Я, заместитель руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по г. Москве Е.Ю. Петрусенко, рассмотрев протокол и материалы дела об административном правонарушении N 4-14.32-44/77-13, возбужденного в отношении ООО "Оптторг" (ИНН 2902061083; адрес: 164520, Архангельская обл., г. Северодвинск, ул. Профсоюзная, д. 11а), уведомленного надлежащим образом Определением об отложении рассмотрения дела об административном правонарушении N 4-14.32-44/77-13 от 02.04.2013 (исх. от 02.04.2013 N ОМ/9589), установил:
Протоколом N 4-14.32-44/77-13 об административном правонарушении от 26.03.2013 зафиксирован факт административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Решением Управления Федеральной антимонопольной службы по г. Москве от 11 мая 2012 года по делу N 1-11-161/77-11 о нарушении антимонопольного законодательства (исх. от 11.05.2012 N ДТ/10407) установлен факт нарушения ООО "Оптторг" (ИНН 2902061083; адрес: 164520, Архангельская обл., г. Северодвинск, ул. Профсоюзная, д. 11а) пункта 2 части 1 статьи 11 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", выразившегося в соглашении между участниками открытого аукциона в электронной форме на поставку продуктов питания в рамках Государственного оборонного заказа (мясо говядина в четвертинах или полутушках 1 категории, ГОСТ 779-55) для обеспечения нужд подразделения МВД России (Черкизовская БХР МВД России, г. Москва) N 201002/1914/1429, являющимися хозяйствующими субъектами, осуществляющими деятельность на одном товарном рынке, которое привело к поддержанию цен на торгах.
На электронной площадке ЗАО "Сбербанк-АСТ" государственный заказчик ГУ ЦУМТС МВД России опубликовал 25.02.2010 извещение о проведении открытого аукциона в электронной форме на поставку продуктов питания в рамках государственного оборонного заказа (мясо говядина в четвертинах или полутушках 1 категории, ГОСТ 779-55) для обеспечения нужд подразделения МВД России.
Начальная (максимальная) цена контракта была определена в размере 43 545 600,00 рублей, размер обеспечения заявки на участие в открытом аукционе в электронной форме - 5,00% (2 177 280,00 руб.).
С момента регистрации электронной площадкой извещения о проведении аукциона до 15 часов 00 минут 18.03.2010 был открыт прием заявок.
Первые части заявок на участие в аукционе, содержащие согласие участников открытого аукциона были направлены государственному заказчику, а вторые, содержащие уставные документы, сертификаты качества, лицензии и иные документы (содержащие информацию об участниках) хранились на электронной площадке и не должны были разглашаться до завершения открытого аукциона.
К 15 часам 00 минутам 18.03.2010, было подано тридцать заявок от двадцати семи хозяйствующих субъектов, планировавших принять участие в аукционе, с присвоением участникам идентификационных номеров:
1) ООО "КапиталИнвест" - заявка отозвана;
2) ООО "КапиталИнвест";
3) ООО "Хорци";
4) ООО "Крестьянский двор";
5) ООО "Ансей ВМК" - заявка отозвана;
6) ООО "Птицесоюз";
7) ООО "Дебесский мясокомбинат";
8) ООО "Торговый Дом "Серпуховский" - заявка отозвана;
9) ООО "Продиг";
10) ООО "ЭкспоПродресурс";
11) ООО "Продпоставка";
12) ООО "Купеческий двор";
13) ООО "ПродАгроСервис";
14) ООО "Сервиспродукт";
15) ОАО "Икма";
16) ООО "Ансей ВМК" (ООО "Бизнес-Системы");
17) ОАО "Рубцовский мясокомбинат";
18) ООО "МегаФиш";
19) ОАО "Великолукский мясокомбинат";
20) ООО "Продгарант";
21) ООО "Торговый Дом "Серпуховский";
22) ООО "Комбинат питания N 7";
23) ОАО "Владимирский хлебокомбинат";
24) ООО МПЗ "Компур";
25) ООО "Оптторг";
26) ОАО "Сафоновомясопродукт";
27) ЗАО "Карасукский мясокомбинат" - не допущен;
28) ООО "Вайс";
29) ООО "Сибагропродукт";
30) ООО "Овен".
Заявка ЗАО "Карасукский мясокомбинат" была отклонена государственным заказчиком по причине несоответствия предъявляемым к заявке требованиям.
Таким образом, к участию в аукционе было допущено 26 участников.
Целью участия в указанном аукционе являлось заключение государственного контракта на поставку продуктов питания в рамках Государственного оборонного заказа (мясо говядина в четвертинах или полутушках 1 категории, ГОСТ 779-55) для обеспечения нужд подразделения МВД России.
Сделан вывод о том, что хозяйствующие субъекты, принявшие участие в аукционе, являются хозяйствующими субъектами-конкурентами ввиду того, что их участие в открытом аукционе свидетельствует об осуществлении (планировании осуществлять) деятельности на одном товарном рынке по поставке товара по государственному контракту для обеспечения нужд подразделения МВД России.
Аукцион был начат 22.03.2010 в 10 часов 30 минут.
Таблица N 1
Ценовые предложения
Номер извещения |
Участник |
Дата подачи ценового предложения |
Предложенная цена |
Статус предложения |
201002/1914/1429 |
ООО "Хорци" |
2010-03-22 10:31:46.667 |
43327872,00 |
Ставка принята |
201002/1914/1429 |
ООО "Сервиспродукт" |
2010-03-22 10:34:21.200 |
42892416,00 |
Ставка принята |
201002/1914/1429 |
ООО "ПродАгроСервис" |
2010-03-22 10:35:10.430 |
42674688,00 |
Ставка принята |
201002/1914/1429 |
ООО "Сибагропродукт" |
2010-03-22 10:36:25.453 |
42447941,68 |
Ставка принята |
201002/1914/1429 |
ООО "ПродАгроСервис" |
2010-03-22 10:38:49.680 |
42230213,68 |
Ставка принята |
201002/1914/1429 |
ООО "Хорци" |
2010-03-22 10:39:32.770 |
42012485,68 |
Ставка принята |
201002/1914/1429 |
ООО "Сибагропродукт" |
2010-03-22 10:41:10.047 |
42012485,69 |
Ставка принята |
201002/1914/1429 |
ООО "ЭкспоПродресурс" |
2010-03-22 10:43:47.293 |
43545600,00 |
Ставка принята |
201002/1914/1429 |
ООО "ПродАгроСервис" |
2010-03-22 10:44:44.150 |
42230213,60 |
Ставка принята |
201002/1914/1429 |
ООО "Комбинат питания N 7" |
2010-03-22 10:49:53.350 |
43536528,32 |
Ставка принята |
Согласно данным, представленным ЗАО "Сбербанк-АСТ", в открытом аукционе 22.03.2010 были сделаны понижающие ценовые предложения следующими участниками: ООО "Хорци", ООО "Сервиспродукт", ООО "ПродАгроСервис"; ООО "Сибагропродукт" (таблица N 1).
ООО "Хорци" делало предложения в 10:31:46 в размере 43 327 872,00 со снижением на 0,5%, в 10:39:32 в размере 42 012 485,68 руб. - со снижением на 3,52% от начальной цены контракта.
ООО "Сервиспродукт" сделало предложение в 10:34:21 в размере 42 892 416,00 руб. - со снижением на 1,5% от начальной цены контракта.
ООО "ПродАгроСервис" делало предложения в 10:35:10 в размере 42 674 688,00 со снижением на 2%, в 10:38:49 в размере 42 230 213,68 руб. - со снижением на 3,03%, в 10:44:44 в размере 42 230 213,60 руб. - со снижением на 3,03% от начальной цены контракта.
ООО "Сибагропродукт" делало предложения в 10:36:25 в размере 42 447 941,68 со снижением на 2,53%, в 10:41:10 в размере 42 012 485,69 руб. - со снижением на 3,53% от начальной цены контракта.
Иные участники не делали понижающих ценовых предложений.
Поскольку после предложения ООО "Хорци" (в размере 42 012 485,68 руб.) в течение последующих 10 минут площадка не регистрировала других предложений (с более низкой ценой контракта) и автоматически завершила аукцион, признав ООО "Хорци" победителем, одновременно направив государственному заказчику вторые части заявок.
В ходе проведения 22.03.2010 аукциона сайт оператора электронной площадки подвергся DDoS-атаке, в соответствии с разделом 4 "Регламента электронной торговой площадки ЗАО "Сбербанк-АСТ" электронный аукцион был официально приостановлен, а торги перенесены на 10 часов 30 минут 23.03.2010.
Все участники были уведомлены электронной торговой площадкой о приостановлении и переносе торгов посредством направления на их электронные адреса писем, а государственный заказчик по факсимильной связи письмом от 22.03.2010 N 150 ФК-17.
23.03.2010 в 10 часов 39 мин торги были возобновлены. Согласно данным, представленным ЗАО "Сбербанк-АСТ", ценовые предложения были сделаны следующими участниками: ООО "Хорци", ООО "Сервиспродукт", ООО "ПродАгроСервис", ООО "Сибагропродукт", ООО "ЭкспоПродресурс", ООО "Комбинат питания N 7", ООО "Торговый Дом "Серпуховский", ОАО "Владимирский хлебокомбинат", ОАО "Сафоновомясопродукт" (таблица N 2).
Таблица N 2
Ценовые предложения
Участник |
Дата подачи ценового предложения |
Предложенная цена |
Статус предложения |
ООО "Хорци" |
2010-03-22 10:31:46.667 |
43327872,00 |
Ставка принята |
ООО "Сервиспродукт" |
2010-03-22 10:34:21.200 |
42892416,00 |
Ставка принята |
ООО "ПродАгроСервис" |
2010-03-22 10:35:10.430 |
42674688,00 |
Ставка принята |
ООО "Сибагропродукт" |
2010-03-22 10:36:25.453 |
42447941,68 |
Ставка принята |
ООО "ПродАгроСервис" |
2010-03-22 10:38:49.680 |
42230213,68 |
Ставка принята |
ООО "Хорци" |
2010-03-22 10:39:32.770 |
42012485,68 |
Ставка принята |
ООО "Сибагропродукт" |
2010-03-22 10:41:10.047 |
42012485,69 |
Ставка принята |
ООО "ЭкспоПродресурс" |
2010-03-22 10:43:47.293 |
43545600,00 |
Ставка принята |
ООО "ПродАгроСервис" |
2010-03-22 10:44:44.150 |
42230213,60 |
Ставка принята |
ООО "Комбинат питания N 7" |
2010-03-22 10:49:53.350 |
43536528,32 |
Ставка принята |
ООО "Сервиспродукт" |
2010-03-23 10:36:16.410 |
41794757,68 |
Ставка принята |
ООО "Торговый Дом "Серпуховский" |
2010-03-23 10:37:36.460 |
41577029,68 |
Ставка принята |
ООО "Хорци" |
2010-03-23 10:40:13.250 |
41359301,68 |
Ставка принята |
ООО "Сервиспродукт" |
2010-03-23 10:40:57.330 |
41141573,68 |
Ставка принята |
ООО "Торговый Дом "Серпуховский" |
2010-03-23 10:42:28.077 |
40923845,68 |
Ставка принята |
ООО "Хорци" |
2010-03-23 10:47:34.670 |
40706117,68 |
Ставка принята |
ООО "Сервиспродукт" |
2010-03-23 10:48:27.867 |
40488389,68 |
Ставка принята |
ООО "Хорци" |
2010-03-23 10:51:00.670 |
40270661,68 |
Ставка принята |
ООО "Сервиспродукт" |
2010-03-23 10:56:38.930 |
40052933,68 |
Ставка принята |
ООО "Хорци" |
2010-03-23 11:02:23.127 |
39835205,68 |
Ставка принята |
ООО "Сервиспродукт" |
2010-03-23 11:05:08.103 |
39617477,68 |
Ставка принята |
ООО "Хорци" |
2010-03-23 11:11:51.777 |
39182021,68 |
Ставка принята |
ООО "Сервиспродукт" |
2010-03-23 11:19:21.130 |
38964293,68 |
Ставка принята |
ООО "Хорци" |
2010-03-23 11:20:53.187 |
38746565,61 |
Ставка принята |
ООО "Торговый Дом "Серпуховский" |
2010-03-23 11:21:53.237 |
38528837,61 |
Ставка принята |
ООО "Хорци" |
2010-03-23 11:26:26.397 |
38093381,61 |
Ставка принята |
ООО "Торговый Дом "Серпуховский" |
2010-03-23 11:30:17.633 |
37875653,61 |
Ставка принята |
ООО "Хорци" |
2010-03-23 11:36:15.190 |
37657925,61 |
Ставка принята |
ООО "Сервиспродукт" |
2010-03-23 11:37:04.890 |
37440197,61 |
Ставка принята |
ООО "ЭкспоПродресурс" |
2010-03-23 11:39:51.070 |
37222469,61 |
Ставка принята |
ООО "Сервиспродукт" |
2010-03-23 11:40:56.270 |
37004741,61 |
Ставка принята |
ООО "Хорци" |
2010-03-23 11:47:56.620 |
36787013,61 |
Ставка принята |
ООО "Сервиспродукт" |
2010-03-23 11:56:33.830 |
36569285,61 |
Ставка принята |
ООО "ЭкспоПродресурс" |
2010-03-23 11:57:28.380 |
36351557,61 |
Ставка принята |
ООО "Хорци" |
2010-03-23 11:57:28.667 |
36133829,61 |
Ставка принята |
ОАО "Владимирский хлебокомбинат" |
2010-03-23 11:58:23.140 |
35916101,61 |
Ставка принята |
ООО "ЭкспоПродресурс" |
2010-03-23 12:00:47.277 |
35698373,61 |
Ставка принята |
ООО "Хорци" |
2010-03-23 12:00:52.980 |
35480645,61 |
Ставка принята |
ОАО "Владимирский хлебокомбинат" |
2010-03-23 12:02:05.710 |
35262917,61 |
Ставка принята |
ООО "Хорци" |
2010-03-23 12:02:40.647 |
34827461,61 |
Ставка принята |
ОАО "Владимирский хлебокомбинат" |
2010-03-23 12:05:47.850 |
34609733,61 |
Ставка принята |
ООО "Хорци" |
2010-03-23 12:06:15.970 |
34174277,61 |
Ставка принята |
ООО "ЭкспоПродресурс" |
2010-03-23 12:07:55.827 |
33953972,95 |
Ставка принята |
ООО "Хорци" |
2010-03-23 12:08:27.193 |
33518516,95 |
Ставка принята |
ООО "Торговый Дом "Серпуховский" |
2010-03-23 12:09:01.677 |
33300788,95 |
Ставка принята |
ООО "Хорци" |
2010-03-23 12:09:50.597 |
32865332,95 |
Ставка принята |
ООО "Торговый Дом "Серпуховский" |
2010-03-23 12:10:38.497 |
32647604,95 |
Ставка принята |
ООО "Сервиспродукт" |
2010-03-23 12:12:05.550 |
32429876,95 |
Ставка принята |
ООО "Хорци" |
2010-03-23 12:13:19.933 |
31994420,95 |
Ставка принята |
ОАО "Владимирский хлебокомбинат" |
2010-03-23 12:14:36.973 |
31776692,95 |
Ставка принята |
ООО "Хорци" |
2010-03-23 12:18:08.607 |
31558964,90 |
Ставка принята |
ОАО "Владимирский хлебокомбинат" |
2010-03-23 12:19:08.397 |
31341236,90 |
Ставка принята |
ООО "Хорци" |
2010-03-23 12:20:04.010 |
30905780,90 |
Ставка принята |
ОАО "Сафоновомясопродукт" |
2010-03-23 12:32:14.307 |
43545600.00 |
Ставка принята |
Снижение цены на открытом аукционе, достигнутое в результате торгов 23.03.2010, составило 12 639 819,1 руб. (29,1%) от начальной (максимальной) цены).
В открытом аукционе по выбору подрядной организации на право заключения государственного контракта на поставку продуктов питания в рамках Государственного оборонного заказа (мясо говядина в четвертинах или полутушках 1 категории, ГОСТ 779-55) для обеспечения нужд подразделения МВД России как 22.03.2010, так и 23.03.2010 при отсутствии объективных причин не делали ценовых предложений следующие участники: ООО "Мясодар", ООО "Продиг", ООО "Продпоставка", ОАО "Икма", ООО "Бизнес-Системы", ОАО "Рубцовский мясокомбинат", ОАО "Великолукский мясокомбинат", ООО "Продгарант", ООО "Мясоперерабатывающий завод "Компур", ООО "Вайс", ООО "Овен", ООО "Оптторг", ООО "Птицесоюз", ООО "Дебесский мясокомбинат", ООО "КапиталИнвест", ООО "Крестьянский двор", ООО "Купеческий двор", ООО "МегаФиш".
Все указанные лица внесли обеспечение заявки на участие в открытом аукционе в размере 5% от начальной цены контракта (43 545 600,00 руб.). Размер средств, отвлеченных из оборота каждым участником на обеспечение участия в открытом аукционе, составил 2 177 280,00 руб.
Стоимость отвлечения средств на обеспечение заявки, может быть оценена с использованием ставки рефинансирования, действующей в период отвлечения средств. В соответствии с указанием Банка России от 19.02.2010 N 2399-У "О размере ставки рефинансирования Банка России", ставка рефинансирования в период с 24 февраля 2010 г. - 28 марта 2010 г. составляла 8,5%.
Данные финансовые потери от участия в открытом аукционе являются экономически нецелесообразными в случае, если участник не планирует получить контракт по результатам открытого аукциона.
Отказ от конкурентной борьбы (посредством неделанья ценовых предложений) возможен только в результате сговора участников аукциона, информированных о совместных действиях и выполняющих согласованный план действий, то есть действий по соглашению.
В соответствии с пунктом 18 статьи 4 Закона о защите конкуренции соглашение - договоренность в письменной форме, содержащаяся в документе или нескольких документах, а также договоренность в устной форме.
Согласно пункту 2 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.06.2008 N 30 "О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением арбитражными судами антимонопольного законодательства", согласованность действий может быть установлена и при отсутствии документального подтверждения наличия договоренности об их совершении. Вывод о наличии одного из условий, подлежащих установлению для признания действий согласованными, а именно, о совершении таких действий было заранее известно каждому из хозяйствующих субъектов, может быть сделан исходя из фактических обстоятельств их совершения. Например, о согласованности действий, в числе прочих обстоятельств, может свидетельствовать тот факт, что они совершены различными участниками рынка относительно единообразно и синхронно при отсутствии на то объективных причин.
Поведение указанных хозяйствующих субъектов в ходе торгов свидетельствует о согласованности их действий. При этом, результат таких действий соответствовал интересам каждого из указанных хозяйствующих субъектов только при условии, что их действия заранее известны каждому из них. Действия каждого из указанных хозяйствующих субъектов не являются следствием обстоятельств, в равной мере влияющих на всех хозяйствующих субъектов на соответствующем товарном рынке.
Наличие договоренности между участниками аукциона подтверждается также материалами, представленными ГСУ СК России по г. Москве, из которых следует, что представителями ООО "Хорци" и ООО "МПЗ "Компур" перед проведением открытого аукциона и непосредственно в ходе его проведения осуществлялись действия, направленные на ограничение соперничества между хозяйствующими субъектами - участниками аукциона. Участникам предлагалось соглашение, по которому за отказ от конкурентной борьбы в интересах ООО "Хорци" участникам аукциона предлагались денежные или иные вознаграждения (в том числе в выполнении разыгрываемого на аукционе государственного контракта на поставку 240 тонн мяса, посредством осуществления поставок незначительных объемов (10-20 тонн) в адрес ООО "Хорци", отказа ООО "Хорци" от конкурентной борьбы в других торгах в интересах иных участников аукциона).
Материалами ГСУ СК России по г. Москве установлено действие по соглашению также участников, делавших ценовые предложения. Так, ОАО "Владимирский хлебокомбинат" действовало по соглашению до момента получения от представителя ООО "Хорци" информации, что ООО "Хорци" отказывается от взятых на себя обязательств, и ранее достигнутое соглашение больше не действует. После получения указанной информации ОАО "Владимирский хлебокомбинат" с 11:58:23 23-03-2010 начало делать ценовые предложения.
По соглашению с ООО "Хорци" ООО "Комбинат питания N 7" отказалось от участия в торгах 22.03.2010. Во время торгов 23.03.2010 ООО "Комбинат питания N 7" не принимало участия в торгах до момента, пока представитель ООО "Хорци" не сообщил представителю ООО "Комбинат питания N 7" о том, что ранее достигнутое соглашение об отказе ООО "Комбинат питания N 7" от участия в торгах за вознаграждение в размере 500 000,00 руб. аннулируется, и ООО "Комбинат питания N 7" может участвовать в торгах.
Материалы ГСУ СК России по г. Москве подтверждают, наличие соглашения между ООО "Хорци" и ООО "Владимирский хлебокомбинат", ООО "МегаФиш", ООО "Ансей ВМК", ООО "Крестьянский двор", ООО "Продпоставка", ОАО "Великолукский мясокомбинат", ООО "Дебесский мясокомбинат", ООО "Сафоновомясопродукт".
Вместе с тем, в ходе открытого аукциона на право заключения государственного контракта на поставку продуктов питания в рамках Государственного оборонного заказа (мясо говядина в четвертинах или полутушках 1 категории, ГОСТ 779-55) для обеспечения нужд подразделения МВД России ценовые предложения делали ООО "Сервиспродукт", ООО "Торговый Дом "Серпуховский", ООО "ЭкспоПродресурс", ООО "ПродАгроСервис", ООО "Сибагропродукт", чье поведение характеризуется как конкурентное. Материалами дела не установлено их участие в описанном соглашении.
Участие указанных хозяйствующих субъектов в аукционе привело к снижению на 29,03% от начальной (максимальной) цены. Последнее предложение составило 30 905 780,90 руб., (128,77 руб. за кг). Как следует из материалов переговоров участников открытого аукциона цена мяса на момент проведения аукциона не превышала 110 рублей за кг, с учетом сезонного подорожания не должна была превысить 120 руб. за кг.
Принят уровень цены 128,77 руб. за кг в качестве цены, достигнутой в результате конкурентной процедуры.
Вместе с тем, с ООО "Хорци" контракт был заключен на сумму 42 012 485,68 руб. (цена - 175,05 руб. за кг). Указанная цена была достигнута 22.03.2010. Возможность заключения государственного контракта по указанной цене стала возможна не только ввиду действий государственного заказчика и ООО "Хорци", располагавшими данными о результатах аукциона 23.03.2010, но заключивших контракт по завышенной цене, но и вследствие отказа 22.03.2010 от конкурентной борьбы участников открытого аукциона.
ООО "Мясодар", ООО "Продиг", ООО "Продпоставка", ОАО "Икма", ООО "Бизнес-Системы", ОАО "Рубцовский мясокомбинат", ОАО "Великолукский мясокомбинат", ООО "Продгарант", ООО "Комбинат питания N 7", ОАО "Владимирский хлебокомбинат", ООО "Мясоперерабатывающий завод "Компур", ОАО "Сафоновомясопродукт", ООО "Вайс", ООО "Овен", ООО "Оптторг", ООО "Птицесоюз", ООО "КапиталИнвест", ООО "Крестьянский двор", ООО "Купеческий двор", ООО "МегаФиш" отказались от подачи понижающих ценовых предложений, что позволило ООО "Хорци" стать победителем по итогам процедуры открытого аукциона 22.03.2010 с минимальным снижением от начальной (максимальной) цены.
Ущерб, к которому привели действия государственного заказчика и ООО "Хорци", ООО "Хорци" и участников аукциона, отказавшихся от конкурентной борьбы составил 11 106 704,78 рублей. Ущерб получен как разница между ценой заключенного контракта - лучшим предложением, достигнутым 22.03.2010 в условиях отказа участников от конкурентной борьбы, и ценой, достигнутой в результате конкурентных процедур 23.03.2010.
Таким образом, результатом соглашения стало поддержание цены на открытом аукционе. Отказ участников от конкурентной борьбы позволил ООО "Хорци" стать победителем аукциона от 22.03.2010 с минимально возможным снижением цены контракта.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 11 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (в редакции, действовавшей на момент проведения аукционов) запрещаются соглашения между хозяйствующими субъектами или согласованные действия хозяйствующих субъектов на товарном рынке, если такие соглашения или согласованные действия приводят или могут привести к повышению, снижению или поддержанию цен на торгах.
Запрет на соглашения между хозяйствующими субъектами-конкурентами, если такие соглашения приводят или могут привести к повышению, снижению или поддержанию цен на торгах не отменен в действующей редакции Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции".
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 11 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" признаются картелем и запрещаются соглашения между хозяйствующими субъектами-конкурентами, то есть между хозяйствующими субъектами, осуществляющими продажу товаров на одном товарном рынке, если такие соглашения приводят или могут привести к повышению, снижению или поддержанию цен на торгах.
Действия хозяйствующих субъектов-конкурентов ООО "Хорци", ООО "Мясодар", ООО "Продиг", ООО "Продпоставка", ОАО "Икма", ООО "Бизнес-Системы", ОАО "Рубцовский мясокомбинат", ОАО "Великолукский мясокомбинат", ООО "Продгарант", ООО "Комбинат питания N 7", ОАО "Владимирский хлебокомбинат", ООО "Мясоперерабатывающий завод "Компур", ОАО "Сафоновомясопродукт", ООО "Вайс", ООО "Овен", ООО "Оптторг", ООО "Птицесоюз", ООО "КапиталИнвест", ООО "Крестьянский двор", ООО "Купеческий двор", ООО "МегаФиш" привели к поддержанию цен на торгах.
Частью 1 статьи 14.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) установлена ответственность за заключение хозяйствующим субъектом недопустимого в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации соглашения, а равно участие в нем или осуществление хозяйствующим субъектом недопустимых в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации согласованных действий в виде наложения административного штрафа на юридических лиц - от одной сотой до пятнадцати сотых размера суммы выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, либо от одной десятой до одной второй начальной стоимости предмета торгов, но не менее ста тысяч рублей, а в случае, если сумма выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, превышает 75 процентов совокупного размера суммы выручки правонарушителя от реализации всех товаров (работ, услуг) или административное правонарушение совершено на рынке товаров (работ, услуг), реализация которых осуществляется по регулируемым в соответствии с законодательством Российской Федерации ценам (тарифам), - в размере от трех тысячных до трех сотых размера суммы выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, но не менее ста тысяч рублей.
Место совершения административного правонарушения - город Москва.
Временем выявления административного правонарушения является дата принятия Московским УФАС России решения по делу N 1-11-161/77-11 о нарушении антимонопольного законодательства - 11 мая 2012 года.
В соответствии со статьей 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность. Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Вина ООО "Оптторг" (ИНН 2902061083; адрес: 164520, Архангельская обл., г. Северодвинск, ул. Профсоюзная, д. 11а) заключается в нарушении пункта 2 части 1 статьи 11 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", заключении соглашения между участниками открытого аукциона в электронной форме на поставку продуктов питания в рамках Государственного оборонного заказа (мясо говядина в четвертинах или полутушках 1 категории, ГОСТ 779-55) для обеспечения нужд подразделения МВД России (Черкизовская БХР МВД России, г. Москва) N 201002/1914/1429, являющимися хозяйствующими субъектами, осуществляющими деятельность на одном товарном рынке, которое привело к поддержанию цен на торгах.
Ответственность за заключение хозяйствующим субъектом недопустимого в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации соглашения на товарном рынке предусмотрена частью 1 статьи 14.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Дело N 1-11-161/77-11 о нарушении антимонопольного законодательства возбуждено приказом от 26.08.2011 N 904.
Во время совершения действий ООО "Оптторг", признанных решением от 11 мая 2012 года по делу N 1-11-161/77-11 нарушением антимонопольного законодательства, действовал Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях в редакции Федерального закона от 17.07.2009 N 160-ФЗ.
Решение от 11 мая 2012 года по делу N 1-11-161/77-11 о нарушении антимонопольного законодательства было принято после вступления в КоАП РФ изменений в соответствии с Федеральным законом от 06.12.2011 N 404-ФЗ.
Данные о совокупном размере выручки ООО "Оптторг" от продажи товаров, работ, услуг, в 2010 году в материалах возбужденного дела N 4-14.32-44/77-13 об административном правонарушении отсутствуют.
Сведения о выручке ООО "Оптторг", полученной в результате выполнения работ, оказания услуг по государственным контрактам, заключенным по результатам проведения открытых аукционов на поставку продуктов питания на территории г. Москвы в период с 01.01.2010 по 31.12.2010, также отсутствуют.
Согласно части 3 статьи 4.1 КоАП РФ при назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.
В соответствии с частью 1 статьи 14.32 КоАП РФ (в редакции Федерального закона от 17.07.2009 N 160-ФЗ) заключение хозяйствующим субъектом недопустимого в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации соглашения, а равно участие в нем или осуществление хозяйствующим субъектом недопустимых в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации согласованных действий в виде наложения административного штрафа на юридических лиц - от одной сотой до пятнадцати сотых размера суммы выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, но не менее ста тысяч рублей, а в случае, если сумма выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, превышает 75 процентов совокупного размера суммы выручки правонарушителя от реализации всех товаров (работ, услуг), - в размере от трех тысячных до трех сотых размера суммы выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, но не менее ста тысяч рублей.
Минимальный штраф, предусмотренный частью 1 статьи 14.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (в редакции Федерального закона от 17.07.2009 N 160-ФЗ) составляет 100 000 (сто тысяч) рублей.
Таким образом, сумма штрафа в соответствии с частью 1 статьи 14.32 КоАП РФ (в редакции Федерального закона от 17.07.2009 N 160-ФЗ) составляет 100 000 (сто тысяч) рублей.
В соответствии с частью 1 статьи 14.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (в редакции Федерального закона от 06.12.2011 N 404-ФЗ), заключение хозяйствующим субъектом недопустимого в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации соглашения, а равно участие в нем или осуществление хозяйствующим субъектом недопустимых в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации согласованных действий в виде наложения административного штрафа на юридических лиц - от одной сотой до пятнадцати сотых размера суммы выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, либо от одной десятой до одной второй начальной стоимости предмета торгов, но не менее ста тысяч рублей, а в случае, если сумма выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, превышает 75 процентов совокупного размера суммы выручки правонарушителя от реализации всех товаров (работ, услуг) или административное правонарушение совершено на рынке товаров (работ, услуг), реализация которых осуществляется по регулируемым в соответствии с законодательством Российской Федерации ценам (тарифам), - в размере от трех тысячных до трех сотых размера суммы выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, но не менее ста тысяч рублей.
Минимальный штраф, предусмотренный частью 1 статьи 14.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (в редакции Федерального закона от 06.12.2011 N 404-ФЗ) составляет 100 000 (сто тысяч) рублей.
В соответствии с частью 1 статьи 1.7 КоАП РФ лицо, совершившее административное правонарушение, подлежит ответственности на основании закона, действовавшего во время совершения административного правонарушения.
Таким образом, штраф подлежащий применению равен 100 000 (сто тысяч) рублей (в редакции Федерального закона от 17.07.2009 N 160-ФЗ).
На основании изложенного, ответственность за заключение хозяйствующим субъектом недопустимого в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации соглашения несет ООО "Оптторг" (ИНН 2902061083; адрес: 164520, Архангельская обл., г. Северодвинск, ул. Профсоюзная, д. 11а).
В соответствии с частью 6 статьи 4.5 КоАП РФ срок давности привлечения к административной ответственности за административные правонарушения, предусмотренные статьями 14.9, 14.31, 14.31.1 - 14.33 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, начинает исчисляться со дня вступления в силу решения комиссии антимонопольного органа, которым установлен факт нарушения антимонопольного законодательства Российской Федерации.
Руководствуясь частью 3 статьи 4.1, статьями 23.48, 29.9, на основании части 1 статьи 14.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, постановил:
признать ООО "Оптторг" (ИНН 2902061083; адрес: 164520, Архангельская обл., г. Северодвинск, ул. Профсоюзная, д. 11а) виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 14.32 КоАП РФ, и назначить административное наказание в соответствии с данной нормой в размере 100 000 (сто тысяч) рублей.
В соответствии с частью 1 статьи 32.2 КоАП РФ штраф должен быть уплачен не позднее 60 дней со дня вступления постановления о наложении штрафа в законную силу либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных статьей 31.5 КоАП РФ.
Согласно части 5 статьи 32.2 КоАП РФ при отсутствии документа, свидетельствующего об уплате административного штрафа, по истечении срока, указанного в части 1 настоящей статьи, судья, орган, должностное лицо, вынесшие постановление, направляют в течение трех суток постановление о наложении административного штрафа с отметкой о его неуплате судебному приставу-исполнителю для исполнения в порядке, предусмотренном федеральным законодательством. Кроме того, должностное лицо федерального органа исполнительной власти, структурного подразделения или территориального органа, иного государственного органа, рассмотревших дело об административном правонарушении, либо уполномоченное лицо коллегиального органа, рассмотревшего дело об административном правонарушении, составляет протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.25 настоящего Кодекса, в отношении лица, не уплатившего административный штраф.
В соответствии с частью 5 статьи 3.5 КоАП РФ сумма административного штрафа подлежит зачислению в бюджет в полном объеме.
Сумма административного штрафа должна быть перечислена в федеральный бюджет через банк или иную кредитную организацию на счет федерального казначейства по следующим реквизитам:
Получатель: |
ИНН 7706096339 КПП 770601001 УФК МФ РФ по г. Москве (для Московского УФАС России) |
Банк получателя: |
Отделение 1 Московского ГТУ Банка России г. Москва р/с 40101810800000010041 БИК 044583001 ОКАТО 45286596000 КБК 161 1 16 02010 01 6000 140 |
Назначение платежа: |
Административный штраф, зачисляемый в федеральный бюджет по делу N 4-14.32-44/77-13 |
Согласно части 1 статьи 20.25 КоАП РФ неуплата административного штрафа в срок влечет наложение административного штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного штрафа.
В соответствии с частью 3 статьи 30.1 и частью 1 статьи 30.3 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано в арбитражный суд в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления.
Согласно части 1 статьи 31.1 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении вступает в законную силу после истечения срока, установленного для обжалования постановления по делу об административном правонарушении, если указанное постановление не было обжаловано или опротестовано.
Заместитель руководителя |
Е.Ю. Петрусенко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Управления Федеральной антимонопольной службы по г. Москве от 29 апреля 2013 г. N ЕП/12736 "О назначении административного наказания по делу об административном правонарушении N 4-14.32-44/77-13"
Текст постановления официально опубликован не был