Конституционный Суд Российской Федерации в составе Председателя В.Д. Зорькина, судей К.В. Арановского, А.И. Бойцова, Г.А. Гаджиева, Л.М. Жарковой, Г.А. Жилина, С.М. Казанцева, М.И. Клеандрова, С.Д. Князева, А.Н. Кокотова, Л.О. Красавчиковой, С.П. Маврина, Ю.Д. Рудкина, Н.В. Селезнева, О.С. Хохряковой, В.Г. Ярославцева,
рассмотрев по требованию гражданки Н.А. Ким вопрос о возможности принятия ее жалобы к рассмотрению в заседании Конституционного Суда Российской Федерации, установил:
1. Гражданка Н.А. Ким, являющаяся пенсионеркой, в своей жалобе в Конституционный Суд Российской Федерации оспаривает конституционность следующих норм Федерального закона от 15 декабря 2001 года N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации":
пункта 1 статьи 14 в части назначения федеральным государственным гражданским служащим пенсии за выслугу лет за вычетом страховой части трудовой пенсии по старости;
пункта 1 статьи 21, предусматривающего исчисление размера пенсии за выслугу лет федеральных государственных гражданских служащих из их среднемесячного заработка за последние 12 полных месяцев федеральной государственной гражданской службы, предшествующих дню ее прекращения либо дню достижения ими возраста, дающего право на трудовую пенсию, предусмотренную Федеральным законом "О трудовых пенсиях в Российской Федерации";
пункта 2 статьи 21 в части ограничения размера среднемесячного заработка для исчисления пенсии за выслугу лет федеральному государственному гражданскому служащему 2,8 должностного оклада (0,8 денежного вознаграждения), установленного федеральному государственному гражданскому служащему в соответствующем периоде либо сохраненного в соответствующем периоде в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Кроме того, заявительница оспаривает конституционность пунктов 3-5 Правил индексации пенсий федеральных государственных служащих (утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 31 мая 2005 года N 346 "Об индексации пенсий федеральных государственных служащих").
По мнению Н.А. Ким, оспариваемые нормы противоречат статье 55 (часть 2) Конституции Российской Федерации, поскольку умаляют право федерального государственного гражданского служащего на получение назначенной пенсии за выслугу лет вследствие установления такого механизма индексации указанной пенсии (путем индексации среднемесячного заработка федерального государственного служащего, из которого исчисляется пенсия), который приводит к поглощению пенсии за выслугу лет трудовой пенсией.
Оспариваемые положения Федерального закона "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" применены в деле заявительницы судами общей юрисдикции.
2. Конституционный Суд Российской Федерации, изучив представленные Н.А. Ким материалы, не находит оснований для принятия ее жалобы к рассмотрению.
2.1. Согласно статье 125 (часть 4) Конституции Российской Федерации и конкретизирующим ее положениям пункта 3 части первой статьи 3, части первой статьи 96 и статьи 97 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации" граждане обладают правом на обращение в Конституционный Суд Российской Федерации с жалобой, если их конституционные права и свободы нарушаются законом, примененным судом в конкретном деле заявителя. Проверку актов ниже уровня закона Конституционный Суд Российской Федерации по жалобам граждан не осуществляет. Исключение составляют случаи, когда в жалобе оспаривается конституционность постановления Правительства Российской Федерации, имеющего прямую нормативную связь с федеральным законом, при условии, что эти акты применены в конкретном деле гражданина в неразрывном единстве.
Между тем Н.А. Ким оспаривает конституционность пунктов 3-5 Правил индексации пенсий федеральных государственных служащих вне нормативной связи с каким-либо федеральным законом, а также приложенными к жалобе материалами не подтверждено их применение судом в конкретном деле заявительницы. В связи с чем данная жалоба в этой части не может быть признана допустимой.
2.2. Конституция Российской Федерации, гарантируя каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (статья 39, часть 1), относит определение механизма реализации данного конституционного права, в том числе установление видов пенсий, правил исчисления их размеров, а также порядка их индексации к компетенции законодателя (статья 39, часть 2).
Федеральный закон от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" в числе основных государственных гарантий для государственных гражданских служащих предусматривает государственное пенсионное обеспечение в порядке и на условиях, установленных федеральным законом о государственном пенсионном обеспечении граждан Российской Федерации, проходивших государственную службу, и их семей (подпункт 11 пункта 1 статьи 52).
Такой федеральный закон пока не принят, и пенсионное обеспечение федеральных государственных гражданских служащих осуществляется на основании положений Федерального закона "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", регулирующих порядок установления и индексации пенсии за выслугу лет этой категории граждан.
Положения пункта 1 статьи 14 и пунктов 1 и 2 статьи 21 Федерального закона "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" взаимосвязаны и определяют порядок исчисления размера пенсий за выслугу лет федеральных государственных гражданских служащих, в том числе максимальный размер среднего заработка для исчисления данной пенсии (2,8 должностного оклада). Такой порядок в равной мере распространяется на всех федеральных государственных гражданских служащих и не может рассматриваться как нарушающий конституционное право на социальное обеспечение.
Что касается индексации пенсий за выслугу лет этой категории граждан, то она осуществляется в соответствии с абзацем вторым статьи 25 с учетом положений статей 14 и 21 названного Федерального закона и связана с централизованным повышением денежного содержания (денежного вознаграждения) федеральных государственных гражданских служащих. Установленный законодателем механизм индексации пенсий за выслугу лет федеральных государственных гражданских служащих направлен на повышение размера назначенных пенсий в целях поддержания покупательной способности денежных доходов указанной категории граждан и не может рассматриваться как нарушающий права заявительницы, размер пенсионного обеспечения которой, как следует из материалов жалобы, регулярно повышался.
Разрешение же вопроса о введении иного порядка индексации пенсии за выслугу лет, на чем, как видно из содержания жалобы, настаивает заявительница, а также проверка правильности и обоснованности правоприменительных решений к полномочиям Конституционного Суда Российской Федерации, как они определены в статье 125 Конституции Российской Федерации и статье 3 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", не относятся.
Исходя из изложенного и руководствуясь частью второй статьи 40, пунктом 2 части первой статьи 43, частью первой статьи 79, статьями 96 и 97 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", Конституционный Суд Российской Федерации определил:
1. Отказать в принятии к рассмотрению жалобы гражданки Ким Натальи Антоновны, поскольку она не отвечает требованиям Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", в соответствии с которыми жалоба в Конституционный Суд Российской Федерации признается допустимой.
2. Определение Конституционного Суда Российской Федерации по данной жалобе окончательно и обжалованию не подлежит.
Председатель |
В.Д. Зорькин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение Конституционного Суда РФ от 20 февраля 2014 г. N 309-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданки Ким Натальи Антоновны на нарушение ее конституционных прав пунктом 1 статьи 14, пунктами 1 и 2 статьи 21 Федерального закона "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" и пунктами 3-5 Правил индексации пенсий федеральных государственных служащих"
Текст Определения официально опубликован не был