25 января 2013 года г. Москва
Я, заместитель руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по г. Москве О.В. Мильчакова, рассмотрев протокол и материалы дела об административном правонарушении N 4-14.31-1075/77-12, возбужденного в отношении ЖСК "Дарьин" (адрес: 127204, г. Москва, Дмитровское ш., д. 167, кор. 1, кв. 145), уведомленного надлежащим образом определением о назначении времени и места рассмотрения дела N 4-14.31-1075/77-12 об административном правонарушении от 11.01.2013 (исх. от 11.01.2013 N ОМ/331), установила:
протоколом N 4-14.31-1075/77-12 об административном правонарушении от 11.01.2013 зафиксирован факт административного правонарушения, предусмотренного статьей 14.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Решением Управления Федеральной антимонопольной службы по г. Москве от 13 февраля 2012 года по делу N 1-10-181/77-11 о нарушении антимонопольного законодательства (исх. от 13.02.2012 N ДТ/2755) установлен факт нарушения ЖСК "Дарьин" (адрес: 127204, г. Москва, Дмитровское ш., д. 167, 1, 145) части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", выразившегося в злоупотреблении доминирующим положением на рынке оказания услуг по передаче электрической энергии в границах присоединенной электрической сети путем применения тарифов (цен) при оказании услуг по передаче электрической энергии, не установленными органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов, результатом которого явилось ущемление интересов собственников энергопринимающих устройств, технологически присоединенных к сетям ЖСК "Дарьин".
ЖСК "Дарьин" является юридическим лицом, осуществляющим свою деятельность на основании Устава. ЖСК "Дарьин" 22.11.2002 внесено в Единый государственный реестр юридических лиц Управлением МНС России по г. Москве N 39 за основным государственным регистрационным номером 1027739604408. Место нахождения юридического лица: 127204, г. Москва, Дмитровское ш.,167, 1, 145.
В соответствии с пунктом 4.2 Устава ЖСК "Дарьин" одним из предметов деятельности кооператива является заключение договоров, контрактов, соглашений с гражданами и юридическими лицами в соответствии с целями своей деятельности и исполнение принятых обязательств.
Между ЖСК "Дарьин" и ОАО "Мосэнергосбыт" заключен договор от 01.01.2007 N 90102204, предметом которого является продажа (поставка) ОАО "Мосэнергосбыт" и покупка ЖСК "Дарьин" электрической энергии (мощности).
Согласно акту разграничения балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности электроустановок и сооружений напряжением выше 1000В от 01.01.2007 N 90102204 между ОАО "МОЭСК" и ЖСК "Дарьин" электрические сети, через которые осуществляется подача электрической энергии, находятся на балансе ЖСК "Дарьин".
В соответствии с актом разграничения балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности электроустановок между ... и ЖСК "Дарьин" от 12.08.2005 акт N 30/Д-Э электроснабжение жилого дома N 30 в ЖСК "Дарьин" г. Москва Дмитровское шоссе, 167 осуществляется через сети ЖСК "Дарьин".
В соответствии с актом разграничения балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности электроустановок между ... и ЖСК "Дарьин" от 12.08.2005 акт N 31/Д-Э электроснабжение жилого дома N 31 в ЖСК "Дарьин" г. Москва Дмитровское шоссе, 167 осуществляется через сети ЖСК "Дарьин".
Таким образом, домовладения ... снабжаются электрической энергией через сети ЖСК "Дарьин".
Федеральным законом от 17.08.1995 N 147-ФЗ "О естественных монополиях" регулируется деятельность субъектов естественных монополий в сфере услуг по передаче электрической энергии.
Статьей 5 Закона о защите конкуренции установлено, что доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта - субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии.
На основании изложенного, ЖСК "Дарьин" является организацией, занимающей доминирующее положение на рынке оказания услуг по передаче электрической энергии, в границах присоединенной сети.
В соответствии с пунктом 1.2 Устава ЖСК "Дарьин" является некоммерческой организацией - потребительским кооперативом. Согласно пункту 3.8 Устава отношения между Кооперативом и его членами возникают на основании членства в кооперативе в соответствии с требованиями Гражданского кодекса Российской Федерации.
В соответствии с частью 1 статьи 116 Гражданского кодекса Российской Федерации, потребительским кооперативом признается добровольное объединение граждан и юридических лиц на основе членства с целью удовлетворения материальных и иных потребностей участников, осуществляемое путем объединения его членами имущественных паевых взносов.
Согласно решению общего собрания ЖСК "Дарьин" от 03.04.2010, ЖСК "Дарьин" установил дополнительный целевой взнос за организацию поставки электроэнергии и компенсацию потерь электроэнергии в линиях электропередач и трансформаторе ЖСК "Дарьин" за период с 01.01.2007 до 01.04.2010 в размере 10% от потребленной пайщиком электроэнергии, за период с 01.04.2010 в размере 5% от потребленной пайщиком электроэнергии. Оплата данного взноса осуществляется ежемесячно одновременно с платой за потребленную электроэнергию согласно тарифам Топливного комитета Московской области.
При этом установлено, что ... не являются членами ЖСК "Дарьин". Указанные лица обратились в правление ЖСК "Дарьин" с заявлением о выходе из состава членов ЖСК "Дарьин". Решением правления ЖСК "Дарьин" N 3 от 06.02.2008 года членство ... в ЖСК "Дарьин" прекращено с 30.01.2008.
... не установлено прав в отношении объектов электросетевого хозяйства ЖСК "Дарьин".
В соответствии с частью 1 статьи 21 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" Правительство Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации об электроэнергетике утверждает правила недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии.
Согласно пунктам 3, 6 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 N 861, недискриминационный доступ к услугам по передаче электрической энергии предусматривает обеспечение равных условий предоставления указанных услуг их потребителям независимо от организационно-правовой формы и правовых отношений с лицом, оказывающим эти услуги. Собственники и иные законные владельцы объектов электросетевого хозяйства, через которые опосредованно присоединено к электрическим сетям сетевой организации энергопринимающее устройство потребителя, не вправе препятствовать перетоку через их объекты электрической энергии для такого потребителя и требовать за это оплату.
Указанные собственники и иные законные владельцы объектов электросетевого хозяйства, через которые опосредованно присоединено к электрическим сетям сетевой организации энергопринимающее устройство потребителя, вправе оказывать услуги по передаче электрической энергии с использованием принадлежащих им объектов электросетевого хозяйства после установления для них тарифа на услуги по передаче электрической энергии.
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 07.03.1995 N 239 "О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)", услуги по передаче электрической энергии по сетям входят в перечень продукции производственно-технического назначения, товаров народного потребления и услуг, на которые государственное регулирование цен (тарифов) на внутреннем рынке Российской Федерации осуществляют Правительства Российской Федерации и федеральные органы исполнительной власти.
В соответствии с постановлением Правительства Москвы от 12.12.2006 N 963-ПП "Об утверждении Положения о Региональной энергетической комиссии города Москвы (на правах департамента)", Региональная энергетическая комиссия города Москвы (далее - РЭК г. Москвы) является органом исполнительной власти города Москвы, осуществляющим государственное регулирование тарифов (цен) на продукцию (работы, услуги) организаций, осуществляющих регулируемую деятельность на территории города Москвы (далее - субъекты регулирования), а также иные функции в пределах компетенции, установленной федеральными законами, нормативными правовыми актами Российской Федерации и города Москвы.
Таким образом, ЖСК "Дарьин" обязано было предоставлять услуги по передаче электрической энергии по тарифам, утвержденным РЭК г. Москвы.
Согласно пояснениям РЭК г. Москвы, ЖСК "Дарьин" не обращались в РЭК г. Москвы с заявлением об установлении экономически обоснованных тарифов на услуги по передаче электрической энергии, тарифы для ЖСК "Дарьин" не устанавливались, следовательно ЖСК "Дарьин" не вправе требовать компенсации потерь в своих электрических сетях с лиц, не являющихся членами ЖСК.
В соответствии с пунктом 10 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе нарушение установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования.
На основании изложенного, ЖСК "Дарьин" нарушен порядок ценообразования на услуги по передаче электрической энергии.
Таким образом, сделан вывод о нарушении ЖСК "Дарьин" части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", выразившимся в злоупотреблении доминирующим положением на рынке оказания услуг по передаче электрической энергии в границах присоединенной электрической сети путем применения тарифов (цен) при оказании услуг по передаче электрической энергии, не установленными органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов, результатом которого явилось ущемление интересов собственников энергопринимающих устройств, технологически присоединенных к сетям ЖСК "Дарьин".
В соответствии с частью 2 статьи 14.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях совершение занимающим доминирующее положение на товарном рынке хозяйствующим субъектом действий, признаваемых злоупотреблением доминирующим положением и недопустимых в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации, если результатом таких действий является или может являться недопущение, ограничение или устранение конкуренции, за исключением случаев, предусмотренных статьей 14.31.1 настоящего Кодекса, либо совершение субъектом естественной монополии действий, признаваемых злоупотреблением доминирующим положением и недопустимых в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации, - влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от одной сотой до пятнадцати сотых размера суммы выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, но не более одной пятидесятой совокупного размера суммы выручки правонарушителя от реализации всех товаров (работ, услуг) и не менее ста тысяч рублей, а в случае, если сумма выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, превышает 75 процентов совокупного размера суммы выручки правонарушителя от реализации всех товаров (работ, услуг) или административное правонарушение совершено на рынке товаров (работ, услуг), реализация которых осуществляется по регулируемым в соответствии с законодательством Российской Федерации ценам (тарифам), - в размере от трех тысячных до трех сотых размера суммы выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, но не более одной пятидесятой совокупного размера суммы выручки правонарушителя от реализации всех товаров (работ, услуг) и не менее ста тысяч рублей.
Место совершения административного правонарушения - город Москва.
Временем выявления административного правонарушения является дата принятия Комиссией Московского УФАС России решения по делу N 1-10-181/77-11 о нарушении антимонопольного законодательства (исх. от 13.02.2012 N ДТ/2755).
В соответствии со статьей 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность. Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Вина ЖСК "Дарьин" заключается в нарушении части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", выразившимся в злоупотреблении доминирующим положением на рынке оказания услуг по передаче электрической энергии в границах присоединенной электрической сети путем применения тарифов (цен) при оказании услуг по передаче электрической энергии, не установленными органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов, результатом которого явилось ущемление интересов собственников энергопринимающих устройств, технологически присоединенных к сетям ЖСК "Дарьин".
Ответственность за совершение действий, признаваемых злоупотреблением доминирующим положением и недопустимых в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации, предусмотрена статьей 14.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
По информации, имеющейся в материалах дела, выручка ЖСК "Дарьин", полученная в результате оказания услуг по передаче электрической энергии в границах присоединенной электрической сети, полученная от лиц, не являющихся членами ЖСК, в период с 01.01.2010 по 31.12.2010 отсутствует.
Согласно статье 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения должностное лицо, уполномоченное решить дело об административном правонарушении, может освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
С учетом характера правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий, не представляющих существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений, действия ЖСК "Дарьин" (адрес: 127204, г. Москва, Дмитровское ш., д. 167, кор. 1, кв. 145) являются малозначительными.
Руководствуясь статьями 2.9, пунктом 2 части 1.1 статьи 29.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, постановила:
дело об административном правонарушении N 4-14.31-1075/77-12, возбужденное в отношении ЖСК "Дарьин" (адрес: 127204, г. Москва, Дмитровское ш., д. 167, кор. 1, кв. 145), прекратить на основании статьи 2.9 КоАП РФ в связи с малозначительностью административного правонарушения и ограничиться устным замечанием.
В соответствии с частью 3 статьи 30.1 и частью 1 статьи 30.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано в арбитражный суд в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления.
Согласно части 1 статьи 31.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях постановление по делу об административном правонарушении вступает в законную силу после истечения срока, установленного для обжалования постановления по делу об административном правонарушении, если указанное постановление не было обжаловано или опротестовано.
Заместитель руководителя |
О.В. Мильчакова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Управления Федеральной антимонопольной службы по г. Москве от 29 января 2013 г. N ОМ/2116 "О прекращении дела об административном правонарушении N 4-14.31-1075/77-12"
Текст постановления официально опубликован не был