В соответствии с Положением о Федеральной службе по тарифам, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 г. N 332, Правилами рассмотрения в досудебном порядке споров, связанных с установлением и (или) применением регулируемых цен (тарифов), утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 12.10.2007 г. N 669 и Административным регламентом предоставления Федеральной службой по тарифам государственной услуги по досудебному рассмотрению споров, связанных с установлением и применением цен (тарифов), регулируемых в соответствии с Федеральным законом "О естественных монополиях", утвержденным приказом ФСТ России от 04.06.2012 г. N 372-д (зарегистрировано в Минюсте России 20.06.2012 г., регистрационный N 24635), рассмотрев заявление о рассмотрении спора между ОАО "Северо-Западная пригородная пассажирская компания" (далее - ОАО "Северо-Западная ППК") и Комитетом по ценовой и тарифной политике Новгородской области (вх. N ФСТ-23281-29 от 27.09.2013 г.), а также представленные сторонами дополнительные материалы, установлено следующее.
Комитет по ценовой и тарифной политике Новгородской области постановлением от 04.07.2013 г. N 34/1 "О предельных тарифах на перевозки пассажиров железнодорожным транспортом в пригородном сообщении на территории Новгородской области" установил предельные тарифы на перевозки пассажиров железнодорожным транспортом в пригородном сообщении, осуществляемые открытым акционерным обществом "Северо-Западная пригородная пассажирская компания".
По мнению ОАО "Северо-Западная ППК", установленные Комитетом по ценовой и тарифной политике Новгородской области тарифы не обеспечивают возмещение ОАО "Северо-Западная ППК" экономически обоснованных расходов.
ОАО "Северо-Западная ППК" просит ФСТ России:
1. Признать решение Правления Комитета по ценовой и тарифной политике Новгородской области, зафиксированное в протоколе N 34 от 04.07.2013 г. не обоснованным в части определения величины установленного тарифа.
2. Направить Комитету по ценовой и тарифной политике Новгородской области обязательное для исполнения предписание о пересмотре величины установленного тарифа, надлежащем обосновании размеров установленных тарифов, об определении экономически обоснованных затрат, определении мер по компенсации потерь в доходах ОАО "Северо-Западная ППК" в связи с установлением тарифа.
Согласно п. 30 Порядка рассмотрения вопросов по установлению (изменению) тарифов, сборов и платы в отношении работ (услуг) субъектов естественных монополий в сфере железнодорожных перевозок, а также перечня документов, представляемых для их установления (изменения), утвержденного Приказом ФСТ России от 19.08.2011 г. N 506-т (далее - Порядок) (в ред. от 19.08.2011 г.) рассмотрение вопросов по установлению (изменению) цен (тарифов) на железнодорожные перевозки пассажиров в пригородном сообщении осуществляется на основании предложений федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, общественных организаций потребителей, их ассоциаций и союзов, хозяйствующих субъектов, либо по инициативе органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов.
Предложение должно содержать мотивированное обоснование необходимости рассмотрения вопросов по установлению (изменению) тарифов.
ОАО "Северо-Западная ППК" направило в адрес Комитета по ценовой и тарифной политике Новгородской области заявление об установлении тарифов на перевозку пассажиров и багажа железнодорожным транспортом в пригородном сообщении по территории Новгородской области на 2013 год (исх. N 658 от 11.03.2013 г.).
Согласно п. 37 Порядка (в ред. от 19.08.2011 г.) предложение инициатора рассмотрения вопроса по установлению (изменению) тарифов рассматривается после получения всех необходимых документов, согласно приложению N 3 к настоящему Приказу.
О начале процедуры рассмотрения предложения органы регулирования субъектов Российской Федерации направляют инициатору рассмотрения вопроса по установлению (изменению) тарифов и соответствующему субъекту естественной монополии, в отношении которого поступило предложение, письменное уведомление не позднее 14 рабочих дней с момента принятия такого решения.
Датой начала рассмотрения вопроса по установлению (изменению) тарифов является дата отправления письменного уведомления инициатору рассмотрения вопроса по установлению (изменению) тарифов и соответствующему субъекту естественной монополии, в отношении которого поступило предложение.
Комитет по ценовой и тарифной политике Новгородской области письмом от 27.03.2013 г. N 390 направил ОАО "Северо-Западная ППК" уведомление о начале процедуры рассмотрения предложения Компании по установлению тарифов на перевозки пассажиров и расчету экономически обоснованных затрат на перевозки пассажиров железнодорожным транспортом в пригородном сообщении на территории Новгородской области.
Согласно п. 41 Порядка (в ред. от 19.08.2011 г.) по результатам рассмотрения предложения и документов орган регулирования субъекта Российской Федерации принимает решение об установлении (изменении) тарифов.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Имеется в виду "п. 42 Порядка"
Комитет по ценовой и тарифной политике Новгородской области постановлением от 04.07.2013 г. N 34/1 "О предельных тарифах на перевозки пассажиров железнодорожным транспортом в пригородном сообщении на территории Новгородской области" установил предельные тарифы на перевозки пассажиров железнодорожным транспортом в пригородном сообщении, осуществляемые ОАО "Северо-Западная ППК".
ФСТ России отмечает, что вышеуказанным тарифным решением Комитет по ценовой и тарифной политике Новгородской области установил только тарифы для расчета ОАО "Северо-Западная ППК" с пассажирами, при этом, экономически обоснованный уровень тарифов (экономически обоснованные затраты) для ОАО "Северо-Западная ППК" установлен (определен) не был.
Также, в выписке из протокола заседания Правления Комитета по ценовой и тарифной политике Новгородской области от 04.07.2013 г. N 34 Комитет по ценовой и тарифной политике Новгородской области отмечает, что "на основании п. 15 Положения о государственном регулировании и контроле тарифов, сборов и платы в отношении работ (услуг) субъектов естественных монополий в сфере железнодорожных перевозок, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации 05.08.2009 N 643 "О государственном регулировании и контроле тарифов, сборов и платы в отношении работ (услуг) субъектов естественных монополий в сфере железнодорожных перевозок" (далее - Положение) комитетом планируемые компанией экономически обоснованные затраты, относимые на Новгородскую область на 2013 год признаны необоснованными".
В соответствии с п. 15. Положения о государственном регулировании и контроле тарифов, сборов и платы в отношении работ (услуг) субъектов естественных монополий в сфере железнодорожных перевозок, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 05.08.2009 г. N 643, на основании которого Комитет по ценовой и тарифной политике Новгородской области признал расходы ОАО "Северо-Западная ППК" экономически необоснованными в полном объеме, органы регулирования при определении экономически обоснованных затрат вправе не учитывать (исключать из расчетной базы) необоснованные расходы субъекта регулирования, вызванные нерациональным использованием производственных ресурсов и финансированием за счет поступлений от оказания услуг, тарифы на которые подлежат государственному регулированию, иной деятельности, не относящейся к этим услугам.
Выявленные по данным отчетности средства, использованные субъектом регулирования в течение текущего и предшествующего периодов регулирования не в соответствии с прогнозом финансово-экономической деятельности субъекта регулирования, принятым органами регулирования при установлении (изменении) тарифов на соответствующие периоды, могут учитываться органами регулирования при установлении (изменении) тарифов на последующий период регулирования в качестве источника покрытия расходов в этот период.
Комитет по ценовой и тарифной политике Новгородской области признал все расходы, заявленные ОАО "Северо-Западная ППК" на 2013 год, экономически необоснованными, в том числе расходы по использованию инфраструктуры, ставки на которые утверждаются ФСТ России, а также расходы по использованию подвижного состава и собственные расходы ОАО "Северо-Западная ППК", которые учитываются в соответствии с положениями Методики расчета экономически обоснованных затрат, учитываемых при формировании цен (тарифов) на услуги субъектов естественных монополий в сфере перевозок пассажиров железнодорожным транспортом общего пользования в пригородном сообщении в субъектах Российской Федерации, утвержденной Приказом ФСТ России от 28.09.2010 г. N 235-т/1.
Комитет по ценовой и тарифной политике Новгородской области уведомил ОАО "Северо-Западная ППК" о начале процедуры рассмотрения предложения по установлению (изменению) тарифов на перевозки пассажиров железнодорожным транспортом в пригородном сообщении на территории Новгородской области (исх. N 1459 от 09.10.2013 г.), то есть повторно открыл дело об установлении тарифов на 2013 год, что не предусмотрено Порядком рассмотрения вопросов по установлению (изменению) тарифов, сборов и платы в отношении работ (услуг) субъектов естественных монополий в сфере железнодорожных перевозок, а также перечня документов, представляемых для их установления (изменения), утвержденного Приказом ФСТ России от 19.08.2011 г. N 506-т.
Из вышеизложенного следует, что Комитетом по ценовой и тарифной политике Новгородской области допущено нарушение законодательства Российской Федерации в сфере регулирования тарифов на перевозки пассажиров железнодорожным транспортом общего пользования в пригородном сообщении при установлении тарифов для ОАО "Северо-Западная ППК" на 2013 год, и требования ОАО "Северо-Западная ППК" подлежат удовлетворению.
Учитывая результаты анализа материалов по существу спора, а также результаты рассмотрения данного спора на заседании Контрольной комиссии ФСТ России (протокол от 28 января 2014 г. N СЗ-114), приказываю:
1. Удовлетворить требования, указанные в заявлении ОАО "Северо-Западная пригородная пассажирская компания" о рассмотрении спора с Комитетом по ценовой и тарифной политике Новгородской области.
2. Органу исполнительной власти Новгородской области в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере железнодорожных перевозок в срок до 01.04.2014 г. произвести расчет экономически обоснованных затрат, учитываемых при формировании цен (тарифов) на услуги ОАО "Северо-Западная пригородная пассажирская компания" в сфере перевозок пассажиров железнодорожным транспортом общего пользования в пригородном сообщении в Новгородской области на 2013 год в соответствии с действующими законодательными и нормативными правовыми актами Российской Федерации в области регулирования тарифов в сфере перевозок пассажиров железнодорожным транспортом общего пользования в пригородном сообщении.
3. Об исполнении настоящего приказа органу исполнительной власти Новгородской области в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере железнодорожных перевозок в течение 10 рабочих дней с даты принятия указанного в пункте 2 настоящего приказа решения проинформировать Федеральную службу по тарифам, представив в Контрольно-ревизионное управление ФСТ России надлежащим образом заверенные копии:
- решения органа исполнительной власти Новгородской области в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере железнодорожных перевозок, принятие которого предписано пунктом 2 настоящего приказа;
- протокола заседания правления органа исполнительной власти Новгородской области в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере железнодорожных перевозок, на котором принималось вышеуказанное решение.
Руководитель Федеральной |
С. Новиков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приказ Федеральной службы по тарифам от 28 января 2014 г. N 80-д "Об удовлетворении требований, указанных в заявлении ОАО "Северо-Западная пригородная пассажирская компания" о рассмотрении спора с Комитетом по ценовой и тарифной политике Новгородской области"
Текст приказа опубликован в Информационном бюллетене Федеральной службы по тарифам от 28 февраля 2014 г. N 8