Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека направляет для использования в работе резолюцию региональных совещаний по вопросам совершенствования эпидемиологического надзора за корью и краснухой, состоявшихся в 2013 году.
Приложение: 5 л. в 1 экз.
Врио руководителя |
А. Ю. Попова |
Резолюция
региональных совещаний по совершенствованию эпидемиологического надзора за корью и краснухой (2013 г.).
В рамках реализации программы "Профилактика кори и краснухи в период верификации их элиминации в Российской Федерации (2013 - 2015 гг.)", в соответствии с приказом Роспотребнадзора N 426 от 24.06.2013 "О проведении совещаний по совершенствованию эпиднадзора за корью и краснухой в Российской Федерации", Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека в г. Москве 12-13 ноября 2013 г. и г. Перми 26-27 ноября 2013 г. проведены региональные совещания по вопросам совершенствования эпидемиологического надзора за корью и краснухой в Российской Федерации.
В работе совещаний приняли участие представители Национального научно-методического центра по надзору за корью и краснухой (ННМЦ), руководители и специалисты 10 региональных центров по надзору за корью и краснухой, ФБУЗ "Федеральный центр гигиены и эпидемиологии", а также специалисты управлений Роспотребнадзора по субъектам Российской Федерации.
На совещании рассмотрена современная эпидемиологическая ситуация по кори и краснухе в мире, странах Европейского и Азиатского регионов, ее влияние на эпидемиологическую ситуацию в Российской Федерации, Глобальная и Европейская стратегии элиминации кори и краснухи на современном этапе, актуальные вопросы поддержания процесса элиминации кори и краснухи в Российской Федерации. Специалистами управлений Роспотребнадзора по субъектам Российской Федерации были представлены отчеты о реализации программы элиминации кори и результатах эпидемиологического надзора за краснухой в регионах.
Участники совещания констатируют, что на подавляющем большинстве территорий Российской Федерации:
- обеспечен охват прививками против кори и краснухи декретированных возрастных групп детского населения на уровне, превышающем 95%;
- достигнут высокий уровень охвата прививками против кори взрослого населения в возрасте 18-35 лет, постоянно проживающего на территориях субъектов Российской Федерации; осуществляется ревакцинация против кори лиц, в возрасте 18-35 лет, привитых против кори однократно;
- в отдельных субъектах Российской Федерации начата работа по иммунизации против кори мигрантов и других труднодоступных групп населения (цыгане, члены религиозных общин).
- соблюдается объем и сроки обследования пациентов с заболеваниями, сопровождающимися лихорадкой и пятнисто-папулезной сыпью с целью активного выявления случаев кори;
- в субъектах Российской Федерации органами управления здравоохранением совместно со специалистами управлений Роспотребнадзора по субъектам Российской Федерации проводятся рейдовые проверки работы медицинских организаций по иммунизации
Вместе с тем, в 2013 году на территории Российской Федерации продолжали регистрироваться групповые заболевания корью в медицинских учреждениях с внутрибольничным распространением инфекции, а также локальные вспышки кори. Всего за 2013 года зарегистрировано 2323 случая кори (показатель 1,6 на 100 тысяч населения) на 57 территориях, заболеваемость выросла на 10% по сравнению с 2012 годом. На территорию России из стран ближнего и дальнего зарубежья импортировано 39 (1,7%) случаев кори.
Следует отметить, что 505 (21,7%) случаев кори зарегистрировано в г. Москве, 250 (10,8%) - в Московской области, 320 (13,8%) - в Р. Дагестан, 214 (9,2%) - в Астраханской области, 52 (2,2%) случаев - в Саратовской области, 57 (2,5%) в РСО (Алания). Заболеваемость корью на указанных территориях составляет 60,2% всех случаев кори, зарегистрированных в Российской Федерации в 2013 году.
Причинами распространения инфекции по-прежнему остаются: поздняя диагностика заболеваний вследствие отсутствия настороженности медработников в отношении кори, несвоевременная изоляция заболевших, позднее начало и неполный объем противоэпидемических мероприятий в очагах, дефицит противокоревой вакцины для своевременного проведения иммунизации в очагах по эпидемическим показаниям, нарушения санитарно-противоэпидемического режима в медицинских организациях, отсутствие прививок у детей и взрослых, находящихся на госпитализации, а также формирование когорты детского и взрослого населения, не привитого против кори по причине отказов.
Из-за отказов от профилактических прививок наблюдается снижение охвата прививками против кори в декретированных возрастах в ряде субъектов Российской Федерации: Ленинградской область (1 год - 94,1%), Республика Марий Эл (1 год - 93,1% ), Алтайский край (1 год - 93,8%), Чувашская Республика (1 год - 93,5%), ХМАО (1 год - 94,4%, 6 лет - 92,2%), что свидетельствует о недостатках в информационной работе с населением.
Продолжают регистрироваться групповые заболевания корью среди мигрирующего не привитого цыганского населения, среди групп населения, отказывающегося от иммунизации детей по религиозным убеждениям.
Участники совещания отмечают снижение заболеваемости краснухой в 2013 г. - 172 (0,12 на 100 тыс. нас.) случаев, что в 5,9 раза ниже уровня аналогичного периода прошлого года. Лабораторно подтверждено 92,6% случаев, 6,42% - эпидемиологически связаны с подтвержденными случаями, 0,98% диагнозов поставлено клинически.
По сравнению с предыдущим годом улучшилась работа по своевременному введению данных эпидрасследования в единую информационную систему КИСИД.
Однако, в Калужской, Орловской, Ярославской, Тамбовской, Московской Ивановской, Мурманской, Архангельской областях, Еврейской автономной области, Забайкальском крае, Республике Коми по-прежнему не присваиваются единые эпидномера клиническим образцам для направления на лабораторную диагностику и картам эпидрасследования случая кори/краснухи. В ряде территорий не соблюдаются сроки доставки в лабораторию регионального центра сывороток крови от больных корью, от лиц с подозрением на это заболевание, а также от больных с "экзантемными" заболеваниями (республики Татарстан, Дагестан, Ярославская, Вологодская, Пензенская, Челябинская, Тюменская области, Красноярский, Хабаровский и Приморский края).
Отмечаются расхождения сведений о заболеваемости корью/краснухой в форме федерального государственного статистического наблюдения N 1 "Сведения об инфекционных и паразитарных заболеваниях" и в отчетных таблицах, представленных в региональные центры по надзору за корью и краснухой ( Республика Чечня, Московская область).
В результате обсуждения хода реализации программы, участники совещания считают целесообразным для поддержания процесса элиминации кори и краснухи:
1. Руководителям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья, руководителям управлений Роспотребнадзора по субъектам Российской Федерации:
1.1. Обеспечить достижение и поддержание высокого (не менее 95%) охвата прививками 2 дозами ЖКВ, с учетом данных переписи населения. Усилить контроль за достоверностью сведений об иммунизации.
1.2. Рекомендовать внедрение автоматизированного учета профилактических прививок в медицинских организациях с использованием сертифицированных программ.
1.3. Провести анализ работы по профилактике кори и краснухи в каждом субъекте Российской Федерации с оценкой ее эффективности и, в случае необходимости, организовать дополнительные профилактические мероприятия, направленные на стабилизацию эпидситуации, включая проведение внеплановой иммунизации групп риска (студентов, медицинских работников, торговых работников, трудовых мигрантов, кочующих групп населения и других труднодоступных контингентов).
1.4. При формировании новых крупных коллективов контролировать достоверность сведений о прививках.
1.5. Проводить анализ причин случаев заболевания корью и краснухой детей и взрослых, привитых против этих инфекций. Усилить контроль за соблюдением "холодовой цепи" на всех этапах хранения, транспортирования, применения ЖКВ и ЖКрВ. Обеспечить контроль за работой прививочных кабинетов.
1.6. При получении экстренного извещения на случай кори/краснухи присваивать эпидемический номер в установленном порядке для дальнейшего его использования в направлении клинического образца на исследования (диагностического и молекулярно-генетического) и "Карты эпидрасследования случая кори/краснухи"
1.7. Обеспечить проведение серологического мониторинга за напряженностью коллективного иммунитета к кори и краснухе в индикаторных группах населения (3-4 лет, 9-10 лет, 16-17 лет, 25- 29 лет, 30-35 лет и 40-49 лет) в соответствии с методическими указаниями МУ 3.1.2943-11 "Организация и проведение серологического мониторинга состояния коллективного иммунитета к инфекциям, управляемым средствами специфической профилактики (дифтерия, столбняк, коклюш, корь, краснуха, эпидемический паротит, полиомиелит, гепатит В)".
Выявленных серонегативных к вирусу кори лиц своевременно вакцинировать. Лиц с сомнительным результатом - прививать ЖКВ однократно. В случае направления материала на ретестирование в региональный центр, иммунизацию осуществлять после получения результатов исследования.
1.8. Осуществлять обязательное лабораторное подтверждение диагноза краснухи в лабораториях региональных центров.
1.9. При обследовании пациентов с подозрением на корь из эпидемических очагов и получении отрицательного результата направлять в лаборатории региональных центров вторую сыворотку крови.
1.10. В очагах кори для неспецифической защиты детей до 1 года жизни своевременно использовать иммуноглобулин.
1.11. Осуществлять учет лиц, не имеющих сведений о прививках против кори/краснухи и о перенесенном заболевании корью/краснухой, при наличии у них IgG антител к кори/краснухе, в форме федерального государственного статистического наблюдения N 6 "Сведения о контингентах детей, подростков и взрослых, привитых против инфекционных заболеваний" в графе "переболевшие".
1.12. При постановке на учет беременных рекомендовать проводить исследования в ИФА только на обнаружение Ig G антител к краснухе, исследование на IgM проводить только при подозрении на заболевание краснухой или при установленном контакте с больным краснухой в очаге.
1.13. Для проверки правильности постановки ИФА при определении в сыворотках крови уровня противокоревых IgG (серомониторинг) направлять в лаборатории региональных центров на ретестирование 50 сывороток крови (в основном отрицательных) с протоколами учёта исследований и указанием использованных тест-систем (для территорий МРЦ- по согласованному с лабораторией графику).
1.14. Рекомендовать направлять внеочередные донесения о 3-х и более случаях заболевания корью не только в адрес Роспотребнадзора, но и в ННМЦ по надзору за корью и краснухой.
2. Руководителям региональных центров по надзору за корью и краснухой:
2.1. В целях получения сопоставимых результатов рекомендовать использование при определении иммунитета к кори тест системы "Вектор - Бест", к краснухе - "Эколаб".
2.2. Строго в установленные сроки представлять в ННМЦ по надзору за корью и краснухой карты эпидемиологического расследования случаев кори и краснухи.
3. ННМЦ по надзору за корью и краснухой (ФБУН "МНИИЭМ им. Г.Н. Габричевского"):
3.1. Обратиться в Роспотребнадзор с предложениями:
- о подготовке письма главным государственным санитарным врачам ведомственных служб о необходимости представления сведений о заболевших корью и краснухой в адрес ФБУЗ - центров гигиены и эпидемиологии в субъектах Российской Федерации;
- о подготовке обращения в Минздрав России о включении в стандарты оказания медицинской помощи обследование лиц с экзантемными заболеваниями;
- о внесении изменений в форму N 6 в части учета сведений об иммунизации против краснухи женщин до 25 лет.
- о внесении изменений в Национальный календарь профилактических прививок в части иммунизации против кори медицинских работников без ограничения по возрасту.
- об организации проведения обучения в региональных центрах на рабочих местах эпидемиологов и вирусологов из прикрепленных субъектов Российской Федерации.
3.2. Направлять в адрес Региональных центров по надзору за корью и краснухой сведения о заболеваемости корью и краснухой в разрезе территорий.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Письмо Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от 12 февраля 2014 г. N 01/1529-14-32 "О резолюции региональных совещаний по эпиднадзору за корью и краснухой"
Текст письма официально опубликован не был