Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) рассмотрев жалобу ООО "Энсайн" (далее - Заявитель) на действия Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (далее - Заказчик) при проведении открытого конкурса на право заключения государственного контракта на право заключения государственных контрактов на выполнение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ в рамках федеральной целевой программы "Национальная система химической и биологической безопасности Российской Федерации (2009 - 2014 годы)" (номер извещения 0173100001413000127) (далее - Конкурс), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), установила:
В Федеральную антимонопольную службу поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Заказчиком Конкурса.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены следующими действиями Заказчика:
1. Заказчиком в Конкурсной документации неправомерно установлено требование к участникам размещения заказа о наличии сертификата аккредитации на разработку научных и методических документов в соответствии с утвержденным классификатором в области эпидемиологии, методов контроля госсанэпидслужбы.
2. Заказчиком в Конкурсной документации установлен порядок оценки и сопоставления заявок, не соответствующий порядку, предусмотренному Постановлением Правительства Российской Федерации от 10.09.2009 N 722 "Об утверждении Правил оценки заявок на участие в конкурсе на право заключить государственный или муниципальный контракт на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд" (далее - Правила).
Представитель Заказчика не согласился с доводами Заявителя и сообщил, что при проведении Конкурса Заказчик действовал в соответствии с положениями Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о размещении заказов).
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
В соответствии с извещением о проведении Конкурса, документацией об Аукционе, протоколами, составленными при размещении заказа:
1) извещение о проведении Конкурса размещено на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг www.zakupki.gov.ru - 31.12.2013;
2) начальная (максимальная) цена контракта по лоту N 19 - 1 175 000 рублей;
3) срок окончания подачи заявок на участие в Конкурсе - 07.02.2014.
В соответствии с частью 1 статьи 112 Закона о контрактной системе указанный закон применяется к отношениям, связанным с осуществлением закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных или муниципальных нужд, извещения об осуществлении которых размещены в единой информационной системе или на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг либо приглашения принять участие в которых направлены после дня вступления в силу Закона о контрактной системе. К отношениям, возникшим до дня вступления в силу Закона о контрактной системе, он применяется в части прав и обязанностей, которые возникнут после дня его вступления в силу, если иное не предусмотрено статьей 112 Закона о контрактной системе. Государственные и муниципальные контракты, гражданско-правовые договоры бюджетных учреждений на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд заказчиков, заключенные до дня вступления в силу Закона о контрактной системе, сохраняют свою силу.
Следовательно, проведение Конкурса осуществляется в соответствии с Законом о размещении заказов.
1. В соответствии с частью 4 статьи 11 Закона о размещении заказов заказчик не вправе устанавливать иные требования к участникам размещения заказа кроме требований, указанных в частях 1 - 3 статьи 11 Закона о размещении заказов и установленных в соответствии со статьей 55.3 Закона о размещении заказов.
Пунктом 15 Информационной карты Конкурсной документации установлено требование о наличии у участника размещения заказа сертификата аккредитации на разработку научных и методических документов в соответствии с утвержденным классификатором в области эпидемиологии, методов контроля госсанэпидслужбы.
Пунктом 6 Положения о Государственной санитарно-эпидемиологической службе Российской Федерации и Положения о государственном санитарно-эпидемиологическом нормировании, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 24.07.2000 N 554 установлено, что разработка единых требований к проведению научно-исследовательских работ по обоснованию санитарных правил, разработка (пересмотр), экспертиза, введение в действие санитарных правил, их систематизация, формирование и ведение единой федеральный базы данных в области государственного санитарно-эпидемиологического нормирования осуществляются в порядке, определяемом Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации.
Руководством Р 1.1.001-96 установлены требования к организации разработки нормативных и методических документов системы государственного санитарно-эпидемиологического нормирования.
Согласно пункту 5.1 указанного Руководства разработка нормативных и методических документов может осуществляться научно-исследовательскими организациями, высшими образовательными учреждениями, а также учреждениями Государственной санитарно-эпидемиологической службы Российской Федерации, аккредитованными Госкомсанэпиднадзором России в установленном настоящим Руководством порядке.
Предметом Лота N 19 Конкурса является Модернизация информационного портала "Национальная система химической и биологической безопасности Российской Федерации". В Техническом задании Конкурсной документации установлено, что целью выполняемых работ является обновление дизайна, создание актуального контента и наполнение портала тематическими сервисами.
Согласно положениям Конкурсной документации в предмет Лота N 19 включены работы по созданию комплекса актуальных мультимедийных материалов новостного содержания по вопросам биологической безопасности для информационного наполнения портала, пополнению цифровой библиотеки документов Роспотребнадзора, наполнению информационного портала тематическими сервисами, обновлению дизайна и графического оформления информационного портала по химической и биологической безопасности на основе внесенных изменений.
При этом в предмет Лота N 19 не включены работы по разработке научных и методических документов в соответствии с утвержденным классификатором в области эпидемиологии, методов контроля госсанэпидслужбы.
Таким образом, установление Заказчиком в Конкурсной документации по Лоту N 19 требования к участникам размещения заказа о наличии сертификата аккредитации на разработку научных и методических документов в соответствии с утвержденным классификатором в области эпидемиологии, методов контроля госсанэпидслужбы, нарушает часть 4 статьи 11 Закона о размещении заказов.
2. Согласно пункту 15 части 4 статьи 22 Закона о размещении заказов конкурсная документация должна содержать порядок оценки и сопоставления заявок на участие в конкурсе.
В соответствии с частью 7 статьи 28 Закона о размещении заказов порядок оценки заявок на участие в конкурсе устанавливается Правительством Российской Федерации. При установлении порядка оценки заявок на участие в конкурсе Правительством Российской Федерации предусматриваются виды критериев из указанных в части 4 статьи 28 Закона о размещении заказов, их содержание и значимость таких критериев в зависимости от видов товаров, работ, услуг.
Частью 4 статьи 28 Закона о размещении заказов установлено, что оценка заявок осуществляется с использованием, в том числе следующих критериев оценки заявок: функциональные характеристики (потребительские свойства) или качественные характеристики товара; качество работ, услуг и (или) квалификация участника конкурса при размещении заказа на выполнение работ, оказание услуг.
При этом частью 6.2 статьи 28 Закона о размещении заказов установлено, что в случае проведения конкурса на выполнение научно-исследовательских, опытно-конструкторских или технологических работ, на разработку документов, регламентирующих обучение, воспитание, контроль качества образования в соответствии с законодательством Российской Федерации в области образования, на выполнение аварийно-спасательных работ, на реставрацию объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, на осуществление работ по реконструкции и ремонту, без выполнения которых невозможно проведение реставрации, при условии включения работ по реконструкции и ремонту в один предмет контракта (один лот) с реставрацией таких объектов, на реставрацию музейных предметов и музейных коллекций, включенных в состав Музейного фонда Российской Федерации, документов Архивного фонда Российской Федерации, особо ценных и редких документов, входящих в состав библиотечных фондов, на оказание медицинских услуг, образовательных услуг (обучение, воспитание), юридических услуг, услуг по проведению экспертизы, услуг по обслуживанию официального сайта и обеспечению функционирования такого сайта, услуг специализированной организации, уполномоченной для осуществления функций по размещению заказа, совокупная значимость, а также значимость каждого из критериев, указанных в пунктах 1 и 1.1 части 4 статьи 28 Закона о размещении заказов, не может составлять более 45 процентов.
В Конкурсной документации установлены следующие критерии оценки заявок на участие в Конкурсе являются "цена контракта" (значимость - 55%), "Качество работ и квалификация участника конкурса" (значимость - 45%).
Однако в связи с тем, что в предмет Лота N 19 Конкурсной документацией не включены работы и услуги, соответствующие части 6.2 статьи 28 Закона о размещении заказов, установление Заказчиком значимости критерия "Качество работ и квалификация участника конкурса" по Лоту N 19 в размере 45% не соответствует требованиям Закона о размещении заказов и Порядка.
Кроме того, согласно пункту 28 Правил для определения рейтинга заявки по критерию "качество работ, услуг и (или) квалификация участника конкурса при размещении заказа на выполнение работ, оказание услуг" в конкурсной документации устанавливаются: предмет оценки и исчерпывающий перечень показателей по данному критерию.
В таблице N 1 Конкурсной документации установлен перечень показателей по критерию "Качество работ и квалификация участника конкурса", в том числе показатель "Опыт участника (с учетом основного направления деятельности участника, опыта научной работы, опыта выполнения работ для различных организаций, наличия положительных отзывов и т.д. Учитывается опыт выполнения аналогичных работ для федеральных органов государственной власти)".
В пункте 2.1 Таблицы N 1 Конкурсной документации установлен следующий порядок оценки по вышеуказанному показателю:
"20 - 30 баллов - участник размещения заказа с учетом основного направления деятельности и опыта научной работы, опыта выполнения работ для различных организаций, наличия положительных отзывов. Имеющий опыт выполнения аналогичных работ 5 лет и более;
10 - 19 баллов - участник размещения заказа с учетом основного направления деятельности и опыта научной работы, опыта выполнения работ для различных организаций, наличия положительных отзывов. Имеющий опыт выполнения аналогичных работ от 3-х до 5 лет;
1 - 9 баллов - участник размещения заказа с учетом основного направления деятельности и опыта научной работы, опыта выполнения работ для различных организаций, наличия положительных отзывов. Имеющий опыт выполнения аналогичных работ менее 3-х лет.
0 баллов - участник размещения заказа не имеет опыта выполнения работ аналогичных предмету конкурса".
Вместе с тем, в Конкурсной документации по лотам N 1 - 19 не установлены критерии отнесения работ к аналогичным предмету размещаемого заказа.
На основании вышеизложенного, Комиссия приходит к выводу, что Заказчиком в документации об Аукционе не установлен надлежащий порядок оценки и сопоставления заявок на участие в Конкурсе, что нарушает пункт 15 части 4 статьи 22 Закона о размещении заказов и содержит признаки состава административного нарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15, пунктом 2 части 22 статьи 99, частью 8 статьи 106, частью 1 статьи 112 Закона о контрактной системе, Комиссия решила:
1. Признать жалобу ООО "Энсайн" обоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика нарушения части 4 статьи 11, пункта 15 части 4 статьи 22 Закона о размещении заказов.
3. Выдать Заказчику предписание об устранении нарушений Закона о размещении заказов.
4. Передать материалы дела от 05.02.2014 N К-205/14 соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной антимонопольной службы от 5 февраля 2014 г. N К-205/14 "По делу о нарушении законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок"
Текст решения официально опубликован не был