Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия),
рассмотрев жалобу ООО "КомфортСнаб" (далее - Заявитель) на действия Санкт-Петербургского городского суда (далее - Заказчик) при проведении ЗАО "Сбербанк-АСТ" (далее - Оператор электронной площадки) открытого аукциона в электронной форме на право заключения государственного контракта на оказание услуг по техническому и эксплуатационному обслуживанию зданий и помещений Санкт-Петербургского городского суда (номер извещения 0172100007014000002) (далее - Аукцион), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), установила:
В Федеральную антимонопольную службу поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Оператором электронной площадки Аукциона.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены следующими действиями Заказчика:
1. Обоснование начальной (максимальной) цены контракта, установленное Заказчиком в документации об Аукционе, не соответствует требованиям Закона о контрактной системе.
2. Дата начала срока предоставления участникам Аукциона разъяснений положений, указанная в информационной карте документации об Аукционе, не соответствует дате опубликования извещения о проведении Аукциона и документации об Аукционе на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг www.zakupki.gov.ru (далее - Официальный сайт), что, по мнению Заявителя, могло повлечь ограничение прав участников закупок на ознакомление с документацией об Аукционе.
3. Сведения об Аукционе отсутствуют в реестре планов-графиков и планов закупок.
4. В документации об Аукционе неправомерно установлено, что основанием для отказа в принятии банковской гарантии является отсутствие информации о банковской гарантии в реестре банковских гарантий.
5. Заказчиком в документации об Аукционе не установлены надлежащим образом объемы оказываемых услуг, их технические и качественные характеристики, а именно:
1) Заказчиком неправомерно приведены численные значения и единицы измерения словами;
2) документация об Аукционе содержит информацию и требования, не относящиеся к предмету Аукциона;
3) Заказчиком неправомерно не установлено количество запасных частей и материалов;
4) в документации об Аукционе отсутствуют характеристики здания;
5) в документации об Аукционе не указана информация о количестве лифтов, подлежащих техническому и эксплуатационному обслуживанию
6) в документации об Аукционе не указана информация о количестве санитарно-технических приборов;
7) марки насосов, указанные в приложении 1 Технического задания документации об Аукционе не соответствуют маркам насосов, указанным в приложении 2 Технического задания документации об Аукционе;
8) Заказчиком неправомерно установлены противоречивые требования о наличии у исполнителя трудовых ресурсов.
6. Заказчиком в документации об Аукционе установлено, что участник закупки должен обладать "определенной квалификацией", что ограничивает число участников закупки.
Представители Заказчика не согласились с доводами Заявителя и сообщили, что при проведении Аукциона Заказчик действовал в соответствии с положениями Закона о контрактной системе.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
В соответствии с извещением о проведении Аукциона, документацией об Аукционе, протоколами, составленными при размещении заказа:
1) извещение о проведении Аукциона размещено на Официальном сайте - 20.01.2014;
2) начальная (максимальная) цена контракта - 25 014 004,20 рубля;
3) дата окончания срока подачи заявок на участие в Аукционе - 02.02.2014.
1. Согласно части 5 статьи 112 Закона о контрактной системе Правительством Российской Федерации устанавливаются порядок и сроки ввода в эксплуатацию единой информационной системы. До ввода в эксплуатацию единой информационной системы информация, подлежащая размещению в единой информационной системе, размещается в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, ведение и обслуживание которого осуществляются по правилам, действовавшим до дня вступления в силу настоящего Федерального закона. Федеральный орган исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок до ввода в эксплуатацию единой информационной системы осуществляет ведение официального сайта, в том числе обслуживание пользователей сайта, и развитие официального сайта в части формирования функциональных требований. Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий правоприменительные функции по кассовому обслуживанию исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, до ввода в эксплуатацию единой информационной системы осуществляет обслуживание официального сайта, в том числе обеспечение бесперебойного функционирования официального сайта, развитие официального сайта в соответствии с функциональными требованиями, установленными федеральным органом исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
Согласно пункту 2.1 Приказа Минэкономразвития России от 02.10.2013 N 567 "Об утверждении Методических рекомендаций по применению методов определения начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем)" обоснование начальной (максимальной) цены контракта заключается в выполнении расчета указанной цены с приложением справочной информации и документов либо с указанием реквизитов, на основании которых выполнен расчет.
В соответствии с Информационной картой документации об Аукционе начальная (максимальная) цена контракта определяется и обосновывается заказчиком посредством применения следующих методов: 1) метод сопоставимых рыночных цен (анализа рынка). При анализе рынка Заказчиком были запрошены коммерческие предложения от следующих организаций:
- Коммерческое предложение N 1 от 15.01.2014 г.,
- Коммерческое предложение N 2 от 15.01.2014 г.,
- Коммерческое предложение N 3 от 16.01.2014 г.
На заседании Комиссии представитель Заказчика представил указанные ответы на запросы коммерческих предложений.
Таким образом, Комиссия приходит к выводу о том, что обоснование начальной (максимальной) цены контакта, указанное в документации об Аукционе, соответствует требованиям Закона о контрактной системе.
2. Согласно части 1 статьи 65 Закона о контрактной системе в случае проведения электронного аукциона заказчик размещает в единой информационной системе документацию о таком аукционе в сроки, указанные в частях 2 и 3 статьи 63 Закона о контрактной системе, одновременно с размещением извещения о проведении такого аукциона.
В соответствии с частью 3 статьи 63 Закона о контрактной системе в случае, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) превышает три миллиона рублей, заказчик размещает в единой информационной системе извещение о проведении электронного аукциона не менее чем за пятнадцать дней до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.
В соответствии с Информационной картой документации об Аукционе "дата начала срока предоставления участникам аукциона разъяснений положений документации об аукционе - 18.01.2014". Извещение о проведении Аукциона и документация об Аукционе опубликованы на Официальном сайте 20.01.2014.
На заседании Комиссии представитель Заказчика пояснил, что в указанном пункте Информационной карты документации об Аукционе допущена техническая ошибка. Вместе с тем, указанная техническая ошибка не повлияла на результаты проведения Аукциона и не привела к ограничению числа участников закупки.
Таким образом, довод Заявителя признан необоснованным.
Вместе с тем, на заседании Комиссии установлено, что, в соответствии с извещением о проведении Аукциона, окончание срока подачи заявок на участие в Аукционе - 02.02.2014. Таким образом, Заказчиком установлен срок окончания подачи заявок на участие в Аукционе через тринадцать дней со дня публикации извещения о проведении Аукциона на Официальном сайте 20.01.2014.
Комиссия приходит к выводу, что действия Заказчика, установившего срок окончания подачи заявок на участие в Аукционе менее пятнадцати дней со дня размещения извещения о проведении Аукциона на Официальном сайте, нарушают часть 3 статьи 63 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 8 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
3. В соответствии с частью 11 статьи 21 Закона о контрактной системе Заказчики осуществляют закупки в соответствии с информацией, включенной в планы-графики в соответствии с частью 3 статьи 21 Закона о контрактной системе. Закупки, не предусмотренные планами-графиками, не могут быть осуществлены.
Согласно части 3 статьи 114 Закона о контрактной системе пункт 2 части 1, пункты 1 - 3 части 3 статьи 4, статья 20, часть 11 статьи 21, часть 5 статьи 26, пункт 3 статьи 42, часть 1 статьи 97, часть 5, пункт 1 части 8 статьи 99, пункт 12 части 2 статьи 103, пункт 5 части 3 статьи 104 Закона о контрактной системе вступают в силу с 1 января 2016 года.
Таким образом, довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
4. В соответствии с пунктом 1 части 6 статьи 45 Закона о контрактной системе основанием для отказа в принятии банковской гарантии заказчиком является отсутствие информации о банковской гарантии в реестре банковских гарантий.
В соответствии с частью 1.1 статьи 114 Закона о контрактной системе пункт 1 части 6 статьи 45 Закона о контрактной системе вступает в силу с 31 марта 2014 года.
В соответствии с пунктом 8.3.12 Части I "Общие условия проведения аукциона в электронной форме" документации об Аукционе основанием для отказа в принятии банковской гарантии Заказчиком является, в том числе, отсутствие информации о банковской гарантии в реестре банковских гарантий.
Согласно пояснениям представителя Заказчика на заседании Комиссии, Информационная карта документации об Аукционе содержит сведения: "Следующая информация и данные уточняют и/или дополняют положения Части I "Общие условия проведения аукциона в электронной форме". При возникновении противоречия положения настоящей части имеют приоритет над положениями Части I".
Вместе с тем, Информационная карта документации об Аукционе не содержит сведений о том, что основанием для отказа в принятии банковской гарантии Заказчиком является отсутствие информации о банковской гарантии в реестре банковских гарантий.
Таким образом, довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
5. В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться, в том числе тем, что описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
1) Согласно доводу жалобы Заявителя, Заказчиком в документации об Аукционе неправомерно приведены численные значения и единицы измерения словами.
Вместе с тем, на заседании Комиссии установлено, что документация об Аукционе не содержит ограничения для ознакомления, в том числе имеется возможность поиска и копирования фрагментов текста средствами веб-обозревателя, что позволяет участникам закупки подавать заявки на участие в Аукционе.
2) Согласно доводу жалобы Заявителя документация об Аукционе содержит требования, не относящиеся к предмету Аукциона, как например информацию о закупке лекарственных средств.
В соответствии с пунктом 3.1.8 документации об Аукционе "при осуществлении закупок лекарственных препаратов, которые включены в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, в дополнение к основанию, предусмотренному подпунктом 3.1.6 пункта 3.1 раздела 1 части I документации об аукционе, отстранение участника закупки от участия в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) или отказ от заключения контракта с победителем определения поставщика (подрядчика, исполнителя) осуществляется в любой момент до заключения контракта, если заказчик или комиссия по осуществлению закупок обнаружит, что: 1) предельная отпускная цена лекарственных препаратов, предлагаемых таким участником закупки, не зарегистрирована; 2) предлагаемая таким участником закупки цена закупаемых лекарственных препаратов превышает их предельную отпускную цену и от снижения предлагаемой цены при заключении контракта участник закупки отказывается".
Согласно пояснениям представителя Заказчика на заседании Комиссии, Информационная карта документации об Аукционе содержит сведения: "Следующая информация и данные уточняют и/или дополняют положения Части I "Общие условия проведения аукциона в электронной форме". При возникновении противоречия положения настоящей части имеют приоритет над положениями Части I".
Вместе с тем, на заседании Комиссии установлено, что Информационная карта документации об Аукционе не содержит информацию и требования, не относящиеся к предмету Аукциона, в том числе информацию о закупке лекарственных средств.
3) Согласно доводу жалобы Заявителя, в документации об Аукционе Заказчиком неправомерно не установлено количество запасных частей и запасных материалов.
На заседании Комиссии представитель Заказчика пояснил, что Заказчику не представляется возможным определить точное количество запасных частей и материалов, которые должны быть использованы при оказании услуг согласно предмету Аукциона, указанные требования установлены в соответствии с потребностями Заказчика и не ограничивают число участников закупки.
4) Согласно доводу жалобы Заявителя, в документации об Аукционе отсутствуют характеристики здания: категория, по которой осуществляется электроснабжение, расчетный расход холодной и горячей воды, расчетный расход водоотведения, потребление тепловой энергии зданий.
На заседании Комиссии представитель Заказчика сообщил, что включение указанных сведений Заказчиком в документацию об Аукционе не представляется необходимым в соответствии с предметом Аукциона, Исполнитель при исполнении контракта обеспечивается Заказчиком, например, необходимым для исполнения контракта расходом горячей и холодной воды.
Вместе с тем, Заявителем не представлено доказательств того, что невключение указанных характеристик в документацию об Аукционе не соответствует Закону о контрактной системе.
5) Пунктом 13.4 "Перечень оказываемых видов услуг" документации об Аукционе перечислены выполняемые исполнителем работы, обеспечивающие техническое и эксплуатационное обслуживание лифтов пассажирских.
Вместе с тем, на заседании Комиссии установлено, что Заказчиком в документации об Аукционе не указана информация о количестве лифтов, подлежащих техническому и эксплуатационному обслуживанию.
6) Приложением 2 к Техническому заданию документации об Аукционе, перечислены выполняемые исполнителем работы по техническому обслуживанию систем водоснабжения и канализации.
Вместе с тем, на заседании Комиссии установлено, что Заказчиком в документации об Аукционе не указана информация о количестве санитарно-технических приборов, в том числе, канализационных стояков, смесителей душевых, душевых поддонов.
7) Кроме того, на заседании Комиссии установлено, что марки насосов, указанные в приложении 1 к Техническому заданию документации об Аукционе "Перечень систем и оборудования здания Санкт-Петербургского городского суда, передаваемых на обслуживание по Контракту" не соответствуют маркам насосов, указанных в приложении 2 к Техническому заданию документации об Аукционе "Регламент проведения работ по техническому обслуживанию циркуляционных насосов".
Следовательно, невозможно сделать вывод о том, какие именно насосы подлежат техническому обслуживанию.
8) Пунктом 10.5 Технического задания документации об Аукционе установлено право исполнителя привлекать к оказанию услуг иностранных граждан.
Вместе с тем, в соответствии с пунктом 5.9 проекта государственного контракта документации об Аукционе услуги на объекте оказываются персоналом, имеющим гражданство Российской Федерации. Комиссия приходит к выводу, что указанные пункты документации об Аукционе противоречат друг другу и содержат требование о наличии у исполнителя трудовых ресурсов.
9) Приложением 1 к Техническому заданию документации об Аукционе установлен перечень систем и оборудования, передаваемых на обслуживание по контракту. Согласно данному перечню, Заказчиком не указана конкретная модель светильников, а также технические характеристики, что не позволяет участникам закупки определить количество расходного материала, требуемого для их содержания в период исполнения контракта.
Таким образом, действия Заказчика, не указавшего надлежащим образом информацию о количестве лифтов, санитарно-технических приборов, ненадлежащим образом указавшего противоречивую информацию марках насосов, установившего требование к трудовым ресурсам, а также ненадлежащим образом указавшего информацию о светильниках, подлежащих обслуживанию, нарушают пункт 1 части 1 статьи 33, пункт 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
6. В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об аукционе в электронной форме должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Согласно доводу жалобы Заявителя, для выполнения работ, содержащихся в приложении 1 к Техническому заданию документации об Аукционе, участник закупки должен обладать "определенной квалификацией", что ограничивает число участников закупки.
На заседании Комиссии представитель Заказчика пояснил, что в соответствии с Информационной картой документации об Аукционе "Подрядчик вправе привлечь к исполнению своих обязательств других лиц (соисполнителей)".
Таким образом, довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
7. В соответствии с частью 4 статьи 65 Закона о размещении заказов в течение двух дней с даты поступления от оператора электронной площадки указанного в части 3 статьи 65 Закона о контрактной системе запроса заказчик размещает в единой информационной системе разъяснения положений документации об электронном аукционе с указанием предмета запроса, но без указания участника такого аукциона, от которого поступил указанный запрос, при условии, что указанный запрос поступил заказчику не позднее чем за три дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.
На заседании Комиссии установлено, что Заказчиком 24.01.2014 размещено на Официальном сайте разъяснение положений документации об Аукционе без указания предмета запроса.
Таким образом, действия Заказчика, разместившего на Официальном сайте разъяснение положений документации об Аукционе без указания предмета запроса нарушают часть 4 статьи 65 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1.4 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15, пунктом 2 части 22 статьи 99, частью 8 статьи 106, частью 1 статьи 112 Закона о контрактной системе, Комиссия решила:
1. Признать жалобу ООО "КомфортСнаб" обоснованной в части установления требований к трудовым ресурсам и неустановления надлежащим образом объема оказываемых услуг.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение пункта 1 части 1 статьи 33, пункта 1 части 1 статьи 64, части 4 статьи 65 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику, Оператору электронной площадки предписание об устранении нарушений законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок.
4. Передать соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России материалы дела от 06.02.2014 N К-225/14 для рассмотрения вопроса о возбуждении дел об административных правонарушениях.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной антимонопольной службы от 6 февраля 2014 г. N К-225/14 "По делу об устранении нарушений законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок"
Текст решения официально опубликован не был