Приказ Федерального агентства воздушного транспорта от 14 января 2014 г. N 10
"О мерах по обеспечению безопасности полетов и повышению эффективности проведения инспекционного контроля, инспекционных и сертификационных проверок"
21 марта 2014 г.
В коммерческой гражданской авиации Российской Федерации в 2013 году произошли 13 авиационных происшествий, в том числе 6 катастроф (Ми-8АМТ ОАО Авиакомпания "ЮТэйр", Ан-2 ООО Авиакомпания "Юг-Лайн", Ми-8 ЗАО "Авиакомпания "Ангара", Ан-2 ООО Авиакомпания "Аннушка", Ми-8Т ГУП Авиакомпания "Полярные авиалинии", Boeing-737 ОАО "Авиакомпания "Татарстан"), в которых погибло 89 человек.
Значительное количество авиационных происшествий произошло по причинам, связанным с человеческим фактором, что свидетельствует о снижении профессионального уровня подготовки летных экипажей и технологической дисциплины, ослаблении должного контроля и управления летной деятельностью.
Возрос удельный вес таких факторов, как недисциплинированность, низкий профессиональный уровень экипажей, нарушение норм и правил выполнения полетов, переоценка своих возможностей, принятие необоснованных решений.
Не прекращаются авиационные происшествия и серьезные инциденты по причинам нарушения установленных правил выполнения полетов, недостаточной подготовки летного состава и ошибок в технике пилотирования, недостатков в организации поддержания летной годности воздушных судов.
В авиапредприятиях ослаблена роль командно-руководящего и командно-летного состава в вопросах обеспечения безопасности полетов, не уделяется должного внимания вопросам их профессиональной подготовки и объективной оценке соответствия занимаемой должности.
При проверке эксплуатантов участились случаи нарушения норм рабочего и полетного времени не только в процессе выполнения экипажами полетов, но и на стадии их планирования. Частью руководителей авиапредприятий не организован контроль за соблюдением членами экипажей режима предполетного отдыха при нахождении их на эстафетах (в профилакториях, гостиницах и т.д.), при работе в отрыве от места постоянного базирования. Имеют место нарушения членами экипажей предполетного отдыха (В 2013 году на предполетных осмотрах отстранено от полетов 19 человек по причине употребления алкоголя).
Руководители отдельных авиапредприятий не принимают надлежащих мер по улучшению условий работы летного состава и других категорий авиационного персонала, что приводит к накоплению социальной напряженности в коллективах.
На недопустимо низком уровне проводятся анализы состояния организации летной работы и обеспечения безопасности полетов, ослаблена профилактическая работа с использованием средств полетной информации.
Руководители отдельных межрегиональных территориальных управлений воздушного транспорта самоустранились от решения принципиальных вопросов, связанных с обеспечением безопасности полетов, недостаточно уделяют внимание организации контроля за работой эксплуатантов гражданской авиации, повышению ответственности руководителей авиапредприятий за состояние безопасности полетов.
Самое неудовлетворительное положение по количеству авиационных происшествий и серьезных инцидентов сложилось в авиакомпаниях, подконтрольных межрегиональному территориальному управлению Центральных районов, Южному, Тюменскому, Саха (Якутскому), Татарскому межрегиональным территориальным управлениям воздушного транспорта.
Приказываю:
Приказом Росавиации от 21 марта 2014 г. N 150 пункт 1 изложен в новой редакции
1. Начальникам Управления летной эксплуатации, Управления инспекции по безопасности полетов и Управления поддержания летной годности воздушных судов (Духанин А.И., Мастеров С.С., Буланов М.В.) до 30.03.2014 провести проверки качества проведения сертификационных процедур в межрегиональном территориальном управлении Центральных районов, Тюменском, Саха (Якутском) межрегиональных территориальных управлениях воздушного транспорта, проверку качества проведения сертификационных процедур в Южном межрегиональном территориальном управлении воздушного транспорта провести в период 07-11.04.2014..
2. Начальнику Управления летной эксплуатации Росавиации (Духанин А.И.), начальникам межрегиональных территориальных управлений воздушного транспорта вести постоянный анализ состояния безопасности полетов в подконтрольных авиапредприятиях. По каждому случаю авиационного события, связанного с нарушениями требований производственной или технологической дисциплины, ведущему к ухудшению состояния безопасности полетов, проводить внеплановую инспекционную проверку в авиапредприятии в соответствии с Федеральными авиационными правилами "Сертификационные требования к физическим лицам, юридическим лицам, осуществляющим коммерческие воздушные перевозки. Процедуры сертификации", введенными в действие приказом Минтранса России от 04 февраля 2003 г. N 11.
3. Начальнику Управления летной эксплуатации (Духанин А.И.):
3.1. До 15.04.2014 года на базе ФГБОУВПО Ульяновского ВАУ ГА(И) провести с руководителями летных служб авиационных предприятий и инструкторами тренажеров совещание по вопросам организации летно-методической работы и проблемам летной эксплуатации воздушных судов 1-3 классов.
3.2. В ходе проверок авиационных учебных центров в 2014 году обратить особое внимание на оборудование авиационных учебных центров тренажерными устройствами имитации полетов, используемыми для подготовки летного состава, и наличие разрешения от уполномоченного органа на их использование. При выявлении случаев нарушений сертификационных требований принимать меры воздействия вплоть до изъятия сертификата авиационного учебного центра.
4. Начальнику Управления поддержания летной годности воздушных судов (Буланов М.В.):
4.1 До 25.01.2014 повторно направить в Департамент государственной политики в области гражданской авиации Минтранса России проект административного регламента Росавиации по аккредитации органов по сертификации и испытательных лабораторий (центров).
4.2 До 30.01.2014 совместно с Управлением инспекции по безопасности полетов подготовить и направить в Департамент государственной политики в области гражданской авиации Минтранса России предложения по внесению изменений в приказ Минтранса России от 18.11.2011 N 287 "Порядок государственной регистрации сверхлегких гражданских воздушных судов авиации общего назначения" и приказ Минтранса России от 02.02.2007 N 85 "Правила государственной Регистрации гражданских воздушных судов Российской Федерации" в части сертификации единичных экземпляров воздушных судов и выдачи им сертификатов летной годности до их внесения в Государственный реестр гражданских воздушных судов.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Дату приказа N 85 следует читать как "02.07.2007"
4.3. Усилить контроль за федеральным автономным учреждением "Государственный Центр по Безопасности полетов на воздушном транспорте", Межрегиональными территориальными управлениями воздушного транспорта и привлекаемыми к работам по сертификации организациями, центрами по сертификации в части строгого соблюдения сертификационных требований к организациям по техническому обслуживанию и ремонту авиационной техники, экземпляров воздушных судов и единичных экземпляров воздушных судов авиации общего назначения.
5. Начальнику Управления инспекции по безопасности полетов (Мастеров С.С.) до 01.03.2014 провести с руководителями и начальниками отделов инспекции по безопасности полетов межрегиональных территориальных управлений воздушного транспорта инструктивно-методическое совещание по наиболее актуальным аспектам деятельности специалистов инспекций по безопасности полетов.
6. Начальникам Управлений Росавиации, межрегиональных территориальных управлений для проведения инспекционного контроля, инспекционных и сертификационных проверок назначать наиболее подготовленных специалистов, имеющих необходимую квалификацию и опыт работы. Приоритетными направлениями в своей деятельности по организации проведения инспекционного контроля, инспекционных и сертификационных проверок считать выявление нарушений, влияющих на состояние безопасности полетов, и исключение формализма при проведении проверок.
7. Руководителям межрегиональных территориальных управлений воздушного транспорта:
7.1. При проведении планового инспекционного контроля эксплуатантов гражданской авиации в случае выявления несоответствий сертификационным требованиям в организации, обеспечении и выполнении полетов, нарушений действующих нормативов и правил, угрожающих безопасности полетов, а также сокрытия нарушений немедленно принимать меры по внесению ограничений в действие сертификата эксплуатанта, вплоть до полного прекращения полетов и аннулирования сертификата эксплуатанта;
7.2. Командиров воздушных судов, допускающих нарушения метеорологических минимумов и другие нарушения, влияющие на безопасность полетов, отстранять от полетов. Вопрос о возможности дальнейшего допуска к работе отстраненных от полетов командиров рассматривать на заседаниях квалификационных комиссий Межрегиональных территориальных управлений воздушного транспорта;
7.3. Потребовать от руководителей авиационных предприятий, медицинских служб и медико-санитарных частей усиления контроля за организацией и качеством предполетного отдыха членов экипажей воздушных судов и предполетного медицинского контроля;
7.4. Ввести в практику периодические проверки работы профилакториев, иных мест, выделенных для предполетного отдыха экипажей.
7.5 Рекомендовать руководителям организаций гражданской авиации:
- Провести комплексный анализ состояния организации, обеспечения и выполнения полетов в авиационном предприятии и принять дополнительные меры по повышению уровня безопасности полетов с учетом конкретных условий производственной деятельности. Особое внимание уделить вопросам усиления контроля, с использованием средств объективного контроля, за соблюдением экипажами установленных эксплуатационных ограничений и рекомендаций по летной эксплуатации воздушных судов, методик выполнения полетов, инструкции по взаимодействию и технологии работы членов экипажа, пунктуальному выполнению операций согласно контрольным листам и картам контрольных проверок. По выявленным фактам нарушений принимать строгие меры дисциплинарного воздействия;
- Усилить работу по укреплению производственной и технологической дисциплины авиационного персонала.
8. Руководителям ФГБОУВПО Ульяновского ВАУ ГА(И), ФГБОУВПО СПбГУ ГА, авиационных учебных центров гражданской авиации:
8.1. До 01.04.2014 по согласованию с Управлением летной эксплуатации пересмотреть программы переподготовки летного состава, предусмотрев увеличение объемов наземной и летной тренировки слушателей;
8.2. До 01.04.2014 разработать начальные квалификационные требования к слушателям, принимаемым на подготовку по специальности "пилот", с учетом предшествующего опыта летной работы и представить их на утверждение в Управление летной эксплуатации.
9. Контроль за исполнением приказа возложить на заместителя руководителя О.Г. Сторчевого.
Руководитель |
А.В. Нерадько |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приказ Федерального агентства воздушного транспорта от 14 января 2014 г. N 10 "О мерах по обеспечению безопасности полетов и повышению эффективности проведения инспекционного контроля, инспекционных и сертификационных проверок"
Текст приказа официально опубликован не был
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Приказ Росавиации от 21 марта 2014 г. N 150