Конституционный Суд Российской Федерации в составе Председателя В.Д. Зорькина, судей К.В. Арановского, А.И. Бойцова, Г.А. Гаджиева, Л.М. Жарковой, Г.А. Жилина, С.М. Казанцева, М.И. Клеандрова, С.Д. Князева, А.Н. Кокотова, Л.О. Красавчиковой, С.П. Маврина, Ю.Д. Рудкина, Н.В. Селезнева, О.С. Хохряковой, В.Г. Ярославцева,
рассмотрев по требованию гражданина В.С. Орлова вопрос о возможности принятия его жалобы к рассмотрению в заседании Конституционного Суда Российской Федерации, установил:
1. В своей жалобе в Конституционный Суд Российской Федерации гражданин В.С. Орлов оспаривает конституционность части 5 статьи 101 Федерального закона от 21 ноября 2011 года N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", предусматривающей в том числе вступление в силу части 3 статьи 58 данного Федерального закона с 1 января 2015 года.
По мнению заявителя, указанное законоположение, примененное судом общей юрисдикции при рассмотрении его дела, противоречит статье 19 (часть 2) Конституции Российской Федерации, поскольку не предоставляет гражданам право на проведение независимой медицинской экспертизы до 1 января 2015 года.
2. Конституционный Суд Российской Федерации, изучив представленные В.С. Орловым материалы, не находит оснований для принятия его жалобы к рассмотрению.
Как неоднократно указывал в своих решениях Конституционный Суд Российской Федерации, общим (основным) принципом действия закона во времени является распространение его на отношения, возникшие после его введения в действие. При этом законодатель, изменяя правовое регулирование, вправе определить сферу действия новых норм во времени и по кругу лиц (определения от 2 октября 2003 года N 346-О, от 25 декабря 2003 года N 513-О и др.).
В Федеральном законе "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" законодатель, закрепляя право граждан на проведение независимой медицинской экспертизы в порядке и в случаях, которые установлены положением о независимой медицинской экспертизе, утверждаемым Правительством Российской Федерации (часть 3 статьи 58), предусмотрел особый порядок введения в действие данной нормы - с 1 января 2015 года (часть 5 статьи 101), что само по себе не может рассматриваться как нарушение конституционных прав граждан.
Кроме того, признание лица инвалидом федеральным учреждением медико-социальной экспертизы, как вытекает из утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 20 февраля 2006 года N 95 Правил признания лица инвалидом, должно осуществляться не произвольно, а исходя из комплексной оценки состояния организма гражданина на основе анализа его клинико-функциональных, социально-бытовых, профессионально-трудовых и психологических данных. При этом гражданину в случае несогласия с результатами медико-социальной экспертизы предоставлено право обжаловать решения указанных органов в установленном законом порядке.
При таких обстоятельствах нет оснований полагать, что оспариваемое положение Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" нарушает какие-либо конституционные права заявителя.
Исходя из изложенного и руководствуясь частью второй статьи 40, пунктом 2 части первой статьи 43, частью первой статьи 79, статьями 96 и 97 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", Конституционный Суд Российской Федерации определил:
1. Отказать в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Орлова Владимира Сергеевича, поскольку она не отвечает требованиям Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", в соответствии с которыми жалоба в Конституционный Суд Российской Федерации признается допустимой.
2. Определение Конституционного Суда Российской Федерации по данной жалобе окончательно и обжалованию не подлежит.
Председатель |
В.Д. Зорькин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение Конституционного Суда РФ от 20 февраля 2014 г. N 315-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Орлова Владимира Сергеевича на нарушение его конституционных прав частью 5 статьи 101 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации"
Текст Определения официально опубликован не был