Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
ведущего заседание Комиссии - заместителя начальника правового отдела Управления контроля размещения государственного заказа Мироненко П.А.,
членов Комиссии:
ведущего консультанта отдела рассмотрения жалоб Управления контроля размещения государственного заказа Нестеренко А.В.,
главного государственного инспектора отдела проверок Управления контроля размещения государственного заказа Лобас А.А.,
при участии представителей Санкт-Петербургского городского суда Щемель В.Д., ООО "Голден С" Витковой Л.А., представители ЗАО "Сбербанк-АСТ" на заседание Комиссии не явились, о дате, времени и месте рассмотрения жалобы уведомлены надлежащим образом,
рассмотрев жалобу ООО "Голден С" (далее - Заявитель) на действия Санкт-Петербургского городского суда (далее - Заказчик) при проведении ЗАО "Сбербанк-АСТ" (далее - Оператор электронной площадки) открытого аукциона в электронной форме на право заключения государственного контракта на оказание услуг по комплексному обслуживанию помещений и прилегающих территорий Санкт-Петербургского городского суда (номер извещения 0172100007014000001) (далее - Аукцион), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), установила:
В Федеральную антимонопольную службу поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Оператором электронной площадки Аукциона.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены следующими действиями Заказчика:
1. Извещение о проведении Аукциона не содержит даты окончания срока рассмотрения первых частей заявок участников закупки на участие в Аукционе.
2. Обоснование и расчет начальной (максимальной) цены контракта, установленные Заказчиком в документации об Аукционе, не соответствуют требованиям Закона о контрактной системе.
3. Заказчиком неправомерно размещены две действующие редакции документации об Аукционе на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг www.zakupki.gov.ru (далее - Официальный сайт).
4. Требования к банковской гарантии, установленные в информационной карте документации об Аукционе, противоречат требованиям к банковской гарантии, установленным в проекте контракта документации об Аукционе.
5. Заказчиком в документации об Аукционе неправомерно установлена персональная ответственность исполнителя за выполнение работ по контракту. Кроме того, установленный размер штрафов не соответствует законодательству Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок.
6. Заказчиком в документации об Аукционе не установлены надлежащим образом объемы выполняемых работ, их технические и качественные характеристики.
7. В документации об Аукционе установлено требование к наличию у участника закупки производственных мощностей для выполнения работ по контракту.
8. В Техническом задании документации об Аукционе не установлены параметры эквивалентности.
Представитель Заказчика не согласился с доводами Заявителя и сообщил, что при проведении Аукциона Заказчик действовал в соответствии с положениями Закона о контрактной системе.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
В соответствии с извещением о проведении Аукциона, документацией об Аукционе, протоколами, составленными при размещении заказа:
1) извещение о проведении Аукциона размещено на Официальном сайте - 20.01.2014;
2) начальная (максимальная) цена контракта - 19 980 000 рублей;
3) дата окончания срока подачи заявок на участие в Аукционе - 03.03.2014.
1. Согласно части 5 статьи 112 Закона о контрактной системе Правительством Российской Федерации устанавливаются порядок и сроки ввода в эксплуатацию единой информационной системы. До ввода в эксплуатацию единой информационной системы информация, подлежащая размещению в единой информационной системе, размещается в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, ведение и обслуживание которого осуществляются по правилам, действовавшим до дня вступления в силу настоящего Федерального закона. Федеральный орган исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок до ввода в эксплуатацию единой информационной системы осуществляет ведение официального сайта, в том числе обслуживание пользователей сайта, и развитие официального сайта в части формирования функциональных требований. Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий правоприменительные функции по кассовому обслуживанию исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, до ввода в эксплуатацию единой информационной системы осуществляет обслуживание официального сайта, в том числе обеспечение бесперебойного функционирования официального сайта, развитие официального сайта в соответствии с функциональными требованиями, установленными федеральным органом исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок.
Согласно части 1 статьи 65 Закона о контрактной системе в случае проведения электронного аукциона заказчик размещает в единой информационной системе документацию о таком аукционе в сроки, указанные в частях 2 и 3 статьи 63 Закона о контрактной системе, одновременно с размещением извещения о проведении такого аукциона.
В соответствии с пунктом 2 части 5 статьи 63 Закона о контрактной системе в извещении о проведении электронного аукциона указывается дата окончания срока рассмотрения заявок на участие в аукционе в соответствии с частью 2 статьи 67 Закона о контрактной системе.
На заседании Комиссии установлено, что извещение о проведении Аукциона, размещенное на Официальном сайте, содержит сведения о дате окончания срока рассмотрения первых частей заявок участников закупки на участие в Аукционе, а именно - 06.03.2014.
2. В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
Согласно пункту 2.1 Приказа Минэкономразвития России от 02.10.2013 N 567 "Об утверждении Методических рекомендаций по применению методов определения начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем)" обоснование начальной (максимальной) цены контракта заключается в выполнении расчета указанной цены с приложением справочной информации и документов либо с указанием реквизитов, на основании которых выполнен расчет.
В соответствии с Информационной картой документации об Аукционе "начальная (максимальная) цена контракта определяется и обосновывается заказчиком посредством применения следующих методов: 1) метод сопоставимых рыночных цен (анализа рынка). При анализе рынка Заказчиком были запрошены коммерческие предложения от следующих организаций:
- Коммерческое предложение N 1 от 15.01.2014 г.,
- Коммерческое предложение N 2 от 15.01.2014 г.,
- Коммерческое предложение N 3 от 16.01.2014 г."
На заседании Комиссии представитель Заказчика представил указанные ответы на запросы коммерческих предложений. Вместе с тем, представитель Заказчика пояснил, что Законом о контрактной системе не установлено требование об указании коэффициента вариации в обосновании начальной максимальной цены контракта документации об Аукционе.
Таким образом, довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
3. В соответствии с частью 6 статьи 65 Закона о контрактной системе Заказчик по собственной инициативе или в соответствии с поступившим запросом о даче разъяснений положений документации об электронном аукционе вправе принять решение о внесении изменений в документацию о таком аукционе не позднее чем за два дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе. Изменение объекта закупки и увеличение размера обеспечения данных заявок не допускаются. В течение одного дня с даты принятия указанного решения изменения, внесенные в документацию о таком аукционе, размещаются заказчиком в единой информационной системе. При этом срок подачи заявок на участие в таком аукционе должен быть продлен так, чтобы с даты размещения изменений до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе этот срок составлял не менее чем семь дней.
На заседании Комиссии представитель Заказчика сообщил, что в соответствии с положениями Закона о контрактной системе Заказчиком внесены изменения в документацию об Аукционе от 20.02.2014. Вместе с тем, на Официальном сайте содержится указание на дату редакции документаций об Аукционе, что не ограничивает участников закупки в ознакомлении с действительной редакцией документации об Аукционе.
Таким образом, довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
4. В соответствии с частью 2 статьи 45 Закона о контрактной системе банковская гарантия должна содержать: 1) сумму банковской гарантии, подлежащую уплате гарантом заказчику в установленных частью 13 статьи 44 Закона о контрактной системе в случаях, или сумму банковской гарантии, подлежащую уплате гарантом заказчику в случае ненадлежащего исполнения обязательств принципалом в соответствии со статьей 96 Закона о контрактной системе; 2) обязательства принципала, надлежащее исполнение которых обеспечивается банковской гарантией; 3) обязанность гаранта уплатить заказчику неустойку в размере 0,1 процента денежной суммы, подлежащей уплате, за каждый календарный день просрочки; 4) условие, согласно которому исполнением обязательств гаранта по банковской гарантии является фактическое поступление денежных сумм на счет, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику; 5) срок действия банковской гарантии с учетом требований статей 44 и 96 Закона о контрактной системе; 6) отлагательное условие, предусматривающее заключение договора предоставления банковской гарантии по обязательствам принципала, возникшим из контракта при его заключении, в случае предоставления банковской гарантии в качестве обеспечения исполнения контракта; 7) установленный Правительством Российской Федерации перечень документов, предоставляемых заказчиком банку одновременно с требованием об осуществлении уплаты денежной суммы по банковской гарантии.
Согласно информационной карте документации об Аукционе "безотзывная банковская гарантия должна содержать следующие условия исполнения банком-гарантом своих обязательств: а) если принципал не выполнил предусмотренные контрактом обязательства при поставке товара, выполнении работ, оказании услуг; б) если принципал нарушил установленные заказчиком сроки устранения обнаруженных им недостатков в поставленных товарах, выполненных работах, оказанных услугах; в) если принципал некачественно выполнил работы, оказал услуги, поставил некачественный товар, предусмотренные контрактом; г) выполнение принципалом предусмотренных контрактом (договором) работ в объеме выданного бенефициаром аванса и/или возврат принципалом неиспользованного аванса бенефициару в установленные контрактом (договором) сроки". Вместе с тем, проектом контракта документации об Аукционе не предусмотрены авансовые выплаты, таким образом, данное требование ограничивает число участников закупки.
На заседании Комиссии представитель Заказчика пояснил, что в информационной карте документации об Аукционе указаны общие условия исполнения банком-гарантом своих обязательств, при этом в связи с тем, что проектом контракта не предусмотрены авансовые выплаты, таким образом, Заказчиком не предъявляются требования к банковской гарантии, а именно: "выполнение принципалом предусмотренных контрактом (договором) работ в объеме выданного бенефициаром аванса и/или возврат принципалом неиспользованного аванса бенефициару в установленные контрактом (договором) сроки".
Таким образом, довод Заявителя о том, что требования к банковской гарантии, установленные в информационной карте документации об Аукционе, противоречат требованиям к банковской гарантии, установленным в проекте контракта документации об Аукционе, не нашел своего подтверждения.
5. В соответствии с частью 4 статьи 34 Закона о контрактной системе в контракт включается обязательное условие об ответственности заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом.
В соответствии с частью 6 статьи 34 Закона о контрактной системе в случае просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом, а также в иных случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, заказчик направляет поставщику (подрядчику, исполнителю) требование об уплате неустоек (штрафов, пеней).
В соответствии с пунктом "б" части 4 Постановления Правительства Российской Федерации от 25.11.2013 N 1063 "Об утверждении Правил определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом" за ненадлежащее исполнение поставщиком (исполнителем, подрядчиком) обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом, размер штрафа устанавливается в виде фиксированной суммы, в размере 5 процентов цены контракта в случае, если цена контракта составляет от 3 млн. рублей до 50 млн. рублей.
На заседании Комиссии представитель Заявителя сообщил, что в соответствии с пунктом 12.2 проекта контракта документации об Аукционе "за каждый факт нарушения Исполнителем условий Контракта и Технического задания, не связанного со сроками оказания услуг Исполнитель обязан уплатить Государственному заказчику штраф в размере 0,5% (ноль целых пять десятых процента) от цены Контракта".
Таким образом, действия Заказчика, установившего размер штрафа, выплачиваемого Исполнителем за каждый факт нарушения условий Контракта и Технического задания, в размере 0,5% от цены контракта, нарушают часть 6 статьи 34 Закона о контрактной системе.
6. В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться, в том числе том, что описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
На заседании Комиссии представитель Заявителя сообщил, что в документации об Аукционе ненадлежащим образом установлены объемы работ и указаны объекты работ. Так например, представитель Заявителя сообщил, что в Техническом задании документации об Аукционе установлено, что уборке подлежат помещения, в том числе с покрытием "Мармолиум" площадью 5 251,70 кв.м. Кроме того, в документации об Аукционе содержатся сведения, в том числе и об уборке сооружений. По мнению представителя Заявителя, указанные характеристики не соответствуют действительности.
Вместе с тем, представитель Заказчика пояснил, что Заказчиком в информационной карте документации об Аукционе установлено место выполнения работ, при этом по указанному адресу местонахождения Заказчика расположены в том числе сооружения. Также, представитель Заказчика сообщил, что объемы выполняемых работ установлены в соответствии с потребностями Заказчика и не ограничивают число участников закупки.
Таким образом, довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
7. В соответствии с частью 3 статьи 33 Закона о контрактной системе не допускается включение в документацию о закупке (в том числе в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работы или услуги, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара) требований к производителю товара, к участнику закупки (в том числе требования к квалификации участника закупки, включая наличие опыта работы), а также требования к деловой репутации участника закупки, требования к наличию у него производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, для выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику закупки предусмотрена Законом о контрактной системе.
На заседании Комиссии представитель Заявителя сообщил, что в соответствии с таблицей 1.1. Технического задания документации об Аукционе производится "мойка полов поломоечными машинами с использованием моющего раствора", что является требованием к производственным мощностям Исполнителя и ограничивает число участников закупки.
На заседании Комиссии представитель Заказчика пояснил, что указанное требование установлено в соответствии с потребностями Заказчика и не ограничивает число участников закупки.
Вместе с тем, представителем Заявителя не представлено надлежащих доказательств того, что требование о мойке полов поломоечными машинами, установленное Заказчиком в документации об Аукционе, является требованием к производственным мощностям Исполнителя и ограничивает число участников закупки.
8. В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться правилами, в том числе, описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
9. В соответствии с пунктом 1.5.27 документации об Аукционе "Полотенца должны быть двухслойные, белого цвета, длиной не менее ста шестидесяти (160) м, не менее шестисот сорока (640) листов в рулоне. Должны состоять из экологически чистого материала (например, HydraTek, либо эквивалент). Обладать высокой впитываемостью. Иметь тиснение синего цвета. Ширина рулона должна быть не менее девятнадцати (19) см, не более двадцати (20) см".
На заседании Комиссии установлено, что указанное требование к материалу полотенец, установленное Заказчиком в документации об Аукционе, сопровождается словами "либо эквивалент", что не противоречит положениям Закона о контрактной системе.
Таким образом, довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
Действия Заказчика, утвердившего документацию об Аукционе, не соответствующую требованиям Закона о контрактной системе, содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15, пунктом 2 части 22 статьи 99, частью 8 статьи 106, частью 1 статьи 112 Закона о контрактной системе, Комиссия решила:
1. Признать жалобу ООО "Голден С" обоснованной в части установления размера штрафа 0,5% от цены контракта.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение части 6 статьи 34 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику, Оператору электронной площадки предписание об устранении нарушений законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок.
4. Передать соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России материалы дела от 28.02.2014 N К-382/14 для рассмотрения вопроса о возбуждении дел об административных правонарушениях.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной антимонопольной службы от 28 февраля 2014 г. N К-382/14 "О нарушении законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок"
Текст решения официально опубликован не был