Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) рассмотрев жалобу ЗАО "Корпорация "Атомстройкомплекс" (далее - Заявитель) на действия Государственного казенного учреждения Свердловской области "Управление автомобильных дорог" (далее - Заказчик), Департамента государственного заказа Свердловской области (далее - Уполномоченный орган) при проведении ООО "РТС-тендер" (далее - Оператор электронной площадки) открытого аукциона в электронной форме на право заключения государственного контракта "на выполнение работ по организации: строительства автомобильной дороги вокруг г. Екатеринбурга на участке автодорога Пермь - Екатеринбург - автодорога Подъезд к г. Екатеринбургу от автодороги "Урал", II пусковой комплекс автодорога Подъезд к п. Медному - автодорога Екатеринбург - Полевской в Свердловской области; строительства II очереди автомобильной дороги "Вокруг г. Екатеринбурга" на участке автодорога "Пермь - Екатеринбург" - автодорога "Подъезд к г. Екатеринбургу от автодороги "Урал", 2 пусковой комплекс автодорога "Подъезд к п. Медному" - автодорога "Екатеринбург - Полевской" в Свердловской области" (номер извещения 0162200011813003372) (далее - Аукцион), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), установила:
В Федеральную антимонопольную службу поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика, Уполномоченного органа при проведении Оператором электронной площадки Аукциона.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены следующими действиями Заказчика, Уполномоченного органа:
1. В документации об Аукционе содержится неточная информация, а именно: в пункте 33 "Инструкция по заполнению заявки" Информационной карты документации об Аукционе "Первая часть заявки на участие в открытом аукционе в электронной форме должна содержать, в том числе: качественные характеристики (потребительские свойства) товаров, предлагаемых Участником размещения заказа при выполнении работ, по своим конкретным показателям должны соответствовать значениям, установленным в Приложении N 4 к информационной карте и технической документации (технический паспорт и т.п.) на предлагаемый товар". Вместе с тем, согласно ответу Заказчика от 17.01.2014 N 23-01-82 на запрос о разъяснении положений документации об Аукционе указано, что "следует руководствоваться и проектной документацией". Кроме того, В позициях 135, 138,139 Приложения N 4 к Информационной карте документации об Аукционе неверно указаны единицы измерения, а именно: вместо "см" указаны "мм".
2. Сведения, указанные в Приложении N 4 к Информационной карте документации об Аукционе не соответствуют сведениям, указанным в проектной документации, а именно: в позиции N 125 Приложения N 4 к Информационной карте документации об Аукционе установлено требование "Марка бетона по морозостойкости не менее F200", тогда как в проектной документации указано "Марка бетона по морозостойкости F300".
3. В проектной документации том 4 Путепровод на ПК620+03 отсутствуют Чертежи PDF: лист N 71 Инв. N 54086-M и лист N 72 Инв. N 54090-M. Данные листы необходимы для заполнения 1-ой части заявки на участие в Аукционе.
4. В подпункте "г" пункта 5.2 проекта контракта документации об Аукционе неправомерно установлено требование к генеральному подрядчику о том, что "при отсутствии в составе проектной документации разработать рабочую документацию и представить на согласование Заказчику".
5. Обоснование начальной (максимальной) цены контракта не соответствует требованиям Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о размещении заказов).
Представители Заказчика не согласились с доводами Заявителя и сообщили, что при проведении Аукциона Заказчик действовал в соответствии с положениями Закона о размещении заказов.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
В соответствии с извещением о проведении Аукциона, документацией об Аукционе, протоколами, составленными при размещении заказа:
1) извещение о проведении Аукциона размещено на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг www.zakupki.gov.ru (далее - Официальный сайт) - 23.12.2014;
2) начальная (максимальная) цена контракта - 6 318 551 690 рублей;
3) дата окончания срока подачи заявок на участие в Аукционе 12.03.2014.
В соответствии с частью 1 статьи 112 Закона о контрактной системе указанный закон применяется к отношениям, связанным с осуществлением закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных или муниципальных нужд, извещения об осуществлении которых размещены в единой информационной системе или на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг либо приглашения принять участие в которых направлены после дня вступления в силу Закона о контрактной системе. К отношениям, возникшим до дня вступления в силу Закона о контрактной системе, он применяется в части прав и обязанностей, которые возникнут после дня его вступления в силу, если иное не предусмотрено статьей 112 Закона о контрактной системе. Государственные и муниципальные контракты, гражданско-правовые договоры бюджетных учреждений на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд заказчиков, заключенные до дня вступления в силу Закона о контрактной системе, сохраняют свою силу.
Следовательно, проведение Аукциона осуществляется в соответствии с Законом о размещении заказов.
1. Согласно доводу жалобы Заявителя, в документации об Аукционе содержится неточная информация, а именно: в пункте 33 "Инструкция по заполнению заявки" Информационной карты документации об Аукционе "Качественные характеристики (потребительские свойства) товаров, предлагаемых участником размещения заказа при выполнении работ, по своим конкретным показателям должны соответствовать значениям, установленным в Приложении N 4 к Информационной карте и технической документации (технический паспорт и т.п.) на предлагаемый товар". Вместе с тем, согласно ответу Заказчика от 17.01.2014 N 23-01-82 на запрос о разъяснении положений документации об Аукционе указано, что "следует руководствоваться и проектной документацией". Кроме того, в позициях 135, 138, 139 Приложения N 4 к Информационной карте документации об Аукционе неверно указаны единицы измерения, а именно: вместо "см" указаны "мм".
В соответствии с пунктом 1 части 3 статьи 41.6 Закона о размещении заказов документация об открытом аукционе в электронной форме должна содержать требования к содержанию и составу заявки на участие в открытом аукционе в электронной форме в соответствии с частями 4 и 6 статьи 41.8 Закона о размещении заказов и инструкцию по ее заполнению.
На заседании Комиссии представители Заказчика пояснили, что при формировании документации об Аукционе допущена опечатка, при заполнении характеристик по позициям 135, 138, 139 Приложения N 4 к Информационной карте документации об Аукционе следует руководствоваться данными проектной документации, размещенной на Официальном сайте. Аналогичная информация размещена Заказчиком 24.01.2014 на Официальном сайте в ответ на запрос о разъяснении положений документации об Аукционе.
Представители Заказчика на заседании Комиссии также пояснили, что 24.02.2014 Заказчиком внесены изменения в документацию об Аукционе, согласно которым "пункт 33 "Инструкция по заполнению заявки" Информационной карты документации об Аукционе "Первая часть заявки на участие в открытом аукционе в электронной форме должна содержать, в том числе: конкретные показатели должны соответствовать Приложению 4 к Информационной карте, не должны противоречить проектному решению, технической документации и должны соответствовать требованиям, установленным Приложением 5 к проекту государственного контракта (Часть III документации об аукционе в электронной форме)".
На заседании Комиссии установлено, что в документации об Аукционе установлены требования к используемым товарам, вместе с тем, требования (значения) к товарам содержат противоречивые показатели, так, например: согласно пункту 135 Приложения N 4 к Информационной карте документации об Аукционе "Стойка опоры ОПР3 путепровода на пике шестьсот двадцать плюс ноль три - габаритный размер: ширина - не менее 750 мм". При этом согласно тому 4 "Путепровод на ПК620+03. Чертежи PDF. л. 33 Опора ОПр2 (ОПр3, опР4). Опалубочный чертеж стойки" проектной документации "Габаритные размеры: ширина "Стойки опоры ОПР3 путепровода на пике шестьсот двадцать плюс ноль три - 8720 см".
Таким образом, Комиссия приходит к выводу о том, что инструкция по заполнению первой части заявки на участие в Аукционе, установленная Заказчиком, Уполномоченным органом в пункте 33 "Инструкция по заполнению заявки" Информационной карты документации об Аукционе, не позволяет участнику размещения заказа сформировать заявку на участие в Аукционе, соответствующую требованиям Приложения N 4 к Информационной карте документации об Аукционе и проектной документации.
Действия Заказчика, Уполномоченного органа, не установивших в документации об Аукционе надлежащую инструкцию по заполнению заявки на участие в Аукционе нарушают пункт 1 части 3 статьи 41.6 Закона о размещении заказов.
2. Согласно доводу жалобы Заявителя сведения, указанные в Приложении N 4 к Информационной карте документации об Аукционе не соответствуют сведениям, указанным в проектной документации, а именно: в позиции N 125 Приложения N 4 к Информационной карте документации об Аукционе установлено требование "Марка бетона по морозостойкости не менее F200", тогда как в проектной документации указано "Марка бетона по морозостойкости F300".
В соответствии с пунктом 1 части 4 статьи 41.6 Закона о размещении заказов документация об открытом аукционе в электронной форме наряду с предусмотренными частью 3 статьи 41.6 Закона о размещении заказов сведениями должна содержать следующие сведения о товарах, работах, об услугах, соответственно на поставку, выполнение, оказание которых размещается заказ, и об условиях исполнения контракта: требования к качеству, техническим характеристикам товара, работ, услуг, требования к их безопасности, требования к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, требования к размерам, упаковке, отгрузке товара, требования к результатам работ и иные показатели, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемых работ, оказываемых услуг потребностям заказчика.
На заседании Комиссии представители Заказчика пояснили, что документация об Аукционе не содержит в себе противоречивых сведений, поскольку указанный в позиции N 125 Приложения N 4 к Информационной карте документации об Аукционе диапазон - "Марка бетона по морозостойкости не менее F200", включает в себя показатель "Марка бетона по морозостойкости F300".
Таким образом, довод жалобы Заявителя не нашел своего подтверждения.
3. Согласно доводу жалобы Заявителя, в проектной документации том 4 Путепровод на ПК620+03 отсутствуют Чертежи PDF: лист N 71 Инв. N 54086-M и лист N 72 Инв. N 54090-M. Данные листы необходимы для заполнения 1-ой части заявки на участие в Аукционе.
На заседании Комиссии представители Заказчика пояснили, что 24.02.2014 в документацию об Аукционе Заказчиком внесены изменения, в том числе: в проектную документацию в том 4 Путепровод на ПК620+03 добавлены Чертежи PDF: лист N 71 Инв. N 54086-M и лист N 72 Инв. N 54090-M.
Таким образом, довод жалобы Заявителя не нашел своего подтверждения.
4. Согласно доводу жалобы Заявителя, в подпункте "г" пункта 5.2 проекта контракта документации об Аукционе неправомерно установлено требование к генеральному подрядчику о том, что "при отсутствии в составе проектной документации разработать рабочую документацию и представить на согласование Заказчику".
Представители Заказчика на заседании Комиссии пояснили, что в связи с наличием рабочей документации в составе проектной документации необходимость в разработке рабочей документации отсутствует. Размещенный проект контракта является универсальным, в связи с чем устанавливает обязанность генерального подрядчика по разработке и согласованию рабочей документации в случае ее отсутствия в проектной документации.
На заседании Комиссии установлено, что 24.02.2014 в документацию об Аукционе Заказчиком внесены изменения, в том числе в проект контракта - согласно подпункту "г" пункта 5.2 проекта контракта документации об Аукционе "при отсутствии в составе проектной документации разработать рабочую документацию либо откорректировать имеющуюся рабочую документацию в случае необходимости и с учетом приложения N 14 к контракту и представить на согласование Заказчику", что не противоречит Закону о размещении заказов.
Таким образом, довод жалобы Заявителя не нашел своего подтверждения.
5. В соответствии с частью 2 статьи 19.1 Закона о размещении заказов в конкурсной документации указывается обоснование начальной (максимальной) цены контракта (цены лота), содержащее полученные заказчиком, уполномоченным органом информацию или расчеты и использованные заказчиком источники информации о ценах товаров, работ, услуг, в том числе путем указания соответствующих сайтов в сети "Интернет" или иного указания.
При этом если источником информации о ценах на товары, работы, услуги являются полученные от поставщиков сведения о ценах, заказчик (уполномоченный орган) указывает в обосновании начальной (максимальной) цены контракта реквизиты полученных от поставщиков ответов на запросы информации о ценах.
Если заказчик, уполномоченный орган осуществляют свои расчеты начальной (максимальной) цены контракта, соответствующие расчеты должны быть приведены в полном объеме в документации о торгах.
В случае использования в качестве обоснования начальной (максимальной) цены контракта иных источников информации о ценах на товары, работы, услуги в документации о торгах, также должны содержаться реквизиты источников такой информации (например, реквизиты общедоступного исследования рынка, средства массовой информации и т.д.), обеспечивающие возможность проверки соблюдения предусмотренного Законом о размещении заказов порядка обоснования начальной (максимальной) цены контракта в течение всего срока хранения документации о торгах.
На заседании Комиссии установлено, что обоснование начальной (максимальной) цены контакта в нарушение части 2 статьи 19.1 Закона о размещении заказов не содержит указанных выше сведений.
Действия Заказчика, Уполномоченного органа, утвердивших документацию об Аукционе, не соответствующую требованиям Закона о размещении заказов, содержат признаки административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15, пунктом 2 части 22 статьи 99, частью 8 статьи 106, частью 1 статьи 112 Закона о контрактной системе, Комиссия решила:
1. Признать жалобу ЗАО "Корпорация "Атомстройкомплекс" обоснованной в части не установления в документации об Аукционе надлежащей инструкции по заполнению первой части заявки на участие в Аукционе, отсутствия в документации об Аукционе надлежащего обоснования начальной (максимальной) цены контракта.
2. Признать в действиях Заказчика, Уполномоченного органа нарушение части 2 статьи 19.1, пункта 1 части 3 статьи 41.6 Закона о размещении заказов.
3. Выдать Заказчику, Уполномоченному органу, Оператору электронной площадки предписание об устранении нарушений законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок.
4. Передать соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России материалы дела от 25.02.2014 N К-368/14 для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной антимонопольной службы от 25 февраля 2014 г. N К-368/14 "О нарушении законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок"
Текст решения официально опубликован не был