания, сухой и влажной очистки и уборки от загрязнений различного уровня самых разнообразных машин и механизмов, для уборки помещений. Ветошь должна позволять с легкостью очищать поверхность различных предметов от следующих загрязнений: от воды, обычной, древесной и металлической пыли, от нефтяных продуктов, и многого другого".
На заседании Комиссии представитель Заявителя сообщил, что пункт 12 документации об аукционе содержит абстрактные понятия, такие как: "прекрасной прочностью", "должна долго сохранять", "с легкостью очищать". Вместе с тем, представители Заказчика пояснили, что указанные требования установлены в соответствии с потребностями Заказчика.
На заседании Комиссии представитель Заявителя сообщил, что Заказчиком в документации об Аукционе неправомерно приведены численные значения и единицы измерения словами.
Вместе с тем, на заседании Комиссии установлено, что документация об Аукционе не содержит ограничения для ознакомления, в том числе имеется возможность поиска и копирования фрагментов текста средствами веб-обозревателя, что позволяет участникам закупки подавать заявки на участие в Аукционе.
На заседании Комиссии представитель Заявителя сообщил, что в документации об Аукционе отсутствует приложение 2 к Техническому заданию документации об Аукционе, таким образом Заказчиком не установлен план -график работ, определяющий, в какие сроки необходимо произвести конкретные виды работ.
Вместе с тем, на заседании Комиссии установлено, что в приложении 2 к Техническому заданию документации об Аукционе содержится в составе документации об Аукционе с указанием периодичности проведения работ: ежедневно, ежемесячно, ежеквартально, по необходимости
Пунктом 13.4 "Перечень оказываемых видов услуг" документации об Аукционе перечислены выполняемые исполнителем работы, обеспечивающие техническое и эксплуатационное обслуживание лифтов пассажирских. Вместе с тем, на заседании Комиссии установлено, что Заказчиком в документации об Аукционе не указана информация о количестве лифтов, подлежащих техническому и эксплуатационному обслуживанию.
Приложением 1 к Техническому заданию документации об Аукционе установлен перечень систем и оборудования, передаваемых на обслуживание по контракту. Согласно данному перечню, Заказчиком не указана конкретная модель светильников, а также технические характеристики, что не позволяет участникам закупки определить количество расходного материала, требуемого для их содержания в период исполнения контракта.
Таким образом, действия Заказчика, не указавшего надлежащим образом информацию о количестве лифтов, а также ненадлежащим образом указавшего информацию о светильниках, подлежащих обслуживанию, нарушают пункт 1 части 1 статьи 33, пункт 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе и содержат признаки административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
7. В соответствии с частью 4 статьи 65 Закона о размещении заказов в течение двух дней с даты поступления от оператора электронной площадки указанного в части 3 статьи 65 Закона о контрактной системе запроса заказчик размещает в единой информационной системе разъяснения положений документации об электронном аукционе с указанием предмета запроса, но без указания участника такого аукциона, от которого поступил указанный запрос, при условии, что указанный запрос поступил заказчику не позднее чем за три дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.
На заседании Комиссии установлено, что Заказчиком 24.01.2014 размещено на Официальном сайте разъяснение положений документации об Аукционе без указания предмета запроса.
Таким образом, действия Заказчика, разместившего на Официальном сайте разъяснение положений документации об Аукционе без указания предмета запроса нарушают часть 4 статьи 65 Закона о контрактной системе и содержат признаки административного правонарушения, предусмотренного частью 1.4 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15, пунктом 2 части 22 статьи 99, частью 8 статьи 106, частью 1 статьи 112 Закона о контрактной системе, Комиссия решила:
1. Признать жалобу ООО "Голден С" обоснованной в части установления неправомерных сроков окончания подачи заявок на участие в Аукционе и неустановлении надлежащим образом объема оказываемых услуг.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение части 3 статьи 63, пункта 1 части 1 статьи 33, пункта 1 части 1 статьи 64, части 4 статьи 65 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику, Оператору электронной площадки предписание об устранении нарушений законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок.
4. Передать соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России материалы дела от 31.01.2014 N К-171/14 для рассмотрения вопроса о возбуждении дел об административных правонарушениях.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной антимонопольной службы от 31 января 2014 г. N К-171/14 "По делу о нарушении законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок"
Текст решения официально опубликован не был