Постановление Верховного Суда РФ от 4 марта 2014 г. N 4-АД14-1
Судья Верховного Суда Российской Федерации Меркулов В.П.,
рассмотрев надзорную жалобу защитника Ролика А.В., действующего в интересах ЗАО "Меконг плюс", на постановление судьи Подольского городского суда Московской области от 15 февраля 2013 г. (дело N 5-19/13), решение судьи Московского областного суда от 30 апреля 2013 г. и постановление заместителя председателя Московского областного суда от 15 июля 2013 г., состоявшиеся в отношении ЗАО "Меконг плюс" по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 16.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, установил:
постановлением судьи Подольского городского суда Московской области от 15 февраля 2013 г., оставленным без изменения решением судьи Московского областного суда от 30 апреля 2013 г. и постановлением заместителя председателя Московского областного суда от 15 июля 2013 г., ЗАО "Меконг плюс" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 16.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В надзорной жалобе, поданной в Верховный Суд Российской Федерации, защитник Ролик А.В. просит отменить постановление судьи Подольского городского суда Московской области от 15 февраля 2013 г., решение судьи Московского областного суда от 30 апреля 2013 г. и постановление заместителя председателя Московского областного суда от 15 июля 2013 г., состоявшиеся в отношении ЗАО "Меконг плюс" по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 16.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и прекратить производство по делу.
Изучение материалов дела об административном правонарушении и доводов жалобы Ролика А.В. свидетельствует о наличии оснований для удовлетворения данной жалобы частично.
В соответствии с частью 1 статьи 16.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях недекларирование по установленной форме товаров, подлежащих таможенному декларированию, за исключением случаев, предусмотренных статьей 16.4 данного кодекса, влечёт наложение административного штрафа на граждан и юридических лиц в размере от одной второй до двукратного размера стоимости товаров, явившихся предметами административного правонарушения, с их конфискацией или без таковой либо конфискацию предметов административного правонарушения; на должностных лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей.
Как усматривается из материалов дела, 20 апреля 2012 г. ЗАО "Меконг плюс" с целью помещения под таможенную процедуру "выпуск для внутреннего потребления" подало на Львовский таможенный пост Московской областной таможни в электронном виде декларацию на товары (далее - ЭДТ): товар N 1 - "система коммутации для цифровой проводной (оптиковолоконной) связи в разобранном виде, для предоставления услуг голосовой связи и передачи данных в городских сетях, MapKa:HUAWEI, модель "ОРТ1Х", реализует технологию спектрального оптического уплотнения SDH, что позволяет осуществлять приём, передачу и ввод-вывод оптических волн любой длины, состоит из следующих функциональных блоков: мультиплексор/демультиплексор - блок оптического транспондера - блок оптического интерфейса - модуль спектрального уплотнения и разделения - оптический мультиплексор ввода-вывода - оптический линейный усилитель - оптический бустер - анализатор оптических волн - канал управления - блок компенсации дисперсии - усилитель накачки полос передачи - регулируемый оптический аттеньюатор - блок связи и управления - модули функционируют под управлением специализированной многозадачной операционной системы реального времени, информационная ёмкость - 5500 каналов, скорость передачи каждого канала до 10 гбит/с, не военного назначения, не для негласного получения информации, не для пожарной автоматики, не для радиовещания, изготовитель "HUAWEI TECHNOLOGIES CO., LTD", Китай, товарный знак "HUAWEI", OPTIX SDH, OSN 9500 - 1 штука, код 8517 62 0 003 ЕТНВЭД ТС, ставка пошлины - 0%; товар N 2 - "части системы радиорелейной связи FIBEAIR-1500 - комплект параболических антенн в разобранном виде, не военного назначения, не содержит средств шифрования, не для негласного получения информации, не для пожарной автоматики, не для радиовещания, без активных передающих устройств, марка "VALUELINE", модель 2' ANT, SP, 18GHZ, CRGN&STD UBR220INT-ANDR - 6 штук, модель Г ANT, SP, 38GHZ, CRGN&STD UBR320-ANDREW - 46 штук, производитель "ANDREW CORPORATION", Чешская Республика, код 8529 10 6 900 ЕТНВЭД ТС, ставка пошлины - 10%, общей фактурной стоимостью ... долларов США, весом нетто 6104 кг, в количестве 163 грузовых мест.
Данная ЭДТ была зарегистрирована Львовским таможенным постом Московской областной таможни под номером ...
При таможенном досмотре с полным пересчётом количества мест, их полным вскрытием, взвешиванием и полным пересчётом количества предметов в грузовых местах было установлено, что в задекларированной ЭДТ N ... имеется незаявленный товар (перечень товара полностью приведён в постановлении судьи Подольского городского суда Московской области от 15 февраля 2013 г. (дело N 5-19/13).
Факт недекларирования товаров явился основанием для привлечения ЗАО "Меконг плюс" к административной ответственности по части 1 статьи 16.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях с назначением административного наказания в виде административного штрафа в размере одной второй размере стоимости товаров, явившихся предметами административного правонарушения, в сумме 43 009 623 рубля 75 копеек.
С таким решением согласиться нельзя по следующим основаниям.
Задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений (статья 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
В соответствии со статьёй 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по делу об административном правонарушении подлежат выяснению: наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые данным кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность; виновность лица в совершении административного правонарушения; обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность; характер и размер ущерба, причинённого административным правонарушением; обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.
При определении стоимости предметов административного правонарушения и, соответственно, размера назначенного ЗАО "Меконг плюс" административного наказания судья Подольского городского суда Московской области руководствовался заключением эксперта Центрального экспертно-криминалистического таможенного управления Федеральной таможенной службы от 27 августа 2012 г. N 5/0971/2012 (т. 3, л.д. 21-33).
Согласно части 2 статьи 27.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях стоимость изъятых вещей определяется на основании государственных регулируемых цен в случае, если таковые установлены. В остальных случаях стоимость изъятых вещей определяется на основании их рыночной стоимости. В случае необходимости стоимость изъятых вещей определяется на основании заключения эксперта.
В силу правовой позиции, выраженной, в частности, в постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 26 ноября 2012 г. N 28-П, в отношении юридических лиц для исчисления административного штрафа используется не таможенная, а рыночная стоимость ввозимого товара на территории Российской Федерации.
Вместе с тем из содержания заключения эксперта Центрального экспертно-криминалистического таможенного управления Федеральной таможенной службы от 27 августа 2012 г. N 5/0971/2012 для определения рыночной стоимости предметов административного правонарушения была использована рыночная стоимость товаров на мировом рынке (... рублей ... копеек), а не на рынке Российской Федерации.
В то же время в материалах дела об административном правонарушении имеется копия акта экспертизы АНО "СОЮЗЭКСПЕРТИЗА" Торгово-промышленной палаты Российской Федерации от 6 ноября 2012 г. N 026-2100127, в котором приведена рыночная стоимость предметов административного правонарушения на рынке Российской Федерации (... рублей) (т. 5, л.д. 114-135). Надлежащая правовая оценка данному акту судьёй Подольского городского суда Московской области дана не была.
Таким образом, судьёй Подольского городского суда Московской области при рассмотрении настоящего дела об административном правонарушении были нарушены требования статей 24.1 и 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, что не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Пунктом 3 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрено, что по результатам рассмотрения в порядке надзора жалобы, протеста выносится решение об отмене постановления по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалобы, протеста и о возвращении дела на новое рассмотрение в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных Кодексом, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
На момент рассмотрения в Верховном суде Российской Федерации надзорной жалобы защитника Ролика А.В. срок давности привлечения ЗАО "Меконг плюс" к административной ответственности не истёк.
При таких обстоятельствах постановление судьи Подольского городского суда Московской области от 15 февраля 2013 г, решение судьи Московского областного суда от 30 апреля 2013 г. и постановление заместителя председателя Московского областного суда от 15 июля 2013 г., состоявшиеся в отношении ЗАО "Меконг плюс" по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 16.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, подлежат отмене с возвращением данного дела на новое рассмотрение в Подольский городской суд Московской области.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья Верховного Суда Российской Федерации постановил:
надзорную жалобу защитника Ролика А.В., действующего в интересах ЗАО "Меконг плюс", удовлетворить частично.
Постановление судьи Подольского городского суда Московской области от 15 февраля 2013 г., решение судьи Московского областного суда от 30 апреля 2013 г. и постановление заместителя председателя Московского областного суда от 15 июля 2013 г., состоявшиеся в отношении ЗАО "Меконг плюс" по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 16.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, отменить.
Дело об административном правонарушении возвратить в Подольский городской суд на новое рассмотрение.
Судья Верховного Суда Российской Федерации |
В.П. Меркулов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Верховного Суда РФ от 4 марта 2014 г. N 4-АД14-1
Текст постановления официально опубликован не был