Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) рассмотрев жалобу ЗАО "Автодорстрой" (далее - Заявитель) на действия аукционной комиссии Государственного казенного учреждения Тюменской области "Управление автомобильных дорог", Управления государственных закупок Тюменской области (далее - Аукционная комиссия) при проведении Государственным казенным учреждением Тюменской области "Управление автомобильных дорог" (далее - Заказчик), Управлением государственных закупок Тюменской области (далее - Уполномоченный орган), ЗАО "Сбербанк-АСТ" (далее - Оператор электронной площадки) открытого аукциона в электронной форме на право заключения государственного контракта на выполнение работ по реконструкции автомобильной дороги г. Советский - Ловинское м/р. II пусковой комплекс (ПК 280 + 00 - ПК 580 + 00) (номер извещения 0167200003413010850) (далее - Аукцион), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), установила:
В Федеральную антимонопольную службу поступила жалоба Заявителя на действия Аукционной комиссии при проведении Заказчиком, Уполномоченным органом, Оператором электронной площадки Аукциона.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены действиями Аукционной комиссии, принявшей необоснованное решение об отказе Заявителю в допуске к участию в Аукционе.
Представители Заказчика, Уполномоченного органа не согласились с доводом Заявителя и сообщили, что при проведении Аукциона Заказчик, Уполномоченный орган действовали в соответствии с положениями Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о размещении заказов).
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
В соответствии с извещением о проведении Аукциона, документацией об Аукционе, протоколами, составленными при размещении заказа:
1) извещение о проведении Аукциона размещено на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг www.zakupki.gov.ru 31.12.2013;
2) начальная (максимальная) цена контракта 2 247 118 770 рублей;
3) на участие в Аукционе подано 9 заявок от участников размещения заказа;
4) к участию в Аукционе допущено 3 участника размещения заказа;
5) в период проведения Аукциона предложения о цене контракта подавал 1 участник Аукциона.
В соответствии с частью 1 статьи 112 Закона о контрактной системе указанный закон применяется к отношениям, связанным с осуществлением закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных или муниципальных нужд, извещения об осуществлении которых размещены в единой информационной системе или на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг либо приглашения принять участие в которых направлены после дня вступления в силу Закона о контрактной системе. К отношениям, возникшим до дня вступления в силу Закона о контрактной системе, он применяется в части прав и обязанностей, которые возникнут после дня его вступления в силу, если иное не предусмотрено статьей 112 Закона о контрактной системе. Государственные и муниципальные контракты, гражданско-правовые договоры бюджетных учреждений на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд заказчиков, заключенные до дня вступления в силу Закона о контрактной системе, сохраняют свою силу.
Следовательно, проведение Аукциона осуществляется в соответствии с Законом о размещении заказов.
1. В соответствии с частью 3 статьи 41.9 Закона о размещении заказов на основании результатов рассмотрения первых частей заявок на участие в открытом аукционе в электронной форме, содержащих сведения, предусмотренные частью 4 статьи 41.8 Закона о размещении заказов, аукционной комиссией принимается решение о допуске к участию в открытом аукционе в электронной форме участника размещения заказа и о признании участника размещения заказа, подавшего заявку на участие в открытом аукционе, участником открытого аукциона или об отказе в допуске такого участника размещения заказа к участию в открытом аукционе в порядке и по основаниям, которые предусмотрены статьей 41.9 Закона о размещении заказов.
В соответствии с частью 4 статьи 41.9 Закона о размещении заказов участник размещения заказа не допускается к участию в открытом аукционе в электронной форме в случае: 1) непредоставления сведений, предусмотренных частью 4 статьи 41.8 Закона о размещении заказов, или предоставления недостоверных сведений; 2) несоответствия сведений, предусмотренных частью 4 статьи 41.8 Закона о размещении заказов, требованиям документации об открытом аукционе в электронной форме.
В соответствии с подпунктом "б" пункта 3 части 4 статьи 41.8 Закона о размещении заказов первая часть заявки на участие в открытом аукционе в электронной форме при размещении заказа на выполнение работ, оказание услуг, для выполнения, оказания которых используется товар, должна содержать согласие, предусмотренное пунктом 2 части 4 статьи 41.8 Закона о размещении заказов, а также конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным документацией об открытом аукционе в электронной форме, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при его наличии) предлагаемого для использования товара при условии отсутствия в документации об открытом аукционе в электронной форме указания на товарный знак используемого товара.
В соответствии с Протоколом рассмотрения первых частей заявок на участие в открытом аукционе Заявителю отказано в допуске к участию в Аукционе в связи с несоответствием заявки требованиям документации об Аукционе, а именно: "П. 94 Смесь щебеночно-гравийно-песчаная. В заявке указано "Марка водостойкости В2 и Потеря массы при испытании на водостойкость 1%;" согласно ГОСТ 25607-2009 табл. 2 для марки водостойкости В2 потеря массы при испытании должна составлять свыше 1 до 3%, а для потери массы при испытании до 1% включительно соответствует марка по водостойкости В1".
Пунктом 94 приложения N 1 к документации об Аукционе документации об Аукционе (далее - Техническое задание) установлено следующее требование к смеси щебеночно-гравийно-песчаной: потеря массы при испытании на водостойкость до 3%; марка водостойкости В1-В2. Также установлено, что смесь щебеночно-гравийно-песчаная должна соответствовать требованиям ГОСТ 25607-2009.
Изучив первую часть заявки Заявителя на участие в Аукционе, представленную представителем Заказчика, Комиссия установила, что в пункте 94 заявки указаны следующие характеристики смеси щебеночно-гравийно-песчаной: потеря массы при испытании на водостойкость 1%; марка водостойкости В2, также указано, что смесь щебеночно-гравийно-песчана будет соответствовать ГОСТ 25607-2009.
Согласно пункту 3.1.5 ГОСТ 25607-2009 марке по водостойкости щебня В2 соответствует потеря массы при испытании на водостойкость свыше 1 до 3%.
Следовательно, заявка заявителя содержит недостоверные сведения в части потери массы при испытании на водостойкость и марки водостойкости щебня.
Таким образом, Аукционная комиссия приняла решение об отказе Заявителю в допуске к участию в Аукционе в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок.
2. Пунктом 1 части 4 статьи 41.6 Закона о размещении заказов установлено, что документация об открытом аукционе в электронной форме наряду с предусмотренными частью 3 статьи 41.6 Закона о размещении заказов сведениями должна содержать следующие сведения о товарах, работах, об услугах, соответственно на поставку, выполнение, оказание которых размещается заказ, и об условиях исполнения контракта требования к качеству, техническим характеристикам товара, работ, услуг, требования к их безопасности, требования к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, требования к размерам, упаковке, отгрузке товара, требования к результатам работ и иные показатели, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемых работ, оказываемых услуг потребностям заказчика. При этом должны быть указаны используемые для определения соответствия потребностям заказчика или эквивалентности предлагаемого к поставке или к использованию при выполнении работ, оказании услуг товара максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и показатели, значения которых не могут изменяться.
На заседании Комиссии установлено, что в Техническом задании указаны требования к товарам, используемым при выполнении работ, не позволяющие заполнить заявку на участие в Аукционе, соответствующую требованиям документации об Аукционе, а также требованиям установленных в документации об Аукционе ГОСТов.
Так например:
- в пункте 2 Технического задания установлены требования к асфальтобетонной смеси - марка минерального порошка применяемого при изготовлении асфальтобетонной смеси МП-1; МП-2; тип минерального порошок в зависимости от содержания поверхностно активных веществ неактивированный; активированный. Также установлено требование о соответствие товара ГОСТ Р 52129-2003. Согласно ГОСТ Р 52129-2003 тип минерального порошка - неактивированный, активированный - относится к марке МП-1, деление по типу минерального порошка марки МП-2 отсутствует;
- в пункте 28 Технического задания установлены требования к горячекатаной арматурной стали периодического профиля класса A-III: марка стали 25Г2С или Ст3кп; соответствие требованиям ГОСТ 5781-82. Согласно ГОСТ 5781-82 классу арматурной стали А-III соответствует марка стали 25Г2С, марка Ст3кп для класса стали А-III отсутствует;
- в пункте 36 Технического задания установлены требования к бетону тяжелому класса В 30 - марка удобоукладываемости П1-П5; водоотделение не более 0,8%; соответствие требованиям ГОСТ 7473-2010. Согласно ГОСТ 7473-2010 водоотделение не более 0,8% соответствует только маркам П3-П5, следовательно предложить марки в заявке на участие в Аукционе П1-П2 не представляется возможным.
Таким образом, неустановление Заказчиком, Уполномоченным органом надлежащих требований к используемым при выполнении работ товарам нарушает пункт 1 части 4 статьи 41.6 Закона о размещении заказов, что содержит признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
3. В соответствии с частью 6 статьи 41.9 Закона о размещении заказов на основании результатов рассмотрения первых частей заявок на участие в открытом аукционе в электронной форме, содержащей сведения, предусмотренные частью 4 статьи 41.8 Закона о размещении заказов, аукционной комиссией оформляется протокол рассмотрения заявок на участие в открытом аукционе, который ведется аукционной комиссией и подписывается всеми присутствующими на заседании членами аукционной комиссии и заказчиком, уполномоченным органом в день окончания рассмотрения заявок на участие в открытом аукционе. Протокол должен содержать сведения о порядковых номерах заявок на участие в открытом аукционе, решение о допуске участника размещения заказа, подавшего заявку на участие в открытом аукционе с соответствующим порядковым номером, к участию в открытом аукционе в электронной форме и о признании его участником открытого аукциона или об отказе в допуске участника размещения заказа к участию в открытом аукционе с обоснованием такого решения и с указанием положений документации об открытом аукционе в электронной форме, которым не соответствует заявка на участие в открытом аукционе этого участника размещения заказа, положений заявки на участие в открытом аукционе, которые не соответствуют требованиям документации об открытом аукционе, сведения о членах аукционной комиссии, принявших решение, сведения о решении каждого члена аукционной комиссии о допуске участника размещения заказа к участию в открытом аукционе или об отказе в допуске к участию в открытом аукционе. Указанный протокол в день окончания рассмотрения заявок на участие в открытом аукционе направляется заказчиком, уполномоченным органом, специализированной организацией оператору электронной площадки.
В соответствии с частью 8 статьи 41.9 Закона о размещении заказов в течение одного часа с момента поступления оператору электронной площадки указанного в части 6 статьи 41.9 Закона о размещении заказов протокола оператор электронной площадки обязан направить участникам размещения заказа, подавшим заявки на участие в открытом аукционе в электронной форме, уведомление о принятом в отношении поданной таким участником открытого аукциона заявки на участие в открытом аукционе решении.
На заседании Комиссии установлено, что Оператором электронной площадки своевременно и в соответствии с частью 8 статьи 41.9 Закона о размещении заказов направлено Заявителю уведомление об отказе в допуске к участию в Аукционе. Вместе с тем, направленное Заявителю 27.02.2014 уведомление не содержит обоснования решения об отказе Заявителю в допуске к участию в Аукционе с указанием положений документации об открытом аукционе в электронной форме, которым не соответствует заявка на участие в открытом аукционе этого участника размещения заказа, положений заявки на участие в открытом аукционе, которые не соответствуют требованиям документации об открытом аукционе.
В соответствии с пунктом 11.13 Регламента организации и проведения открытых аукционов в электронной форме для размещения заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд, размещенного на сайте Оператора электронной площадки (далее - Регламент), после поступления оператору протокола рассмотрения первых частей заявок, всем участникам размещения заказа, подавшим заявки на участие в электронном аукционе, направляется уведомление о результате рассмотрения. В уведомлении должно быть указано, в том числе решение о допуске или об отказе в допуске, а также обоснование, в случае отказа в допуске. При этом в соответствии с пунктом 11.8.1 Регламента пользователю организатора торгов в форме рассмотрения первых частей заявок обеспечена возможность указать решение о допуске или отказе в допуске участника размещения заказа по каждой полученной заявке и указать обоснование отказа в допуске.
На заседании Комиссии установлено, что обоснование решения об отказе в допуске к участию в Аукционе заполняется должностными лицами Уполномоченного органа, Заказчика на электронной площадке в протоколе рассмотрения первых частей заявок на участие в Аукционе в соответствии с пунктом 11.8.1 Регламента.
Таким образом, действия Уполномоченного органа, Заказчика выразившиеся в неуказании на электронной площадке 27.02.2014 в протоколе рассмотрения первых частей заявок на участие в Аукционе обоснования решения об отказе Заявителю в допуске к участию в Аукционе, нарушают часть 6 статьи 41.9 Закона о размещении заказов и содержат признаки административного правонарушения, предусмотренного частью 1.4 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На заседании Комиссии представитель Оператора электронной площадки пояснил, что Заказчиком 28.02.2014 внесены изменения в протокол рассмотрения заявок на участие в Аукционе, формируемый на сайте электронной площадки. Указанный протокол, содержащий обоснование решения об отказе Заявителю в допуске к участию в Аукционе, направлен Оператором электронной площадки Заявителю.
Учитывая изложенное, указанное нарушение Закона о размещении заказов не повлияло на результаты размещения заказа.
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15, пунктом 2 части 22 статьи 99, частью 8 статьи 106, частью 1 статьи 112 Закона о контрактной системе, Комиссия решила:
1. Признать жалобу ЗАО "Автодорстрой" необоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика, Уполномоченного органа нарушение пункта 1 части 4 статьи 41.6, части 6 статьи 41.9 Закона о размещении заказов.
3. В связи с тем, что Заказчику, Уполномоченному органу выдано предписание об устранении нарушений законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок в части неустановления надлежащих требований к используемым при выполнении работ товарам по делу от 06.03.2014 N П-78/14, также в связи с тем, что нарушение Заказчиком, Уполномоченным органом части 6 статьи 41.9 Закона о размещении заказов не повлияло на результаты размещения заказа, предписание по делу от 06.03.2014 N К-408/14 не выдавать.
4. В связи с тем, что материалы по делу от 06.03.2014 N П-78/14 переданы соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении, материалы по делу от 06.03.2014 N К-408/14 не передавать.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной антимонопольной службы от 6 марта 2014 г. N К-408/14 "О нарушении законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок"
Текст решения официально опубликован не был