Заключение Министерства экономического развития РФ от 20 февраля 2014 г.
"Об оценке регулирующего воздействия на приказ Минпромторга России от 1 августа 2013 г. N 1237 "О категориях товаров, которые должны содержать информацию о классе их энергетической эффективности в технической документации, прилагаемой к этим товарам, маркировке и на этикетках, а также о характеристиках товаров с указанием категорий товаров, на которые в соответствии с требованиями Федерального закона "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты российской Федерации" не распространяются требования о включении информации об их энергетической эффективности в техническую документацию, прилагаемую к товарам, маркировку и на этикетку"
Минэкономразвития России в соответствии с пунктом 3(1) Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 1997 г. N 1009, рассмотрело поступивший от Минпромторга России (далее - разработчик) на заключение об оценке регулирующего воздействия приказ Минпромторга России от 1 августа 2013 г. N 1237 "О категориях товаров, которые должны содержать информацию о классе их энергетической эффективности в технической документации, прилагаемой к этим товарам, маркировке и на этикетках, а также о характеристиках товаров с указанием категорий товаров, на которые в соответствии с требованиями Федерального закона "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты российской Федерации" не распространяются требования о включении информации об их энергетической эффективности в техническую документацию, прилагаемую к товарам, маркировку и на этикетку" (далее - приказ) и сообщает следующее.
Приказ разработан в соответствии с частями второй и третей статьи 10 Федерального закона от 23 ноября 2009 г. N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", а также постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2009 г. N 1222 "О видах и характеристиках товаров, информация о классе энергетической эффективности которых должна содержаться в технической документации, прилагаемой к этим товарам, в их маркировке, на этикетках, и принципах правил определения производителями, импортерами класса энергетической эффективности товара" (далее - постановление N 1222).
I. Проблема, на решение которой направлено регулирование. Цель принятия проекта акта
1.1. В пояснительной записке, прилагаемой к проекту акта, разработчиком не конкретизирована проблема, в связи с существованием которой, предлагается введение регулирования, предусмотренного проектом акта.
1.2. Разработчиком в пояснительной записке к проекту акта не указана цель, на которую направлено регулирование.
1.3. Разработчик в пояснительной записке к проекту акта не приводит данных об ожидаемых позитивных и/или негативных последствиях, связанных с его принятием.
1.4. Разработчиком не предусматривается установление переходного периода для вступления в силу проекта акта или его отдельных положений.
1.5. Проектом акта не предусматриваются исключения применения норм по отношению к области регулирования.
1.6. Разработчиком в пояснительной записке к проекту акта не указаны альтернативные варианты решения проблемы.
Считаем необходимым обратить внимание, что с 1 июля 2013 г. вступили в силу Правила проведения федеральными органами исполнительной власти оценки регулирующего воздействия проектов нормативных актов, проектов поправок к проектам федеральных законов и проектов решений Совета Евразийской экономической комиссии (далее - Правила), утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2012 г. N 1318. Согласно указанным Правилам при разработке проекта нормативного правового акта разработчику необходимо подготовить сводный отчет. В соответствии с пунктом 15 Правил сводный отчет должен содержать описание проблемы, на решение которой направлен предлагаемый способ регулирования, оценку негативных эффектов, возникающих в связи с наличием рассматриваемой проблемы, оценку соответствующих расходов (возможных поступлений) бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, оценку расходов субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности, связанных с необходимостью соблюдения установленных обязанностей или ограничений либо с изменением содержания таких обязанностей или ограничений. При этом в пояснительной записке, прилагаемой к приказу, отсутствует указанная информация. Таким образом, в случае поступления приказа на заключение об оценке регулирующего воздействия, в соответствии с порядком установленным Правилами, в заключение об оценке регулирующего воздействия возможно сделать вывод о несоблюдении порядка проведения оценки регулирующего воздействия. Учитывая изложенное, на основании пункта 29 Правил приказ мог быть направлен на доработку.
II. Содержание и область правового регулирования. Основные группы участников общественных отношений, интересы которых могут быть затронуты
Разработчиком не представлено данных об основных группах участников общественных отношений, интересы которых могут быть затронуты. Вместе с тем возможно предположить, что предлагаемое правовое регулирование, предусмотренное приказом, может распространяться на производителей, импортеров и продавцов телевизоров, лифтов и электробытовых духовок.
III. Риски недостижения целей правового регулирования, возможные негативные последствия от введения нового правового регулирования
По результатам проведенной оценки регулирующего воздействия приказа с учетом результатов публичных консультаций выявлены следующие риски, возникающие в результате принятия приказа и препятствующие достижению целей правового регулирования.
3.1. В настоящее время разработан и готовится к принятию проект постановления Правительства Российской Федерации "О внесении изменения в Перечень видов товаров, на которые распространяется требование о содержании информации о классе энергетической эффективности в технической документации, прилагаемой к этим товарам, в их маркировке, на их этикетках, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2009 г. N 1222" (далее - проект постановления). Согласно проекту постановления из перечня видов товаров, на которые распространяется требование о содержании информации о классе энергетической эффективности в технической документации, прилагаемой к этим товарам, в их маркировке и на их этикетках, будут исключены телевизоры. Ввиду того, что приказ разработан в соответствии с постановлением N 1222, представляется целесообразным исключить телевизоры из перечня категорий товаров (с учетом их характеристик), которые с 1 января 2014 г. должны содержать информацию о классе их энергетической эффективности в технической документации, прилагаемой к этим товарам, маркировке и на этикетках.
3.2. В соответствии с пунктом 4 Правил определения производителями и импортерами класса энергетической эффективности товара и иной информации о его энергетической эффективности, утвержденных приказом Минпромторга России от 29 апреля 2010 г. N 357 (далее - Правила), они распространяются на бытовые посудомоечные машины, питающиеся от электрической сети переменного тока напряжением до 250 вольт и частотой 50 Гц. Вместе с тем указанные Правила не распространяются на приборы, которые также могут использовать иные источники энергии.
Согласно Приложению N 1 к приказу в перечень категорий товаров (с учетом их характеристик), которые с 1 января 2011 г. должны содержать информацию о классе их энергетической эффективности в технической документации, прилагаемой к этим товарам, маркировке и на этикетках (далее - перечень N 1), включены машины посудомоечные, в том числе встраиваемые, бытовые с питанием непосредственно от сети и работающие также от батарей. Таким образом, фактически в перечень категорий товаров (с учетом их характеристик), которые с 1 января 2011 г. должны содержать информацию о классе их энергетической эффективности в технической документации, прилагаемой к этим товарам, маркировке и на этикетках, могут попасть машины посудомоечные, которые используют иные источники энергии (например батареи), что в свою очередь противоречит нормам Правил.
Учитывая изложенное, представляется целесообразным исключить данное положение из редакции приказа.
3.3. Согласно Приложению N 1 к приказу Минпромторга России от 7 сентября 2010 г. N 769 "О категориях товаров, которые должны содержать информацию о классе их энергетической эффективности в технической документации, прилагаемой к этим товарам, маркировке и на этикетках, а также о характеристиках товаров с указанием категорий товаров, на которые в соответствии с требованиями федерального закона "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты российской федерации" в настоящее время не распространяются требования о включении информации об их энергетической эффективности в техническую документацию, прилагаемую к товарам, маркировку и на этикетку" (далее - приказ N 769) в перечень категорий товаров (с учетом их характеристик), которые с 1 января 2011 г. должны содержать информацию о классе их энергетической эффективности в технической документации, прилагаемой к этим товарам, маркировке и на этикетках, включены холодильники бытовые. При этом в настоящее время учитывается максимальный объем холодильника, который подлежит соответствующей маркировке, составляет не более 800 литров. Вместе с тем положениями приказа не предусматривается установления максимального объема холодильника, маркировка и этикетка которого должна содержать информацию о классе его энергетической эффективности. Разработчиком в прилагаемых к приказу пояснительных материалах не представлено информации, обосновывающей необходимость установления данного требования. Аналогично разработчиком необоснованно расширен перечень морозильников бытовых, а также машин стиральных бытовых.
Таким образом, представляется целесообразным представить информацию, обосновывающую необходимость установления данного требования или дополнить приказ положением учитывающим объем холодильников бытовых, морозильников бытовых, а также машин стиральных бытовых при нанесения информации о классе их энергетической эффективности в технической документации, маркировке и на этикетке.
IV. Иные замечания по проекту акта
В настоящее время разработан и готовится к принятию проект технического регламента Таможенного союза "Об информировании потребителя об энергетической эффективности электрических энергопотребляющих устройств" (далее - проект технического регламента). В соответствии со статьей 4 проекта технического регламента информация о классе и характеристиках энергетической эффективности электрического прибора включается в том числе в этикетку энергетической эффективности электрического прибора. Также приложениями "Б7", "Б8" к проекту технического регламента устанавливается форма этикетки энергетической эффективности телевизионного прибора и этикетки энергетической эффективности электроприбора.
Согласно приложению "А" к проекту технического регламента, его действие распространяется в том числе на телевизоры и духовые шкафы (бытовые электродуховки, в том числе в составе плит), кроме малогабаритных шкафов (с полезным объемом менее 12 литров), электродуховок без терморегулирования, электродуховок со способом разогрева пищи, отличным от стандартного разогрева пищи, разогрева пищи принудительной циркуляцией воздуха и разогрева пищи горячим паром, микроволновых печей и микроволновых комбинированных печей. Таким образом, с момента вступления в силу технического регламента продукция, попадающая под его действие, должна маркироваться информацией о классе и характеристиках энергетической эффективности электрического прибора.
Учитывая изложенное, представляется целесообразным установить в проекте акта положения, согласно которым по истечению переходного периода технического регламента из сферы регулирования проекта акта исключаются бытовые электродуховки, в том числе в составе плит, из перечня категорий товаров (с учетом их характеристик), которые с 1 января 2014 г. должны содержать информацию о классе их энергетической эффективности в технической документации, прилагаемой к этим товарам, маркировке и на этикетках.
Кроме того, с 15 февраля 2013 г. вступил в силу технический регламент Таможенного союза "О безопасности лифтов" (далее - технический регламент о безопасности лифтов). В соответствии с подпунктом 1 статьи 4 технического регламента о безопасности лифтов класс энергетической эффективности указывается в технической документации на лифт и его маркировке. Таким образом, лифты, попадающие под действие технического регламента о безопасности лифтов, маркируются информацией о классе энергетической эффективности. Учитывая изложенное, представляется целесообразным установить в проекте акта положения, согласно которым по истечению переходного периода технического регламента о безопасности лифтов из сферы регулирования проекта акта исключаются лифты из перечня категорий товаров (с учетом их характеристик), которые с 1 января 2014 г. должны содержать информацию о классе их энергетической эффективности в технической документации, прилагаемой к этим товарам, маркировке и на этикетках.
V. Выводы о возможных последствиях принятия проекта акта
По итогам оценки регулирующего воздействия проекта акта считаем, что наличие проблемы и целесообразность ее решения с помощью регулирования, предусмотренного проектом акта, обоснованы.
В случае учета замечаний, изложенных в настоящем заключении, положений, которые вводят избыточные административные и иные ограничения и обязанности для субъектов предпринимательской и иной деятельности или способствуют их введению, а также способствуют возникновению необоснованных расходов субъектов предпринимательской и иной деятельности или способствуют возникновению необоснованных расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации, не выявлено.
VI. Сведения о публичных консультациях по проекту акта
В процессе подготовки заключения об оценке регулирующего воздействия в период с 2 декабря 2013 г. по 16 декабря 2013 г. были проведены публичные консультации с субъектами предпринимательской и иной деятельности, с субъектами Российской Федерации. Соответствующие запросы были направлены в Торгово-промышленную палату Российской Федерации, Российский союз промышленников и предпринимателей, Общероссийскую общественную организацию малого и среднего предпринимательства "ОПОРА РОССИИ", Общероссийскую общественную организацию "Деловая Россия" и другие, а также в ряд органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
По результатам проведения публичных консультаций по проекту акта поступило 2 отзыва от субъектов предпринимательской и иной деятельности, которые были учтены в настоящем заключении.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Заключение Министерства экономического развития РФ от 20 февраля 2014 г. "Об оценке регулирующего воздействия на приказ Минпромторга России от 1 августа 2013 г. N 1237 "О категориях товаров, которые должны содержать информацию о классе их энергетической эффективности в технической документации, прилагаемой к этим товарам, маркировке и на этикетках, а также о характеристиках товаров с указанием категорий товаров, на которые в соответствии с требованиями Федерального закона "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты российской Федерации" не распространяются требования о включении информации об их энергетической эффективности в ..."
Текст заключения официально опубликован не был