Определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 12 марта 2014 г. N 8-АПГ14-1
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего Пирожкова В.Н.,
судей Анишиной В.И., Меркулова В.П.,
при секретаре Паршиной М.И.
рассмотрела в судебном заседании дело по апелляционным представлению прокурора Ярославской области, жалобам Ярославской областной Думы, Губернатора Ярославской области, Избирательной комиссии Ярославской области на решение Ярославского областного суда от 6 декабря 2013 года.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда РФ Пирожкова В.Н., объяснения представителей Ярославской областной Думы Красновой О.М. и Смирновой О.В., Губернатора Ярославской области Штарёва П.В., Избирательной комиссии Ярославской области Маркова Н.В., поддержавших доводы апелляционных жалоб, заключение прокурора Генеральной прокуратуры РФ Засеевой Э.С., полагавшей решение оставить без изменения, Судебная коллегия
установила:
статьей 83 Закона Ярославской области от 2 июня 2003 года N 27-з "О выборах в органы государственной власти Ярославской области и органы местного самоуправления муниципальных образований Ярославской области" установлен порядок голосования избирателей вне помещения для голосования, пункт 1 которой предоставляет возможность участвовать в голосовании всем избирателям, которые внесены в список избирателей на данном избирательном участке и которые по состоянию здоровья или любой другой уважительной причине не могут прибыть в помещение для голосования.
Симон А.А. обратился в суд с заявлением о признании данной нормы недействующей, поскольку она противоречит пункту 1 статьи 66 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации".
Решением Ярославского областного суда от 6 декабря 2013 года заявление Симона А.А. удовлетворено.
В апелляционных представлении прокурора Ярославской области, жалобах Ярославской областной Думы, Губернатора Ярославской области, Избирательной комиссии Ярославской области ставится вопрос об отмене решения суда и принятии нового решения об отказе в удовлетворении заявления.
Судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
Согласно статьи 61 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" голосование проводится в помещении, в котором размещаются кабины или иные специально оборудованные места для тайного голосования.
В тех случаях, когда избиратели не могут самостоятельно по уважительным причинам (по состоянию здоровья, инвалидности) прибыть в помещение для голосования, участковая комиссия обязана обеспечить возможность участия в голосовании вне помещения для голосования (пункт 1 статьи 66 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации").
Оспариваемая заявителем норма Закона Ярославской области (пункт 1 статьи 83) предоставляет возможность избирателям голосовать вне помещения для голосования по любым другим уважительным причинам.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции, признавая недействующей данную норму, пришел к правильному выводу о том, что законодателем Ярославской области перечень оснований, по которым избиратель имеет возможность голосовать вне помещения для голосования, расширен по сравнению с соответствующей нормой Федерального закона.
Согласно пункта 6 статьи 1 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" законы субъектов Российской Федерации не должны противоречить данному федеральному закону.
Суд обоснованно не согласился с доводами заинтересованных лиц, ссылавшихся на то, что установленная оспариваемой нормой Закона области возможность проголосовать вне помещения для голосования и по другим уважительным причинам, является дополнительной гарантией для избирателей.
Голосование вне помещения для голосования является исключением из общего порядка голосования и федеральным законодателем такая возможность предоставлена только в тех случаях, когда избиратель не может самостоятельно явиться в помещение для голосования по уважительным причинам (по состоянию здоровья, инвалидности) (пункт 1 статьи 66 Федерального закона).
Таким образом, голосование вне помещения для голосования по любой другой уважительной причине не может быть признана той гарантией избирательных прав, которая дополняет гарантии, установленные федеральным законом.
Доводы апелляционных представления прокурора и жалоб заинтересованных лиц аналогичны тем доводам, которые были проверены судом первой инстанции.
Руководствуясь статьями 328, 329 ГПК РФ, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации определила:
решение Ярославского областного суда от 6 декабря 2013 года оставить без изменения, апелляционные представление прокурора Ярославской области, жалобы Ярославской областной Думы, Губернатора Ярославской области, Избирательной комиссии Ярославской области - без удовлетворения.
Председательствующий |
Пирожков В.Н. |
Судьи |
Анишина В.И. |
|
Меркулов В.П. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 12 марта 2014 г. N 8-АПГ14-1
Текст определения официально опубликован не был