Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России от 12 марта 2014 г. N 03-03-10/10650
Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо по вопросу о порядке учета сумм уплаченного утилизационного сбора при определении налоговой базы по налогу на прибыль организации и сообщает следующее.
Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 264 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) суммы налогов и сборов, таможенных пошлин и сборов, начисленные в установленном законодательством Российской Федерации порядке (за исключением перечисленных в статье 270 Кодекса), в целях налогообложения прибыли организаций относятся к прочим расходам, связанным с производством и реализацией.
Утилизационный сбор не является сбором, установленным в соответствии Кодексом. Этот сбор установлен статьей 24.1 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (в редакции Федерального закона от 21.10.2013 N 278-ФЗ) и уплачивается в соответствии с порядком и по ставкам, установленным Правительством Российской Федерации.
Согласно пункту 1 статьи 51 Бюджетного кодекса Российской Федерации утилизационный сбор относится к неналоговым доходам федерального бюджета.
Таким образом, если утилизационный сбор не может быть учтен в целях налогообложения прибыли на основании подпункта 1 пункта 1 статьи 264 Кодекса, так как не является налоговым или таможенным платежом (сбором), то он подлежит учету при определении налоговой базы в составе прочих расходов, связанных с производством и реализацией, в соответствии с подпунктом 49 пункта 1 статьи 264 Кодекса, поскольку является обязательным платежом, уплачиваемым при ввозе или производстве колесных транспортных средств и шасси.
В соответствии с пунктом 1 и подпунктом 1 пункта 7 статьи 272 Кодекса расходы, принимаемые для целей налогообложения, признаются таковыми в том отчетном (налоговом) периоде, к которому они относятся. При этом датой осуществления расходов в виде сумм налогов (авансовых платежей по налогам), сборов и иных обязательных платежей признается дата их начисления.
Согласно Правилам взимания, исчисления, уплаты и взыскания утилизационного сбора в отношении колесных транспортных средств и шасси, а также возврата и зачета излишне уплаченных или излишне взысканных сумм этого сбора (утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 26.12.2013 N 1291) плательщики утилизационного сбора - крупнейшие производители колесных транспортных средств и шасси составляют расчеты этого сбора за каждый день производства (выдачи соответствующих паспортов транспортных средств, на бланках которых проставляется отметка о его уплате), для представления в налоговые органы в установленные сроки.
Уплата утилизационного сбора осуществляется крупнейшим производителем в течение 45 календарных дней, следующих за кварталом, в котором представлен расчет утилизационного сбора.
Установленный Правительством Российской Федерации порядок уплаты утилизационного сбора не позволяет сделать вывод, что исчисленный для уплаты в бюджет платеж является платежом по результатам деятельности налогоплательщика за определенный отчетный период (в данном случае - квартал). Сумма подлежащего уплате в бюджет утилизационного сбора представляет собой общую сумму этого сбора, исчисленную на основании сумм сбора, отраженного в расчетах, представленных плательщиком сбора в налоговый орган за истекший квартал.
При этом сумма утилизационного сбора, подлежащая уплате в бюджет, фактически определяется плательщиком в течение указанного 45-дневного срока, отведенного для его уплаты.
С учетом изложенных особенностей датой начисления утилизационного сбора, по нашему мнению, признается дата возникновения обязательств, связанных с уплатой сбора в бюджет. Соответственно, для целей налогообложения прибыли утилизационный сбор должен учитываться в составе прочих расходов того отчетного периода, в котором возникает соответствующая обязанность.
Плательщики, не признанные крупнейшими производителями колесных транспортных средств и шасси, уплачивают утилизационный сбор до представления в налоговые органы соответствующих расчетов. В этой связи данными плательщиками утилизационный сбор учитывается для целей налогообложения прибыли в аналогичном порядке.
Одновременно сообщаем, что при приобретении организацией транспортного средства, в отношении которого не был уплачен утилизационный сбор, уплаченный этой организацией сбор учитывается согласно пункту 1 статьи 257 Кодекса при определении стоимости этого основного средства, списываемой в дальнейшем в уменьшение налоговой базы по налогу на прибыль через суммы начисленной амортизации.
Директор Департамента |
И.В. Трунин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Утилизационный сбор не является налоговым или таможенным сбором. Это обязательный платеж, уплачиваемый при ввозе или производстве колесных транспортных средств и шасси. Он установлен Законом об отходах производства и потребления и уплачивается в порядке и по ставкам, определенным Правительством РФ.
Таким образом, при исчислении прибыли утилизационный сбор учитывается в составе прочих расходов в связи с производством и реализацией в других расходах.
Крупнейшие производители колесных транспортных средств и шасси уплачивают названный сбор в течение 45 календарных дней, следующих за кварталом, в котором представили в инспекцию его расчеты. Плательщики сбора, не являющиеся крупнейшими производителями, уплачивают его до подачи расчетов.
По мнению Минфина России, датой начисления утилизационного сбора признается момент возникновения обязательств по его уплате в бюджет. Следовательно, в целях налогообложения прибыли сбор учитывается в прочих расходах того отчетного периода, в котором возникла соответствующая обязанность.
Если организация приобрела транспортное средство, в отношении которого не уплачен утилизационный сбор, она учитывает его при определении стоимости указанного ОС, списываемой в уменьшение базы по налогу на прибыль через начисленную амортизацию.
Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России от 12 марта 2014 г. N 03-03-10/10650
Текст письма опубликован в приложении к газете "Учет. Налоги. Право" - "Официальные документы" от 8-14 апреля 2014 г. N 14