См. также письмо ГТК РФ от 20 мая 1996 г. N 06-10/8793
Направляем для сведения копии решения судебной коллегии по гражданским делам Санкт-Петербургского Городского суда от 05.10.95 по жалобе адвоката Одабашяна Г.Н., действующего на основании доверенностей от двадцати заявителей-моряков загранплавания, о признании незаконным Приложения N 1 к Общим правилам перемещения через таможенную границу Российской Федерации транспортных средств физическими лицами, утвержденным приказом ГТК России от 15.08.94 N 416, в части фразы "при условии, что выезд с территории Российской Федерации и въезд на эту территорию осуществляется лицом на судне, в судовую роль которого включено такое лицо" и определения Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации от 10.01.96 по данному делу.
Названные суды своими решениями подтвердили, что перечень категорий лиц, которым предоставлены льготы по уплате таможенных платежей в отношении иностранных транспортных средств (Приложение N 1 к Общим правилам), определен ГТК России совместно с Минтрудом России и Минфином России в пределах своей компетенции и не содержит дополнительных условий для предоставления льгот по уплате таможенных платежей.
Предлагаем использовать данные судебные решения в практической работе по защите интересов таможенных органов в судебно-правовых учреждениях.
Приложение: на 8 листах.
Заместитель начальника Управления |
Г.В.Баландина |
Решение
Именем Российской Федерации
"5" октября 1995 года Судебная коллегия по гражданским делам Санкт-Петербургского Городского суда в составе:
Председательствующего - Гунько Т.А.
с участием прокурора - Котоминой Н.Е.
и адвоката - Одабашян Г.Н.
при секретаре - Миценко А.Ю.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по жалобе
Одабашяна Георгия Николаевича в интересах Панасюка Сергея Юрьевича, Маслова Владимира Николаевича, Ермолова Анатолия Витальевича, Егорихина Сергея Михайловича, Балина Геннадия Гавриловича, Федосенкова Александра Васильевича, Козлова Сергея Геннадьевича, Шишкова Александра Анатольевича, Лавриновича Руслана Владимировича, Суханова Альберта Ивановича, Гаркуши Александра Михайловича, Онькина Александра Дмитриевича, Троянова Генриха Альбертовича, Рябова Леонида Николаевича, Науменко Андрея Ивановича, Сергеева Станислава Григорьевича, Муксинова Дамира Рафиковича, Ласкина Кирилла Геннадьевича, Кривошеева Ивана Ивановича о признании незаконным Приложения N 1 к "Общим правилам перемещения через таможенную границу Российской Федерации транспортных средств физическими лицами, утвержденными приказом Государственного таможенного комитета Российской Федерации от 15 августа 1994 года N 416 в части фразы "при условии, что выезд с территории Российской Федерации и въезд на эту территорию осуществляется лицом на судне, в судовую роль которого включено такое лицо", установила:
Заявитель Одабашян Г.Н. обратился в суд с жалобой в интересах двадцати моряков заграничного плавания о признании незаконным приложения N 1 к "Общим правилам перемещения через таможенную границу Российской Федерации транспортных средств физическими лицами, утвержденным приказом Государственного таможенного комитета Российской Федерации от 15 августа 1994 года N 416 в части фразы "при условии, что выезд с территории Российской Федерации и въезд на эту территорию осуществляется лицом на судне, в судовую роль которого включено такое лицо", указывая, что эти условия ставят моряков заграничного плавания в неравное положение, так как лица, работающие на российских судах заграничного плавания вынуждены по независящим от них причинам выезжать из территории Российской Федерации или въезжать на эту территорию не на одном и том же судне, в судовую роль которого они включены, поэтому по мнению заявителя, права его доверителей нарушены.
Представитель Государственного таможенного комитета Российской Федерации по доверенности Наумов А.А. заявленные требования не признал, указывая, что приказ от 15 августа 1994 года N 416, которым утверждены Общие правила перемещения через таможенную границу Российской Федерации транспортных средств физическими лицами, издан в целях реализации положений Таможенного Кодекса Российской Федерации и Постановления Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 23.12.1993 года N 1322 и является законным и обоснованным.
Представитель Санкт-Петербургской таможни Смирнова М.Б. предъявленные требования не признала, полагая их необоснованными.
Представитель Балтийской таможни Гольцова Г.П. предъявленные требования не признала.
Представитель Северо-Западного таможенного Управления Доброва С.С. предъявленные требования не признала, указывая на их необоснованность.
Проверив материалы дела, выслушав доводы участников процесса, заключение прокурора прокуратуры города Санкт-Петербурга Котоминой Н.Е., оценив собранные доказательства в их совокупности, суд считает заявленные требования необоснованными и удовлетворению не подлежащими по следующим основаниям.
Так, из материалов дела усматривается, что в период заграничного плавания на судах, на которых работали заявители и в судовую роль которых были включены, ими для личного пользования были приобретены автомобили иностранного производства.
По прибытии в Санкт-Петербург заявители обращались в таможенные органы с просьбой произвести таможенное оформление ввозимых ими автомобилей без уплаты таможенных пошлин, однако в этом им было отказано со ссылкой на "Общие правила перемещения через таможенную границу Российской Федерации транспортных средств физическими лицами", утвержденные приказом Государственного таможенного комитета России N 416 от 15 августа 1994 года.
Доводами заявителя и его доверителей является то, что Государственный таможенный комитет России превысил свои полномочия, так как ввел дополнительные условия при определении категорий лиц, которые могут ввозить без взимания таможенных платежей, начисляемых по единой ставке, одно транспортное средство, страной происхождения которого является иностранное государство, чем ограничил права на льготу лицам, работающим на российских судах заграничного плавания, но выезжающих из территории Российской Федерации, либо въезжающих на эту территорию не на судне, в судовую роль которого они включены. При этом заявитель указывает, что лица, работающие на российских судах заграничного плавания, вынуждены по независящим от них причинам, выезжать из территории Российской Федерации или въезжать на эту территорию не на одном и том же судне, в судовую роль которого они включены.
Полагая, что льгота предоставлена им Постановлением Правительства Российской Федерации N 1322 от 23 декабря 1993 года "О порядке перемещения физическими лицами через таможенную границу Российской Федерации товаров, не предназначенных для производства или иной коммерческой деятельности", заявители считают незаконным Приложение N 1 к "Общим правилам перемещения через таможенную границу Российской Федерации транспортных средств физическими лицами, утвержденное приказом Государственного таможенного комитета Российской Федерации от 15.08.1994 года N 416 в части фразы "при условии, что выезд с территории Российской Федерации и въезд на эту территорию осуществляется лицом на судне, в судовую роль которого включено такое лицо, как противоречащее указанному Постановлению Правительства и Таможенному Кодексу Российской Федерации.
В судебном заседании заявитель подтвердил свои доводы, изложенные в жалобе (л.д.48 - 51).
Между тем, с доводами заявителя согласиться нельзя, так как суд не считает их обоснованными.
Статьей 19 Таможенного Кодекса Российской Федерации установлено, что все лица на равных основаниях имеют право на ввоз в Российскую Федерацию и вывоз из Российской Федерации товаров и транспортных средств.
Статья 109 Таможенного Кодекса РФ дает возможность Правительству Российской Федерации и Государственному таможенному комитету Российской Федерации устанавливать упрощенный льготный порядок перемещения физическими лицами через таможенную границу Российской Федерации товаров, не предназначенных для производственной или иной коммерческой деятельности. Такой порядок был установлен Постановлением Совета Министров - Правительством Российской Федерации от 23 декабря 1993 года N 1322 "О порядке перемещения физическими лицами через таможенную границу Российской Федерации товаров, не предназначенных для производственной или иной коммерческой деятельности".
Пунктом 6 "в" Постановления Совета Министров - Правительства Российской Федерации предусмотрено, что в связи с неоднократностью пересечения таможенной границы Российской Федерации и трудностями учета времени пребывания за границей отдельные категории постоянно проживающих в Российской Федерации физических лиц, характер труда которых предусматривает периодическое исполнение своих обязанностей за пределами Российской Федерации могут ввозить без взимания таможенных платежей, начисляемых по единой ставке, одно транспортное средство, страной происхождения которого является иностранное государство, при условии, что ввезенное ими транспортное средство не будет отчуждено, передано в пользование или владение другому лицу в течение двух лет с момента ввоза.
Постановлением предусмотрено, что перечень категорий указанных лиц определяется Государственным таможенным комитетом совместно с Министерством труда РФ и Министерством финансов РФ.
Во исполнении п.8 указанного Постановления, дающего поручение установить подробные правила ввоза и вывоза товаров, государственный таможенный комитет России приказом N 416 от 15 августа 1994 года утвердил правила перемещения через таможенную границу Российской Федерации транспортных средств физическими лицами (л.д.13).
Данный приказ был согласован с Министерством финансов Российской Федерации и Министерством труда Российской Федерации и 2 сентября 1994 года был зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации - регистрационный номер 677 (л.д.13-14), и вступил в силу с момента опубликования в газете "Российские вести" 29 сентября 1994 года (л.д.31 - 33).
В соответствии с пунктом 2.6 Общих правил и Приложения N 1, где содержится перечень категорий лиц, которым предоставлены льготы при уплате таможенных платежей в отношении иностранных транспортных средств, лица, работающие на российских судах заграничного плавания при условии, что выезд с территории Российской Федерации и выезд на эту территорию осуществляется лицом на судне, в судовую роль которого включено такое лицо, могут ввозить, при соблюдении всех перечисленных в п.2.6 Общих правил условий, одно транспортное средство в течение одного календарного года.
Таким образом, Государственный таможенный комитет Российской Федерации в соответствии со своими полномочиями, предоставленными таможенным кодексом Российской Федерации ст.ст.24, 109 и Постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации N 1322 от 23.12.93 года правомерно определил перечень категорий лиц, которым предоставлены льготы по оплате таможенных пошлин (Приложение N 1, л.д.20).
В Постановлении Правительства (л.д.12) не содержится перечня категорий лиц. В нем указывается на отдельные категории постоянно проживающих в Российской Федерации физических лиц, характер труда которых предусматривает периодическое исполнение своих обязанностей за пределами Российской Федерации (л.д.9 - 12).
Заявители ошибочно полагают, что льготы по оплате таможенных платежей им, как морякам заграничного плавания, предоставляет вышеназванное Постановление Правительства.
Следует согласиться с доводами Государственного таможенного комитета Российской Федерации о том, что заявители заблуждаются, полагая, что профессия моряка дает им естественное право не платить налоги или пользоваться налоговыми льготами. Как следует из пункта 6 "в" Постановления Совета Министров - Правительства РФ от 23.12.93 года N 1322, таможенные льготы предоставляются не в силу занятия определенной деятельностью, а в связи с неоднократностью пересечения таможенной границы Российской Федерации и трудностями учета времени пребывания за границей (л.д.12).
Определенный Государственным таможенным комитетом Российской Федерации перечень категорий лиц (л.д.20), которым предоставлены льготы по уплате таможенных платежей в отношении иностранных транспортных средств не противоречит Постановлению Правительства N 1322 от 23.12.1993 года, так как не вносит никаких дополнительных условий.
Редакция указанного перечня о том, что льготами пользуются лица, работающие на российских судах заграничного плавания, при условии, что выезд с территории Российской Федерации и въезд на эту территорию осуществляется лицом на судне, в судовую роль которого включено такое лицо - не является требованием, ограничивающим права, в том числе, на льготы физических или юридических лиц, в данном случае моряков заграничного плавания.
Фраза "при условии, что выезд с территории РФ и въезд на эту территорию осуществляется лицом на судне, в судовую роль которого включено такое лицо", как раз и определяется перечень категорий лиц, работающих на российских судах, что входит в компетенцию Государственного таможенного комитета Российской Федерации и не является противоречащим требованиям указанных выше Законов.
Государственный таможенный комитет РФ действовал правомерно, на основании статей 24, 109 Таможенного Кодекса РФ и названного Постановления Правительства РФ.
Изданный нормативный акт согласован с Министерством труда РФ и Министерством финансов РФ и зарегистрирован в Министерстве юстиции РФ (л.д.13, 14) и служит законным основанием для регулирования соответствующих правоотношений.
Данный нормативный акт прошел государственную регистрацию в соответствии с Положением о порядке государственной регистрации ведомственных нормативных актов, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 8 мая 1992 года N 305 (л.д. 29, 30) и Указом Президента Российской Федерации "О нормативных актах центральных органов государственного управления Российской Федерации" от 21 января 1993 года N 104 (л.д.26).
На основании изложенного суд не усматривает незаконности оспариваемого акта в части Приложения N 1 (л.д.20) п.1 фразы "при условии, что выезд с территории Российской Федерации и въезд на эту территорию осуществляется лицом, на судне, в судовую роль которого включено такое лицо".
Руководствуясь Законом Российской Федерации "Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан", Конституцией Российской Федерации, ст.ст. 191 - 197 Российской Федерации, суд решил:
В удовлетворении законных требований о признании незаконным Приложения N 1 к "Общим правилам перемещения через таможенную границу Российской Федерации транспортных средств физическими лицами", утвержденного приказом Государственного таможенного комитета Российской Федерации от 15 августа 1994 года N 416 в части фразы "при условии, что выезд с территории Российской Федерации и въезд на эту территорию осуществляется лицом, на судне, в судовую роль которого включено такое лицо - отказать.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в течение 10 дней.
Председательствующий |
Гунько Т.А. |
Определение
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда России в составе председательствующего В.П.Кнышева
судей В.И.Нечаева и В.П.Василевской
рассмотрела в судебном заседании 10 января 1996 г.
кассационную жалобу Г.Н.Одабашяна в интересах С.Ю.Панасюка, В.Н.Маслова, А.В.Ермолова, С.М.Егорихина, Г.Г.Балина, А.В.Федосенкова, С.Н.Козлова, А.А.Шишкова, Р.В.Лавриновича, А.И.Суханова, А.М.Гаркуши, А.Д.Онькина, Г.А.Троянова, Л.Н.Рябова, А.И.Науменко, С.Г.Сергеева, Д.Р.Муксинова, К.Г.Ласкина, И.И.Кривошеева на решение С - Петербургского городского суда от 5 октября 1995 г., которым отказано в удовлетворении жалобы.
Заслушав доклад судьи В.И.Нечаева, объяснения представителя Государственного таможенного комитета России А.А.Наумова, исследовав материалы дела, коллегия установила.
Г.Н.Одабашян в интересах С.Ю.Панасюка, В.Н.Маслова, А.В.Ермолова, С.М.Егорихина, Г.Г.Балина, А.В.Федосенкова, С.Н.Козлова, А.А.Шишкова, Р.В.Лавриновича, А.И.Суханова, А.М.Гаркуши, А.Д.Онькина, Г.А.Троянова, Л.Н.Рябова, А.И.Науменко, С.Г.Сергеева, Д.Р.Муксинова, К.Г.Ласкина, И.И.Кривошеева обратился в суд с жалобой на фрагмент "...при условии, что выезд с территории Российской Федерации и въезд на эту территорию осуществляется лицом на судне, в судовую роль которого включено такое лицо ..." приложения N 1 к "Общим правилам перемещения через таможенную границу Российской Федерации транспортных средств физическими лицами", утвержденным приказом первого заместителя председателя Государственного таможенного комитета России N 416 от 15 августа 1994 г., и просит признать его незаконным.
Рассмотрев жалобу, суд вынес приведенное решение.
В кассационной жалобе Г.Н.Одабашян просит отменить решение суда, считая обжалуемый фрагмент приложения незаконным, так как им введено дополнительное условие предоставления льгот и порядок их применения, что Государственный таможенный комитет России не вправе был делать. Обсудив доводы жалобы, коллегия не находит оснований для ее удовлетворения.
В соответствии с подп."в" п.6 постановления Правительства России от 23 декабря 1993 г. N 1322 "О порядке перемещения физическими лицами через таможенную границу Российской Федерации товаров, не предназначенных для производственной или иной коммерческой деятельности" Государственный таможенный комитет России совместно с Министерствами труда, а также финансов России должен определить перечень категорий физических лиц постоянно проживающих в России, характер труда которых предусматривает периодическое исполнение своих обязанностей за пределами России, имеющих право ввозить без взимания таможенных платежей, начисляемых по единой ставке, одно транспортное средство, страной происхождения которого является иностранное государство (кроме государств - бывших республик СССР), при условии, что ввезенное ими транспортное средство не будет отчуждено, передано в пользование или владение другому лицу в течение двух лет с момента вывоза.
Во исполнение этого поручения Государственным комитетом России издан 15 августа 1994 г. приказ N 416, согласованный с Министерствами труда, а также финансов России, об утверждении "Общих правил перемещения через таможенную границу Российской Федерации транспортных средств физическими лицами". В приложении N 1 к этим правилам определен перечень категорий указанных лиц. К ним, в частности, относятся лица, работающие на российских судах заграничного плавания, при условии, что выезд с территории Российской Федерации и въезд на эту территорию осуществляется лицом на судне, в судовую роль которого включено такое лицо.
Фрагмент "...при условии, что выезд с территории Российской Федерации и въезд на эту территорию осуществляется лицом на судне, в судовую роль которого включено такое лицо ..." приложения N 1 к "Общим правилам перемещения через таможенную границу России транспортных средств физическими лицами" конкретизирует, какие именно лица, работающие на российских судах заграничного плавания, пользуются правом, установленным подпунктом "в" п.6 постановления Правительства России от 23 декабря 1993 г. N 1322 "О порядке перемещения физическими лицами через таможенную границу Российской Федерации товаров, не предназначенных для производственной или иной коммерческой деятельности", и не связан только со способом перемещения этих лиц за пределы России и возвращения в Россию, как утверждается в кассационной жалобе.
Руководствуясь статьями 304, 305, 311 Гражданского процессуального кодекса РСФСР, коллегия определила
оставить решение С - Петербургского городского суда от 5 октября 1995 г. без изменения, кассационную жалобу Г.Н.Одабашяна в интересах С.Ю.Панасюка, В.Н.Маслова, А.В.Ермолова, С.М.Егорихина, Г.Г.Балина, А.В.Федосенкова, С.Н.Козлова, А.А.Шишкова, Р.В.Лавриновича, А.И.Суханова, А.М.Гаркуши, А.Д.Онькина, Г.А.Троянова, Л.Н.Рябова, А.И.Науменко, С.Г.Сергеева, Д.Р.Муксинова, К.Г.Ласкина, И.И.Кривошеева без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Письмо ГТК РФ от 28 марта 1996 г. N 06-10/5516 "О направлении копий судебных решений"
Текст письма официально опубликован не был