Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России от 18 декабря 2013 г. N 03-08-05/55729
Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел запрос относительно налогообложения деятельности филиала немецкой компании в Российской Федерации и сообщает следующее.
Наличие или отсутствие постоянного представительства в Российской Федерации, то есть свой налоговый статус, иностранные организации определяют самостоятельно, исходя из положений статьи 306 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) с учетом норм Соглашения между Российской Федерацией и Федеративной Республикой Германия об избежании двойного налогообложения в отношении налогов на доходы и имущество от 29.05.1996 (далее - Соглашение).
Так, согласно статье 306 Кодекса деятельность иностранной организации на территории Российской Федерации приводит к образованию постоянного представительства, если она одновременно отвечает следующим требованиям:
- наличие любого места деятельности иностранной организации (обособленное подразделение, филиал, представительство, отделение, бюро, контора, агентство);
- осуществление иностранной организацией в этом месте предпринимательской деятельности;
- осуществление такой деятельности иностранной организацией регулярно.
Кроме того, согласно пункту 1 статьи 5 Соглашения "постоянное представительство" означает постоянное место предпринимательской деятельности, через которое деятельность предприятия осуществляется полностью или частично.
В соответствии с пунктом 1 статьи 307 Кодекса объектом налогообложения для иностранных организаций, осуществляющих деятельность в Российской Федерации через постоянное представительство, признается доход, полученный иностранной организацией в результате осуществления деятельности на территории Российской Федерации через ее постоянное представительство, уменьшенный на величину произведенных этим постоянным представительством расходов, определяемых с учетом статей 252-269 Кодекса.
Исходя из изложенного при определении налоговой базы постоянного представительства учитываются расходы, понесенные для нужд такого представительства независимо от места их возникновения.
Таким образом, отнесение затрат к представительству в Российской Федерации будет осуществляться на основании их принадлежности к его деятельности и при наличии документального подтверждения. Порядок ведения налогового учета устанавливается налогоплательщиком в учетной политике для целей налогообложения, утверждаемой соответствующим приказом (распоряжением) руководителя на основании положения статьи 313 Кодекса.
Следует отметить, что в зависимости от того, какие показатели установлены головным офисом иностранной организации в методике распределения расходов, для исчисления доли расходов, передаваемых российскому отделению организации, представительством должны быть представлены документы или выписки из них, подписанные руководителем головного офиса, подтверждающие указанные конкретные показатели.
При этом необходимо учитывать, что под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством Российской Федерации, либо документами, оформленными согласно обычаям делового оборота, применяемым в иностранном государстве, на территории которого были произведены соответствующие расходы, и (или) документами, косвенно подтверждающими произведенные расходы (в том числе таможенной декларацией, приказом о командировке, проездными документами, отчетом о выполненной работе в соответствии с договором, а также договорами, заключаемыми как в электронной, так и в иной форме, если они могут быть приняты в практике налоговых органов иностранного государства).
Что касается вопроса об исполнении филиалом иностранной организации обязанности налогоплательщика налога на добавленную стоимость, то необходимо отметить следующее.
В соответствии с нормами статьи 143 и пункта 2 статьи 11 Кодекса налогоплательщиками налога на добавленную стоимость признаются юридические лица, образованные в соответствии с законодательством Российской Федерации (российские организации), а также иностранные юридические лица, компании и другие корпоративные образования, обладающие гражданской правоспособностью, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств, международные организации, филиалы и представительства указанных иностранных лиц и международных организаций, созданные на территории Российской Федерации (иностранные организации).
Таким образом, в случае, если товары (работы, услуги), в том числе, продажа ПО на основании лицензионных и сублицензионных договоров, установка и поддержка ПО, услуги по обучению (консалтинг), оказываются непосредственно филиалом иностранной организации в Российской Федерации, состоящим на учете в налоговых органах, такой филиал должен самостоятельно исполнять обязанности налогоплательщика налога на добавленную стоимость.
Одновременно сообщается, что настоящее письмо Департамента не содержит правовых норм, не конкретизирует нормативные предписания и не является нормативным правовым актом. Письменные разъяснения Минфина России по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах имеют информационно-разъяснительный характер и не препятствуют налогоплательщикам руководствоваться нормами законодательства Российской Федерации о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.
Директор Департамента |
И.В. Трунин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.