Постановление Верховного Суда РФ от 24 февраля 2014 г. N 71-АД14-1
Судья Верховного Суда Российской Федерации Меркулов В.П.,
рассмотрев надзорную жалобу главы администрации Советского городского округа Калининградской области Луценко В.Е. на постановление начальника территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Калининградской области в Неманском, Славянском районах и г. Советске - главного государственного санитарного врача по Неманскому, Славянскому районам и г. Советску от 7 декабря 2012 г. N 558, решение судьи Советского городского суда Калининградской области от 20 февраля 2013 г., решение судьи Калининградского областного суда от 18 апреля 2013 г., постановление заместителя председателя Калининградского областного суда от 8 августа 2013 г., вынесенные в отношении главы администрации Советского городского округа Калининградской области Луценко В.Е. по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьёй 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
установил:
постановлением начальника территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Калининградской области в Неманском, Славянском районах и г. Советске - главного государственного санитарного врача по Неманскому, Славянскому районам и г. Советску от 7 декабря 2012 г. N 558, оставленным без изменения решением судьи Советского городского суда Калининградской области от 20 февраля 2013 г., решением судьи Калининградского областного суда от 18 апреля 2013 г. и постановлением заместителя председателя Калининградского областного суда от 8 августа 2013 г., глава администрации Советского городского округа Калининградской области
Луценко В.Е. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьёй 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере десяти тысяч рублей.
В жалобе, поданной в Верховный Суд Российской Федерации, Луценко В.Е. просит об отмене вынесенных в отношении его постановлений и прекращении производства по делу.
Изучение материалов дела об административном правонарушении и доводов жалобы Луценко В.Е. свидетельствует о наличии оснований для удовлетворения данной жалобы.
Как усматривается из материалов дела об административном правонарушении, в ноябре 2012 г. прокуратурой г. Советска проведена проверка соблюдения требований федерального законодательства в области обращения с отходами производства и потребления на территории муниципального образования "Советский городской округ", в ходе которой установлен факт нарушения администрацией Советского городского округа требований санитарно-эпидемиологического законодательства при организации размещения бытовых и промышленных отходов в границах муниципального образования на земельном участке по ул. Маяковского в г. Советске Калининградской области, а именно:
- на пункте временного накопления твёрдых бытовых отходов (далее - ТБО) отсутствует территория для размещения хозяйственно-бытовых объектов (пункт 3.5 СП 2.1.7.1038-01 "Гигиенические требования к устройству и содержанию полигонов для твёрдых бытовых отходов" (далее - СП 2.1.7.1038-01);
- на пункте временного накопления ТБО отсутствует здание для персонала, персонал не обеспечен питьевой и хозяйственно-бытовой водой, отсутствуют помещения для приёма пищи, туалет (пункт 4.1 СП 2.1.7.1038-01);
- на пункте временного накопления ТБО отсутствует дезинфицирующая установка с устройством бетонной ванны для обработки ходовой части мусоровозов (пункт 4.3 СП 2.1.7.1038-01);
- на пункте временного накопления ТБО отсутствуют контрольные скважины (пункт 4.6 СП 2.1.7.1038-01);
- на пункте временного накопления ТБО промежуточная и окончательная изоляция уплотнённого слоя ТБО не осуществляется (пункт 5.1 СП 2.1.7.1038-01);
- на пункте временного накопления ТБО отсутствуют переносные сетчатые ограждения в местах складирования и разгрузки ТБО (пункт 5.3 СП 2.1.7.1038-01);
- по периметру пункта временного накопления ТБО отсутствуют лёгкое ограждение и шлагбаум на въезде (свободный доступ для лиц и транспортных средств) (пункт 4.4 СП 2.1.7.1038-01).
Данные обстоятельства послужили основанием для привлечения главы администрации Советского городского округа Калининградской области Луценко В.Е. к административной ответственности по статье 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
С таким решением согласиться нельзя по следующим основаниям.
Задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений (статья 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
В соответствии со статьёй 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по делу об административном правонарушении подлежат выяснению, в частности: лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, а также виновность лица в совершении административного правонарушения.
Решение вопроса о лице, совершившем противоправное деяние, имеет основополагающее значение для всестороннего, полного и объективного рассмотрения дела и своевременного привлечения виновного к административной ответственности.
При этом установление виновности предполагает доказывание не только вины лица, но и его непосредственной причастности к совершению противоправного действия (бездействия), то есть объективной стороны деяния.
В соответствии со статьёй 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами влечёт наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей.
Согласно статье 1 Федерального закона от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" отходы производства и потребления представляют собой остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, которые образовались в процессе производства или потребления, а также товары (продукция), утратившие свои потребительские свойства; обращение с отходами - это деятельность по сбору, накоплению, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов; размещение отходов - хранение и захоронение отходов; хранение отходов - это содержание отходов в объектах размещения отходов в целях их последующего захоронения, обезвреживания или использования; под захоронением отходов понимается изоляция отходов, не подлежащих дальнейшему использованию, в специальных хранилищах в целях предотвращения попадания вредных веществ в окружающую среду; использование отходов представляет собой применение отходов для производства товаров (продукции), выполнения работ, оказания услуг или для получения энергии; обезвреживание отходов - это обработка отходов, в том числе сжигание и обеззараживание отходов на специализированных установках, в целях предотвращения вредного воздействия отходов на здоровье человека и окружающую среду; сбор отходов - приём или поступление отходов от физических лиц и юридических лиц в целях дальнейшего использования, обезвреживания, транспортирования, размещения таких отходов; транспортирование отходов - перемещение отходов с помощью транспортных средств вне границ земельного участка, находящегося в собственности юридического лица или индивидуального предпринимателя либо предоставленного им на иных правах; накопление отходов - временное складирование отходов (на срок не более чем шесть месяцев) в местах (на площадках), обустроенных в соответствии с требованиями законодательства в области охраны окружающей среды и законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в целях их дальнейшего использования, обезвреживания, размещения, транспортирования.
В силу части 3 статьи 8 названного Федерального закона, части 3 статьи 7 Федерального закона от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" и пункта 24 части 1 статьи 16 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к полномочиям органов местного самоуправления городских округов в области обращения с отходами относится организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.
Частью 2 статьи 13 Федерального закона от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" предусмотрено, что организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Из системного толкования приведённых выше положений закона следует, что органы местного самоуправления могут выступать, с одной стороны, как юридические лица, осуществляющие деятельность по обращению с отходами, а, с другой стороны, являются органами, осуществляющими организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях соответствующих муниципальных образований.
В материалах дела об административном правонарушении не имеется доказательств того, что администрация осуществляет хозяйственную деятельность в области обращения с отходами по утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.
Такие виды деятельности как сбор, складирование, использование, сжигание, переработка, обезвреживание, транспортировка, захоронение и иное обращение с отходами производства и потребления или иными опасными веществами не относятся к уставной деятельности администрации Советского городского округа.
При этом полномочия администрации Советского городского округа по организации утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов на территории муниципального образования являются властно-распорядительной функцией данного органа, неисполнение которых не охватывается диспозицией статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Кроме того, распоряжением Первого заместителя Главы Советского городского округа от 16 июля 2009 г. N 193-р МУП "Жилсервис" поручено осуществлять контроль за размещением твёрдых бытовых отходов на пункте временного накопления ТБО в г. Советске на ул. Маяковского.
Следовательно, администрация Советского городского округа не является субъектом административного правонарушения, предусмотренного статьёй 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Данный вывод согласуется с позицией, изложенной во вступившем в законную силу решении Арбитражного суда Калининградской области от 27 февраля 2012 г. N А21-11371/2012, которым отменено постановление начальника территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Калининградской области в Неманском, Славянском районах и г. Советске - главного государственного санитарного врача по Неманскому, Славянскому районам и г. Советску от 7 декабря 2012 г. N 557 о привлечении администрации Советского городского округа к административной ответственности по статье 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Производство по делу об административном правонарушении прекращено в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
Изложенное исключает наличие в действиях главы администрации Советского городского округа Калининградской области Луценко В.Е. состава административного правонарушения, предусмотренного статьёй 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
При таких обстоятельствах постановление начальника территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Калининградской области в Неманском, Славянском районах и г. Советске - главного государственного санитарного врача по Неманскому, Славянскому районам и г. Советску от 7 декабря 2012 г. N 558, решение судьи Советского городского суда Калининградской области от 20 февраля 2013 г., решение судьи Калининградского областного суда от 18 апреля 2013 г., постановление заместителя председателя Калининградского областного суда от 8 августа 2013 г., вынесенные в отношении главы администрации Советского городского округа Калининградской области Луценко В.Е. по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьёй 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, подлежат отмене.
Производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьёй 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Луценко В.Е. подлежит прекращению на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 названного Кодекса - в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья Верховного Суда Российской Федерации постановил:
надзорную жалобу главы администрации Советского городского округа Калининградской области Луценко В.Е. удовлетворить.
Постановление начальника территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Калининградской области в Неманском, Славянском районах и в г. Советске - главного государственного санитарного врача по Неманскому, Славянскому районам и г. Советску от 7 декабря 2012 г. N 558, решение судьи Советского городского суда Калининградской области от 20 февраля 2013 г., решение судьи Калининградского областного суда от 18 апреля 2013 г., постановление заместителя председателя Калининградского областного суда от 8 августа 2013 г., вынесенные в отношении Луценко В.Е. по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьёй 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, отменить.
Производство по данному делу об административном правонарушении прекратить на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Судья Верховного Суда Российской Федерации |
В.П. Меркулов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Верховного Суда РФ от 24 февраля 2014 г. N 71-АД14-1
Текст постановления официально опубликован не был